МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» г. ПОКРОВ

Обобщение опыта по теме:

«Проектная деятельность на уроках английского языка в средней школе в рамках реализации ФГОС второго поколения»

Выполнила: Лежнина Н.А.,

учитель английского языка,

высшей категории

Покров, 2021

Изменения в Российском образовании, связанные с переходом на ФГОС второго поколения четко определили приоритеты общего среднего образования, где главными задачами школы являются духовно-нравственное развитие ребенка, овладение ключевыми компетентностями и формирование универсальных учебных действий. Для того чтобы формировать такие умения, необходимо использовать в обучении деятельностные технологии.

Одной из современных технологий, реализующих системно-деятельностный подход в рамках реализации ФГОС, является метод проектов, который создает условия для развития обучающихся, обеспечивающих их самоидентификацию посредством личностно-значимой деятельности. Этот метод стимулирует интерес обучащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем. Самый главный принцип внедрения метода проектов – это применение обучащимися полученных знаний на практике и понимание их значения в своей личной жизни.

Метод проектов - это такая технология, по которой обучающиеся или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, редактирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением.

Используя метод проектов в своей практике, я обратила внимание на то, что, работая в составе группы по созданию проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и осуществляет самостоятельную организацию собственной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ. Через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Творческое мышление берет свое начало в проблемной ситуации, и мыслительные процессы направлены на ее разрешение. Сам процесс решения данной проблемной ситуации начинается с постановки гипотезы, мыслительного предвосхищения гипотезы и искомого результата. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Я использую метод проектов:

1. Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы английского языка.

2.Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы обучающиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.

3. Чтобы обучающиеся воспринимали английский язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой. Необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования английского языка в новой для них культуре.

В зависимости от доминирующей деятельности обучающихся я использую разнообразные виды проектов: творческие, исследовательские, ролевые, игровые, прикладные, информационные и т.п. Такое разнообразие вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

Проект в системе уроков английского языка

Важной составляющей каждого тематического блока УМК «Rainbow English» О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой является творческое проектное задание. К примеру, в учебниках 5 -9 классов всего 6 юнитов, в последнем степе каждого юнита обязательно есть проектное задание - Do project work 1. Подобные задания творческого характера дают возможность учащимся применять на практике вновь полученные знания и умения, сравнить свои работы с работами других учеников, проследить свои успехи в изучении английского языка от года к году.

В начальных классах мини рассказы, переводы стихов на русский язык, тематические альбомы, коллажи, постеры, открытки – применение проектного метода. Эти творческие задания являются элементами подготовки к проектной деятельности в группе в старших классах, каждый ученик «высказывается» по выбранной теме.

В 5-6 классах предпочтение отдается информационным, творческим или игровым, краткосрочным (1-2 урока) с открытой координацией проектам, когда учитель планирует каждый этап проекта, следит и направляет, при необходимости организует отдельные этапы. Проекты завершают работу над разделом и позволяет обобщить все изученное.

Например, проект на тему «Моя комната», «Семейное древо», «Мой питомец»

В 7-8 классах предпочтение отдается творческим, игровым, информационным или прикладным проектам, результаты которых ориентированы на социальные интересы участников проекта.

Например, проект на тему «Идеальная школа», «Еда и меню»

В старших классах предпочтение отдается исследовательским работам.

Старшеклассники более осознанно, более творчески подходят к созданию проекта. С учётом их интересов и проблем, которые их волнуют, были внедрены такие проекты, как: "Здоровый образ жизни", «Глобальные проблемы человечества», «Человек и природа», "Молодёжные группы", "Музыка".
Работа над проектом содержит определённые трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на иностранном языке: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей.

Неизбежны и языковые ошибки, т.к. часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определённые языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала предшествуют разработке проектов, а сами проекты провожу на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.
Работая по методу проектов, я убедилась, насколько меняется роль учителя. Моя роль - роль независимого консультанта. Необходимо в атмосфере делового сотрудничества подвести ученика к умению пользоваться информацией, работать с ней, отбирать нужные сведения. Самостоятельной работе учеников предшествует кропотливая и трудоемкая работа учителя.

Кардинально меняется и роль учеников: они выступают активными участниками процесса обучения. Здесь важно вовремя разбудить мысль и ненавязчиво заставить учеников работать и думать.

Мой опыт работы показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой учебный материал не вызовет у них интерес к предмету.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей – расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.

Результативность проектной работы зависит от множества факторов, которые отслеживаются мною при планировании того или иного проекта.  Как показал последующий анализ, учащиеся отметили сложности, с которыми столкнулись в работе и которые они научились преодолевать. Ребята указали следующие трудные моменты:  лексический материал, в котором много незнакомых слов, которых не было в учебниках; трудно сравнивать материал из нескольких источников и выбирать соответствующий твоей теме; трудно логически связно построить собственный текст, да так, чтобы его ещё было интересно читать и слушать.

Естественно, меня, как учителя иностранного языка, интересует тот факт, как технология проектной деятельности влияет на результаты и качество знаний учащихся. Мною был проведен мониторинг в отдельных группах учащихся. При контроле навыков говорения в 7 классе, при внедрении 4-х проектов в течение года, уровень подготовки учащихся по данному виду речевой деятельности повысился на 3% и составил 34% вместо 31% на начало учебного года. Мною проверялись умения извлекать информацию, понимать и выделять главную мысль, обобщать данные.

По результатам проверки устной речи выяснилось следующее:
– увеличился темп речи учащихся;
– пополнился лексический запас учащихся;
– высказывания стали более логичными;
– реализуются коммуникативные задачи;
– допускаются некоторые лексические и грамматические ошибки, не препятствующие пониманию;
– в основном соблюдается правильный интонационный рисунок;
– увеличилось время говорения.

Таким образом, анализ результатов мониторинга позволил выделить следующую практическую ценность использования проектной технологии:
– учащиеся улучшили навыки устной речи (монологической и диалогической), 
– продолжили развивать все аспекты иноязычной коммуникативной компетенции.

Динамика учебных результатов по английскому языку за последние три года.

Как мы видим, метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников. Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащегося. Работа над проектом помогает ребятам проявить себя совершенно неожиданно. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, умение владения английским языком. Отмечается более высокий уровень сформированности общеучебных умений и навыков.

Я пришла к выводу: метод проектов действительно является наиболее адекватной технологией личностно-ориентированного воспитания, дающей возможность использовать современные подходы к воспитанию, активизировать педагогическую поддержку. Кроме того, реальные практические результаты в виде изготовленного буклета, рецепта, газеты, коллажа, доклада, презентации, выступления на конференции усиливают мотивацию учащихся.

Я считаю, что проект, как метод обучения, может быть использован при изучении любого предмета, так как ориентирован на достижение целей самих учащихся. Он формирует умения и навыки, опыт деятельности.

Только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.

Спасибо за внимание.

Список литературы

Ахраменко Е. В. Проект на уроке английского языка // Молодой ученый. — 2013. — №12.

Владыко

О.А.Проектная

методика - эффективное средство организации творческой и учебной деятельности ну уроке английского языка//

Иностр

. языки в школе.-2007.-№4.

Громыко Ю.В.

Метапредмет

«Знание». Схематизация и построение знаков. Понимание смыслов. Учебное пособие для учащихся старших классов.- М.: Пушкинский институт,2001.

Громыко Ю.В.

Метапредмет

«Знание». Учебное пособие для учащихся старших классов.- М.: Пушкинский институт,2001.

Громыко Ю.В. "

Метапредмет

"Проблема". Учебное пособие для учащихся старших классов.- М.: Пушкинский институт, 2001.

Душеина

Т.В. Проектная методика на уроках

иностранного

языка. //

Иностр

. языки в школе. – 2003.- №5.

Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка. //

Иностр

. языки в школе. – 1999.- №4. – с. 8-10

Методические материалы. Обучение английскому языку в курсе “Английский с удовольствием” /“

EnjoyEnglish

” в условиях ФГОС.– Титул, 2013.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования под ред.

Е.Полат

.-

М.:Издательский

центр «Академия»,2003.

Полат

Е.С.Метод

проектов на уроках

иностранного

языка//

Иностр

. языки в школе. - 2000. - № 2,3.

Рабочая программа курса английского языка к УМК “Английский с удовольствием”/ ”

EnjoyEnglish

” для 5-9 классов

общеобраз

.

учрежд

.

(Обнинск:

Титул, 2013);

http://pedsovet.su

http://fgos.pippkro.ru