?Проектная деятельность на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья?
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и?педагоги обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в?этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и?успешным. 
Сегодня главной задачей является подготовка выпускника школы такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов ее решения, выбрать рациональный способ, обосновав ее решение. А главной задачей обучения в коррекционной школе является успешная социализация детей с ?проблемами в?развитии в современное общество. Чтобы решить проблему социализации необходимо выбирать наиболее эффективные приемы и методы учебно-воспитательной и коррекционной работы. Одним из таких методов является проектная деятельность на уроках истории.
Цель?проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно и охотно получают знания из разных источников, используют приобретенные знания для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают у себя исследовательские умения: выявление проблемы, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, обобщение, развивают мышление.
Задачи проектной деятельности:
1.вовлечь детей в проектную деятельность;
2.научить представлять результаты проектов;
3.научить учащихся использовать все средства информации для поиска, обработки и представления информации.
Проектная деятельность, осуществляемая в ходе изучения истории, опирается на следующие принципы: 
1.Принцип детоцентризма. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет активность. В проектном обучении у него имеются возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность.
2.Принцип кооперации. В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой в проектных группах;
3.Принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Работая над проектом, у учащихся есть возможность применить уже имеющиеся у него опыт и знания.
4.Принцип учета индивидуальности учащихся. В работе над проектом нужно учитывать интересы учеников, их темп работы, уровень обученности.
5.Принцип свободного выбора. Ученики имеют право выбирать тему проекта, партнеров, источники и способы получения информации, методы исследования, формы представления результатов. Возможность выбора способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности.
6.Принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение академических знаний и практических действий. Проект имеет прагматическую направленность на результат.
В практике моей работы проектная деятельность реализуется через урок, внеурочную деятельность, исследовательскую деятельность учащихся. Применяю урочные мини – проекты, относящиеся к одной предметной области. Они вполне укладываются в классно – урочную систему. И такие формы обучения наиболее востребованы сегодня в школе и интересны с методической точки зрения. Для реализации метода проектов необходимо наличие проблемы, понятной воспитанникам. Учитывая специфику интеллектуальных нарушений, проблема должны быть реальной, жизненно важной и значимой. Каждый участник проектной деятельности должен понимать, что для решения поставленной проблемы необходимы определенные знания и умения. 
Любой ученический проект в основе своей имеет идею направленности деятельности школьников на достижение результата, который достигается решением какой-либо теоретической или практически значимой проблемы. При этом достигается внешний результат, который можно увидеть, осмыслить или применить на практике, а также внутренний результат, выражающийся в приобретении опыта деятельности, где соединяются знания и умения, компетенции и ценности. По своей форме результат проекта может быть различным, например реферат, мультимедийная презентация, спектакль, игры и т.д.
По времени проекты подразделяются на мини-проекты, которые занимают урок или часть урока, краткосрочные, осуществляющиеся в течение 2 – 6 уроков, среднесрочные, когда используется внеурочная и урочная подготовка и затрачивается от 12 до 15 урочных часов, а также долгосрочные проекты, при этом весь цикл выполняется во внеурочное время.
Технологию проектирования можно определить как ?комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. 
Проектная деятельность моих учеников начинается в 6 классе, учащиеся учатся формулировать вопросы и находить на них ответы. Они выполняли проекты ?Моя семья?, ?Изба – памятник архитектуры?.
Так же для решения данной проблемы в процессе социализации детей с ОВЗ,  нам представилась возможность попробовать свои силы в технологии проектирования на районном уровне – социальный проект ?Александр Невский: прошлое в настоящем?
Обобщив опыт разработки технологии (метода) проектов, были выделили следующие этапы проекта:
Этапы проектной деятельности:
1. Организационно-подготовительный
Определение темы исследовательской работы, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование группы.
Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.
Основные направления подготовительного этапа. 
Подготовительный этап – это, прежде всего начальный этап перед работой над проектом и является важным. 
В первую очередь, необходимо   выяснить желание учащихся  работать в данном виде деятельности.  Было предложено ученикам пройти анкетирование.
Вопросы анкеты: ?Готовность учащихся участвовать в работе над проектом? 
-Нравится ли тебе узнавать что-то новое? 
-Где ты в основном получаешь новую информацию: из книг, Интернете и др.? 
-Умеешь ли ты сам выбрать из большого количества информации самое главное или тебя нужна помощь взрослых? 
-Принимал ли ты участие в каких-либо проектах? 
-Можешь ли ты ставить перед собой цели и задачи и достигать их? 
-Хотел бы ты выполнять проект самостоятельно или в группе? Кого бы ты хотел взять в группу по созданию проекта?
На основе ответов  можно сформировать представление о готовности ученика участвовать в проектной деятельности.
На данном этапе, важно, учителю (руководителю проекта)  продумать возможные варианты проблем, которые необходимо исследовать в рамках намеченной тематики. Как правило, проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна ― мозговая атака с последующим коллективным обсуждением. Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к выбору тех или иных тем проектов. При этом задача преподавателя – повлиять на выбор учащихся так, чтобы тема проекта соответствовала возможностям и наклонностям учеников и, конечно же, была им интересна, иначе работа будет протекать медленно или прекратится вообще в ближайшее время.
В содержание данного этапа входит и определение цели и задач проекта. После этого учителю необходимо обсудить с участниками проекта следующие вопросы: 
1. Для чего создается данный проект? 
2. Чем вызвана необходимость его создания? 
3. Существует ли на самом деле потребность в этом проекте? 
4. Как в дальнейшем будет использоваться данный проект? 
5. Найдет ли он заинтересованных слушателей? 
Ответы на эти вопросы помогут уяснить и сформулировать цель проекта. 
Затем следует обсудить задачи, которые необходимо будет решить в ходе выполнения проекта.
В завершении подготовительного этапа, необходимо подумать, в каком виде будет представлен результат данного проекта публике. Это так называемый ожидаемый результат, который тоже возникает на данном этапе: иными словами продукт проектной деятельности, т.н. внешний продукт, который определяют участники проекта (презентация, реферат, и т.д.).  
2. Формирование творческих групп с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся. Для успешного завершения проекта группы должны иметь равноценный состав. 
3. Подготовка материала для начала исследовательской работы. Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение собранной информации с учеником, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.
Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные  консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности, отслеживание деятельности ученика, оценка промежуточных результатов.
На данном этапе учитель определяет основной список  литературы, и интернет-ресурсов которыми ученики могут использовать в ходе своей работы.
4.Разработка проекта. При содействии учителя,  дети  приступают к работе над проектом, определяют основные проблемные вопросы, учебные вопросы, определяют план работы.   К реализации проекта были подключены и учителя трудового обучения, воспитатели групп, социальный педагог, кружковцы школы.    
Продолжали участвовать в плане мероприятий  проекта ?Александр Невский: прошлое в настоящем?:
- Инструктивный  семинар  ?Нас ждут великие дела?
- Конкурс сторителлинга ?Истории, рассказанные с пользой?
- Квест игра  ?Наши герои?.                           
 5.Оформление результатов проекта. Выбирается форма защиты проекта, определяется необходимая помощь.                                        
6.Защита проекта проходила на районной конференция ?Александр Невский в исследованиях молодежи Пластовского района?.
7.Рефлексия.  Может проводиться в различной форме, в зависимости от целей, которые поставил перед собой учитель. Я  считаю, что  проектный метод обучения на уроках истории эффективнее всего использовать как для проведения повторительно-обобщающих уроков, так и на уроках изучения новых знаний.                     
Выводы. 
Ребенок  с интеллектуальными нарушениями социализируется и приобретает собственный социальный опыт в процессе проектной  деятельности, так как ему приходится:
-  осваивать обширный фонд социальной информации, 
- показывать ранее приобретенные умения и навыки; 
- в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивать модели поведения; 
- в процессе общения с людьми в рамках различных социальных групп (учителями, родителями, другими учениками и т.п.), ученик расширяет  систему социальных связей и отношений, усваивает социальные символы, установки, ценности;
-  значительная часть детей испытывают затруднения в планировании своих действий, поиске информации, её обработке, оценке ситуации, прежде всего, из-за недостаточного уровня интеллектуального развития, низкой мотивации, отсутствия жизненного опыта. 
Применяя метод проектов в практике своей работы в течение нескольких лет, пришла к выводу, что использование проектной деятельности в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями возможна с корректирующей помощью педагога, эффективна для развития детей и способствует их успешной адаптации в социуме. 


Начало формы









5