МОУ ?Майнский многопрофильный лицей им. В. А. Яковлева?




?Проектная деятельность 
в личностном самоопределении 
обучающихся математики?




Михайлова Ольга Николаевна: учитель математики























СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….2

Сущность современной трактовки метода проектов….………………….4 

Организация проектной деятельности обучающихся….………...............6 

Проектная деятельность в личностном самоопределении 
обучающихся математики………………………………………………...12

Заключение…………………………………………………………………16

Литература……………………………………………………………….....18
























ВВЕДЕНИЕ


Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
? ? Китайская пословица

Современная фаза развития российского государства характеризуется возрастанием важности личностного фактора, поскольку в современном обществе востребованы работники, способные к самоопределению и самореализации, имеющие индивидуальные осознанные ценности, мобильные и инициативные. Все эти качества личности, в большинстве, должны быть сформированы еще в подростковом возрасте, чтобы обеспечить успешную адаптацию и социализацию молодежи во взрослой жизни, помочь им оптимально построить и реализовать собственную профессиональную карьеру. В этих условиях школьное обучение, образовательная подготовка обучающихся обеспечивают возможности того, чтобы, с одной стороны, увеличить позитивное влияние современных обстоятельств жизни на повышение готовности юношей и девушек к самоопределению, а с другой стороны, уменьшить негативные следствия этих обстоятельств.
В результате школа должна  развивать у своих учеников  такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена только за счёт усвоения определённого количества знаний. В содержании образования предполагается также:
- Личностная ориентация, предполагающая развитие личностных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учётом интересов, способностей и склонностей;
- Усиление деятельностного компонента;
- Креативность, предусматривающая содержание, формируемое самими обучающихся в виде их творческой образовательной продукции.
Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьников только при условии систематического включения их в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения ими особого вида учебных заданий (проектных работ)  приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Российские педагоги уже давно поняли, что новым требованиям, предъявляемым к содержанию и качеству современного образования, несомненно, отвечает технология проектного обучения.
Кроме того, анализ современного этапа состояния общества свидетельствует о бурном развитии компьютерной техники, информационных и коммуникационных технологий, их активном внедрении в структуру профессиональной деятельности специалистов различных профилей. Этот объективный процесс общественного развития приводит к повышению конкуренции на рынке труда, побуждая всех специалистов к овладению новыми технологиями сбора, поиска и обработки информации, что, в свою очередь, ставит  перед системой образования принципиально новые цели и задачи, способствует появлению новых ценностей образования (саморазвитию, самообразованию, самореализации), к смене знаниевой парадигмы образования на личностно – ориентированную. 
Наиболее полно реализации этих целей и задач, как показала практика, соответствуют ?активные? педагогические технологии, основанные на принципах системно - деятельностного подхода к организации процесса обучения. Одной из таких педагогических технологий является комплексная организация проектной деятельности школьников. Проект?–это ?брошенный вперёд?, ?т. е. прообраз какого – либо объекта, вида деятельности, а проектирование это процесс -создания проекта. 


Сущность современной трактовки метода проектов
В информационном письме Министерства образования РФ под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта - продукта труда.
Педагоги рассматривают проект как способ организации учебной, профессионально-ориентационной работы учащихся в определенных временных рамках. Сущность метода проектов – стимулирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановку перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений. Метод проектов используется для развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, построения индивидуальных образовательных маршрутов.
Е. С. Полат считает, что в основе метода проектов лежит развитие умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний и умений из различных областей науки и техники, технологии и творческих областей. По ее определению, проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом в конкретных знаниях.
В методе проектов очень важно показать учащимся их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Чтобы реализовать этот принцип, необходимо рассматривать проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для ученика, проблему, для решения которой учащемуся необходимо применить не только полученные знания, но и новые, которые предстоит приобрести. Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть.
И в результате учащиеся самостоятельно или совместными усилиями решают проблему, применив необходимые знания, как правило, из разных областей и получить реальный практический или теоретический результат.
Итак, метод проектов позволяет стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Одна из главных целей метода проектов – развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия ?проект?, и его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.


Организация проектной деятельности учащихся
Великие и благородные дела всегда сплачивают людей
 Стефан Цвейг
Учительская общественность отводит особую роль в достижении целей образования  проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с проблемой изменения эффективности обучения. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований и как средство формирования ключевых компетентностей способствует развитию умения самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад. Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий: 
- профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи, 
- формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей,
 - последовательное включение в проектную деятельность системы элективных курсов. 
Методологической основой исследования являются идеи последовательной организации проектной деятельности учащихся в учебной и внеучебной деятельности, на элективных курсах в профиле и в процессе предпрофильной подготовки для усиления мотивации на проектную деятельность; применение деятельностного подхода для разработки способов управления процессом формирования ключевых компетентностей в процессе проектной деятельности школьников общеобразовательной школы. 
В работах Е. С. Полат сформулированы следующие основные требования к использованию метода проектов:
 Наличие значимой проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
 Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
 Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
 Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
 Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
выдвижение гипотезы решения задач исследования;
обсуждение методов исследования;
обсуждение способов оформления конечных результатов;
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Реализация метода проектов как исследовательского метода на практике ведет к изменению роли и функции учителя. Проекты базируются на субъект-субъектных взаимоотношениях между всеми участниками педагогического процесса. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, он не ведет ученика в обучении, а сопровождает его. Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Можно выделить разные подходы к классификации проектов. Е. С. Полат предложила классификацию в соответствии с типологическими признаками, которые лежат в основе проектов:
1. По виду деятельности:
исследовательские;
творческие;
ролевые, игровые;
информационные;
практико - ориентированные (прикладные).

2. По предметно-содержательной области:
•монопроекты;
•  межпредметные;
надпредметные.

3.  По количеству участников проекта:
индивидуальные;
парные;
групповые;
коллективные;
массовые.

4. По продолжительности выполнения:
мини – проекты (часть урока);
краткосрочные (1-2 урока);
средней продолжительности (до месяца);
долгосрочные (1-2 месяца).

В педагогической литературе сформировались следующие общие подходы к структурированию проекта:
 Начинать всегда следует с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
 Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися при помощи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т. д.). Здесь уместна ?мозговая атака? с последующим коллективным обсуждением.
 Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
 Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
 Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
 Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.
 Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.
Школьные проекты включают в себя этапы подготовки и реализации проекта, каждый из которых в свою очередь состоит из нескольких фаз:
 Этап ориентирования:
индивидуальное и коллективное обсуждение. Здесь важно показать, что, в отличие от традиционного школьного обучения, при работе по методу проектов совмещены приобретение нового опыта, возможность сделать ?продукт? и получение новых знаний;
создание групп общения, в которых обсуждаются различные темы и могут быть введены новые формы работы. От педагогов требуется проведение интенсивной коллективной работы для создания атмосферы доверия;
анализ личного опыта. 
 Этап разработки проекта:
разработка индивидуальных задач; 
анализ личного опыта учащегося; 
разработка коллективных задач; 
определение целей;
определение ресурсов.
 Этап реализации проекта:
обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации;
самостоятельная работа учащихся над задачами; промежуточные обсуждения достигнутых результатов; оформление проекта. 
 Этап презентации результатов проекта: 
подготовка презентации; 
защита проекта. 
Этап оценивания проекта:
значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике;
корректность используемых методов исследования и получаемых результатов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
эстетика оформления результатов проведенного проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов.
При работе по методу проектов большое внимание необходимо уделять организации оценки выполненных учащимися проектов, мониторингу их эффективности и своевременной коррекции. Характер этой оценки в большей степени зависит как от типа проекта, так и от темы (содержания) проекта, а также условий его проведения. Если это исследовательский проект, то он включает в себя этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая шаг за шагом. В игровых проектах, предусматривающих соревновательный характер, целесообразно использовать бальную систему.
Внешняя оценка проекта (как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов. Учитель или доверенные независимые внешние эксперты (например, учителя или ученики из параллельных классов, не участвующие в проекте) проводят постоянный мониторинг совместной деятельности, в случае необходимости оказывая учащимся помощь.






















  Проектная деятельность в личностном самоопределении
 обучающихся математики
 Одной из важнейших задач современного образования является содействие личностному самоопределению молодежи в жизни. Современные социально-экономические условия предъявляют к выпускникам школ новые требования. Молодые люди должны уметь выбирать сферу собственной профессионально-трудовой деятельности, быть морально и практически готовыми к построению собственной профессиональной карьеры и к пониманию необходимости постоянного профессионального самообразования и самосовершенствования, уметь профессионально продвигать себя на рынке труда. Все эти социальные результаты адаптации в обществе зависят от наличия у молодых людей определенных качеств личности, таких как инициативность, мобильность, самостоятельность, ответственность, адекватная самооценка, стремление к самосовершенствованию. Данные качества помогут молодежи активно проявить себя, оказать положительное впечатление на потенциального работодателя и развиваться в соответствии с личными интересами и возможностями. Все эти тенденции современного развития общества требуется учитывать при подготовке старшеклассников к самостоятельной жизни после окончания школы.
В Концепции профильного обучения отмечается, что выпускники средней школы не только должны иметь представление о состоянии и тенденциях развития рынка труда, но и самостоятельно спроектировать свою жизненную траекторию. Конечно, важную роль в личностном  самоопределении школьников играет образовательная интеграция при изучении  всех видов деятельности на всех уроках. Технологии активного обучения, к которым относится и метод проектов, имеют наиболее высокий уровень эффективности. В школьном образовании сейчас активно и успешно используется проектная деятельность для формирования разносторонне развитых школьников, для подготовки учащихся к  самоопределению. Метод учебного проекта на сегодняшний день используется педагогами как эффективные средство формирования проектного мышления и активной жизненной позиции.
Современная педагогическая наука рассматривает проектное обучение как технологию интерактивного обучения, которое позволяет на практическом уровне обеспечивать реализацию личностно ориентированного подхода в обучении. Освоение приемов и методов проектирования, овладение способами проектного мышления позволит старшеклассникам выработать собственное видение будущего, может обеспечить индивиду возможность устойчивого движения по выбранной им траектории развития собственной личности.
Подготовка обучающихся к жизненному и профессиональному самоопределению средствами проектной деятельности в процессе образования будет эффективной, если школьники изучат различные виды проектирования и будут включены в разнообразную по характеру и функциям проектную деятельность; проектная деятельность учащихся будет основываться на знании индивидуальных особенностей и осознании собственных познавательных интересов; разработка и реализация ученических проектов будет осуществляться в процессе интеграции урочной и внеурочной учебной деятельности, дополнительного образования и социально-ориентированной деятельности.
Можно сделать вывод: проектная деятельность как средства подготовки школьников в условиях технологического образования к жизненному и профессиональному самоопределению, обусловлено актуальными потребностями современного общества. В условиях модернизации российского образования произошло изменение приоритетов образовательной деятельности с позиции подготовки выпускников школ. Анализ проектного метода обучения в отечественной и зарубежной педагогике позволяет выделить ряд его положительных сторон: 
- обеспечивает интеграционные связи между школьными предметами; 
- реализует индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, позволяет ученикам проявить собственную инициативу, развивает творческие способности, повышает уровень познавательной мотивации; 
- обучение строится на принципах ситуации успеха в обучении, что создает благоприятную и комфортную обстановку в учебном процессе;
- позволяет гибко реагировать на изменения в системе образования, а также одновременно использовать разнообразные методы обучения, что повышает качество образования и обеспечивает возможность многофункциональной практической подготовки учащихся; 
- обеспечивает активизацию процесса обучения на основе мотивации деятельности, полной и поэтапной организации и планировании труда, аналитической оценки процесса и результатов деятельности; 
- формирует социально значимые качества активной, самостоятельной и деловой и креативной личности, умения коллективной деятельности и рационального использования ресурсов; воспитывает уважение к труду.
Проектная деятельность обладает значительным развивающим потенциалом и является одним из оптимальных средств развития познавательных интересов школьников, поскольку позволяет учитывать их возрастные и психофизиологические особенности и личные интересы. Развитие познавательных интересов в процессе проектной деятельности осуществляется за счет актуализации и личной значимости проблемной ситуации, необходимости использования разнообразных источников информации и различных технологий реализации проектной идеи, поиска и применения разнопланового ресурсного обеспечения, проявления самостоятельности и инициативности в деятельности. 
При выполнении проектов целесообразно разделять разные типы ситуаций сотрудничества. 
1. Ситуация сотрудничества со сверстниками с распределением функций. Способность сформулировать вопрос, помогающий добыть информацию, не достающую для успешного действия, является существенным показателем учебной инициативности ребенка, перехода от позиции обучаемого к позиции учащего себя самостоятельно с помощью других людей. 
2. Ситуация сотрудничества со взрослым с распределением функций. Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что партнером ребенка выступает не сверстник, а взрослый. Здесь требуется способность ребенка проявлять инициативу в ситуации неопределенной задачи: с помощью вопросов получать недостающую информацию. 
3. Ситуация взаимодействия со сверстниками без четкого разделения функций.  
Ключевая компетенция, развитие которой невозможно вне контекста  коммуникативной деятельности при выполнении группового проекта, – это работа в группе (команде) сверстников: умение  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.  В соответствии с такими целями большое значение придается проектным формам  работы, где помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания  должны быть найдены самими учащимися. При этом изменяется роль  учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным  организатором совместной работы с учениками, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. 
Успех в современном обществе во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: распознать проблему, определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня школа имеет возможность развивать соответствующие способности и готовить обучающихся к личностному самоопределению, организуя их проектную деятельность.
Огромное достоинство проектного метода связано с тем, что школьник выступает в качестве активного субъекта деятельности. В свою очередь это обстоятельство мобилизует потенциал всех его способностей. Кроме того, метод проектов направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, то есть он способствует развитию социально значимых качеств учащихся. 
Проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способностей, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую ориентировку в эмоционально-психологических потребностях партнеров по современной деятельности: 
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели; 
обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; 
устанавливать с людьми теплые отношения взаимопонимания; 
устраивать эффективные групповые обсуждения; 
обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 
четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей; 
адекватно реагировать на нужды других.
?Установлено, что у учащихся, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена выше. Кроме того, с помощью проектной деятельности можно добиться существенного снижения школьной тревожности. Дело в том, что вовлечение в проектную деятельность снижает стрессогенность обучения и является, таким образом, здоровьесберегающей технологией. 
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов); развитию информационной компетентности. Она может иметь существенный воспитательный эффект. При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у учащихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества. Возможность почувствовать себя полноправным участником образовательного процесса, вместе делающим общее дело, усиливает понимание каждым участником процесса своей меры ответственности за конечные результаты совместной работы. 
Уверенное овладение основными коммуникативными действиями становится хорошей основой для формирования у учащихся организаторских качеств:  инициативности, умения налаживать контакты и предложить план общего действия, находить разумные компромиссы, решать конфликтные ситуации, проявляя самокритичность,  дружелюбие и уверенность в своих силах. Кооперация со сверстниками, опирающаяся на внешний социальный контроль и непосредственную обратную связь, создает особо благоприятные условия для усвоения механизмов эмоционально-волевой регуляции собственного поведения, ориентации его на принятые  ценностно-нравственные и этические нормы. В целом проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющий преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.












Заключение

Метод учебных проектов успешно сочетается с другими педагогическими методами и формами обучения. Прежде всего, имеется возможность параллельного использования активных методов обучения (например, исследовательского метода, проблемного обучения, игрового обучения). Проектное обучение также способствует интеграции учебной и социально-ориентированной деятельности, дополнительного образования.     Метод проектов?- педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию ЗУН, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Следовательно, проектирование в образовательном процессе может эффективно использоваться для подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению.
в процессе подготовки старшеклассников к жизненному и профессиональному самоопределению оптимально сочетать профессиональное просвещение с обучением школьников основам проектной деятельности. 













Литература.
1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.; 2002.
2.Авраменко Е.А. Проектная деятельность на уроках информатики. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35 
3.Агафонова М.А. Метод проектов. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35
4.Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, №2.
5.Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982
6.Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. – Тюмень,1995
7.Куценко-Барскова Л.Б. Значение инновационного педагогического опыта в обновлении образовательного процесса// Вестник ЛОИРО. - №3. – с. 95 – 99
8.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000 
9.Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42. 
10. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса// Школьные технологии. – 2006. - №6 – с. 43 - 47
11.  www.5ballov.ru.
http://festival.1september.ru/
12. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей 
13. Е. А. Вохменцева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). ?— Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65.