Проектно-исследовательская деятельность учащихся   на основе предметов  эстетического цикла

Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды в единстве  в деле  духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Становление и развитие духовно-нравственного потенциала   реализуется несколькими путями:
Через приобщение  учащихся к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.
 Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование  социально значимых и коммуникативных качеств личности. 
Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира.  Но в воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль  музыки и искусства, с наибольшей силой воздействующих на эмоциональный мир школьника и облагораживающих его душу.
 О занятиях по искусству  очень важно помнить, что именно с помощью искусства дети получают представление об основных этических и эстетических ценностях – добре, истине, красоте, поэтому в программу школы входит обязательное изучение народного художественного и музыкального творчества (украшение русской избы, праздничный народный костюм, народные игрушки, народные песни, частушки), изучение русского изобразительного искусства (архитектура храмов, старинных городов, живопись, графика), изучение духовной музыки, знакомство с крупнейшими художественными музеями, что способствует пробуждению в детях патриотического чувства, являющегося неотъемлемой частью духовной культуры.  Одно из важных мест в духовно-нравственном воспитании ребёнка занимает воспитание средствами искусства – музыки, изобразительного искусства. Концепции, созданные российскими учёными (Д.Б.Кабалевским, Б.М.Неменским, В.С.Кузиным, Т.С.Комаровым и др.), способствовали проникновению искусства во все сферы образования.
Кроме непосредственно уроков искусства, большое значение в деле воспитания духовно – нравственных качеств личности, имеет внеклассная работа по предметам эстетического цикла, в особенности проектно – исследовательская деятельность. Исследовательская работа учащихся - важное средство формирования их интереса к предмету, развития и профессиональной ориентации. Вряд ли с этим утверждением будет спорить любой из учителей  в школе.
Проектно – исследовательская  деятельность на основе предметов искусства, занятия музыкально-художественной деятельностью очень эффективно способствуют решению задач не только собственно музыкального развития личности, но и формированию и общих способностей школьника, становлению его индивидуальности. Творческий человек востребован на любом рабочем месте. Давно известно, что предметы искусства побуждают ребенка к активации  учебной и творческой деятельности, формируют у него устойчивое эмоционально-эстетическое отношение к действительности. 
Учебные исследования можно разделить на три вида: предметные, межпредметные и надпредметные.
Самым распространенным видом учебных исследований является предметное исследование, которое предполагает привлечение знаний для решения какой-либо локальной проблемы из одной образовательной области. Такое исследование направленно на углубление знаний по отдельному предмету.
Межпредметное исследование направленно на решение проблемы, требующее привлечение знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей. Межпредметное исследование показывает учащимся, что учебные предметы не существуют индивидуально, а взаимодействуют друг с другом.
Надпредметное исследование предполагает совместную деятельность педагога и ученика,         направленное на исследование конкретных личностно-значимых для учащихся проблем. Результаты выполнения такого исследования выходят за рамки учебной программы. Надпредметное исследование выступает средством интеграции школьного образования, дополнительного образования, самообразования, социальной деятельности учащихся и профессионального самоопределения.
Проблема метода обучения предметам искусства в школе представляет собой наименее разработанную область педагогического знания. Исторически сложилось так, что общепедагогические методы обучения часто механически переносятся на преподавание музыки и искусства в школе.  Исследовательская работа по музыке, искусству  также имеет свои особенности.  Это выражается в том, что вряд ли в работах по музыке, ИЗО и искусству учащиеся смогут открыть что – новое, поэтому чаще всего на конференциях встречаются  работы реферативного типа. Но поскольку исследовательская  деятельность предполагает именно открытие, то это возможно лишь используя межпредметные и надпредметные исследования, где музыка и искусство рассматриваются в связи с другими   предметами или эти другие предметы создают условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения (умения выявить проблему, сбор информации, наблюдения, анализа, обобщения) и мышление. Самым удачным для предметов искусства при написании исследования является метод сравнения, который представлен в виде:
1) выявления сходства и различия музыкального материала;
2) идентификации музыкального материала с конкретными жизненными явлениями и процессами;
3) перекодирования содержания музыки в другой вид искусства (живопись, скульптуру, литературу и др.).
Учитывая  вышеизложенное, можно предложить учащимся следующие темы для исследований:
?Поём песни А.Н.Пахмутовой – изучаем историю нашей страны?
?Музыка в произведениях А.П.Гайдара?.
?Величие композиторского труда  в повестях К.Паустовского ?
?Музыка как средство борьбы со злом в сказках  народов мира?
?Героические образы в музыке и живописи?
?Музыка… За и против?.
?Животные и музыка?

В этих темах прослеживается интеграция предметов эстетического цикла  не только с традиционными гуманитарными предметами, но и,  как видим, с медициной, физикой, биологией, и, даже, психологией. Все это позволяет учащемуся увидеть целостную картину от идеи и теоретических методов познания до рекомендаций и предложений по практическому применению своих идей, то есть появляется возможность применить науку к определенной области деятельности – в нашем случае к области культуры и искусства.
Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания школьников являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности,  в труде и искусстве.
?Уникальность и значимость образовательной области ?Искусство?, в том, что предметы, изобразительное искусство и музыка, направлены непосредственно на духовно-нравственное развитие ученика. В центре современного образования находится личность школьника, его стремление к пониманию целостной картины мира, освоению культуры как опыта предшествующих поколений, приобщение к духовному наследию прошлого, познанию настоящего. Насколько учащиеся освоят опыт, передаваемый предшествующими поколениями, настолько они обогатят свой духовный мир. Специфика искусства – в его уникальной способности эстетически воспринимать явления, факты, события окружающего мира, в отличие от научного постижения, оперирующего в основном логическим восприятием действительности. Искусство имеет гуманитарный характер и эстетическую природу, поэтому становится средством воспитания, суть которого в обращении к человеку – носителю творческой созидательной природы, в развитии этой творческой природы, в наполнении учебных дисциплин живыми чувствами, яркими образами. По словам немецкого поэта и писателя Фридриха Шиллера - ?Чтобы воспитать человека чувствующим и  думающим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически?.