Проектно-исследовательская деятельность

в начальных классах как элемент самообразования

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно-воспитательного процесса. Для достижения положительной динамики учитель одной из главных целей в своей работе ставит развитие познавательной активности обучающихся. Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является проектно-исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки.
Также в процессе исследовательской деятельности развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также российскими исследователями.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность проектной деятельности также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Цель  проектной деятельности:  развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи проектной деятельности:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Особенностью проектной технологии является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве проектная деятельность обеспечивает реализацию следующих принципов:

·                    непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

·                    развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

·                    системность организации учебно-воспитательного процесса;

·                    раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Как построить учебно-воспитательную работу так, чтобы каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес?

Ответ на этот вопрос я нашла,  работая с учащимися над методом проектов. Задача учителя состоит в том, чтобы найти и организовать интересные формы процесса познания мира учащимися. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывает фундамент дальнейшего овладения ею. Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.

Включать школьников в проектно-исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале — доступные творческие задания, которые выполняются на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения, в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время . В 3–4-х классах обучающиеся с максимальной заинтересованностью осуществляют достаточно непростые проекты. Под руководством учителя выполняют коллективные научные исследования, в которые могут вносить собственные результаты проектно-исследовательской работы .

Темы для проектов необходимо подбирать из содержания учебных предметов или из ближайших к ним сфер. Для проекта потребуется значимая проблема, которая известна обучающимся, гарантирует мотивацию включения в независимую деятельность. Соответственно, она находится в сфере познавательных интересов обучающихся, в зоне их ближайшего развития.

Продолжительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий рационально ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и со временем переключаться на долгосрочные проекты, которые рассчитаны на месяц, четверть, полугодие (3–4 класс) . Развивая навыки научно-исследовательской и проектной деятельности, педагогу следует выстроить индивидуальную работу с детьми, от личных проектов к групповым, общеклассным.

 Проектные и исследовательские технологии – направлены на самостоятельную деятельность учащихся.

В начальной школе возможно активное использование следующих видов проектов:

— творческие проекты (выступления с песнями, деятельность в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые дают возможность детям младшего школьного возраста выражать и формировать собственные навыки; — ролевые, игровые проекты, подходящие определенному возрасту, которые позволяют младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, узнавать подобным способом мир, обучаться создавать взаимоотношения в нем;

— ознакомительно-ориентировочные(информационные), допускающие аналитическую работу с приобретенной информацией; — практико-ориентированные (прикладные), которые завершаются создание необходимых и полезных для находящихся вокруг предметов, что дает возможность детям ощутить собственную общественную важность;

— исследовательские проекты, нацелены на формирование исследовательских способностей и умений, исследовательского мышления .

     В  основе  метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

 Большую роль в  образовании и воспитании школьников играет практическая, исследовательская работа. Теоретические знания, полученные на уроке, должны стать базой для самостоятельной оценки работы и для проведения исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своих наблюдений. Опыт работы показал, что дети с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе.   Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Необходимо учить им учащихся уже в начальной школе. Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности. Разрабатываемые мною проекты ориентированы в основном на привлечение учащихся к изучению традиций, культуры, истории поколений. Большое внимание в работе было уделено изучению культуры семейских, о чем свидетельствует ряд проектов, посвященных этой теме. Кроме того, духовная культура, традиции, обычаи все меньше находят отражение в наше время. А ведь без истории, без опыта предшествующих поколений невозможно дальнейшее развитие. Поэтому изучение данной темы по-особенному влияет на нравственное воспитание школьников, особенно младшего возраста. Они иначе начинают воспринимать окружающий мир, с другим осмыслением начинают смотреть на существующие традиции и с особой заботой относиться к старшему поколению.

Что же дает нам использование в работе проектных задач?

1) Обычно замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Работа в избранном направлении ведётся активно, что, несомненно, привлекает к участию в ней и родителей учащихся.

2) Дети работают увлеченно.

3) Класс глубоко прорабатывает избранную тему, дети учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся продуктивно работать сами.

Работа над проектными задачами занимает особое место  в  системе  образования,  позволяя  учащимся   приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Возможным это  становится потому, что ученики, сделав свой выбор самостоятельно, действуют более активно, чем в тех случаях, когда инициатива исходит от взрослых.  Критерии успеха работы над проектом:

- достигнутый конечный результат;

-создана активная команда участников  проекта, способная продолжить работу в будущем;

 - результат проекта может быть использован другими коллективами;

 - информация проекта широко распространена;

 - затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.

  - получено удовольствие от своей деятельности.

Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями между учителями, учениками и их родителями можно уверенно достигать заметных результатов в развитии творческого потенциала детей.