Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска ?Дом юных техников им. Ю.А.Гагарина? Проект ?Здравствуй, музей! Мы входим в мир прекрасного? Разработал : Алексеева Марина Викторовна г. Омск 2023 – 2024г. Название проекта: ?Здравствуй, музей!? Мы входим в мир прекрасного С какого возраста начинать приобщение к изобразительному искусству и музею – вопрос не риторический. В современной отечественной музейной практике немало смелых экспериментов, начиная от пренатального периода. Однако мировой опыт свидетельствует, что реально начинать работу по художественно-эстетическому воспитанию ребенка следует не ранее четырех лет. Именно с этого возраста у детей формируется умение видеть, включающее способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять над увиденным. Приходя в музей за ?красотой?, дошкольник приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживания увиденного, что помогает в школьный период не только осваивать учебные дисциплины, но и налаживать качественную межличностную коммуникацию, ведущую к пониманию друг друга. Открывая глаза на роль творческого начала в жизни, содержанием своей деятельности художественный музей представляет культурное наследие, на основе которого личностью строиться широкая панорама картины мира. Смысловая и экологическая ценность такой картины особенна значима для ребенка потому, что художник в своем произведении не просто отражает картины реальности, но и открывает тайны человеческого духа. Тем самым искусство способствует гармонизации личности и формированию\восстановлению эмоционального равновесия, то есть оно становиться одним из главных факторов самочувствия детей. Отечественные художественные музеи в последнее десятилетие все активнее входят в дошкольное образовательное альтернативными музейно-педагогическими программами локального характера. Опытом их разработки обладают, прежде всего, Государственный Эрмитаж, Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, владеющие большим опытом работы с разновозрастной аудиторией, широкими экспозиционными возможностями, высокопрофессиональными кадрами и организационно – творческими контактами с педагогическими учреждениями. Однако пионером в разработке программы, которая стала частью научно обоснованной системы взаимодействия ?музей – детский сад – школа?, является Русский музей. Объединив в начале 1990-х годов усилия музейного педагога, работника дошкольного учреждения в деле воспитания эстетического развития, обогащенного художественным опытом и знаниями человека, его сотрудники создали многоуровневую музейно-педагогическую программу ?Здравствуй, музей!?. Основной целью этой комплексной программы является приобщение детей к изобразительному искусству во всем многообразии его содержательных и формальных характеристик. Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, авторы программы рассматривают музей как инструмент овладения визуальной грамотностью, которая, через произведения изобразительного искусства, помогает ребенку адаптироваться к окружающей среде. Цель: Разработать и внедрить систему педагогической деятельности детей старшего дошкольного возраста, в процессе их приобщения к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, на формирование основ художественной и визуальной культуры. Задачи Ознакомиться с теоретической и методической литературой по данной теме Обогащение опыта познавательной деятельности, направленной на освоение окружающей среды средствами изобразительного искусства; Развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей, обеспечивающих более глубокое освоение искусства; Формирование основ музейной культуры, обогащение опыта освоения музейного памятника и развитие музейной коммуникации, ценностного отношения к музейным предметам и музею в целом; Создание условий для проявления детьми эстетических эмоций и чувств, развития эстетических интересов и формирования эстетических предпочтений. Пополнить предметно-развивающую среду наглядным и дидактическим материалом Участники: Педагог дополнительного образования Алексеева М.В, дети дошкольного возраста– 30 человек и их родители. Срок реализации длительный. Проект реализуется в течение учебного года, 01.09.2023-30.05.2024 Формы организации детской деятельности - Посещение музея, образовательные прогулки по городу развивают художественное восприятие в процессе общения с музейным подлинником, скульптурным монументом или архитектурным сооружением, памятником. - Совместная с воспитателем деятельность детей, которая направлена на формирование визуальной культуры, на активизацию самостоятельной деятельности детей, а так же на расширение, уточнение, углубление, обобщение и осмысление детьми освоенных образов, представлений и умений. В течение года проводились занятия с детьми по четырем основным блокам программы ?Здравствуй, музей!? (?Мы входим в мир прекрасного?) и рабочим тетрадям. 1 блок. Вводный. Тайны города сокровищ. Родной город. 2 блок. Человек и природа. 3 блок. ?Я – ты – мы? 4 блок. ?Загадочный мир вещей?. Темы занятий: ?Мир музея? ?Путешествие по родному городу? ?Осенняя пора? ?Ребятам о зверятах? ?Гордые и вольные?. Образы животных в скульптуре ?Цвета года: краски зимы? ?Защитники земли русской? ?Мы такие разные: весёлые и грустные? ?В кругу семьи? ?История улыбки? ?Зимние праздники? ?В гостях у сказки? (2 занятия) ?Великое и малое? ?Пёстрые игрушки: матрёшки, погремушки? ?Сказочный мир русской избы? ?Такие разные постройки? Повторение темы ?Мир русской избы? (работа в тетрадях) Повторение темы ?В кругу семьи? (работа в тетрадях) ?Открываем музей искусств? ВСЕГО: 20 занятий. Условиями успешной реализации программы следующие: 1. создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды: Подборка демонстрационного материала: репродукции картин, иллюстрации, фотографии, плакаты, календари, открытки; скульптуры малых форм (люди, животные); предметы (игрушки народных промыслов, посуда, муляжи). Печатные издания: Сказки о художниках, Энциклопедии живописи для детей, 100 музеев мира, которые необходимо знать, Русские народные промыслы, журналы серии ?50 художников?, журналы серии ?Дворцы и усадьбы?. Тематический материал на СД дисках (Архитектура, Анималистический жанр, Портреты, Народное творчество, Натюрморты и другие) Картотека информации по художественно-эстетическому направлению (статьи, занятия, декораторские идеи и т.д.). Используемая литература: Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов / Автор. кол.: Б.А.Столяров., А.М.Вербенец., А.В.Зуева., и др.; Министерство образование науки РФ, РАО, РГПУ им. А.И.Герцена, Министерство культуры РФ, ФГБУК ?Государственный Русский музей?, РЦМПиДТ. – CD-ROM. – 3-е изд., испр. – СПб.: ГРМ, 2013. – 212с.
Здравствуй музей! Мы входим в мир прекрасного