Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
 города Омска 
?Дом юных техников им. Ю.А.Гагарина? 




Проект ?Здравствуй, музей! Мы входим в мир прекрасного?


Разработал : 
Алексеева Марина Викторовна



г. Омск 2023 – 2024г.


Название проекта: ?Здравствуй, музей!? Мы входим в мир прекрасного 
С какого возраста начинать приобщение к изобразительному искусству и музею – вопрос не риторический. В современной отечественной музейной практике немало смелых экспериментов, начиная от пренатального периода. Однако мировой опыт свидетельствует, что реально начинать работу по художественно-эстетическому воспитанию ребенка следует не ранее четырех лет. Именно с этого возраста у детей формируется умение видеть, включающее способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять над увиденным.
Приходя в музей за ?красотой?, дошкольник приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживания увиденного, что помогает в школьный период не только осваивать учебные дисциплины, но и налаживать качественную межличностную коммуникацию, ведущую к пониманию друг друга. Открывая глаза на роль творческого начала в жизни, содержанием своей деятельности художественный музей представляет культурное наследие, на основе которого личностью строиться широкая панорама картины мира. Смысловая и экологическая ценность такой картины особенна значима для ребенка потому, что художник в своем произведении не просто отражает картины реальности, но и открывает тайны человеческого духа. Тем самым искусство способствует гармонизации личности и формированию\восстановлению эмоционального равновесия, то есть оно становиться одним из главных факторов самочувствия детей.
Отечественные художественные музеи в последнее десятилетие все активнее входят в дошкольное образовательное альтернативными музейно-педагогическими программами локального характера. Опытом их разработки обладают, прежде всего, Государственный Эрмитаж, Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, владеющие большим опытом работы с разновозрастной аудиторией, широкими экспозиционными возможностями, высокопрофессиональными кадрами и организационно – творческими контактами с педагогическими учреждениями. Однако пионером в разработке программы, которая стала частью научно обоснованной системы взаимодействия ?музей – детский сад – школа?, является Русский музей. Объединив в начале 1990-х годов усилия музейного педагога, работника дошкольного учреждения в деле воспитания эстетического развития, обогащенного художественным опытом и знаниями человека, его сотрудники создали многоуровневую музейно-педагогическую программу ?Здравствуй, музей!?. Основной целью этой комплексной программы является приобщение детей к изобразительному искусству во всем многообразии его содержательных и формальных характеристик. Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, авторы программы рассматривают музей как инструмент овладения визуальной грамотностью, которая, через произведения изобразительного искусства, помогает ребенку адаптироваться к окружающей среде. 
Цель: Разработать и внедрить систему педагогической деятельности детей старшего дошкольного возраста, в процессе их приобщения к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, на формирование основ художественной и визуальной культуры. 
Задачи
Ознакомиться с теоретической и методической литературой по данной теме
Обогащение опыта познавательной деятельности, направленной на освоение окружающей среды средствами изобразительного искусства;
Развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей, обеспечивающих более глубокое освоение искусства;
Формирование основ музейной культуры, обогащение опыта освоения музейного памятника и развитие музейной коммуникации, ценностного отношения к музейным предметам и музею в целом;
Создание условий для проявления детьми эстетических эмоций и чувств, развития эстетических интересов и формирования эстетических предпочтений.
Пополнить предметно-развивающую среду наглядным и дидактическим материалом
Участники: Педагог дополнительного образования Алексеева М.В, дети  дошкольного возраста– 30 человек и их родители.
Срок реализации длительный. Проект реализуется в течение учебного года, 01.09.2023-30.05.2024
Формы организации детской деятельности 
- Посещение музея, образовательные прогулки по городу развивают художественное восприятие в процессе общения с музейным подлинником, скульптурным монументом или архитектурным сооружением, памятником.
- Совместная с воспитателем деятельность детей, которая направлена на формирование визуальной культуры, на активизацию самостоятельной деятельности детей, а так же на расширение, уточнение, углубление, обобщение и осмысление детьми освоенных образов, представлений и умений.
В течение года проводились занятия с детьми по четырем основным блокам программы ?Здравствуй, музей!?  (?Мы входим в мир прекрасного?) и  рабочим тетрадям.
         1 блок.  Вводный. Тайны города сокровищ. Родной город.
         2 блок.   Человек  и  природа.
         3 блок.   ?Я – ты – мы?
         4  блок.  ?Загадочный  мир  вещей?.
    Темы занятий: 
?Мир музея?
?Путешествие по родному городу?
?Осенняя пора?
?Ребятам о зверятах?
?Гордые и вольные?. Образы животных в скульптуре
?Цвета года: краски зимы?
?Защитники земли русской?
?Мы такие разные: весёлые и грустные?
?В кругу семьи?
?История улыбки?
?Зимние праздники?
?В гостях у сказки? (2 занятия)
?Великое и малое?
?Пёстрые игрушки: матрёшки, погремушки?
?Сказочный мир русской избы?
?Такие разные постройки?
Повторение темы ?Мир русской избы? (работа в тетрадях)
Повторение темы ?В кругу семьи? (работа в тетрадях)
?Открываем музей искусств?
ВСЕГО:  20  занятий.
Условиями успешной  реализации  программы следующие:
1.   создание в группе соответствующей  предметно-развивающей  среды:
Подборка демонстрационного материала: репродукции  картин, иллюстрации, фотографии, плакаты, календари, открытки; скульптуры малых форм (люди, животные); предметы (игрушки народных промыслов, посуда, муляжи).
Печатные  издания: Сказки о художниках, Энциклопедии живописи для детей, 100 музеев мира, которые необходимо знать, Русские народные промыслы, журналы серии ?50 художников?, журналы серии ?Дворцы и усадьбы?.
Тематический материал на СД дисках (Архитектура, Анималистический жанр, Портреты, Народное творчество, Натюрморты  и  другие)
Картотека информации по художественно-эстетическому направлению (статьи, занятия, декораторские идеи и т.д.).
Используемая литература:
Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов / Автор. кол.: Б.А.Столяров., А.М.Вербенец., А.В.Зуева., и др.; Министерство образование науки РФ, РАО, РГПУ им. А.И.Герцена, Министерство культуры РФ, ФГБУК ?Государственный Русский музей?, РЦМПиДТ. – CD-ROM. – 3-е изд., испр. – СПб.: ГРМ, 2013. – 212с.