«Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях новой стратегии образования»

 

Цели:

1.     Обеспечение профессионально-личностного самоопределения педагога в образовательном пространстве школы;

2.     Определение составляющих профессиональной компетентности и перечня основных профессиональных компетенций для педагога нашей школы, способствующих реализации Образовательной программы школы.

3.     Скоординировать деятельность педагогов на саморазвитие и самосовершенствование профессиональных компетенций.

Задачи:

·        мотивировать педагогов на профессиональное саморазвитие и самосовершенствование через сознательную самостоятельную познавательную деятельность;

·        провести диагностику уровня профессиональной компетентности педагогов;

·        познакомить педагогов с технологией организации самообразования;

·        содействовать самоопределению педагогами личностной траектории развития и самосовершенствования;

·        проанализировать образцы программ саморазвития, планов   педагогов и результатов самообразования.

Новый профессиональный стандарт педагога гласит, что учитель - это«Творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель корпоративных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующих их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии».

Приоритетной целью современного российского образования также становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности педагога.

Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат?

Для осуществления успешной деятельности, реализации поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Что это такое, как мы себе его представляем об этом и пойдет речь.

Компетентность – это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

УПРАЖНЕНИЕ 1. На каждую букву слова КОМПЕТЕНТНОСТЬ написать качества, которыми должен обладать компетентный педагог.

К – коммуникативность;

О – ответственность;

М – мотивированность;

П – прагматичность;

Е – естественность;

Т – точность;

Н – надежность;

С – сдержанность;

Таким образом, все выше перечисленные прилагательные являются основополагающими в деятельности учителя и их можно разделить на 4 группы профессиональной компетентности педагога:

Интеллектуально-педагогическая компетентность

 – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

Коммуникативная компетентность

 – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать

, понимать и реагировать.

Информационная компетентность

 – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.

Регулятивная компетентность

 – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Профессиональная педагогическая компетентность складывается из: профессиональных педагогических знаний и умений, из профессиональных педагогических позиций (как устойчивых отношений педагога к делу, к учащимся, к коллегам, к себе), из профессионально важных качеств личности.

Исходя, из современных требований можно определить основные пути формирования профессиональной компетентности педагога:

Работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы педагогической поддержки;

Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

Трансляция собственного педагогического опыта;

УПРАЖНЕНИЕ 2. Назовите 7 профессиональных качеств и черт характера, которыми должен обладать успешный педагог.

Профессиональные качества педагога

Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью

Трудолюбие, честность, порядочность

Эмоциональность, оптимизм

Выразительность речи, педагогический такт

Творческое начало личности

Организаторские способности

Чувство юмора

Настойчивость, дисциплинированность и т.д.

Любознательность

Толерантность

Энергичность

Наблюдательность

«Профессионал – это специалист, который владеет нормами профессии, самостоятельно ставит профессиональные цели, по своей инициативе развивает способности, имеет высокий уровень мотивации и саморегуляции, умеет управлять своим состоянием». Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям. Повышение компетентности, профессионализма учителя – одно из важнейших условий повышения качества образования.

Учитель сегодня должен обладать так называемой «двойной компетенцией», т. е. помимо сугубо традиционных профессиональных знаний иметь современные знания и навыки работы с информационными технологиями, высокую информационную культуру, что, в свою очередь, требует изменения всего компонентного состава и структуры традиционной методической системы.

 Компетентный учитель сегодня активно проходит обучение на курсах повышения квалификации, проходит аттестацию - задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда и это тот учитель, который занимается самообразованием. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь. Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС НОО, освоение современных   педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов и заданий на различных мультимедийных платформах.

Сегодня существует много различных платформ и интерактивных досок, где учитель может зарегистрироваться и создавать свои персональные задания в разных формах, отправляя только ссылку обучающимся. Множество платформ работает в ограниченном режиме в России, множество из них платные и вообще стали не доступны. Мне бы хотелось остановиться на платформе создания заданий «Learningapps.org». Независимо от того, какой предмет вы преподаете, данная платформа позволяет Вам создать большое разнообразие заданий с использованием иллюстраций по темам, аудио и видео материала. Хочу ознакомить Вас с вариативностью заданий, созданных мною на данной платформе, которые я подготовила на русском языке для Вас.

 

В подведении итогов о профессиональной компетентности учителя необходимо желание самого учителя учиться, находить различные подходы к обучению, творчески подходить к каждому уроку и в индивидуальном порядке к обучающимся, познавать новое и пробировать новые умения и навыки на уроках.