«Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях новой стратегии образования»
Цели:
1. Обеспечение профессионально-личностного самоопределения педагога в образовательном пространстве школы;
2. Определение составляющих профессиональной компетентности и перечня основных профессиональных компетенций для педагога нашей школы, способствующих реализации Образовательной программы школы.
3. Скоординировать деятельность педагогов на саморазвитие и самосовершенствование профессиональных компетенций.
Задачи:
· мотивировать педагогов на профессиональное саморазвитие и самосовершенствование через сознательную самостоятельную познавательную деятельность;
· провести диагностику уровня профессиональной компетентности педагогов;
· познакомить педагогов с технологией организации самообразования;
· содействовать самоопределению педагогами личностной траектории развития и самосовершенствования;
· проанализировать образцы программ саморазвития, планов педагогов и результатов самообразования.
Новый профессиональный стандарт педагога гласит, что учитель - это: «Творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель корпоративных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующих их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии».
Приоритетной целью современного российского образования также становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.
Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности педагога.
Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат?
Для осуществления успешной деятельности, реализации поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Что это такое, как мы себе его представляем об этом и пойдет речь.
Компетентность – это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.
УПРАЖНЕНИЕ 1. На каждую букву слова КОМПЕТЕНТНОСТЬ написать качества, которыми должен обладать компетентный педагог.
К – коммуникативность;
О – ответственность;
М – мотивированность;
П – прагматичность;
Е – естественность;
Т – точность;
Н – надежность;
С – сдержанность;
Таким образом, все выше перечисленные прилагательные являются основополагающими в деятельности учителя и их можно разделить на 4 группы профессиональной компетентности педагога:
Интеллектуально-педагогическая компетентность
– умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
Коммуникативная компетентность
– значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать
, понимать и реагировать.
Информационная компетентность
– объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
Регулятивная компетентность
– умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Профессиональная педагогическая компетентность складывается из: профессиональных педагогических знаний и умений, из профессиональных педагогических позиций (как устойчивых отношений педагога к делу, к учащимся, к коллегам, к себе), из профессионально важных качеств личности.
Исходя, из современных требований можно определить основные пути формирования профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
Трансляция собственного педагогического опыта;
УПРАЖНЕНИЕ 2. Назовите 7 профессиональных качеств и черт характера, которыми должен обладать успешный педагог.
Профессиональные качества педагога
Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью
Трудолюбие, честность, порядочность
Эмоциональность, оптимизм
Выразительность речи, педагогический такт
Творческое начало личности
Организаторские способности
Чувство юмора
Настойчивость, дисциплинированность и т.д.
Любознательность
Толерантность
Энергичность
Наблюдательность
«Профессионал – это специалист, который владеет нормами профессии, самостоятельно ставит профессиональные цели, по своей инициативе развивает способности, имеет высокий уровень мотивации и саморегуляции, умеет управлять своим состоянием». Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям. Повышение компетентности, профессионализма учителя – одно из важнейших условий повышения качества образования.
Учитель сегодня должен обладать так называемой «двойной компетенцией», т. е. помимо сугубо традиционных профессиональных знаний иметь современные знания и навыки работы с информационными технологиями, высокую информационную культуру, что, в свою очередь, требует изменения всего компонентного состава и структуры традиционной методической системы.
Компетентный учитель сегодня активно проходит обучение на курсах повышения квалификации, проходит аттестацию - задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда и это тот учитель, который занимается самообразованием. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь. Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС НОО, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов и заданий на различных мультимедийных платформах.
Сегодня существует много различных платформ и интерактивных досок, где учитель может зарегистрироваться и создавать свои персональные задания в разных формах, отправляя только ссылку обучающимся. Множество платформ работает в ограниченном режиме в России, множество из них платные и вообще стали не доступны. Мне бы хотелось остановиться на платформе создания заданий «Learningapps.org». Независимо от того, какой предмет вы преподаете, данная платформа позволяет Вам создать большое разнообразие заданий с использованием иллюстраций по темам, аудио и видео материала. Хочу ознакомить Вас с вариативностью заданий, созданных мною на данной платформе, которые я подготовила на русском языке для Вас.
В подведении итогов о профессиональной компетентности учителя необходимо желание самого учителя учиться, находить различные подходы к обучению, творчески подходить к каждому уроку и в индивидуальном порядке к обучающимся, познавать новое и пробировать новые умения и навыки на уроках.