«Профессиональная самоопределение учащихся

на уроках обществознания»

Дунаева Марина Сергеевна, учитель истории и обществознания

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха», г. Абакан

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, это серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются все учащиеся. Профессиональная ориентация детей и подростков с нарушениями слуха всегда была актуальной, а в современном мире именно у данной категории детей стоит остро вопрос выбора своего жизненного пути.

Для учащихся с нарушением слуха правильный выбор профессии имеет решающее значение в социально-реабилитационном плане, ведь он осложняется тем, что у данной категории детей присутствуют сопутствующие сложные специфические заболевания и для них выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом. Поэтому профессиональная ориентация начинается с первых лет обучения в школе-интернате и продолжается вплотную до выпускных классов.

Одной из главных задач педагогического коллектива является оказание помощи старшеклассникам с нарушениями слуха сориентироваться в адекватном выборе профессии, исходя из возможностей и способностей самого ученика и требований современного общества. Познакомить учащихся с нарушениями слуха со значительно большим количеством профессий, которые не только доступны данной категории обучающихся, но и позволяют открыть индивидуальные способности каждого ребенка.

Интерес к той или иной профессии у учеников формируются на уроках, факультативных занятиях, кружках.

Значение тех процессов, которые протекают в разных сферах общественной жизни, играют огромную роль в успешной социализации людей с нарушением слуха. Курс обществознания, в этом отношении, дает возможность обучающимся, получить знания о человеке, обществе, экономике и политике. Однако, своеобразное развитие речи, мышления и памяти школьников с нарушениями слуха, некоторые препятствия в получении информации, значительно ограничивают процесс изучения предмета обществознания.

Курс обществознания в коррекционной школе обеспечивает учащимся все необходимые условия, для качественного исполнения выпускником всех социальных ролей, которые характерны для выпускников школы. Обучающиеся должны иметь представления о значимых событиях и процессах в жизни общества; четко ориентироваться в понимании защиты прав человека и гражданина, осознанно выполнять гражданские обязанности; уметь анализировать и использовать социальную информацию; сознательно отвергать антиобщественное поведение.

Выпускник школы получает достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества.

Изучение обществознания в школе направлено на достижение следующих целей: воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, формированию способности к личному самоопределению, самореализации, повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

Адаптированная программа по профориентации обучающихся с нарушениями слуха на уроках обществознания предусматривает оказание помощи выпускникам школы в выборе осознанного пути продолжения образования, и соответственно в выборе будущей профессии.

В связи с этим важным является не только правильный, осознанный выбор профессии, но и адекватное представление о возможностях дальнейшего трудоустройства и сопряженных с ним проблемах, связанных с ограничениями в здоровье. Представления будущих выпускников школы-интерната для детей с нарушением слуха об отдельных проблемах трудоустройства не всегда адекватны реалиям жизни.

Успешная социализация выпускников коррекционной школы имеющих нарушения слуха в первую очередь определяется их успешностью в профессиональном самоопределении. В связи с этим, профориентационная работа, проводимая с обучающимися, включает не только ознакомление с различными видами профессий, обсуждение социальных аспектов трудоустройства, но и формирование у них адекватной самооценки о своих способностях и возможностях. Для более успешного включения выпускников с нарушенным слухом в самостоятельную жизнь также необходимо развивать их словесно-коммуникативную компетентность.

В девятом классе, учащийся уже конкретно задумываются о будущей профессии. В учебнике две темы, которые дают нам возможность обсуждать трудовую деятельность. В параграфе под названием «Быть личностью», автор предлагает нам составить буклеты о своей будущей профессии. Следующая тема «Образование», дает нам возможность обсудить вопросы, касающиеся СПО и ВПО, рассмотреть учебные заведения, которые обучают студентов с нарушением слуха.

Изучая главу учебника под названием «Право» говорим о праве на труд и трудовых правоотношениях, учимся составлять портфолио, в котором вся необходимая и полезная информация о выпускнике. Например, то, какому виду деятельности подросток отдает предпочтение, какие характеристики личности отличают его от других сверстников, доминирующие черты характера и темперамента и многое другое, что поможет выпускнику коррекционной школы в выборе профессии.

Беседы, профессиональные пробы.

Беседа «Интересы и склонности при выборе профессии», опросник «Карта интересов» Голомштока А.Е., «Что мы знаем о мире профессий?», классификация профессий по Климову, игра «Классифицируй профессии». Беседа «Профессия – специальность»

Профессии 21 века. Беседа о современном рынке труда, викторина «Профессии 21 века».

Знакомство с проектом «Сколково».

Упражнение «План моего будущего».

Упражнение «Я сейчас, я через 10 лет».

Художественная мастерская: использование техники «коллаж» «Моя будущая профессия».

«За что люди получают зарплату. Почему люди становятся безработными».

Портфолио. Основным структурным элементом такого портфолио будет эссе о себе, в котором слабослышащий обучающийся сможет дать себе адекватную самооценку и определиться с выбором профессионального учебного заведения, где он сможет получить желаемую профессию.

Особую актуальность в профориентационной работе, на уроках обществознания, приобретает обеспечение равного доступа к полноценному профессиональному образованию выпускников с нарушением слуха, возможность приобретения опыта профессиональных проб, формирование способности к решению проблем социальной адаптации обучающихся данной категории в выбранной профессиональной сфере.

Литература.

1. Еремина О.П. Профессионально-трудовая подготовка лиц с нарушением слуха. Учебно-методический комплекс. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.

2. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8–11 классов общеобразовательных учреждений, под редакцией С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной, 2-е издание — М.:Просвещение, 1998. — 191с.

3. Чернявская А.П.Ч 49 Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-воВЛАДОС-ПРЕСС,2001. - 96 с. - (Психология для всех).