Профессионально-ориентированный подход

при обучении английскому языку в СПО

Соколова Елена Михайловна,

преподаватель иностранного (английского) языка.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Красногорский колледж» (Волоколамский филиал)

Аннотация

Статья посвящена профессионально-ориентированному подходу при обучении иностранному (английскому) языку в колледже. Автор делится своим опытом использования различных методов и технологий успешного освоения студентами профессиональной лексики и формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности.

Ключевые слова

Профессионально-ориентированное обучение, коммуникативная компетентность, английский язык, спецлексика, синквейн, ребус, подход, метод, технология.

В настоящее время принцип профессиональной направленности приобретает особую значимость и приоритетность. Поэтому еще в колледже надо добиваться определённого уровня сформированности умений профессиональной речи, достаточного и необходимого для успешного осуществления профессиональной деятельности. Умения профессиональной речи будут служить базой для дальнейшего самообразования и самосовершенствования в избранной студентами профессии.

Владение иностранным языком на уровне, достаточном для профессионального общения в профессиональной сфере, является одним из требований современного общества к молодым специалистам и выступает обязательным компонентом их профессиональной подготовки. Поэтому целью обучения профессионально-ориентированному английскому языку является формирование у студентов коммуникативной компетенции по использованию полученных знаний применительно к своей профессии.

В настоящее время акцент переместился на развитие навыков и умений устной коммуникации. Устная речь включает в себя слушание и чтение, понимание и репродуктивное воспроизведение прослушанного или прочитанного как в устной (диалогической или монологической), так и в письменной форме.

В качестве основной задачи современного этапа преподавания профессионально-ориентированного английского языка является создание методик, интегрирующих интерактивные подходы к обучению и их преимущества для решения основной проблемы преподавания профессионально-ориентированного английского языка – иноязычному общению в профессиональных ситуациях.

Профессионально-ориентированное обучение английскому языку зародилось как научное направление в 1960-х годах за рубежом. В настоящее время, профессионально-ориентированное обучение английскому языку стало типом образовательной услуги, без которой обучение студентов не представляется возможным. Под профессионально-ориентированным обучением понимается такое обучение, которое основано на учёте потребностей будущих выпускников в изучении иностранного языка, диктуемых особенностями будущей учебной специальности, которые в свою очередь, требуют его изучения. В этом его отличие от обучения языку для общеобразовательных целей.

Таким образом, практической целью обучения иностранному языку является приобретение студентами коммуникативной компетенции, уровень которой позволяет использовать иностранный язык практически, как в профессиональной деятельности, так и для целей самообразования.

Ключевым методом в обучении профессионально-ориентированному английскому языку является коммуникативный метод, в основе которого лежит представление о том, что язык служит для общения, следовательно, целью обучения является коммуникативная компетенция.

Процесс обучения иностранному языку должен быть профессионально-ориентированным, так как цель такого обучения – формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности, что позволяет студентам профессионально общаться в различных коммуникативных ситуациях.

В коммуникативном обучении ситуации используются на всех стадиях освоения материала. На занятиях учебно-речевые ситуации призваны выполнять две основные функции: стимулирующую и обучающую. Очень важно обеспечить содержательность высказываний на изучаемом языке, исключить высказывания, не имеющие связи с действительностью, не соответствующие ей. Речевые ситуации способствуют также закреплению лексических единиц и грамматических структур.

Профессионально-ориентированное обучение невозможно без обучения специальной лексике, которая играет в данном процессе существенную роль.

Сначала студенты сталкиваются с огромным потоком неизвестных слов и форм. Но по мере выполнения правильно подобранных упражнений, обучающиеся даже в середине или в конце раздела привыкают к профессиональной лексике и хорошо ее запоминают.

Язык, по своей природе – средство, а не цель, поэтому он лучше всего усваивается не тогда, когда его специально учат, а когда им естественно пользуются – либо в живом общении, либо погрузившись в занимательное чтение или увлекательное видео.

Для запоминания нужна не механическая зубрежка, а новизна впечатлений. Чем несколько раз повторить одно слово, лучше повстречать его в различных сочетаниях и в разных смысловых контекстах. Основная масса спецлексики запоминается без заучивания, естественно – за счет повторяемости слов.

Язык – не математика, его не надо учить, к нему надо привыкнуть и овладеть им. Здесь дело больше не в логике и памяти, а в навыке. Он скорее похож на спорт, которым нужно заниматься в определенном режиме и регулярно, так как в противном случае не будет результата. Если заниматься интенсивно и в то же время расслабленно, то принципы и методы сработают.

На своих уроках английского языка использую прием технологии развития критического мышления – синквейн. Он помогает научить студентов читать осмысленно, анализировать, размышлять о прочитанном и увиденном.

Он позволяет заинтересовать обучающихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Его можно использовать на этапе объяснения материала. Студенты, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которой они владеют на данный момент. Это позволяет преподавателю понять, что уже знают обучающиеся по конкретной теме, и дает возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до них.

На этапе осмысления написание синквейна позволяет преподавателю оценить, как студенты понимают изучаемую тему, и разнообразить учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн – это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке обучающихся.

Также синквейн можно применять и на этапе рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет преподавателю оценить уровень понимания изученного материала обучающимися. Синквейн относят к быстрому и легкому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Еще одним из приемом является использование ребусов на этапе введения новой лексики, закрепления и повторения ранее изученной. Решение и составление ребусов способствуют развитию мыслительных способностей, повышению мотивацию к изучению языка, а также росту качества знаний.

Польза составления и разгадывания ребусов:

развиваются логическое мышление, интуиция, смекалка, сообразительность;

развиваются творческие, познавательные и интеллектуальные способности;

тренируется зрительная память и многое другое.

Разгадывание и составление ребусов непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность и знания в области, о которой идет речь в головоломке. Использования ребусов не только оживляет работу обучающихся на уроке английского языка, повышает их работоспособность и интерес к учебному процессу, но ещё и положительно воздействует на эмоциональное состояние обучающихся. Происходит побуждение к исследовательской деятельности. Таким образом, в основе данного приема лежат проблемное обучение и деятельностный подход.

Современный подход к обучению профессионально-ориентированного английского языка подразумевает использование видео. Оно позволяет разрядить обстановку, повысить мотивацию, сделать изучение более эффективным, продуктивным и интересным. И самое главное, видео помогает создать коммуникативную ситуацию и полностью погрузить обучающихся в атмосферу изучаемого языка, увидеть и услышать настоящих носителей. Видео сопровождается рядом заданий и упражнений.

Таким образом, использование предлагаемых методов обучения, основанных на коммуникативной модели языка, а также разработка целостной системы обучения речевому общению на профессиональные темы способствуют формированию у студентов целого комплекса коммуникативных и профессионально-ориентированных компетенций.

Наиболее оптимальным является комбинированное занятие, являющееся самым распространённым типом, включающее все основные элементы, позволяющее за ограниченный временной отрезок совершить полноценный цикл ознакомления, переработки и закрепления учебного материала, что помогает в реализации интегрированного междисциплинарного подхода в обучении иностранному языку.

Таким образом, профессионально-ориентированное обучение иностранному языку является в настоящее время приоритетным направлением в обновлении образования. Оно основано на учёте потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемых особенностями будущей профессии или специальности, которые требуют его изучения.