«Ребенок, которого не обнимала деревня,

сожжет ее дотла, чтобы почувствовать тепло».

В современной России проявления экстремизма в молодёжной среде носят все более асоциальный, жесткой и циничный характер, тем самым пытаясь вызвать максимальный резонанс в обществе.

Пропаганда превосходства по национальному и религиозному признаку, призыв к нарушению целостности страны, разрушению общественных норм и уклада — все это экстремизм.

Кажется, история совсем не детская, но психологи утверждают обратное. Подростки с их максимализмом и внушаемостью очень уязвимы для радикальных настроений.

Экстремистские воззрения формируются у подростков по целому ряду причин.

Недовольство жизнью и общественным укладом

.

Например, им могут не нравиться имеющиеся в школе правила и традиции. Не имея возможности не подчиняться им, школьники направляют свою агрессию на общество, которое эти правила придумало.

Буллинг

.

Если со стороны обидчика травля может иметь несерьезный, хулиганский характер, то для жертвы она становится фатальной. В сознании подростка в ней виновато все общество.

Особенно ярко это проявляется, если агрессор принадлежит к другой национальности. Подростки склонны обобщать и воспринимать индивидуальную черту характера как отличительный признак целого народа.

Пропаганда в интернете

.

Подростки стремятся к лидерству и объединению с себе подобными. На этом строится вербовка в экстремистские организации, которая часто происходит в социальных сетях и на форумах в интернете.

В интернете хорошо заметна героизация экстремистских действий и противопоставления себя обществу.

Одним из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму в Российской Федерации является его профилактика, т.е. предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям. Раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у подростков стойкой направленности на совершение противоправных действий.

Цель программы:

создание условий для эффективной первичной профилактики экстремизма среди подростков

Задачи:

организация диагностики по выявлению отношения целевой группы к обозначенной проблеме и склонности целевой группы к экстремизму;

реализация комплекса мероприятий направленных на профилактику экстремизма;

формирование правового сознания подростков, ее информирование о правовых последствиях участия в экстремистской деятельности.

Целевая группа: учащиеся 8,9,10,11 классов

Направления деятельности:

Программа включает мероприятия по приоритетным направлениям в сфере профилактики экстремизма:

информационно-пропагандистское противодействие экстремизму;

профилактические мероприятия.

Предполагаемые результаты:

успешная реализация программных мероприятий;

повышение уровня правового сознания целевой группы;

создание отрицательного образа экстремистских организаций и их деятельности

предупреждения проявления экстремистской деятельности со стороны целевой группы.

Перечень программных мероприятий

Мероприятие

Сроки реализации

Анкетирование с целью выявления отношения целевой группы к проблеме молодёжного экстремизма.

Лекция на тему «Характеристика понятия «экстремизм»».

январь

Просмотр документальных фильмов об экстремизме, терроризме.

февраль

Круглый стол «Причины молодёжного экстремизма»

март

Конкурс эссе «Молодёжный экстремизм, как проблема современной России»

апрель

Лекция на тему «Религиозный экстремизм».

апрель

Подведение итогов конкурса эссе.

апрель

Класссные часы по толерантности

раз в четверть

Родительские собрания по вопросам предотвращения экстремизма

раз в полугодие

Мониторинг по выявлению субкультур

раз в полугодие

Профилактика экстремизма и информационной безопасности

раз в полугодие

Участие в молодежных акциях “Нет экстремизму”

по плану

Анкетирование с целью выявления отношения целевой группы к проблеме молодёжного экстремизма

Анкетирование - метод получения первичной информации, заключающийся в составлении анкет и проведении опроса. Применяется в общественных науках, при переписях населения, в изучении общественного мнения.

Цель: изучение мнения целевой группы относительно проблемы молодёжного экстремизма

Задачи:

составление и оформление анкеты;

проведение анкетирования;

сбор и анализ результатов;

оформление результатов.

Текст анкеты представлен в приложении.

Лекция на тему «Характеристика понятия «экстремизм»»

Лекция - это метод сообщения новых знаний. Её отличает высокая целенаправленность и большая информативность.

Цель: ознакомление целевой группы с термином «экстремизм», информирование о негативном влиянии экстремистских группировок и способах вербовки молодёжи в такие организации

Задачи:

сбор материала для лекции;

структурирование лекции;

проведение лекции;

проверка и обсуждение полученных знаний

Время лекции: 1,5 часа

Данная лекция представляет собой изложение аудитории информации по обозначенной тематике. Данная форма так же предполагает элементы беседы и дискуссии среди участников на поднятые лектором вопросы. Лекция будет способствовать закреплению знаний у целевой группы о типах экстремизма, о видах его проявления в современном обществе. Со стороны аудитории предполагается конспектирование информации для дальнейшего её обсуждения и использования.

План лекции:

подходы к значению термина «экстремизм»

особенности молодёжного экстремизма в РФ

характеристика экстремистских организаций

способы вовлечения молодёжи в экстремистские организации

обсуждение полученной информации

Просмотр документальных фильмов об экстремизме, терроризме

Цель: ознакомление целевой группы с пагубным влиянием экстремистских организаций на современное общество. Информирование о деятельности данных организаций.

Задачи:

поиск документальных фильмов

просмотр документальных фильмов

обсуждение

Данная форма позволит целевой группе на визуальных примерах ознакомиться о деструктивной деятельности экстремистов.

Круглый стол на тему «Причины молодёжного экстремизма»

Круглый стол - свободная конференция разнородных участников для непосредственного обсуждения определённых проблем.

Цель:  всесторонне глубокое рассмотрение актуальных вопросов связанных с темой «Причины молодёжного экстремизма» путем их свободного группового обсуждения. Раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой.

Задачи:

выбор проблемы;

распределение тем докладов;

определение формы выступления докладчика;

подготовка сценария круглого стола;

проведение «круглого стола» согласно сценарию

Время проведения: 1,5 часа (включая перерыв)

Данная форма позволит затронуть широкий спектр вопросов связанных с тематикой. По средствам дискуссии и обсуждения участники смогут высказать своё мнение и придти к общему. Подготовка докладов ведётся по группам.

Примерный список тем докладов:

Экстремизм и ситуация на Украине.

Объективные причины молодёжного экстремизма.

Субъективные причины молодёжного экстремизма.

Уголовная и административная ответственность за деяния экстремистского толка.

Влияние молодёжных субкультур на рост экстремизма.

Методика подготовки и проведения круглого стола зафиксирована в приложении.

Диагностика экстремизма

Работу по предупреждению и профилактике экстремизма, считаю, нужно начинать с диагностического этапа. Для этого педагог-психолог проводит диагностическую работу с обучающими с целью выявления личностных особенностей, которые повышают риск вовлечения в неформальные молодежные группы деструктивной направленности, также с целью исследования личностных свойств толерантности у учащихся.

Такие личностные особенности как трудность формирования жизненных ориентиров, ценностей, переживание собственной не успешности, трудности самопонимания, неадекватная самооценка, отсутствие позитивных жизненных целей, неумение взаимодействовать с окружающими, неустойчивость эмоциональной сферы – повышают риск вовлечения детей к организациям экстремистской направленности.

Решение данной проблемы будет более эффективным при комплексном взаимодействии психолога, социального педагога с классными руководителями, родителями, другим значимым социальным окружением ребенка.

Педагог-психолог имеет возможность с помощью методики диагностики к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) выявить отдельные проявления девиантного поведения.

Содержание методики включает шкалы, выявляющие следующие факторы риска:

- склонность к аддиктивному поведению;

- склонности к агрессии и насилию;

- По результатам диагностики определятся дети «группы риска» Далее идет (при необходимости) коррекционная работа.


Заключение

Таким образом, можно констатировать тот факт, что профилактика и предупреждение экстремизма в образовательной среде и в среде вне образования является неотъемлемой частью и важнейшей задачей всех субъектов образования, в том числе и родителей.

Только комплексное сотрудничество даст положительный результат.