Коррекционно-профилактическая программа
«Профилактика и коррекция асоциально негативных явлений, и предупреждению самовольных уходов у подростков группы риска»
Программа направлена на профилактику и коррекцию асоциально негативных явлений, у подростков группы риска. Разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в области образования РФ.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изменения, происходящие в обществе в последние годы, касаются самых разных сторон жизни. В настоящее время наблюдается рост количества детей и подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами и склонных к асоциальному поведению. Помочь этим подросткам повысить адаптивные возможности, сформировать позитивное отношение к самому себе и окружающим, развить навыки конструктивного общения, способности к адекватной оценке своего поведения в проблемной ситуации за счет мнений других, информированность о своих правах и обязонастей, терпимость к различным мнениям позволит данная программа тренингов.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на достижение следующих целей:
- повышение ответственности за свое собственное поведение;
- развитие самосознания;
- саморегуляции;
- способности планирования поступков.
Программа направлена на выполнение следующих задач:
1. Развитие личностных качеств, способствующих самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию;
2. Формирование у несовершеннолетних представлений о правах и обязанностей;
3. Развитие у подростков осознанной мотивации на отказ от злоупотребления ПАВ;
4. Сопротивление давлению сверстников, умение отказать в ситуациях вовлечения к употреблению ПАВ;
5. Обучение приемам и методам снятия нервно-психического напряжения в стадии возбуждения.
III ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятие 1
Цель: знакомство с группой, формирование доверительной атмосферы, знакомство с Конвенцией о правах ребенка.
Ход занятия:
1. Знакомство с целями данного блока.
2. Мозговой штурм «Составление портрета современного подростка».
3. Упражнение «Я хочу — я могу». 4. Групповая дискуссия «На что я имею право».
5. Информационно-правовая часть «Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ».
6. Рефлексия.
Занятие 2 Цель: формирование навыков саморегуляции, знакомство с правовой ответственностью несовершеннолетних.
Ход занятия:
1. Обсуждение в группе: «Что хорошего и что плохого происходило в последние дни».
2. Упражнение «Наши эмоции — наши поступки». 3. Упражнение «Замороженный».
4. Групповая дискуссия «Может ли несовершеннолетний привлекаться к правовой ответственности».
5. Информационно-правовая часть «Правовая ответственность несовершеннолетнего».
6. Рефлексия.
Занятие 3 Цель: формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с правовыми нормами в отношении ответственности за причинение морального и физического ущерба.
Ход занятия:
1. Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни». 2. Упражнение «Автобус
3. Знакомство с понятием «конфликт» и способами разрешения конфликтных ситуаций
4. Ролевая игра «Конфликт». 5. Дискуссия «Ответственность за ход конфликта».
6. Информационно-правовая часть «Статьи законодательства, определяющие ответственность за причинение вреда здоровью».
7.Рефлексия.
Занятие 4 Цель: выработка доверительного отношения к родителям осознание возможности избегать конфликтов с родителями, знакомство с правами и ответственностью родителей.
Ход занятия: 1. Приветствие.
2. Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни».
3. Упражнение «Самые добрые руки». 4. Упражнение «Список претензий».
5. Ролевая игра «Конфликт с родителями».
6. Групповая дискуссия «За что несет ответственность родитель».
7. Информационно-правовая часть «Ответственность родителей за правонарушение несовершеннолетних детей».
8. Рефлексия.
Занятие 5 Цель: выработка умения противостоять негативному влиянию группы, привитие правовых знаний об ответственности за групповые правонарушения.
Ход занятия
1. Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни».
2. Упражнение «Учимся говорить нет ».
3. Упражнение «Учимся противостоять влиянию».
4. Ролевая игра «Ситуация принуждения».
5. Групповая дискуссия «Кто отвечает в толпе».
6. Информационно-правовая часть «Ответственность за групповые правонарушения».
7. Рефлексия.
Занятие 6 Цель: развитие навыков, позволяющих отказаться от предложения попробовать наркотик или токсические вещества, знакомстве с правовой ответственностью за хранение и распространение наркотических и психотропных средств
Ход занятия: 1. Обсуждение в группе «Настроение».
2. Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни».
3. Мозговой штурм «Почему люди применяют наркотики».
4. Мозговой штурм «К чему ведет проба наркотика и токсического вещества».
5. Групповая дискуссия «Что люди приобретают и что теряют от применения наркотика».
6. Групповая дискуссия «Употребление наркотика — дело личное».
7. Информационно-правовая часть «Ответственность несовершеннолетних за хранение и сбыт наркотиков и психотропных средств». 8. Рефлексия.
Занятие 7 Цель: выработка навыков, позволяющих отказаться от употребления алкоголя, знакомство с ответственностью за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.
Ход занятия: 1. Приветствие.
2. Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни».
3. Мозговой штурм «Почему люди употребляют алкоголь». 4. Дискуссия «С пьяного взятки гладки?».
5. Информационно-правовая часть «Ответственность за правонарушения в со-стоянии алкогольного опьянения».
6. Групповая дискуссия «Альтернатива алкоголю». 7. Рефлексия.
Занятие 8 Цель: оказание помощи подросткам в выборе возраста вступления в половые отношения, осознание последствий неразборчивых половых связей, знакомство с ответственностью за сексуальное насилие.
Ход занятия: 1. Приветствие.
2. Обсуждение «Что происходило в последние дни».
3. Групповая дискуссия «Когда мы любим, то...».
4. Групповая дискуссия «Как избежать сексуального насилия».
5. Информационно-правовая часть «Знакомство с ответственностью за сексуальное насилие».
6. Рефлексия.
Занятие 9 Цель: повышение самооценки подростков, развитие самосознания, знакомство с основными законами РФ.
Ход занятия: 1. Приветствие.
2. Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни».
3. Упражнение «Сказка за сказкой».
4. Групповая дискуссия «Можно ли жить без установленных правил?».
5. Информационно-правовая часть «Основные законы РФ, как и кем они устанавливаются».
6. Рефлексия.
Занятие 10 Цель: формирование потребности и способности к самопознанию, саморазвитию и самореализации.
Ход занятия:
1. Обсуждение в группе «Что изменилось во мне за время работы в группе»
2. Групповая дискуссия «Что хотелось бы изменить в образе подростка».
3. Рефлексия «Что изменилось во мне».
4. Упражнение «Чемодан».
5. Прощание.
Целевая группа; подростки и молодые люди в возрасте от 12 до 18 лет
Организация занятий: программой предусмотрено 10 занятий по 40 минут каждое.
Рекомендации по организации воспитательно-образовательной деятельности в детском доме по предупреждению самовольных уходов воспитанников.
1. Педагогу необходимо собственным поведением демонстрировать уважительное отношение к каждому ребенку.
2. Соблюдать единство требований воспитательной работы, необходимые правила внутреннего распорядка учреждения.
3. В целях сохранения здоровья воспитанников важно соблюдение режима труда и отдыха детей в учреждении, правильного питания.
4. Обязательно включать детей в общественно-полезную, трудовую деятельность.
5. Стремиться установить с детьми доверительные отношения, проявляя внимание к их настроению, достижениям, неудачам.
6. Привлекать ребенка к активному участию в планировании жизнедеятельности семьи.
7.Поощрять своевременно проявленную самостоятельность ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.
8. Досуг ребенка должен быть организованным, необходимо предоставлять
детям самим выбирать занятия по интересам, посещение кружка или секции.
9. При организации детского коллектива (группы) для какой-либо деятельности, выделять сильного ребенка –лидера с позитивными установками. Стремиться направить энергию детей в полезное русло.
10. Разъяснять каждому ребенку индивидуально значение и последствия его действий и поступков. Своевременно реагировать на проступки и определять адекватное воздействие (лишение удовольствия).
11. Совместно с ребенком оценивать возможные риски, возникающие при оставлении детского учреждения без сопровождения взрослого.
12.Реагировать на чувства детей, говорить и показывать любовь к каждому и ценность каждого.
13. Подмечать успехи и старания тревожного ребенка, реалистически поощрять, чтобы определить границы своих сил и способностей.
14. Важно поддерживать эмоциональный комфорт непопулярного ребенка в семье, создавать условия его успешной адаптации, чутко относиться к жалобам.
15.Чутко реагировать на инициативу ребенка в общении, учитывая его потребность в поддержке взрослых:
- выслушивать ребенка спокойно с вниманием и уважением, пользуясь словами и мимикой, поощряющими его к дальнейшему откровенному разговору;
- доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы детей, обсуждая их проблемы;
- успокоить и поддержать расстроенного ребенка, стремясь избавить его от негативных переживаний;
- взаимодействовать с ребенком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности;
- указывая на ошибки, делать это мягко, не унижая и не ущемляя достоинство ребенка;
- поощрять ребенка высказывать свои чувства и мысли, рассказывать о своих переживаниях.
16. Проявлять уважительное отношение к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание – насколько это возможно в детском учреждении.