Профориентационная игра «Парад профессий»
Подростки очень часто выбирают профессию из соображений престижа. Между тем среди факторов, искажающих выбор профессии, «престиж» является самым коварным. Представления о престижности профессий тесно связаны с завышенным уровнем притязаний молодых людей, их нереалистичными представлениями о себе и мире профессий, во многом навязанными средствами массовой информации.
Цель игры: преодолеть некоторые стереотипы, мешающие сделать осознанный выбор профессии.
В ходе игры учащиеся не только знакомятся с содержанием наиболее популярных и востребованных профессий, но и начинают понимать смысл любой профессиональной деятельности как уникальной и незаменимой.
Участники ролевой игры самостоятельно и с помощью ведущего ищут и находят аргументы в защиту жизненно необходимых, но в массовом сознании не пользующихся уважением профессий.
Ролевая игра «Парад профессий» предназначена для подростков 14-15 лет. Рекомендуемое число участников – 20-25 человек. Время проведения – 1 час 20 минут. Место проведения – класс или просторное помещением со стульями, расставленными по кругу. Список профессий может быть сокращен или дополнен с учетом численности участников.
Необходимые материалы: карточки с названиями и кратким описанием профессий, по три жетона для каждого участника.
Ход игры
I этап. «Престижные» и «непрестижные» профессии (20 минут)
На партах или на стульях, поставленных в круг, лежат карточки с названиями и кратким описанием профессий:
Ведущий: «Здравствуйте, ребята, вы сегодня примете участие в ролевой игре «Парад профессий», в ходе, которой познакомитесь с содержанием наиболее популярных и востребованных профессий, поймете смысл любой профессиональной деятельности, преодолеете некоторые стереотипы, мешающие сделать осознанный выбор профессии».
Ведущий: «Придумайте несколько словосочетаний со словами «престиж», «престижный». Как вы понимаете слово «престиж»? Как престиж влияет на выбор профессии? У каждого из вас есть список из 24 профессий. Отметьте в этом списке три, на ваш взгляд, самые престижные и три самые непрестижные профессии.
Автомеханик - квалифицированный специалист в сфере ремонта и технического обслуживания автомобилей
Дворник –
уборщик двора
Политик –
лицо, профессионально занимающееся политикой и политической деятельностью или влияющее на политические процессы
Строитель –
специалист, занимающийся возведением зданий и конструкций
Актер –
профессиональный исполнитель ролей в театре, опере, кино, балете
Животновод –
специалист, который обеспечивает уход за животными (размножение, кормление и т.д.)
Программист –
человек, который создает компьютерное программное обеспечение
Священник –
представитель духовенства, одной из ступеней христианской церковной иерархии, рукополагаемый на священнодействие (совершение таинств) соответственно его чину
Ведущий теле-радио-программ –
специалист, который информирует слушателей и зрителей о текущих событиях, беседует с гостями программ, ведет различные концертно-развлекательные программы
Журналист –
литературный работник, который занимается сбором, созданием, редактированием, подготовкой и оформлением информации для редакции средства массовой информации
Продавец –
человек, который продаёт что-либо (товар, услугу)
Учитель –
специалист, который занимается обучением и воспитанием детей, а также профессиональной подготовкой взрослых
Водитель –
лицо, управляющее каким-либо транспортным средством
Инженер –
специалист, который создает и совершенствует технику, механизмы, устройства, коммуникации
Психолог –
специалист, который занимается изучением внутреннего мира человека, психикой и ее структурой, а также их взаимосвязью с окружающим
Экономист –
человек, который понимает взаимосвязь обмена товаров и услуг, их стоимости, а также потребности общества в них
Врач –
специалист, использующий свои навыки, знания и опыт в профилактике и лечении заболеваний, поддержании нормальной жизнедеятельности организма человека
Менеджер –
специалист, который управляет проектами или отделом компании, следит за производством и оборотом товаров, контролирует распределение ресурсов и качество предоставления услуг
Режиссер –
человек, который занимается постановкой фильма, руководит съемочным процессом или репетициями, если речь идет о театре
Электрик –
специалист, специализирующийся на электропроводке зданий, линий электропередачи, стационарных машин и сопутствующего оборудования
Губернатор - административный руководитель и глава государства или политического региона, подчиняющийся главе государства
Полицейский –
сотрудник правоохранительных органов, который занимается обеспечением правопорядка, расследованием правонарушений, соблюдением законности на подведомственной территории
Сантехник –
работник, занимающийся монтажом, эксплуатацией или ремонтом санитарно-технического оборудования
Юрист –
специалист, который занимается практической деятельностью в области права
Обсуждение задания. Участники зачитывают свои списки, желательно, с комментариями, а ведущий записывает на доске профессии, которые звучали чаще всего.
Ведущий: «Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии — выбор из соображений «престижа». Но «престиж» — понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам».
II этап. Защита профессий (40 минут)
Ведущий: «Назовите профессии своих родителей. Как ваши родители относятся к своей работе? Знаете ли вы, чем они руководствовались, выбирая эти профессии?
Обратите внимание на профессии, которые многие из вас отметили как «престижные» и «непрестижные». Есть ли среди них профессии ваших родителей? Как вы относитесь к этим профессиям?»
Интересно, что еще в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н.Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности:
нужные и полезные науки (образование, здравоохранение, экономика, право, сельское хозяйство, физика, биология, математика);
щегольские или увеселяющи
е науки (литература, искусство);
тщетные и вредительские науки (алхимия, астрология, колдовство).
К сожалению, и в наше время наивные и малообразованные люди пользуется услугами экстрасенсов и астрологов, нанося тем самым непоправимый урон своему здоровью и здоровью близких и поддерживая материально современных шарлатанов и вредителей.
Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны правоохранительные органы. Сейчас в России активно формируется рынок услуг, который через несколько лет может дать пять миллионов рабочих мест. Особую категорию специалистов составляют ученые, изобретатели, люди искусства, представители редких профессий, например, реставратор, летчик-космонавт, криптограф, дегустатор, ювелир, переводчик, психолог. Это — «штучный» товар. Если в эту нишу устремляется большое количество людей, возникает падение спроса и конкуренция — неизбежные следствия рыночных отношений.
Ситуация-проба «Представление о профессиях»
Цель: расширение знаний и специфики разнообразных профессий.
Ведущий: «В любой профессиональной деятельности необходимо представлять ее алгоритм – последовательность и связи действий в процессе изготовления продукта (достижения результата)».
Задание: Составить алгоритм действий человека с предметом труда (от начального до конечного состояния объекта) в области «престижной» и «непрестижной» профессии. Например, повар - винегрет, слесарь – установка крана, музыкант – настройка инструмента, столяр – изготовление шкафа.
III этап. Рейтинг профессий (20 минут)
Ведущий: «О важности многих вещей люди начинают задумываться только тогда, когда их лишаются. Ваши представления о профессиях сегодня могли измениться, потому что вы узнали о них много нового. Оцените профессии, учитывая их необходимость в повседневной жизни. Проранжируйте профессии, поставив в своем списке рядом с самой важной, на ваш взгляд, профессией, цифру «1», рядом со второй по значимости – цифру «2» и так до «24» рядом с самой неважной, по-вашему, профессии».
Подведение итогов
Ведущий: «Ответы зарубежных школьников на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» поразительно отличаются от ответов наших ребят. Никто из юных англичан, венгров, чехов, финнов или шведов не видел себя в будущем космонавтами, пианистами, актерами, писателями, да и тех, кто мечтал о карьере адвоката, врача, инженера или какой-либо другой профессии, требующей высшего образования, набиралось немного. Зарубежные школьники видели свою будущую профессиональную деятельность вполне конкретной: химики-аналитики, инженеры-проектировщики холодильных установок, разработчики компьютерных программ. Наши школьники и их учителя были удивлены, когда большинство их сверстников из-за рубежа выразило желание стать столярами, водителями грузовиков и автокаров, машинистами электропоездов, строителями, медиками, специалистами сельского хозяйства, секретарями, домохозяйками Кто, по-вашему, более реалистично подходит к вопросу выбора профессии? В чем заключается этот реализм? Цель нашего занятия – расширение представлений о мире профессий и преодоление стереотипов, затрудняющих правильный выбор. Изменились ли сегодня ваши представления о профессиях? Кому вы отдали свои жетоны и почему?».
Рефлексия.
Подростки рассказывают о своих впечатлениях и подводят итоги профориентационной игры «Парад профессий».