Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 14 для учащихся
с ограниченными возможностями здоровья»
города Губкина Белгородской области
Из опыта работы:
«Профориентация детей с ОВЗ на уроках обществознания как средство социализации и адаптации»
Выступление на муниципальном
семинаре для педагогов,
работающих с детьми с ОВЗ)
Подготовила:
Колабухова Элла Станиславовна
учитель истории и обществознания
г. Губкин 2022 г.
Выбор профессии является одной из наиболее актуальных проблем, от правильного решения которого зависит благополучие человека. Но особую остроту и значимость эта проблема приобретает для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как состояние их физического и психического здоровья сужает круг профессий и актуализирует пути профессиональной, а, следовательно, и личностной самореализации. Поэтому важно, чтобы профессиональное самоопределение было бы сознательным, соотнесено с возможностями здоровья и требованиями к нему отдельных профессий, чтобы выпускник школы понял, что адаптация в мире труда и внутренняя гармония личности способствуют самореализации и нахождению своего места в обществе. Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) является проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, педагогов. Следует иметь в виду, что число обучающихся с ОВЗ постоянно увеличивается, а потребности рынка труда достаточно быстро меняются. Вышесказанное придает проблеме профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья особую актуальность.
Как учитель обществознания уделяю большое внимание профессиональному самоопределению на своих уроках. Этому способствует и программа по обществознанию. Курс обществознания учащиеся начинают изучать с 8 класса. Цель курса - создание условий для социальной адаптации учащихся путём повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами. Основная цель профориентационной работы с детьми с ОВЗ-профессиональное самоопределение ребёнка с учётом его склонностей, интересов, возможностей (Слайд1). Содержание курса носит элементарный характер, но способствует самореализации личностного потенциала детей с ОВЗ.
В 8 классе на урок приходят уже взрослые подростки, но при изучении учебного материала возникает следующая проблема. Знания учащихся с нарушением интеллекта к началу изучения курса обществознания имеют следующие особенности: носят случайный, бессистемный характер; отличаются фрагментарностью, неточностью, неполнотой; стихийно сформированы; нет умения адекватно использовать правовые знания в конкретных ситуациях, наблюдается механический перенос предыдущих решений на следующую ситуацию; при оценке конкретной ситуации внешняя сторона доминирует над внутренней морально-этической основой события (Слайд2 ).
Целенаправленное обучение даже в рамках небольшого курса, построенное с учетом всей предшествовавшей работы школы, семьи, социального опыта, позволит в значительной степени решить проблему профессионального самоопределения учащихся с ОВЗ и облегчить их включение в самостоятельную жизнь.
В 8 классе мною вводятся элементы знакомства с различными профессиями, должностями и их характеристиками. Так, например, при изучении тем по предмету учащиеся знакомятся с должностью сенатор, депутат, президент, мэр, губернатор и т.д. (Слайд 3) У многих учеников возникают вопросы «я могу стать президентом, губернатором…», согласно Конституции РФ, знакомимся со статьёй 81 « Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет» - можете, но здесь важно донести до ребёнка с ОВЗ, а у этих детей завышена самооценка, неполные или ошибочные представления о собственных возможностях, и они адекватно не оценивают свои психофизические особенности. Мы понимаем, далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, журналистом. Поэтому на уроках разбираем личностные особенности, возможности и способности необходимые для данной должности и профессии, а также делаем вывод, что необходимо учитывать состояние здоровья и соотносить его с требованиями профессии. Учащиеся узнают, что труд различается по содержанию и сложности. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным. Далее ребятам предлагается проанализировать некоторые профессии, выполнив задание: подобрать подходящую характеристику для каждой предложенной профессии и запишите в таблицу.
Профессия
Характеристика труда
Дворник
Простой, физический, ручной
Учитель
Сложный, умственный труд
Домашняя хозяйка
Простой, физический, ручной
Шахтёр
Сложный, физический труд
Программист
Сложный, умственный труд
Космонавт
Сложный, умственный труд
Продавец
Простой, физический, ручной
Полицейский
Сложный, умственный, труд
Затем я предлагаю ребятам подумать и назвать какие знания необходимы, для того чтобы получить ту или иную профессию (Слайд 4).
Профориентационные и ролевые игры способствуют самопознанию подростка и формированию необходимых для получения профессионального образования и будущей профессиональной деятельности личностных качеств.
Он опускается в забой
Его работа под землей. (Шахтер)
Ему нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней – сноровка! (Слесарь)
Шью я курки и штаны,
Вы меня все знать должны:
На машинке строчу лихо,
Потому что я портниха.
Деятельностный аспект профориентации может проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Поступаю на учебу» или «Поступаю на работу». Подросток, играющий роль поступающего на работу, должен написать резюме и пройти собеседование с работодателем, роль которого могут играть его одноклассники, написать заявление о поступлении на работу и заполнить другие документы. После проведения данной игры важно провести анализ и выявление допущенных ошибок. Большое значение в знакомстве с миром профессий играют и литературные произведения, на уроках читаем стихотворение Владимира Маяковского «Кем быть?» и других авторов.
Изучая разделы «Правоохранительные органы» учащихся знакомлю с такими профессиями и их профессиональными характеристикам как юрист, полицейский, судья, экономист и т.д., Например, ребятам дается такое задание с помощью опорных слов составить рассказ, характеризующий профессиональную деятельность и требование к сотруднику полиции, прокурору, мэру. При изучении темы «Домашнее хозяйство. Понятие счастливая, дружная семья». Приходим к выводу, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, разбираем какие трудовые обязанности существуют в семье детей и с какими профессиями их можно соотнести. В итоге мы приходим к выводу, что семья, дом – это школа трудовых навыков.
В 9 классе с учащимися мы более детально разбираем профессии строительной сферы, так как ребята будут обучаться ОГАПОУ «Губкинский горно-политехнический колледж» по специальности штукатур, каменщик.
Учащимся было предложено задание: собрать материал и подготовить мини выступление «Моя профессии … (повар, озеленитель, штукатур, швея)». В своих выступлениях они отразили, какие знание необходимы для этих профессий, основную сферу деятельности, востребованность данных профессий и т.д.
При изучении раздела «Труд и трудовое право» ребята приходят к выводу что человек трудится для удовлетворения потребностей и интересов. Далее учащимся дается задние по тексту составить схему какие же потребности удовлетворяются в процессе трудовой деятельность (Слайд 5)
в самоуважении (человек добросовестно выполняет свои обязанности ради положительного мнения о себе);
потребность в самовыражении (творческое отношение к работе определяет её высокое качество; работа позволяет получить новые идеи и знания, проявить индивидуальность);
потребность в активности (через трудовую деятельность реализуется стремление к поддержанию здоровья);
потребность в создании необходимых материальных условий (ценностная ориентация на благополучие семьи и близких, повышение их статуса в обществе);
потребность в стабильности (работа воспринимается как способ поддерживать существующий образ жизни, материальное благополучие);
потребность в общении (возможность общения в трудовой деятельности как самоцель).
Для детей данные потребности не знакомы для них до этого существовали материальные потребности т.е. деньги, деньги…На вопрос «Ребята, а влияли ли названные потребности на выбор вашей будущей профессии?», к сожалению, у многих нет ответа
Очень интересно, что думают о выборе профессии наши дети, как сформировано профессиональное самоопределение. В начальных классах многие дети мечтают об институте, «поступим будем учиться» не говоря о профессии, в среднем звене программистом, продавцом или где работают родители, то в 9 классе ребята скорректировали свой индивидуальный план развития, имеют знания о будущей профессии с удовольствием о ней рассказывают.
В заключении хотелось бы сказать, что при общении к профессии-дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа. Уроки обществознания являются дополнением к мероприятиям, которые проводятся в школе. Учащиеся с ОВЗ знакомятся с новыми профессиями, учатся соотносить личностные качества человека с профессией. Как итог дети выбирают профессию в соответствии с со своим психофизическим здоровьем