МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»

(ГБУ ДО КК «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»)

Принята на заседании

педагогического совета

ГБУ ДО КК «Дворец творчества»

от «___» _____________2023 г.

Протокол ___

Утверждаю

Директор ГБУ ДО КК

«Дворец творчества»

____________________Л.М.Величко

«______»_________2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Танцуй Кавказ»

Уровень программы: базовая

Срок реализации программы: 3 года 432 часа

Возрастная категория: 7 - 18 лет

Вид программы: модифицированная

Форма обучения: очная

ID-номер программы в Навигаторе________

Автор – составитель:

Джафарова Разиет Ахмедагаевна

педагог дополнительного образования

г. Краснодар, 2023

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

«Танцуй Кавказ»

1.

Возраст учащихся

7-18 лет

2.

Срок обучения

3 года

3.

Количество часов (общее)

432часа

4.

Количество часов в год

144 часов

5.

ФИО педагога

автор, составитель

Джафарова

Разиет Ахмедагаевна

6.

Продолжительность одного занятия

(по САНПИНу)

45 минут

7.

Количество часов в день

2 часа

8.

Периодичность занятий

(в неделю)

4 раза

СОДЕРЖАНИЕ

Название раздела

Страницы

ВВЕДЕНИЕ

4

1.

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»

5

1.1.

Пояснительная записка

5

1.2.

Цель и задачи программы

8

1.3.

Содержание программы

9

1.3.1.

Учебный план

9

1.3.2.

Содержание учебного плана

10

1.4.

Планируемые результаты

12

2.

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»

13

2.1.

Календарный учебный график

13

2.2.

Условия реализации программы

14

2.3.

Формы аттестации. Оценочные материалы.

14

2.4.

Методические материалы

15

2.5.

Список литературы

16

ВВЕДЕНИЕ

В национальных культурах народов Кавказа танцевальное искусство занимает весьма почетное место.

Танец развивает художественный вкус, музыкальность, ритм, память, творческую фантазию, координацию движений, изящество и пластичность.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцуй Кавказ» (далее – программа) способствует приобщению детей к искусству национальной хореографии в широком смысле, включает не только ознакомление и обучение учащихся элементам классического и народно – характерного танцев, связанных с жизненным укладом народов, но и с обычаями и обрядами, с историей национального костюма, образами народного творчества, музыкальной культурой, народными инструментами.

Нормативно-правовая база

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 678-р).

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 269 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

4. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 N ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций».

5. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07.12.2018.

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), письмо Минобрнауки от 18.12.2015 09-3242.

8. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 ВБ-976/04.

9. Федеральный закон от 24.11.1995 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

10. Приказ Министерства культуры РФ от 02.06.2021 754 «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности организациями дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская хореографическая школа», «детская театральная школа», «детская школа художественных ремёсел».

11. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 апреля 2022 г. N 263 «Об утверждении стандартов предоставления услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов в стационарных условиях без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц».

12. Устав ГБУ ДО КК «Дворец творчества», 2018 г. с изменениями от 2020 г.

1. Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования:

объем, содержание, планируемые результаты»

1.1. Пояснительная записка

Направленность программы - художественная. В ходе реализации программы создаются условия для формирования творческих способностей учащихся средствами хореографического искусства.

Программа является модифицированной и опирается на образовательную программу по осетинской хореографии для детского ансамбля народного танца «Осса», автором которой является заслуженный работник культуры РСО – Алания, победитель I республиканского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» В.М.Туаев.

Отличительной особенностью программы от указанной выше является введение в разделе «Танцы и трюки» подраздела «Базовые танцевальные движения и трюки» в объёме 30 учебных часов, в процессе которых учащиеся разучивают комбинации и постановки известных танцев в мужской партии, трюков танцевальных движений, что обогащает хореографический рисунок танцев. Также значительно расширен репертуар, что связано с введением новых элементов в постановку танцев. Учебный план составлен из расчёта 144 учебных часов.

Новизна программы. Программа впервые реализуется на базе ГБУ ДО КК «Дворец Творчества». Программой предусматривается физическая нагрузка в виде подготовки определенных групп мышц для трюков: разогрев и защита мышц и суставов.

Актуальность программы обусловлена тем, что она разработана для ознакомления детей с танцами народов Северного Кавказа. Данная программа позволяет овладеть новыми знаниями и умениями в области национальной хореографии и вызывает интерес учащихся для дальнейшего освоения ознакомительной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Апсны», а в будущем и освоение программы углублённого уровня.

Педагогическая целесообразность основывается на доступности материала и построена по принципу «Изучения различных танцев, переключая внимание и меняя физическую нагрузку». Разноообразная тематика способствует творческому развитию ребенка, его фантазии, самореализации.

Так же программа определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата (подвижности, выносливости, силы, ловкости, гибкости, пластичности, танцевальной выворотности и т.п.), на создание индивидуального творческого продукта.

Адресат программы. Возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы, от 7 до 18 лет.

Танец – это непосредственное задействование всего опорно-двигательного аппарата. Занятия хореографией немаловажны для физического развития ребенка.

Танец позволяет привить навык правильной осанки, равномерное развитие всего тела, а также способствует раскрепощению движений. Кроме того, занятия танцем способствует уравновешиванию и право- и левостороннему развитию всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.

В результате правильно построенной программы занятий в организме ребенка происходит ряд закономерных изменений:

- повышение уровня энергетических, ферментных и пластических ресурсов;

- образование здорового биохимического состава крови;

- формирование «иммунитета» к процессу репертуары мышц и т. д.

Младший школьный возраст - этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Поступление в школу, учеба вместо игр. Психические новообразования: произвольность, внутренний план действия, рефлексия, самоконтроль. Танцевальная деятельность в младшем школьном возрасте оказывает существенное влияние на темп и качество физического развития. Известно, что танец, благодаря постоянным физическим упражнениям, развивает мышцы, придает гибкость и эластичность корпусу, т.е. является мощным фактором, влияющим на становление детского организма. Часто у детей в 1 классе наблюдается нарушение осанки. В таком случае сами занятия хореографией являются важным корригирующим фактором телосложения.

7-11 лет (1-3 класс) - в этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга (он увеличивается). Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Проявляется самостоятельность, (желание делать все самому, дети требуют доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять свои желания общим требованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов, даже если не понимают цели или не имеют средств для их достижения). Слабые стороны в физиологии детей этого возраста - быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому время занятий поначалу может быть ограниченно и постепенно увеличиваться от 25-30 минут до 60, а потом и до 90 минут. Костно-мышечный аппарат детей этого возраста отличается большой гибкостью (значительное количество хрящевых тканей и повышенная эластичность клеток). Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому быстрые и мелкие движения, требующие точности исполнения, представляют для детей большую сложность. Объем учебного материала должен быть рассчитан по возможностям детей. В классах этого возраста надо уделять внимание формированию осанки, умению ориентироваться в пространстве, развитию ритмичности, музыкальности. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, господствует чувственное познание окружающего мира. Поэтому эти дети особенно чувствительны к воспитательным воздействиям эстетического характера.

Подростковый возраст - «переходный возраст» длится с 11 до 15 лет. Важным становится общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку, и в то же время выделится из толпы. Стремление к «взрослости». В этот период происходят быстрые количественные изменения и качественные перестройки в организме. Ребенок быстро растет (5-6, а то и 10 см в год). С интенсивным ростом скелета и мышц происходит перестройка моторного аппарата, которая может выражаться в нарушениях координации движений (говорят: стал таким неуклюжим). Развитие нервной и сердечно сосудистой систем не всегда успевает за интенсивным ростом, что может при большой физической нагрузке приводить к обморокам и головокружению.

Юношеский возраст с 15 до 18 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развитие личности и познавательной сферы Период, когда дети резко взрослеют, решения становятся более взвешенными. В физиологическом отношении это период интенсивного развития мускулатуры, продолжение развития мозга. Юноши и девушки готовы к физической и умственной нагрузке. Формируются убеждения и мировоззрение, возникает потребность понять себя, смысл жизни. Встает проблема выбора профессии. Возникает желание быть замеченным, хочется выделиться. Появляется самостоятельность в суждениях.

Занятия хореографией ведут:

- к изменению общего состояния учащихся, появлению чувства бодрости, повышению работоспособности;

- танцевальное искусство оказывает непосредственное влияние на психологическое развитие организма человека;

- дети, занимающиеся хореографией на протяжении нескольких лет, обладают более устойчивым чувством воли, повышенным терпением, а также реже испытывают проблемы с самооценкой, в отличии от своих ровесников, не занимающихся хореографией;

- танец - это непосредственная работа всего опорно-двигательного аппарата, что в свою очередь отражается на формировании мышечного корпуса, укреплении костей и суставов, а также повышении физической выносливости организма;

- занятия хореографией являются важным корригирующим фактором телосложения, однако следует выбирать соответствующую программу и специфику для формирования правильной осанки у каждого ребенка.

Количество учащихся в группе 10-15 человек.

Уровень программы, объем и сроки реализации. Программа является базовой и реализуется в течение 3 лет обучения. Программа реализуется в течение 36 календарных недель в год.

1 год обучения -144 учебных часа

2 год обучения – 144 учебных часа

3 год обучения – 144 учебных часа

Общий объем программы составляет 432 учебных часов.

Форма обучения по программе – очная. Форма организации деятельности – групповая, с ярко выраженным индивидуальным подходом.

Режим занятий.

1год обучения (144 часа в год) – 2 раза в неделю по 2 учебных часа (продолжительность 1 учебного часа 45 минут с обязательной 10 минутной переменой после каждого учебного часа);

2 год обучения (144 часа в год) – 2 раза в неделю по 2 учебных часа (продолжительность 1 учебного часа 45 минут с обязательной 10 минутной переменой после каждого учебного часа);

3 год обучения (144 часа в год) – 2 раза в неделю по 2 учебных часа (продолжительность 1 учебного часа 45 минут с обязательной 10 минутной переменой после каждого учебного часа)

Особенности организации образовательного процесса. Занятия групповые. Группы учащихся смешанного возраста являются основным составом объединения. В течение срока реализации программы в группы обучения могут зачисляться новые учащиеся, состав группы постоянный. В случае отчисления учащихся, возможен добор детей в группу.

В программе могут использоваться следующие формы проведения занятий: занятие – игра, видео-просмотры и др. Занятия проводятся в очной форме.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: формирование познавательного интереса учащихся к культуре Северного Кавказа через обучение основам народной хореографии.

Задачи:

Обучающие:

- обучение технике исполнения основных движений танцев народов Кавказа;

- формирование умения выразительности в передаче национального колорита через танцевальные движения и пластику;

- знакомство со стилевыми и жанровыми особенностями танцев Кавказа;

- знакомство народными традициями и региональными особенностями хореографической культуры народов Кавказа.

Развивающие:

- укрепление здоровья, корректировка осанки, развитие силы, выносливости, координации движений, укрепление костно-мышечного аппарата;

- развитие танцевально-исполнительских способностей,

- развитие творческого воображения, образного мышления, актерских способностей.

Воспитательные:

- воспитание у мальчиков волевых качеств характера: трудолюбия, выносливости, работоспособности; у девочек - женственности; грациозности; скромности;

- воспитание уважения к истории, быту, национальной культуре и искусству народов Кавказа;

- воспитание танцевально-сценической культуры;

- формирование коммуникативных компетенций: социально-адекватных форм поведения, умения работать в коллективе, гражданской и творческой инициативы

- формирование патриотических качеств, любви к Родине и культуре своего народа.

1 год обучения

Цель: развитие творческой личности ребёнка средствами танцевального искусства.

Задачи 1-го года обучения:

обучающие:

- дать представление о видах танцев народов Кавказ (манера, характер, различие танцев по ритму);

- обучить основам танцев народа Кавказа.

развивающие:

- улучшить общие физические данные, координацию движений, музыкальный слух, чувство ритма, внимание;

воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, окружающим взрослым;

- приобщить к культуре и традициям своего народа.

2 год обучения

Цель: создание условий для приобщения к богатству танцевального творчества Кавказа и развитие техники исполнения народных танцевальных движений.

Задачи:

обучающие:

- обучить особенностям танцам народов кавказа;

- обучить особенностям классического танца.

развивающие:

- развить хореографическую память;

воспитательные:

- способствовать воспитанию эстетического вкуса.

3 год обучения

Цель: создание условий для творческой самореализации учащихся в культурной среде города, края, РФ.

Задачи:

обучающие:

- расширить представление о кавказском танце;

- овладеть комбинациями с использованием элементов танцев;

- совершенствовать навык выступления на сцене.

развивающие:

- развить выносливость;

- развить музыкально-пластическую выразительность, творческих способностей детей;

- демонстрировать результаты обучения на конкурсах разных уровней.

воспитательные:

- формировать эстетические, культурные и нравственные ценности посредством обучения танцу.

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебный план

1 год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

Теория

Практика

Формы контроля

1.

Введение в программу.

1

1

2.

Танцы и трюки.

80

80

2.1.

Базовые танцевальные движения и трюки

20

20

2.2.

Импровизации

20

20

2.3.

Упражнения для формирования осанки.

20

20

2.4.

Упражнения для снятия телесных зажимов.

20

20

3.

Основы танцев Кавказа

62

62

3.1.

Основы Абхазских танцев

31

31

3.2.

Основные трюки в танце

31

31

4.

Итоговое занятие.

1

1

открытое занятие

Итого:

144

144

2 год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

Теория

Практика

Формы контроля

1.

Знакомство . повторение.

1

1

2.

Танцы и трюки.

80

80

2.1.

Изучение движений кавказского танца

20

20

2.2.

Народный тренаж элементы классического танца.

20

20

2.3.

Постановочная работа: этюды на тему осетинского и дагестанского танцев.

20

20

2.4.

Культура народов Северного Кавказа:

-истоки народного танца;

10

10

2.5.

Упражнения для снятия телесных зажимов.

10

10

3.

Основы танцев Кавказа

62

62

3.1.

Основы Абхазских танцев

31

31

3.2.

Основные трюки в танце. Импровизация

31

31

4.

Итоговое занятие.

1

1

открытое занятие

Итого:

144

144

3 год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

Теория

Практика

Формы контроля

1.

Вводный занятие.

1

1

2.

Танцы и трюки.

80

80

2.1.

Танцевальная композиция.

20

20

2.2.

Народный тренаж

20

20

2.3.

Упражнения для снятия телесных зажимов.

20

20

2.4.

Постановочная работа

20

20

3.

Работа над репертуаром.

62

62

4.

Подготовка к конкурсам. Итоговое занятие.

1

1

открытое занятие

Итого:

144

144

1.3.2. Содержание учебного плана

1 год обучения

1. Введение в программу.

Практика

Игра «Давайте познакомимся!»

2. Танцы и трюки

Практика

Построение в колонну по одному. Начало поклон. Упражнение марш. Ход с носка на полную стопу ноги. Ход с пятки на носок. Ход на высоких полупальцах. Бег с вытягиванием пальцев. Бег с высоким подниманием колена. Бег с выбрасыванием ног на 45˚. Mелкий бег на полупальцах. Подскоки с вытянутыми ногами. Упражнения позиции ног – 1, 2, 3, 5, 6. Упражнения постановка рук – подготовительная 1, 2, 3 позиции. Батман тандю – по 1, 2, 5 позициям. Батмантандю в сторону. Батман тандю вместе. Батман тандю в сторону назад. Деми плие – складывание. Деми плие сгибание. Деми плие приседание по 1, 2, 5 позициям. Прыжки по 1 и по 5 позициям с поворотом в воздухе. Движение «Боковые ковырялки». Позиции рук. «Турчики на пальцах». «Турчики на коленях». «Одно колено». «Шане на колени». «Двойные в колено». «Двойные пируэты в колено». Кавказский ход. Чеченский ход. «Щучка в колено». «Пистолет в колени». «Самовар». «Бедуинский». «Склепка». «Разножка-в колени». Упражнение стульчик. В прыжке «Пистолетик». Движение «ножницы». Движение «веревочка».

2.1. Базовые танцевальные движения и трюки

Практика

Упражнение «Раливе». Упражнение Плие. Движение «Восьмерка». Движение «Боковые-восьмерки». Упражнение «Быстрый ход». Упражнение «Продвижение вперед». Движение «Продвижение назад». Движение «Продвижение "зигзаг"». Движение «Ход в линии». Движения ног. Движение ног «Выкидка». Полуприседание. Полное приседание в национальном характере. Упражнение «Ведущий-ведомый». Упражнение-разминка «Подгляни». Прыжки с поочередным выбросом ног на пятку. Боковой ход с поворотом вправо и влево. Ковырялки с пятки на носок. Выкитка с пятки. Боковые ковырялки с пятки в деми плие.

2.2. Импровизации

Практика

Упражнение – разминка «Подгляну». Упражнение «Абхазский». Упражнение «Лезгинка». Движение «Позиции рук в Лезгинке». Основные движения корпуса: статность. Неподвижность. Основные движения корпуса. Наклоны. Взгляды в танце. Плавность и пластичность.

2.3 Упражнения для формирования осанки

Практика

Упражнения для брюшного пресса. Упражнения для мышц спины. Упражнения на подкачку рук. Упражнения на ягодицы. Упражнения для пластичности тела. Упражнения для гибкости. Основные положения и позиции рук. Параллельные позиции ног и рук. Вращения и повороты в технике кавказского танца. Основные положения корпуса и движения корпуса: эффект Лебедь.

2.4. Упражнения для снятия телесных зажимов

Практика

Упражнение «Напряжение-расслабление». Упражнение «Расслабление по счету». Упражнение «Зажимы по кругу». Упражнение «Потянулись – сломались». Упражнение «Перекат напряжения». Упражнение «Волна». Упражнение «Солнышко". Упражнение «Боковой ход». Упражнение «Хонга». Упражнение «Обход партнера».

3. Основы танцев Кавказа

Практика

Кавказский ход. Упражнение «Быстрый ход». Упражнение «Продвижение вперед». Движение «Продвижение назад». Движение «Продвижение "зигзаг"». Движение «Ход в линии». Движения ног. Движение ног «Выкидка». Полуприседание. Полное приседание в национальном характере. Упражнение «Ведущий-ведомый». Упражнение-разминка «Подгляни». Чеченский ход. «Щучка в колено». «Пистолет в колени». «Самовар». «Бедуинский». «Склепка». «Разножка-в колени». Упражнение стульчик. Движение «ножницы».

3.1. Основы Абхазских танцев

Практика

Баланс на пальцах. Вращения и повороты в технике Абхазских танцах. Движение Гасма. Обход партнера. Взгляд и манера абхазского танца. Характер абхазского джигита. Вращение в абхазском зигзаге. «Ковырялки Абхазские». «Боковой ход» в Абхазских танцах. Обычаи и традиции абхазской культуры.

3.2. Основные трюки в танце

Практика

Подготовка и отработка трюка «Пируэт в колено». Подготовка и отработка трюка «Пируэт перевязной». Подготовка и отработка трюка «Одно колено». Подготовка и отработка трюка «Шане на колени». Подготовка и отработка трюка «Турчики на пальцах». Подготовка и отработка трюка «Турчики на коленях». Подготовка и отработка трюка «Двойные в колено». Подготовка и отработка трюка «Двойные пируэты в колено». Подготовка и отработка трюка «Щучка в колено». Подготовка и отработка трюка «Пистолет в колени». Подготовка и отработка трюка «Щучка». Подготовка и отработка трюка «Самовар». Подготовка и отработка трюка «Бедуинский». Подготовка и отработка трюка «Склепка». Подготовка и отработка трюка «Разножка-в колени». Sissonnee tombee вперёд, назад, в сторону. Pas ballonne: в сторону. На efface вперёд и назад. Pas emboite на 45˚ вперёд. Назад en fase без продвижения. С продвижением по диагонали вперёд и назад. Pas chasse по диагонали вперёд и назад.

4. Итоговое занятие.

Практика

Открытое занятие.

2 год обучения

1. Знакомство и повторение.

Практика

Знакомство и повторение. Рассказ о ГААТ «Кабардинка». Просмотр видеоматериала.

2. Танцы и трюки.

Практика

Раскрытие рук на рас в танце «Зафак». Шаги «Зафак». Повороты «Зафак». Повороты двойные. Тройные повороты. Повороты 1,1,2. Вращение на месте. Бег с вытягиванием пальцев. Бег с высоким подниманием колена. Бег с выбрасыванием ног на 45 ˚. Mелкий бег на полупальцах. Подскоки с вытянутыми ногами. Основные танцевальные шаги по кругу. Адыгский ход «Удж». Руки в танце «Удж». Танец по кругу «Удж». Танцевальные комбинации «Дружба». «Турчики на пальцах». «Турчики на коленях». «Одно колено». «Шане на колени». «Двойные в колено». «Двойные пируэты в колено». Кавказский ход. Чеченский ход. «Щучка в колено». «Пистолет в колени». «Самовар». «Бедуинский». «Склепка». «Разножка-в колени». Повторение трюков. Постановка комбинации. Комбинации из трюков. Разогрев и работа над артистизмом. Мимика в танце. Характер танца мужской партии. Мужской этикет Адыгских танцев. Этикет Абхазских танцев. Упражнение «До за до».

2.1. Движения кавказского танца

Практика

Общекавказский танцевальный шаг и бег. Позиции ног. Постановка рук. Переводы рук в различные позиции. Упражнения у станка «кавказский станок». Постановка корпуса. «Щучка в колено». «Пистолет в колени». «Самовар». «Бедуинский». «Склепка». «Разножка-в колени». Упражнение стульчик. В прыжке «Пистолетик». Полуприседание. Полное приседание в национальном характере. Основы сценического грима. Импровизация на заданную тему. Правила поведения на сценических площадках. Распределение сценической площадки. Чувство ансамбля.

2.2. Народный тренаж. Элементами классического танца.

Практика

Экзерсис у станка. Plies. Battements tendus. Battements tendus jetes. Ronds de jamde par terre из I п.н. во II поз.ног. Ronds de jamde par terre из II п.н. в I п.н. Grand battements jetes. Releves — лицом к станку. Лицом к станку перегибы корпуса. Экзерсис на середине.

2.3. Постановочная работа: этюды на тему осетинского и дагестанского танцев.

Практика

Постановка этюдов осетинского танца «Зилга». Работа над осанкой. Работа над постановкой корпуса. Постановка рук. Постановка сложных сочетаний движений рук. Постановка сложных сочетаний движений ног. Работа над выразительностью. Работа над четкостью. Работа над точностью исполнения движений. Отработка больших количеств неожиданных поворотов.

2.4. Культура народов Северного Кавказа.

Практика

Истоки народного танца. Традиции и обычаи. Народные костюмы. Понятие о танцевальной комбинациях. Понятие о трюках. Связь музыки и движения. Особенности выполнения. Танцевальные жанры. Жанр лирический. Жанр сюжетный. Жанр мужской. Жанр женский.

2.5. Упражнения для снятия телесных зажимов

Практика

Упражнение «Напряжение-расслабление». Упражнение «Расслабление по счету». Упражнение «Зажимы по кругу». Упражнение «Потянулись – сломались». Упражнение «Перекат напряжения». Народный тренаж. Отработка движений и их связок. Прослушивание музыкальных фрагментов. Определение их характера.

3. Основы танцев Кавказа

Практика

Отработка резких поворотов. Работа с поворотами требующих от танцоров большого напряжения. Изучение мужских движений аварского характера. Изучение связок движений. Постановка этюда «Аварского» танца Дагестана. Изучение женских движений аварского характера. Упражнение «Волна». Упражнение «Солнышко". Упражнение «Боковой ход». Упражнение «Хонга». Упражнение «Обход партнера». I, II и III Parts de bras с перегибами корпуса. Temps leves sutes по I, II и V п.н. Аллегро. Pas echappe. В комбинации с temps saute и changements de pied. Вращения. История танца.

3.1. Основы Абхазских танцев 10

Практика

Баланс на пальцах. Повороты в абхазском танце. Техника Абхазского танца. Движение Гасма. Обход партнера. Взгляд в абхазском танце. Манера абхазского танца. Руки женской партии в абхазском танце. Руки в мужской партии абхазского танца. У станка перекаты.

3.2. Основные трюки в танце 15

Практика

Движения на вытянутых ногах, со слегка присогнутыми коленями. Движение в выворотном положении. Подготовка трюка. Отработка трюка «Пируэт в колено». Подготовка и отработка трюка «Пируэт перевязной». Подготовка и отработка трюка «Одно колено». Импровизация. Классическое «Шане». Прыжки с вытянутыми носками. Прыжки с согнутыми ногами. «Ковырялочка» с поочередным отводом ног назад. «Ножницы». «Веревочка». «Выпады». Прыжки с поочередным выбросом ног на пятку.

4. Итоговое занятие.

Практика

Открытое занятие.

3 год обучения

1. Вводное занятие.

Практика.

Вводный урок.

2. Танцы и трюки.

Практика

Повторение движений кавказского танца. Чеченский ход. «Пируэт в колено». Подготовка и отработка трюка «Пируэт перевязной». Подготовка и отработка трюка «Одно колено». Подготовка и отработка трюка «Шане на колени». Работа над осанкой. Постановкой корпуса. Постановка рук. Постановка сложных сочетаний движений рук. Постановка сложных сочетаний движений ног. Работа над выразительностью. Работа над четкостью. Работа над точностью исполнения движений. Отработка больших количеств неожиданных поворотов. Изучение движений. Работа с этюдами. Работа в композициях. Отработка элементов сценографии. Работа над актерским мастерством. Положение рук «двойной». Ход «куслтерпуло» на двойном. Ход «креала» на двойном. Ход «Брунеби» для парца. Комбинация по квадрату. Ход «Гвердзе». Ход «Мидгмито». Движение «Цин мингмито свла». Движение «Мхарул». Ход «Мклавчагреха». Построение в колонну по одному. Шаг марш. Ход с носка на полную стопу ноги. Ход с пятки на носок. Ход на высоких полупальцах. Бег с вытягиванием пальцев. Бег с высоким подниманием колена. Бег с выбрасыванием ног на 45˚. Мелкий бег на полупальцах. Подскоки с вытянутыми ногами.

2.1. Танцевальные композиции.

Практика.

Упражнение подъем ног. Ноги на уровне щиколотки опорной ноги. Работа с сюжетом осетинского танца «Зилга». Работа с сюжетом осетинского танца «Аварского» танца. Отработка особенности осетинского образа. Отработка образа аварского народного танца. Техника исполнения. Грамматика исполнения. Уровни исполнения этюда осетинского танца. Уровни исполнения этюда аварского танца. Импровизировать на данную тему. Основные танцевальные ходы по кругу. Одинарный ход поджиманием ноги. Тройной ход. Основной ход кругового танца «сирга». Основной ход танцев «симд». Основной ход танцев «хонга». Основной ход танцев «кабардинский». Разучивание танцевальных движений кавказских танцев. Танцевальные комбинации.

2.2 Народный тренаж.

Практика.

Положения рук, ног. Каблучные движения, присядки, круг, карусель. Поклоны, ходы. Упражнение «Раливе». Упражнение Плие. Движение «Восьмерка». Движение «Боковые-восьмерки». Упражнение «Быстрый ход». Упражнение «Продвижение вперед». Движение «Продвижение назад». Движение «Продвижение "зигзаг"». Движение «Ход в линии». Движения ног. Движение ног «Выкидка». Движение «Боковые ковырялки». Позиции рук. Особенности джигитовки-характерного танца. Особенности народных движений. Источники народных тем, сюжетов, движений. В трюке повтор.

2.3. Упражнения для снятия телесных зажимов.

Практика.

Понятие партерного экзерсиса (упражнения на полу). Правила выполнения упражнений. Техника безопасности. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов. Движение «выпады» и «выпады» с хлопками». Прыжки с поочередным выбросом ног на пятку. Боковой ход с поворотом вправо и влево. Прыжки с поочередным выбросом ног на пятку. Прыжок на обе ноги.

2.4. Постановочная работа.

Практика.

Отработка характера. Отработка и особенности танца. Выполнение отдельных трюковых движений. Движения с вращениями. Примерка сценического костюма. Упражнения на ориентацию на сценической площадке. Упражнение «работай в команде». Упражнения «Боковое зрение». Повтор рисунка. Распределение сцены и отработка.

3.Работа над репертуаром. 37

Практика.

Отработка танцев. Отработка танцевальных элементов. Работа над хореографическим образом. Анализ музыкального произведения. Работа над хореографическим текстом. Работа с лексикой танца. Повтор танца «Зафак». Повтор танца «Дружба». Постановка танца с барабанами. Постановка горского танца. Повтор «Хонга». Постановка «Андийского танца». Шуточный танец у родника. Разбор танца «У родника». Отработка танца «У родника». Постановка озорного танца «Папахи». Разогрев связок. Растяжка мышц, по группам мышц. Дыхательная гимнастика. Упражнение на выносливость. Повтор танца «У Родника». Повторение танца «Папахи». Повторения танца «Андийского танца». Разбор парного танца «Исламей». Постановка «Исламей». Отработка «Исламей». Прыжки Согнув колени и прыжок с поднятыми ногами. Повтор упражнения повороты. Движение «ласточка». Работа с пальцевой техникой. Работа с коленями. Отработка верчения. Упражнение осанка осетинского танца. Бытовые танцы. Движение классического танца. Упражнение историко-бытового танца. Работа на сцене. Отработка точек со сцены.

4. Подготовка к конкурсам. Итоговое занятие

Практический показ. Подготовка к конкурсам. Открытый урок.

1.4. Планируемые результаты

К концу срока реализации программы учащиеся смогут показать следующие результаты:

1-го года обучения:

обучающие:

- имеют представление о видах танцев народов Кавказ (манера, характер, различие танцев по ритму);

- умеют исполнять основные танцы народов Кавказа.

развивающие:

- улучшилось общие физические данные, координация движений, музыкальный слух, чувство ритма, внимание;

воспитательные:

- доброжелательно относятся к сверстникам, окружающим взрослым;

- приобщились к культуре и традициям своего народа.

2 год обучения

обучающие:

- владеют основными элементами танцев народов кавказа;

- владеют основными элементами классического танца.

развивающие:

- развита хореографическая память;

воспитательные:

- имеют эстетический вкуса.

3 год обучения

обучающие:

- расширили представление о кавказском танце;

- овладели комбинациями с использованием элементов танцев;

- имеют навык выступления на сцене.

развивающие:

- развита выносливость;

- развита музыкально-пластическую выразительность, творческие способности детей;

- демонстрируют результаты обучения на конкурсах разных уровней.

воспитательные:

- сформированы эстетические, культурные и нравственные ценности посредством обучения танцу.

Календарный учебный график

Год обучения: с 1 сентября 2023 г. по 31 августа 2024 г.

Год

обучения

учебный год

(сентябрь-май)

Всего учебных недель

Всего часов по программе

Недели обучения

01.09.23-03.09.23

04.09.23-10.09.23

11.09.23-17.09.23

18.09.23-24.09.23

25.09.23-01.10.23

02.10.23-08.10.23

09.10.23-15.10.23

16.10.23-22.10.23

23.10.23-29.10.23

30.10.23-05.11.23

06.11.23-12.11.23

13.11.23-19.11.23

20.11.23-26.11.23

27.11.23-03.12.23

04.12.23-10.12.23

11.12.23-17.12.23

18.12.23-24.12.23

25.12.23-31.12.23

01.01.24-07.01.24

08.01.24-14.01.24

15.01.24-21.01.24

22.01.24-28.01.24

29.01.24-04.02.24

05.02.24-11.02.24

12.02.24-18.02.24

19.02.24-25.02.24

26.02.24-03.03.24

04.03.24-10.03.24

11.03.24-17.03.24

18.03.24-24.03.24

25.03.24-31.03.24

01.04.24-07.04.24

08.04.24-14.04.24

15.04.24-21.04.24

22.04.24-28.04.24

29.04.24-05.05.24

06.05.24-12.05.24

13.05.24-19.05.24

20.05.24-26.05.24

27.05.24-02.06.24

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

40

Базовый уровень программы

(кол-во часов)

1группа|

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

4

2

4

4

4

0

0

4

4

4

4

4

2

4

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

144

2группа|

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

4

2

4

4

4

0

0

4

4

4

4

4

2

4

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

144

Промежуточная (П) аттестация

Каникулярный период (К)

Занятия, не предусмотренные расписанием

Год обучения: с 1 сентября 2024 г. по 25 мая 2025 г.

Год

Обучения

учебный год

(сентябрь-май)

Всего учебных недель

Всего часов по программе

Недели обучения

01.09.23-03.09.23

04.09.23-10.09.23

11.09.23-17.09.23

18.09.23-24.09.23

25.09.23-01.10.23

02.10.23-08.10.23

09.10.23-15.10.23

16.10.23-22.10.23

23.10.23-29.10.23

30.10.23-05.11.23

06.11.23-12.11.23

13.11.23-19.11.23

20.11.23-26.11.23

27.11.23-03.12.23

04.12.23-10.12.23

11.12.23-17.12.23

18.12.23-24.12.23

25.12.23-31.12.23

01.01.24-07.01.24

08.01.24-14.01.24

15.01.24-21.01.24

22.01.24-28.01.24

29.01.24-04.02.24

05.02.24-11.02.24

12.02.24-18.02.24

19.02.24-25.02.24

26.02.24-03.03.24

04.03.24-10.03.24

11.03.24-17.03.24

18.03.24-24.03.24

25.03.24-31.03.24

01.04.24-07.04.24

08.04.24-14.04.24

15.04.24-21.04.24

22.04.24-28.04.24

29.04.24-05.05.24

06.05.24-12.05.24

13.05.24-19.05.24

20.05.24-26.05.24

27.05.24-02.06.24

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

40

Базовый уровень программы

(кол-во часов)

1группа|

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

4

2

4

4

4

0

0

4

4

4

4

4

2

4

2

4

4

4

4

4

4

2

2

2

144

2группа|

4

4

4

4

4

2

4

4

4

2

4

4

4

0

0

4

4

4

4

4

2

4

2

4

4

4

4

4

4

4

2

2

144

Промежуточная (П) аттестация

Каникулярный период (К)

Занятия, не предусмотренные расписанием

Год обучения: с 1 сентября 2025 г. по 31 августа 2026 г.

Год

обучения

учебный год

(сентябрь-май)

Всего учебных недель

Всего часов по программе

Недели обучения

01.09.23-03.09.23

04.09.23-10.09.23

11.09.23-17.09.23

18.09.23-24.09.23

25.09.23-01.10.23

02.10.23-08.10.23

09.10.23-15.10.23

16.10.23-22.10.23

23.10.23-29.10.23

30.10.23-05.11.23

06.11.23-12.11.23

13.11.23-19.11.23

20.11.23-26.11.23

27.11.23-03.12.23

04.12.23-10.12.23

11.12.23-17.12.23

18.12.23-24.12.23

25.12.23-31.12.23

01.01.24-07.01.24

08.01.24-14.01.24

15.01.24-21.01.24

22.01.24-28.01.24

29.01.24-04.02.24

05.02.24-11.02.24

12.02.24-18.02.24

19.02.24-25.02.24

26.02.24-03.03.24

04.03.24-10.03.24

11.03.24-17.03.24

18.03.24-24.03.24

25.03.24-31.03.24

01.04.24-07.04.24

08.04.24-14.04.24

15.04.24-21.04.24

22.04.24-28.04.24

29.04.24-05.05.24

06.05.24-12.05.24

13.05.24-19.05.24

20.05.24-26.05.24

27.05.24-02.06.24

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

40

Базовый уровень программы

(кол-во часов)

1группа|

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

4

2

4

4

4

0

0

4

4

4

4

4

2

4

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

144

2группа|

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

4

2

4

4

4

0

0

4

4

4

4

4

2

4

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

144

Промежуточная (П) аттестация

Каникулярный период (К)

Занятия, не предусмотренные расписанием

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»

2.1. Календарный учебный график (1-2 группа)2.2. Условия реализации программы

Перечень оборудования, инструментов и материалов из расчета на группу в количестве 10-15 человек

Стол для педагога

1 шт.

Стул для педагога

1 шт.

Лавочки для учащихся

5 шт.

Зеркало

1 шт.

Компьютер для педагога

1 шт.

Магнитофон

1 шт.

Медиатека, фонотека

по программному содержанию

Обучение проводится с использованием всех доступных интернет-сервисов (для родителей, учащихся и педагогов).

Кадровое обеспечение. Для реализации программы педагог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемой программе. Педагог должен демонстрировать знания, умения и навыки преподаваемого по программе предмета.

Формы аттестации

Задача

Ожидаемый результат

Критерий

Научить основам кавказской хореографии;

- научить основным кавказским ходом

- научить танцам народов кавказа и закавказья

Научатся основам кавказской хореографии;

- научатся основным кавказским ходом

- научатся танцам народов кавказа и закавказья

Правильная осанка, точное исполнение движений; исполнение национальных танцев.

Способствовать эстетическому восприятию музыкальных и танцевальных образов, умению организовать рабочее место.

Научатся эстетическому восприятию национальных образов;

-научатся правильно организовывать рабочее место.

Умение образно воспринимать произведение; организовывать рабочее место.

Воспитывать коммуникативные качества учащегося,

- способствовать развитию музыкального вкуса.

Получат опыт формирования сценического образа юного танцор;

- разовьётся чувство ритма.

Правильно использовать выразительные средства музыки.

Итоговое концертное выступление.

Общие критерии оценивания результатов

- владение знаниями по программе;

- уровень воспитанности и культуры учащегося;

- творческий рост и личностные достижения учащегося.

Дата

Какие умения, навыки, знания контролируются

Форма

подведения итогов

I полугодие

Декабрь

Правильная осанка, точное исполнение движений танца; исполнение артистизма в танце

Наблюдение

II полугодие

Май

Грамотное исполнение танцев народов Кавказа и Закавказья, культура сценического поведения. Различать и называть название танцев.

Концертное выступление для родителей

В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок:

- доброжелательное отношение к учащемуся, как к личности;

- положительное отношение к усилиям учащегося;

- конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;

- конкретные указания, как можно улучшить достигнутый результат.

Система мониторинга результатов работы по программе

Прогнозируемый результат

Виды диагностики и контроля

Критерии оценки результата

Используемые методики

Первоначальные навыки основ танцев

Итоговая

Правильная осанка, точное исполнение движений танца; исполнение артистизма в танце

Концертное выступление

Знание наименований танцев, и базовых позиций рук и ног.

Текущая

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям.

Опрос

Умение импровизировать.

Текущая

Умение стилизовать и включаться в танец с любой точки

Наблюдение

Познавательная активность.

Текущая

Стремление к учению, любознательность.

Наблюдение

Самоорганизация и самореализация.

Текущая

Внутренняя дисциплина, самоконтроль.

Наблюдение

Умение различать национальные стили.

Текущая

Национальные-танцевальные формы и выразительные средства.

Беседа

Оценочные материалы

Оценочная таблица

Фамилия, имя

Чувство музыкального ритма

Самостоятельность, ответственность в.с.н

Интерес к танцевальному искусству

Осанка

в.с.н

в.с.н

в.с.н

в.с.н

Цель: выявление уровня освоения программы ребенком.

Метод: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. При определении уровня развития ребенка оценивается:

Чувство музыкального ритма – способность воспринимать и передавать разные ритмические рисунки, изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом и ритмом.

Самостоятельность - способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны,

Ответственность - способность анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия своих действий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков (сообразно возрасту)

Интерес к танцевальному искусству - положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.

Осанка - это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего человека. При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлен вперед.

Уровни освоения:

В - высокий (навык выработан в полной степени);

С – средний (навык выработан частично);

Н – низкий (навык отсутствует).

2.5. Методические материалы

Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы необходимо:

сознательность и активность

, который предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;

наглядность,

предполагающая использование при обучении комплекса средств и приемов: личная демонстрация приемов, видео- и фотоматериалов, словесное описание нового приема и т.д.;

доступность,

которая требует, чтобы перед учащимся ставились посильные задачи. В противном случае у учащихся снижается интерес к занятиям. От педагога требуется постоянное и тщательное изучение способностей учащихся, их возможностей в освоении конкретных элементов, оказание помощи в преодолении трудностей;

систематичность,

которая предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники и освоение новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности учащихся.

индивидуализация (определение посильных заданий с учётом возможностей учащихся);

повторяемость материала

(повторение вырабатываемых двигательных навыков).

В процессе обучения педагог использует следующие методы:

наглядный метод

– выразительный показ под счет, с музыкой.

словесный метод

.

Это беседа о характере танца, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка. Внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка.

практический метод

заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.

метод упражнения,

являющийся самым распространенным и наиболее эффективным, и приоритетным среди практических методов по закреплению знаний, выработке умений и навыков.

методы стимулирования

: одобрение; поощрение; награждение.

Методические приемы варьируются в зависимости от используемого музыкально-ритмического материала, его содержания; объема программных умений; этапа разучивания материала; индивидуальных особенностей учащихся.

Алгоритм учебного занятия

Организационный момент:

- построение и приветствие;

- проверка правильности осанки;

Подготовительная часть занятия:

- разминка в движении;

- танцевальная разминка с предметами или без.

Основная часть занятия:

- упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки;

- разучивание новых танцевальных движений, повторение разученных.

Заключительная часть:

- обобщение, итог занятия.

Структура каждого занятия определяется его содержанием - изучением нового материала, повторением или закреплением пройденного, подключается действенно-практический опыт, идет проверка усвоения знаний учащимися. Каждое занятие включает в себя 3 части:

1. Организационный момент (2-3 мин.).

2. Основная часть, состоящая из теоретической (около 10 мин. видеоматериал) и практической части (самостоятельная работа 25 мин. и индивидуальная работа в телефонном формате 5 мин.).

3. Итог занятия (3 мин.)

2.6.1. Список литературы для педагога

1. Базарова Н. Классический танец. – М.: Просвещение, 2000.

2. Руднева С., Фиш Э. музыкальное движение. – С-Пб.: Гуманитарная академия, 2000.

3. Колесникова А.В. Бал в России18- начало20 века-СПб.: Азбука-классика, 2015

Интернет-ресурсы

1. Всё для хореографов и танцоров www. horeograf.com

2. Методические пособия для хореографов https://tanci-palitra.com.ru

Приложение

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Краснодарского края «Дворец творчества»

(ГБУ ДО КК «Дворец творчества»)

Согласовано:

Зам. директора по ОМР

________ В. В. Свисто

«______»_________2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

к рабочей программе

«Танцуй Кавказ»

Автор – составитель:

Джафарова Разиет Ахмедагаевна

педагог дополнительного образования,

г. Краснодар, 2023

Введение

37

1.

Раздел 1. Особенности воспитательного процесса организуемого в классе хореографии.

37

2.

Раздел 2. Цель и задачи воспитания

38

3.

Раздел 3. Виды и формы содержания деятельности

39

4.

Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы

41

Приложение 4. Календарный план воспитательной работы

42

Введение

Программа воспитания является обязательной частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Апсны».

Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31. 07. 2020 года 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». При составлении Программы воспитания использованы «Примерная программа воспитания «Федерального учебно-методического объединения МП России от 2.06. 2020 года 2/20, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Содержание воспитания раскрывается через описание тематических модулей, которые определяются направленностью, возрастными особенностями и образовательными потребностями учащихся, социальным заказом родителей и реальными возможностями образовательной организации.

Программа воспитания содержит следующие тематические модули:

«Воспитание на учебном занятии»,

«Воспитание в классе хореографии»,

«Ключевые культурно- образовательные события»,

«Взаимодействие с родителями».

Программа создана на основе следующих документов:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

2. Стратегия развития РФ на период до 2025 года, утверждена 29.05.2015 г. 996-р

3. План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 23.01.2021 122-р.

4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» нацпроекта «Образование».

5. Устав государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Краснодарского края «Дворец творчества», 2018 г. с изменениями от 2020 г.

Раздел 1. Особенности воспитательного процесса,

организуемого в хореографическом классе

Рабочая программа воспитания направлена на обеспечение учащимися духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических особенностей Краснодарского края, запросов семей и других субъектов образовательного процесса.

Программа реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с родителями.

Программа учитывает индивидуальные особенности учащихся и разный уровень интеллекта. Учащиеся приучаются к трудовой дисциплине и чувству ответственности за свой коллектив.

Проводятся различные мероприятия; праздники, концерты, фестивали, беседы.

Раздел 2. Цель и задачи воспитания

Цель: формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе, гражданско-патриотической позиции. Создание условий для реализации творческих возможностей учащихся.

Задачи:

- способствовать эстетическому восприятию музыкальных образов.

- развивать предметно-эстетическую среду, формировать позитивный уклад и положительный имидж коллектива;

-поддерживать традиции коллектива ДТ и участвовать в создании новых;

- организовать работу с родителями для совместного решения проблем воспитания и социализации учащихся.

Раздел 3. Виды и формы содержания деятельности

Формы и виды занятий – индивидуальные.

Учебное занятие в системе дополнительного образования направлено на развитие личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к действительности, переживание, осознание ценностных ориентиров и т.п.). Главное в образовательном процессе –успешность ребенка как результат педагогической деятельности, мера успешности определяется только относительно личностного роста каждого ребенка.

Целевые ориентиры учебных занятий:

- включение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети приобретают социально значимые знания, вовлекаются в социально значимые отношения, получают опыт участия в социально значимых делах;

- формирование и развитие творческих способностей.

Практико-ориентированные формы и виды деятельности учащихся ориентированы на целевые приоритеты, возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Учебные занятия направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, получение опыта познания себя и преображения окружающего мира по законам красоты, повышают общекультурный уровень детей.

1. «Воспитание на учебном занятии»

- включение учащихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети приобретают социально значимые знания, вовлекаются в социально значимые отношения, получают опыт участия в социально значимых делах;

- реализация важных для личности социально значимых форм и моделей поведения;

- формирование и развитие творческих способностей (упражнения для учащихся).

2. «Воспитание в хореографическом классе»

- изучение особенностей личностного развития учащихся методом наблюдения за поведением, отношением к выбранному виду деятельности, взаимодействие с другими учащимися в создаваемых педагогических ситуациях, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственно-этическим темам, участником которых стал ребенок;

- поддержка подростка в решении важных жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с другими детьми, личный и социальный опыт в конкретных видах и направлениях деятельности, в том числе, в рамках программного содержания).

3. «Ключевые культурно- образовательные события»

- отчётные спектакли, концерты для родителей;

- творческие конкурсы, проекты;

- экскурсии в музей истории пионерской организации Кубани и в библиотеку при Дворце творчества;

- изучение особенностей личностного развития учащихся объединения через наблюдение за поведением, отношение к выбранному виду деятельности, взаимодействие и коммуникацию с другими учащимися в специально создаваемых педагогических ситуациях, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственно-этическим темам или событиям, участником которых стал ребенок;

- церемонии награждения учащихся разных творческих объединений, педагогов и родителей за участие в жизни учреждения и защиту чести учреждения в конкурсах и фестивалях;

- праздники Дворца творчества: новогодние представления, «Масленица», День открытых дверей, вечер встречи выпускников и т. д.

4. «Взаимодействие с семьями»

- родительские гостиные, мастер-классы, форумы на сайте образовательной организации, на которых может осуществляться виртуальное консультирование специалистами, обсуждение интересующих родителей вопросов, разбор педагогических ситуаций с практическими рекомендациями родителям.

- индивидуальные беседы родителями с целью коррекция поведения ребенка, с другими членами детского объединения; через привлечение узких специалистов для решения выявленных проблем.

Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы

Результаты воспитания:

Критерий качества – динамика роста.

Способ получения – педагогическое наблюдение.

Уделить внимание проблеме личностного развития.

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:

-какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год;

- какие проблемы решить не удалось и почему;

- какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогу.

Состояние совместной деятельности детей и взрослых:

Критерии оценки: наличие деятельности детей и взрослых.

Способ получения информации: беседы с родителями, анкетирование, опросы на сайте

Приложение 1

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГБУ ДО КК «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»

Творческое объединение: ансамбль «Шахдэнс»

Программа «Танцуй Кавказ»

Модуль воспитательной работы

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Ответственный исполнитель

«Ключевые культурно- образовательные события»

Гражданин и патриот

23февраля концерт

февраль

Джения А.Ч

9 мая концерт

Май

Джения А.Ч

12 июня день России концерт

Июнь

Джения А.Ч

Беседа «Кубань наша Родина»

Апрель

Джения А.Ч

Концерт ко дню города

сентябрь

Джения А.Ч

«Воспитание в детском объединении»

Нравственное и духовное воспитание

Посещение музея

Сент.-июнь

Джения А.Ч

Посещение библиот

еки

Сент.-июнь

Джения А.Ч

Беседа «Народно-художественное творчество»

октябрь

Джения А.Ч

Просмотр видеоматериалов концертов хореографических коллективов

Сент.-июнь

Джения А.Ч

Участие в концерте, посвященном дню «Масленица»

Март-апрель

Джения А.Ч

Концерты и спектакли «Новый год»

Дек-янв

Джения А.Ч

«Воспитание на учебном занятии»

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Проводим «день чистоты»

Сент,май

Джения А.Ч

Классный час на тему: «Урок науки и технологий»

Первое занятие сентября

Джения А.Ч

Участие во всех мероприятиях Дворца творчества

Сент.-июнь

Джения А.Ч

День открытых дверей

ссентябрь

Джения А.Ч

«Ключевые культурно-образовательные события»

Социокультурное и медиакультурное воспитание

Посещение концертов в Музыкальном театре, Драматическом театре, Концертном зале (Красная 5), филармония им Г.Пономаренко.

Сент.-июнь

Джения А.Ч

Посещение художественного музея им.Ф.А. Коваленко, историко-археологического музея.

Сент.-июнь

Джения А.Ч

Просмотр видеоматериалов концертов хореографических коллективов

Сент.-июнь

Джения А.Ч

Концерт «Юбилей дворца 85 лет»

Октябрь

Джения А.Ч

«Взаимодействие с родителями»

Воспитание семейных ценностей

Концерт ко дню матери

Ноябрь

Джения А.Ч

Мероприятие внутри объединения «Моя родословная»

сентябрь

Джения А.Ч

Уклад и традиции семьи. Участие в конкурсах, фестивалях, праздниках различного уровня.

Сент.-июнь

Джения А.Ч

Отчетный концерт

Апрель-май

Джения А.Ч

Родительские собрания

Сент.-июнь

Джения А.Ч

Беседа «семья глазами ребенка»

Январь

Джения А.Ч

«Ключевые дела»

Формирование коммуникативной культуры

Беседа «Я в мире, мир во мне»

Ноябрь

Джения А.Ч

Беседа «Формирование ответственного отношения к слову, как к поступку»

февраль

Джения А.Ч

Участие в конкурсах, концертах, фестивалях

Сент.-июнь

Джения А.Ч

Посещение Центра национальных культур

Сент.-июнь

Джения А.Ч