* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} h2 {font-size: 13pt; color: #4F81BD; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .caption {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt; font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-size: 13pt; color: #4F81BD; font-weight: bold;} .Body Text 2 {font-family: 'Caxatime'; font-size: 12pt;} .Основной текст 2 Знак {font-family: 'Caxatime'; font-size: 12pt;}

Утверждаю:

Директор МКОУ Чичковсая ООШ

____________С.Ф. Подкорытова

Приказ №_____ от_________

Программа для родителей будущих первоклассников

МКОУ Чичковская ООШ

Актуальность программы

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.

Несмотря на многочисленные и многолетние исследования проблемы готовности первоклассников в малокомплектной сельской школе, она по-прежнему остается важной и актуальной. Особенно острой эта проблема становится в связи с переходом школ и дошкольных учреждений на работу по новым образовательным стандартам. Введение новых образовательных программ, предъявление высоких требований к уровню развития детей, изменение самой структуры образовательной деятельности в школе создает немало трудностей для педагогов, родителей и детей, поступающих в первый класс.

Переход ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу является очень сложным периодом из-за адаптации к новым условиям, привыкания к новому режиму, требованиям и т.д.

В связи с этим одной из первостепенных задач, обозначенных в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования, является организация преемственности дошкольного и начального школьного образования. Поэтому именно на этапе окончания дошкольного учреждения должна быть эффективно организована работа по выявлению возможных трудностей у будущего первоклассника, предприняты соответствующие меры по развитию и коррекции важных качеств дошкольника для его дальнейшей успешной адаптации.

В сельскую малокомплектную школу поступают дети, как правило, или из разновозрастного детского сада, или вовсе не посещавшие детских дошкольных учреждений, поэтому подготовка шестилетних детей к школе ложится на плечи учителя.

Подготовка детей к школе — важнейшее условие их учебных успехов. По данным исследований, от 25 до 40% дошкольников психологически не готовы к обучению в школе. Это основная причина дезадаптации первоклассников малокомплектной сельской школы.

В последние годы резко обострилась проблема подготовленности к школе детей в условиях сельской малокомплектной школы. Причин, порождающих такую ситуацию несколько: 1) дошкольным образованием охвачено всего 8 детей из 21 дошкольника, проживающих в поселении, так как большинство родителей безработные и не могут оплачивать посещение детей детского сада.

2) низкий уровень образования родителей.

Вследствие этого, дети приходят в школу с разным уровнем развития качества личности, необходимых для успешной адаптации к школе.

Семейное воспитание не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования. Некоторые родители стараются обучить детей чтению и счету, но порой приходится их переучивать. Вместе с тем, не все родители обеспокоены проблемами подготовки школьников к обучению: некоторые дети приходят в школу не подготовленными, даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире.

Анализ результатов диагностики помог определить проблемы готовности дошкольников к обучению в малокомплектной сельской школе.

У них не развиты, в соответствии с возрастом, такие психические функции, как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным.

Отсутствие единого подхода к организации подготовки детей к школе, не посещающих детские сады, создает определенные трудности при обучении их в первом классе. Зачастую дети, не посещавшие дошкольные образовательные учреждения, испытывают трудности в период адаптации. Это, прежде всего, проблемы общения с взрослыми и сверстниками и вхождение в большой детский коллектив.

Как показывает опыт, многие семьи будущих первоклассников сами оказываются не готовы к роли родителей школьников: испытывают тревогу, неуверенность в школьном будущем своего ребенка, в его успехах, в возможности совмещать детские игры и занятия с обучением в современной школе и ее требованиями. Родители слишком эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей, не способны оказать им психологическую поддержку. Анкетирование родителей будущих первоклассников показало, что родители нуждаются в психолого-педагогическом просвещении, сопровождении и испытывают тревогу, отдавая ребенка в школу.

Анкетирование родителей будущих первоклассников также выявило, что родители имеют недостаточно знаний о возрастных особенностях их детей, об особенностях общения с дошкольниками и младшими школьниками, о том, что такое «готовность ребенка к обучению в школе».

Все это показывает на необходимость создания программы работы с родителями будущих первоклассников.

Цель программы: просвещение родителей (законных представителей) будущих первоклассников по вопросам психологии дошкольника и младшего школьника и педагогики, обеспечивающее успешную адаптацию первоклассников к новым условиям жизни и оптимальные детско-родительские отношения:

особенности физического и психического развития детей дошкольного младшего школьного возраста, профилактика зависимостей;

актуальные вопросы семейного воспитания;

социальная поддержка семьи государством;

принципы выстраивания детско-родительских отношений; создание эмоционального комфорта в семье.

Задачи программы:

разработать цикл занятий для родителей (законных представителей) будущих первоклассников

и

зучить с родителями возрастные особенности обучающихся, их психологические потребности на уровне дошкольного и начального общего образования, а также логику психического развития мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольности процессов, ценностного отношения к окружающему миру и себе.

способствовать развитию у родителей активной позиции в период подготовки ребенка к поступлению в школу;

способствовать развитию у родителей способности к построению отношений сотрудничества с ребенком;

способствовать формированию у родителей потребности к самообразованию по вопросам воспитания ребенка.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Планируемые результаты

В результате реализации программы можно говорить о следующих результатах:

1. Удовлетворенность родителей полученными знаниями

2. Готовность к дальнейшему сотрудничеству в рамках психолого-педагогического просвещения.

3. Ориентация родителей в вопросах психологической готовности будущего первоклассника.

4. Увеличение количества обратившихся за консультативной помощью в адаптационный период.

Цикл занятий: Курс рассчитан на 9 занятий, по 1 ч. каждое, один раз в неделю.

Методы работы:

Групповое обсуждение

Беседа

Ролевые игры

Дискуссия

Деловая игра

Психодиагностика

Примерное тематическое планирование

Тема

Время

Что такое «готовность к школе»?

1 час

 

Интеллектуальная готовность. Развитие мелкой моторики руки.

1 час

Познавательные процессы. Память. Приемы мнемотехники

1 час

Внимание. Упражнения на развития внимания.

1 час

Мышление. Развитие мышления.

1 час

Межполушарная асимметрия мозга.

1 час

Темперамент вашего ребенка, или что из чего следует.

1 час

Как определить способности вашего ребенка?

1 час

Возрастные особенности младших школьников

1час

Срок реализации программы:

Май, июнь, август текущего года.

Список используемой литературы

Айзенк Х., Эванс Д. Энциклопедия психологических тестов: коэффициент интеллектуальности вашего ребенка - М., «АСТ», 1997 год;

Доровской А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М., «Российское педагогическое агентство», 1998 год;

Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль, «Академия развития», 1997 год;

Лопухина Ирина. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей – М., «Аквариум», 1995 год;

Популярная психология для родителей

од ред. А. А. Бодалева, А. С. Спиваковской, Н. Л. Карповой – М., «Флинта: Московский психолого-социальный институт», 1998 год;

Пылаева Н. М. , Ахутина Т. В. Школа внимания: методика развития и коррекции внимания у детей 5 – 7 лет. – М.. «ИНТОР», 1997 год;

Развиваем руки – чтоб учиться писать и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль, «Академия развития», 1997 год;

Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль, «Академия развития», 1997 год;

Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева –

С-Пб

, «Дельта», 1997 год;

Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логических способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль, «Академия развития», 1997 год;

Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль, «Академия развития», 1997 год;