Утверждаю:
Директор МКОУ Чичковсая ООШ
____________С.Ф. Подкорытова
Приказ №_____ от_________
Программа для родителей будущих первоклассников
МКОУ Чичковская ООШ
Актуальность программы
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.
Несмотря на многочисленные и многолетние исследования проблемы готовности первоклассников в малокомплектной сельской школе, она по-прежнему остается важной и актуальной. Особенно острой эта проблема становится в связи с переходом школ и дошкольных учреждений на работу по новым образовательным стандартам. Введение новых образовательных программ, предъявление высоких требований к уровню развития детей, изменение самой структуры образовательной деятельности в школе создает немало трудностей для педагогов, родителей и детей, поступающих в первый класс.
Переход ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу является очень сложным периодом из-за адаптации к новым условиям, привыкания к новому режиму, требованиям и т.д.
В связи с этим одной из первостепенных задач, обозначенных в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования, является организация преемственности дошкольного и начального школьного образования. Поэтому именно на этапе окончания дошкольного учреждения должна быть эффективно организована работа по выявлению возможных трудностей у будущего первоклассника, предприняты соответствующие меры по развитию и коррекции важных качеств дошкольника для его дальнейшей успешной адаптации.
В сельскую малокомплектную школу поступают дети, как правило, или из разновозрастного детского сада, или вовсе не посещавшие детских дошкольных учреждений, поэтому подготовка шестилетних детей к школе ложится на плечи учителя.
Подготовка детей к школе — важнейшее условие их учебных успехов. По данным исследований, от 25 до 40% дошкольников психологически не готовы к обучению в школе. Это основная причина дезадаптации первоклассников малокомплектной сельской школы.
В последние годы резко обострилась проблема подготовленности к школе детей в условиях сельской малокомплектной школы. Причин, порождающих такую ситуацию несколько: 1) дошкольным образованием охвачено всего 8 детей из 21 дошкольника, проживающих в поселении, так как большинство родителей безработные и не могут оплачивать посещение детей детского сада.
2) низкий уровень образования родителей.
Вследствие этого, дети приходят в школу с разным уровнем развития качества личности, необходимых для успешной адаптации к школе.
Семейное воспитание не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования. Некоторые родители стараются обучить детей чтению и счету, но порой приходится их переучивать. Вместе с тем, не все родители обеспокоены проблемами подготовки школьников к обучению: некоторые дети приходят в школу не подготовленными, даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире.
Анализ результатов диагностики помог определить проблемы готовности дошкольников к обучению в малокомплектной сельской школе.
У них не развиты, в соответствии с возрастом, такие психические функции, как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным.
Отсутствие единого подхода к организации подготовки детей к школе, не посещающих детские сады, создает определенные трудности при обучении их в первом классе. Зачастую дети, не посещавшие дошкольные образовательные учреждения, испытывают трудности в период адаптации. Это, прежде всего, проблемы общения с взрослыми и сверстниками и вхождение в большой детский коллектив.
Как показывает опыт, многие семьи будущих первоклассников сами оказываются не готовы к роли родителей школьников: испытывают тревогу, неуверенность в школьном будущем своего ребенка, в его успехах, в возможности совмещать детские игры и занятия с обучением в современной школе и ее требованиями. Родители слишком эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей, не способны оказать им психологическую поддержку. Анкетирование родителей будущих первоклассников показало, что родители нуждаются в психолого-педагогическом просвещении, сопровождении и испытывают тревогу, отдавая ребенка в школу.
Анкетирование родителей будущих первоклассников также выявило, что родители имеют недостаточно знаний о возрастных особенностях их детей, об особенностях общения с дошкольниками и младшими школьниками, о том, что такое «готовность ребенка к обучению в школе».
Все это показывает на необходимость создания программы работы с родителями будущих первоклассников.
Цель программы: просвещение родителей (законных представителей) будущих первоклассников по вопросам психологии дошкольника и младшего школьника и педагогики, обеспечивающее успешную адаптацию первоклассников к новым условиям жизни и оптимальные детско-родительские отношения:
особенности физического и психического развития детей дошкольного младшего школьного возраста, профилактика зависимостей;
актуальные вопросы семейного воспитания;
социальная поддержка семьи государством;
принципы выстраивания детско-родительских отношений; создание эмоционального комфорта в семье.
Задачи программы:
разработать цикл занятий для родителей (законных представителей) будущих первоклассников
и
зучить с родителями возрастные особенности обучающихся, их психологические потребности на уровне дошкольного и начального общего образования, а также логику психического развития мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольности процессов, ценностного отношения к окружающему миру и себе.
способствовать развитию у родителей активной позиции в период подготовки ребенка к поступлению в школу;
способствовать развитию у родителей способности к построению отношений сотрудничества с ребенком;
способствовать формированию у родителей потребности к самообразованию по вопросам воспитания ребенка.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Планируемые результаты
В результате реализации программы можно говорить о следующих результатах:
1. Удовлетворенность родителей полученными знаниями
2. Готовность к дальнейшему сотрудничеству в рамках психолого-педагогического просвещения.
3. Ориентация родителей в вопросах психологической готовности будущего первоклассника.
4. Увеличение количества обратившихся за консультативной помощью в адаптационный период.
Цикл занятий: Курс рассчитан на 9 занятий, по 1 ч. каждое, один раз в неделю.
Методы работы:
Групповое обсуждение
Беседа
Ролевые игры
Дискуссия
Деловая игра
Психодиагностика
Примерное тематическое планирование
Срок реализации программы:
Май, июнь, август текущего года.
Список используемой литературы
Айзенк Х., Эванс Д. Энциклопедия психологических тестов: коэффициент интеллектуальности вашего ребенка - М., «АСТ», 1997 год;
Доровской А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М., «Российское педагогическое агентство», 1998 год;
Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль, «Академия развития», 1997 год;
Лопухина Ирина. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей – М., «Аквариум», 1995 год;
Популярная психология для родителей
/П
од ред. А. А. Бодалева, А. С. Спиваковской, Н. Л. Карповой – М., «Флинта: Московский психолого-социальный институт», 1998 год;
Пылаева Н. М. , Ахутина Т. В. Школа внимания: методика развития и коррекции внимания у детей 5 – 7 лет. – М.. «ИНТОР», 1997 год;
Развиваем руки – чтоб учиться писать и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль, «Академия развития», 1997 год;
Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль, «Академия развития», 1997 год;
Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева –
С-Пб
, «Дельта», 1997 год;
Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логических способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль, «Академия развития», 1997 год;
Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль, «Академия развития», 1997 год;