муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопестеревская основная общеобразовательная школа»
Согласовано
Ответственная за УВР в ОУ
________________ А.А.Крюкова
Утверждаю
Директор МБОУ
«Новопестеревская ООШ»
_________ О.М.Воронько
Программа
группового занятия «ОБЖ и здоровый образ жизни» для учащихся 5 класа
срок реализации 1 год
2023 -2024 учебный год
Рассмотрено:
на заседании МО
Протокол № __ от
«___»__________ 20___ г.
Составитель:
Фадеева Л.В.,
учитель физической культуры
высшей квалификационной катего
Пояснительная записка
«Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его – мудрость, а умело распорядиться им – искусство».
Франсуа Вольтер
Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья школьников, а именно детей, есть актуальная педагогическая задача. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельных внеклассных мероприятий, от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса. В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, содействию воспитания у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.
На основании актуальности формирования культуры здоровья у участников образовательного процесса в МБОУ «Новопестеревская ООШ» разработана программа группового занятия для учащихся 5-х классов «ОБЖ и здоровый образ жизни». Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни и ОБЖ за курс 5 класа. Она разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья. Путем реализации программы раскрываются возможности в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в воспитании уверенно противостоять вредным привычкам, в формировании культуры здоровья воспитанников.
Программа «ОБЖ и здоровый образ жизни» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения школьников.
Основные принципы программы:
1. Сознательность и активность – чёткая постановка целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
2. Индивидуальная доступность – дозировка нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей.
3. Систематичность и последовательность – непрерывность физкультурно-оздоровительных воздействий.
4. Психологическая комфортность – получение положительных эмоций и ощущений в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий.
5. Творческое, динамичное совершенствование системы оздоровления учащихся средствами физической культур – постоянное обновление содержания физкультурно-оздоровительного воспитания, формирование мировоззрения, системы ценностей, интересов и мотиваций, имеющих глубоко нравственную, гуманистическую направленность у всех участников педагогического процесса оздоровления средствами воспитательной работы.
Рабочая программа «ОБЖ и здоровый образ жизни» разработана на основе следующих нормативных документов:
– Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
– Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
– Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
– Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
– Основной образовательной программы ОУ.
– В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель программы:
Цель изучения программы «ОБЖ и здоровый образ жизни» - способствовать формированию активной жизненной позиции по вопросам укрепления и сохранения своего здоровья.
Задачи программы:
пропаганда здорового образа жизни;
формирование у детей мотивации к ведению здорового образа жизни;
формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью;
профилактика вредных привычек.
2. Общая характеристика программы «ОБЖ и здоровый образ жизни»
Программа группового занятия «ОБЖ и здоровый образ жизни » составлена для учащихся 5 классов. Реализация программы осуществляется на дополнительных занятиях, где используются как коллективные формы работы, так и индивидуальные формы. Чередование форм работы способствует повышению коммуникативных способностей и формированию нравственных качеств учащихся, позволяет через активную деятельность познавать себя.
Основополагающими принципами построения программы «ОБЖ и здоровый образ жизни» являются:
- доступность;
- практико-ориентированность;
- метапредметность.
Основные направления:
Данная программа ориентирована на создание оптимальных условий для формирования у учащихся ответственного отношения к своему здоровью. В связи с чем, выделены следующие направления деятельности в рамках программы:
Диагностическое направление.
Коррекционное направление.
Цель: формирование у учащихся установки на ведение здорового образа жизни.
Профилактическое направление.
Цель: формирование у учащихся знаний, навыков и отношений, необходимых для принятия информированных решений для отказа от употребления табакокурения.
Просветительское направление.
Нравственно-правовое направление.
Цель: формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения.
6) Физкультурно-оздоровительное направление.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, формирование ответственного отношения к своему здоровью.
3. Описание места учебного «ОБЖ и здоровый образ жизни» в учебном плане
Программа «ОБЖ и здоровый образ жизни» рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) .
Направленность: социально - психологическая.
Возраст учащихся: 11-13 лет.
Сроки реализации: 1 год.
Методы и приемы, используемые при изучении программы:
1. Активные методы обучения:
ролевые игры;
деловые игры;
дискуссии;
ток-шоу;
анализ проблемных ситуаций;
2. Когнитивные методы.
3. Репродуктивные методы.
Формы проведения занятий:
индивидуальная работа;
работа в паре;
групповая работа;
коллективная работа.
Содержание программы группового занятия «ОБЖ и здоровый образ жизни» предоставляет широкие возможности для изучения факторов здоровья человека, для формирования ценности ведения здорового образа жизни.
Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются активные формы обучения, которые помогают эффективней усвоить изучаемый материал.
4. Содержание программы группового занятия «ОБЖ и здоровый образ жизни» (34 часа)
Главная особенность пятиклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.
5. Тематическое планирование группового занятия «ОБЖ и здоровый образ жизни»
Содержание программы
Учебно-тематический план курса
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
теор.
прак.
1
Что такое ЗОЖ?
1
2
Режим дня
1
3
Сон и здоровье
1
4
Рациональное питание – залог здоровья
1
5
Витамины – наши друзья
1
6
Витамины и здоровье
1
7
Гигиена
1
8
Болезни грязных рук
1
9
Активный образ жизни
1
10
Правила поведения на льду
1
11
Эти вредные привычки
1
12
Суд над сигаретой
1
13
Культура здоровья рождается в семье (как в семье поддерживается и укрепляется здоровье)
1
14
Социальная реклама «Мы выбираем ЗОЖ!»
1
15
Просмотр фильма о вреде табакокурения
1
16
«Дружно, смело, с оптимизмом – за здоровый образ жизни!»
1
17
Человек и медицина
1
18
Физкультминутки и гимнастика
1
19
Закаливание в домашних условиях
1
20
Солнечные ванны
1
21
Сохранение здоровья и профилактика заболеваний.
1
22
Профилактика гриппа и ОРВИ.
1
23
Лекарственная аптека
1
24
Безопасное поведение
1
25
Безопасное поведение
1
26
Безопасное поведение на железной дороге
1
27
Безопасное поведение на дороге
1
28
Травматизм и его профилактика
1
29
Экология и человек
1
30
Экология и человек
1
31
Компьютер: друг или враг?
1
32
Телевизор и здоровье
1
33
Здоровье и эмоции
1
34
Здоровье и эмоции
1
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список литературы для педагога:
Агаджанян
, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания Н.А.
Агаджанян
. – М.: Изд-во РУДН, 1998. – 27 с.
Айзман
, Р.И. Здоровье населения России:
медико-социальные
и психолого-педагогические аспекты формирования / Р.И.
Айзман
. – Новосибирск, 1996. – 197 с.
Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. /Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 191 с.
Бодалёв
А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: МГУ, 1982.
Брехман
И.И. Введение в
валеологию
– науку о здоровье – Л.: Наука, 1987. – 123с.
Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2.-С.65-66.
Виленский
М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни .-1994.- 9.-С. 9-12.
Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию/ Образование. - 2002. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье и образование).
Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по
валеологии
– СПб
.:
Акцидент
, 1994. – 78 с.
Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения // Школа здоровья. – 2003. - Т. 4, №3. - С. 74 – 79.
Лисицын Ю.П.
Санология
– наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни. – М: 2001. –231 с.
Список литературы для детей:
Барто
А.Л. Володя болен А.Л.
Барто
,
А.Л. Собрание сочинений в 4-х т. Т.2:Стихи и поэмы. - М.:
Худож
. лит
.,
1981. - С.369.
Михалков С.В. Грипп. Как у нашей Любы... Прививка. Стихи и сказки / - М.: Планета детства; Изд-во АСТ; Изд-во
Астрель
, 2000. С.18-20, 46, 49-50, 58-60.
Мошковская
Э.Э. Любимые стихи. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - С.120, 121, 122.
Барто
А.Л. Стихи детям. - М.: Дет
.
л
ит.,1981. - С.565
Остер
Г.Б. Вредные советы: книга для непослушных детей и их родителей /Г.Б. Остер. - М.: РОСМЭН, 1999. - 120с.
7. Требования и результаты к уровню подготовки учащихся
Должны знать и уметь после освоения программы:
свой режим, значение режима дня для здоровья;
средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня, общение с природой, физкультура;
правила безопасного поведения;
правила культурного общения
со
взрослыми и сверстниками;
как вести себя в минуту опасности;
механизмы и способы поддержания здоровья;
состояние своего здоровья, уметь следить за ним;
стремиться к физическому совершенству;
уметь использовать физические упражнения для повышения работоспособности, снятия эмоциональных стрессов;
относиться к здоровью как важной личной и общественной ценности;
учитывать свои физические возможности при выборе жизненных решений;
вести здоровый образ жизни;
отличать полезные привычки от
вредных
.
8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «ОБЖ и здоровый образ жизни»
Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность программы «ОБЖ и здоровый образ жизни» заключается в том, что полученные знания о здоровье, здоровом образе жизни дети смогут применить в жизни.
Реализация программы также позволит привлечь как можно больше молодежи и общественности к здоровому образу жизни. Программа обеспечит формирование в подростковой среде ценностно-смыслового единства по отношению к асоциальному образу жизни и организацию социальной среды ребенка, обеспечивающей его безопасность.
В рамках данной программы планируется получить следующий результат:
1. Все участники программы получают необходимые знания по профилактике вредных привычек и основах здорового образа жизни.
2. Данная программа даст возможность обучающимся получить базовые знания в области самозащиты от вредных привычек.
3. Укрепление общего соматического, психического здоровья детей и подростков.
4. Обучающиеся получат знания в области ОБЖ и валеологии, необходимые им для дальнейшей жизни.
5. Поддержание благоприятной эмоциональной психологической атмосферы в образовательном учреждении.