муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новопестеревская основная общеобразовательная школа»

Согласовано

Ответственная за УВР в ОУ

________________ А.А.Крюкова

Утверждаю

Директор МБОУ

«Новопестеревская ООШ»

_________ О.М.Воронько

Программа

группового занятия «ОБЖ и здоровый образ жизни» для учащихся 5 класа

срок реализации 1 год

2023 -2024 учебный год


Рассмотрено:

на заседании МО

Протокол № __ от

«___»__________ 20___ г.

Составитель:

Фадеева Л.В.,

учитель физической культуры

высшей квалификационной катего

Пояснительная записка

«Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его – мудрость, а умело распорядиться им – искусство».
Франсуа Вольтер

Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья школьников, а именно детей, есть актуальная педагогическая задача. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельных внеклассных мероприятий, от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса. В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, содействию воспитания у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.

На основании актуальности формирования культуры здоровья у участников образовательного процесса в МБОУ «Новопестеревская ООШ» разработана программа группового занятия для учащихся 5-х классов «ОБЖ и здоровый образ жизни». Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни и ОБЖ за курс 5 класа. Она разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья. Путем реализации программы раскрываются возможности в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в воспитании уверенно противостоять вредным привычкам, в формировании культуры здоровья воспитанников.
Программа «ОБЖ и здоровый образ жизни» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения школьников.
Основные принципы программы:

1. Сознательность и активность – чёткая постановка целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
2. Индивидуальная доступность – дозировка нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей.
3. Систематичность и последовательность – непрерывность физкультурно-оздоровительных воздействий.

4. Психологическая комфортность – получение положительных эмоций и ощущений в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий.
5. Творческое, динамичное совершенствование системы оздоровления учащихся средствами физической культур – постоянное обновление содержания физкультурно-оздоровительного воспитания, формирование мировоззрения, системы ценностей, интересов и мотиваций, имеющих глубоко нравственную, гуманистическую направленность у всех участников педагогического процесса оздоровления средствами воспитательной работы.

Рабочая программа «ОБЖ и здоровый образ жизни» разработана на основе следующих нормативных документов:

– Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

– Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

– Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

– Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;

– Основной образовательной программы ОУ.

– В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель программы:

Цель изучения программы «ОБЖ и здоровый образ жизни» - способствовать формированию активной жизненной позиции по вопросам укрепления и сохранения своего здоровья.

Задачи программы:

пропаганда здорового образа жизни;

формирование у детей мотивации к ведению здорового образа жизни;

формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью;

профилактика вредных привычек.

2. Общая характеристика программы «ОБЖ и здоровый образ жизни»

Программа группового занятия «ОБЖ и здоровый образ жизни » составлена для учащихся 5 классов. Реализация программы осуществляется на дополнительных занятиях, где используются как коллективные формы работы, так и индивидуальные формы. Чередование форм работы способствует повышению коммуникативных способностей и формированию нравственных качеств учащихся, позволяет через активную деятельность познавать себя.

Основополагающими принципами построения программы «ОБЖ и здоровый образ жизни» являются:

- доступность;

- практико-ориентированность;

- метапредметность.

Основные направления:

Данная программа ориентирована на создание оптимальных условий для формирования у учащихся ответственного отношения к своему здоровью. В связи с чем, выделены следующие направления деятельности в рамках программы:

Диагностическое направление.

Коррекционное направление.

Цель: формирование у учащихся установки на ведение здорового образа жизни.

Профилактическое направление.

Цель: формирование у учащихся знаний, навыков и отношений, необходимых для принятия информированных решений для отказа от употребления табакокурения.

Просветительское направление.

Нравственно-правовое направление.

Цель: формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения.

6) Физкультурно-оздоровительное направление.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, формирование ответственного отношения к своему здоровью.

 

 

 

3. Описание места учебного «ОБЖ и здоровый образ жизни» в учебном плане

Программа «ОБЖ и здоровый образ жизни» рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) .

Направленность: социально - психологическая.

Возраст учащихся: 11-13 лет.

Сроки реализации: 1 год.

Методы и приемы, используемые при изучении программы:

1. Активные методы обучения:

ролевые игры;

деловые игры;

дискуссии;

ток-шоу;

анализ проблемных ситуаций;

2. Когнитивные методы.

3. Репродуктивные методы.

Формы проведения занятий:

индивидуальная работа;

работа в паре;

групповая работа;

коллективная работа.

Содержание программы группового занятия «ОБЖ и здоровый образ жизни» предоставляет широкие возможности для изучения факторов здоровья человека, для формирования ценности ведения здорового образа жизни.

Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются активные формы обучения, которые помогают эффективней усвоить изучаемый материал.

4. Содержание программы группового занятия «ОБЖ и здоровый образ жизни» (34 часа)

Главная особенность пятиклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.

 

5. Тематическое планирование группового занятия «ОБЖ и здоровый образ жизни»

Содержание программы

Учебно-тематический план курса

п/п

Тема урока

Количество

часов

теор.

прак.

1

Что такое ЗОЖ?

1

2

Режим дня

1

3

Сон и здоровье

1

4

Рациональное питание – залог здоровья

1

5

Витамины – наши друзья

1

6

Витамины и здоровье

1

7

Гигиена

1

8

Болезни грязных рук

1

9

Активный образ жизни

1

10

Правила поведения на льду

1

11

Эти вредные привычки

1

12

Суд над сигаретой

1

13

Культура здоровья рождается в семье (как в семье поддерживается и укрепляется здоровье)

1

14

Социальная реклама «Мы выбираем ЗОЖ!»

1

15

Просмотр фильма о вреде табакокурения

1

16

«Дружно, смело, с оптимизмом – за здоровый образ жизни!»

1

17

Человек и медицина

1

18

Физкультминутки и гимнастика

1

19

Закаливание в домашних условиях

1

20

Солнечные ванны

1

21

Сохранение здоровья и профилактика заболеваний.

1

22

Профилактика гриппа и ОРВИ.

1

23

Лекарственная аптека

1

24

Безопасное поведение

1

25

Безопасное поведение

1

26

Безопасное поведение на железной дороге

1

27

Безопасное поведение на дороге

1

28

Травматизм и его профилактика

1

29

Экология и человек

1

30

Экология и человек

1

31

Компьютер: друг или враг?

1

32

Телевизор и здоровье

1

33

Здоровье и эмоции

1

34

Здоровье и эмоции

1

 

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Список литературы для педагога:

Агаджанян

, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания Н.А.

Агаджанян

. – М.: Изд-во РУДН, 1998. – 27 с.

Айзман

, Р.И. Здоровье населения России:

медико-социальные

и психолого-педагогические аспекты формирования / Р.И.

Айзман

. – Новосибирск, 1996. – 197 с.

Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. /Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 191 с.

Бодалёв

А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: МГУ, 1982.

Брехман

И.И. Введение в

валеологию

– науку о здоровье – Л.: Наука, 1987. – 123с.

Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2.-С.65-66.

Виленский

М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни .-1994.- 9.-С. 9-12.

Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию/ Образование. - 2002. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье и образование).

Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по

валеологии

– СПб

.:

Акцидент

, 1994. – 78 с.

Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения // Школа здоровья. – 2003. - Т. 4, №3. - С. 74 – 79.

Лисицын Ю.П.

Санология

– наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни. – М: 2001. –231 с.

Список литературы для детей:

Барто

А.Л. Володя болен А.Л.

Барто

,

А.Л. Собрание сочинений в 4-х т. Т.2:Стихи и поэмы. - М.:

Худож

. лит

.,

1981. - С.369.

Михалков С.В. Грипп. Как у нашей Любы... Прививка. Стихи и сказки / - М.: Планета детства; Изд-во АСТ; Изд-во

Астрель

, 2000. С.18-20, 46, 49-50, 58-60.

Мошковская

Э.Э. Любимые стихи. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - С.120, 121, 122.

Барто

А.Л. Стихи детям. - М.: Дет

.

л

ит.,1981. - С.565

Остер

Г.Б. Вредные советы: книга для непослушных детей и их родителей /Г.Б. Остер. - М.: РОСМЭН, 1999. - 120с.

 

7. Требования и результаты к уровню подготовки учащихся

Должны знать и уметь после освоения программы:

свой режим, значение режима дня для здоровья;

средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня, общение с природой, физкультура;

правила безопасного поведения;

правила культурного общения

со

взрослыми и сверстниками;

как вести себя в минуту опасности;

механизмы и способы поддержания здоровья;

состояние своего здоровья, уметь следить за ним;

стремиться к физическому совершенству;

уметь использовать физические упражнения для повышения работоспособности, снятия эмоциональных стрессов;

относиться к здоровью как важной личной и общественной ценности;

учитывать свои физические возможности при выборе жизненных решений;

вести здоровый образ жизни;

отличать полезные привычки от

вредных

.

 

 

8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «ОБЖ и здоровый образ жизни»

Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность программы «ОБЖ и здоровый образ жизни» заключается в том, что полученные знания о здоровье, здоровом образе жизни дети смогут применить в жизни.

Реализация программы также позволит привлечь как можно больше молодежи и общественности к здоровому образу жизни. Программа обеспечит формирование в подростковой среде ценностно-смыслового единства по отношению к асоциальному образу жизни и организацию социальной среды ребенка, обеспечивающей его безопасность.

В рамках данной программы планируется получить следующий результат:

1. Все участники программы получают необходимые знания по профилактике вредных привычек и основах здорового образа жизни.

2. Данная программа даст возможность обучающимся получить базовые знания в области самозащиты от вредных привычек.

3. Укрепление общего соматического, психического здоровья детей и подростков.

4. Обучающиеся получат знания в области ОБЖ и валеологии, необходимые им для дальнейшей жизни.
5. Поддержание благоприятной эмоциональной психологической атмосферы в образовательном учреждении.