Приложение к АООП НОО для обучающихся с ТНР, утвержденное приказом
МБОУ «Новосибирская классическая
гимназия № 17»
№ 146/1-вд от 31.08.2023 г.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«Коррекционно-развивающие занятия с учителем», обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС, как часть адаптированной основной образовательной программы НОО
(вариант 5.1)
Авторы / Разработчики: учителя начальных классов
г.Новосибирск, 2023
Содержание
1.
Пояснительная записка
3
2.
Общая характеристика коррекционно-развивающего курса
7
3.
Описание места коррекционно-развивающего курса в учебном плане
10
4.
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-
развивающего курса
10
5.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
коррекционно-развивающего курса
10
6.
Содержание коррекционно-развивающего курса
11
7
Тематическое планирование коррекционно-развивающего курса
14
8
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
21
Пояснительная
записка
Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в учебной и познавательной деятельности обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении общей образовательной программы.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федерального
закона
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
от
29.12.2012
года
№
273-ФЗ
(
редакция
от
02.06.2016,
с
изм.
и
доп.,
вступ.
в
силу
с
01.07.2016);
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего образования (утверждён
приказом Министерства образования и науки
Российской
Федерации
от 06.10.2009
№
373
,
с
изменениями
и дополнениями).
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден
приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
от
19.12.2014 №
1598
(далее
– ФГОС НОО
для детей с
ОВЗ)).
Постановления
Главного
государственного
санитарного
врача
РФ
от
10.07.2015
№
26
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.2.3286-15
«Санитарно-
эпидемиологические требования
к
условиям
и
организации
обучения
и
воспитания
в
организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья“
(зарегистрировано
в
Минюсте
России
14.08.2015
№
38528).
Адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования
обучающихся с
тяжелым
нарушением
речи (вариант
5.1).
Программы
для
общеобразовательных
учреждений.
Коррекционно-
развивающее обучение: Начальные классы (I-IV). Подготовительный класс / Под ред. С.Г.
Шевченко
М.:
Школьная
пресса,
2004.
–
176с.
(«Воспитание
и
обучение
детей
с
нарушениями
развития.
Библиотека журнала»;
Вып. 21);
Федеральный
закон
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
от
29.12.2012 (вступил
в
силу
01.09.2013) №
273-ФЗ;
Возрастные и индивидуальные особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи
В настоящее время контингент обучающихся с речевыми нарушениями, начинающих школьное обучение, существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и по уровню подготовленности к систематическому обучению. Эти изменения обусловлены рядом позитивных и негативных факторов:
влиянием
позитивных
результатов
деятельности
дифференцированной
системы логопедической помощи в дошкольных образовательных организациях для детей
с
нарушениями
речи,
которые
позволили
минимизировать
воздействие
первичного
речевого
дефекта
на
общее
психическое
развитие
ребенка
и
его
обучаемость;
широким
внедрением
ранней
логопедической
помощи
на
основе
ранней
диагностики
детей
группы
риска
по возникновению
речевой
патологии;
повышением
эффективности
логопедического
воздействия
за
счет
применения
инновационных
технологий
логопедической
работы;
возросшей
распространенностью
органических
форм
речевой
патологии,
нередко
в
сочетании
с
другими
(множественными)
нарушениями
психофизического
развития.
В связи с этим в настоящее время наметились две основные тенденции в качественном изменении контингента обучающихся. Одна тенденция заключается в минимизации проявлений речевых нарушений к школьному возрасту при сохранении трудностей свободного оперирования языковыми средствами, что ограничивает коммуникативную практику, приводит к возникновению явлений школьной дезадаптации. Другая тенденция характеризуется утяжелением структуры речевого дефекта у обучающихся, множественными нарушениями языковой системы в сочетании с комплексными анализаторными расстройствами.
У значительной части обучающихся с ТНР отмечаются особенности речевого поведения – незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных речевых расстройств – негативизм и значительные трудности речевой коммуникации.
Социальное развитие большинства обучающихся с нарушениями речи полноценно не происходит в связи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций.
Обучающиеся с ТНР - обучающиеся с выраженными речевыми/ языковыми (коммуникативными) расстройствами – представляют собой разнородную группу не только по степени выраженности речевого дефекта, но и по механизму его возникновения, уровню общего и речевого развития, наличию/ отсутствию сопутствующих нарушений.
На практике в качестве инструмента дифференциации специалистами используются две классификации, выполненные по разным основаниям:
психолого-педагогическая
классификация;
клинико-педагогическая
классификация.
По психолого-педагогической классификации выделяются группы обучающихся, имеющие общие проявления речевого дефекта при разных по механизму формах аномального речевого развития.
Согласно данной классификации обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования организуется для обучающихся, имеющих II и III уровни речевого развития (по Р.Е. Левиной). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных сложных формах детской речевой патологии, выделяемых в клинико-педагогической классификации речевых расстройств (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, дислексия, дисграфия).
Несмотря на различную природу, механизм речевого дефекта, у этих обучающихся отмечаются типичные проявления, свидетельствующие о системном нарушении формирования речевой функциональной системы.
Одним из ведущих признаков является более позднее, по сравнению с нормой, развитие речи; выраженное отставание в формировании экспрессивной речи при относительно благополучном понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко снижается. Развивающаяся речь этих обучающихся аграмматична, изобилует большим числом разнообразных фонетических недостатков, малопонятна окружающим.
Нарушения в формировании речевой деятельности обучающихся негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у обучающихся снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и
последовательность заданий. У части обучающихся с ТНР низкая активность припоминания может сочетаться с дефицитарностью познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, обучающиеся отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Обучающимся с ТНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движений, трудностью реализации сложных двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных).
Обучающихся с ТНР отличает выраженная диссоциация между речевым и психическим развитием. Психическое развитие этих обучающихся протекает, как правило, более благополучно, чем развитие речи. Для них характерна критичность к речевой недостаточности. Первичная системная речевая недостаточность тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения речевого дефекта их интеллектуальное развитие приближается к нормативному.
Общее недоразвитие речи обучающихся с ТНР выражается в различной степени и определяется состоянием языковых средств и коммуникативных процессов.
Наиболее типичные и стойкие проявления общего недоразвития речи наблюдаются при алалии, афазии, дизартрии, реже – при ринолалии и заикании.
Обучающиеся с ТНР, находящиеся на II уровне речевого развития (по Р.Е. Левиной), характеризуются использованием, хотя и постоянного, но искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов, не способны дифференцированно обозначать названия предметов, действий, отдельных признаков.
На этом уровне возможно использование местоимений, простых предлогов в элементарных значениях, иногда союзов.
В речи встречаются отдельные формы словоизменения, наблюдаются попытки нахождения нужной грамматической формы слова, но эти попытки чаще всего оказываются неуспешными. Обучающиеся с ТНР, имеющие II уровень речевого развития, не используют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Доступная фраза представлена лепетными элементами, которые последовательно воспроизводят обозначаемую обучающимися ситуацию с привлечением поясняющих жестов, и вне конкретной ситуации непонятна. Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью, диффузностью произношения звуков вследствие неустойчивой артикуляции и низких возможностей их слухового распознавания. Задача выделения отдельных звуков в мотивационном и познавательном отношении непонятна обучающимся и невыполнима.
Отличительной чертой речевого развития обучающихся с ТНР этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
Обучающиеся с ТНР, находящиеся на III уровне речевого развития (по Р.Е. Левиной), характеризуются возросшей речевой активностью, наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Произношение обучающихся характеризуется недифференцированным произнесением звуков (особенно сложных по артикуляции, позднего онтогенеза). Наблюдаются множественные ошибки при передаче звуконаполняемости слов; неточное употребление многих лексических значений слов, значений даже простых предлогов; грамматических форм слова, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в
предложениях; неумение пользоваться способами словообразования. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные синтаксические конструкции. Во фразовой речи обнаруживаются аграмматизмы, часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и причинно-следственные отношения. У большинства обучающихся отмечаются недостатки звукопроизношения и нарушения воспроизведения звукослоговой структуры слов (в основном незнакомых и сложных по звукослоговой структуре), что создает значительные трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.
Нарушения устной речи обучающихся с ТНР приводят к возникновению нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии), т.к. письмо и чтение осуществляются только на основе достаточно высокого развития устной речи, и нарушения устной и письменной речи являются результатом воздействия единого этиопатогенетического фактора, являющегося их причиной и составляющего патологический механизм.
Симптоматика нарушений письма и чтения проявляется в стойких, специфических, повторяющихся ошибках как на уровне текста, предложения, так и слова. Нарушения письма (дисграфия) и чтения (дислексия) могут сопровождаться разнообразными неречевыми расстройствами и в сочетании с ними входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств (при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии и т.д.).
Дифференциация обучающихся на группы по уровню речевого развития принципиально недостаточна для выбора оптимального образовательного маршрута и определения содержания коррекционно-развивающей области требуется учет механизма речевого нарушения, определяющего структуру речевого дефекта при разных формах речевой патологии.
Различия механизмов и структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР с различным уровнем речевого развития определяют необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования.
Специфика содержания и методов обучения учащихся с ТНР является особенно существенной в младших классах (на ступени начального общего образования), где формируются предпосылки для овладения программой дальнейшего школьного обучения, в значительной мере обеспечивается коррекция речевого и психофизического развития.
Цель программы:
Формирование школьно-значимых умений, навыков и осуществление коррекции недостатков в познавательном развитии детей с ТНР для полноценного развития личности ребенка.
Задачи работы:
осуществление
диагностики
и
определение
путей
коррекции
познавательных нарушений;
расширение
словарного
запаса
учащихся
при
ознакомлении
детей
с
миром
вещей,
явлений, их
свойствами
и качествами;
развитие
связной
речи;
формирование
и
развитие
мыслительных
операций;
коррекция
и
развитие
восприятия,
внимания,
памяти;
формирование
и
развитие
пространственной
ориентировки;
обучение
приёмам
планирования
деятельности,
контроля
и
самоконтроля,
целенаправленности
деятельности;
воспитание
самостоятельности
в
работе;
формирование
сенсомоторных
координаций.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно- воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно- воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Общая
характеристика
коррекционно-развивающего
курса
Основные направления работы:
диагностика
и
развитие
познавательной
сферы
и
целенаправленное
формирование
высших
психических
функций
(формирование
учебной
мотивации,
активизация
сенсорно-перцептивной,
мнемической
и
мыслительной
деятельности,
развития
пространственно-временных
представлений);
целенаправленное
формирование
высших
психических
функций
(формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и
мыслительной
деятельности,
развития
пространственно-временных
представлений
,
когнитивных
процессов).
Развитие
отдельных
сторон
психической
деятельности:
развитие
зрительного
восприятия
и
узнавания;
развитие
зрительной
памяти
и
внимания;
развитие
слухового
внимания
и
памяти;
развитие
фонетико-фонематических
представлений,
формирование
звукового
анализа.
Развитие
основных
мыслительных
операций:
навыков
сравнительного
анализа;
навыков
группировки
и
классификации
(на
базе
овладения
основными
родовыми
понятиями);
умения
работать
по
словесной
и
письменной
инструкции,
алгоритму;
умения
планировать
деятельность;
развитие
комбинаторных
способностей.
Развитие
различных
видов
мышления:
развитие
наглядно-образного
мышления;
развитие
словесно-логического
мышления
(умение
видеть
и
устанавливать
логические
связи между
предметами,
явлениями и событиями).
Коррекция
нарушений
в
развитии
эмоционально-личностной
сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и так
далее).
снижение
уровня
тревожности;
повышение
мотивации
к
учению;
формирование
адекватной
самооценки.
Развитие
речи,
овладение
техникой
речи.
Основные методы работы.
Игры с правилами. Групповая работа.
Индивидуальная работа. Развивающие упражнения.
Безоценочный метод работы, акцент на позитивных моментах, успешном выполнении заданий учеником, предложение необходимой помощи со стороны взрослого (в виде обеспечения самостоятельного решения задачи ребенком) — обязательные условия формирования положительного отношения и интереса учащихся к коррекционным занятиям.
Познавательный аспект.
Формирование
и
развитие
различных
видов
памяти,
внимания,
воображения.
Формирование
развитие
общеучебных
умений
и
навыков
(умение
работать
самостоятельно).
Развивающий аспект.
Развитие
речи
при
работе
над
словом,
словосочетанием,
предложением.
Развитие
мышления
в
ходе
усвоения
детьми
приемов
мыслительной
деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять
главное,
доказывать и опровергать.
Развитие
двигательной
сферы.
Воспитывающий аспект.
Воспитание
системы
нравственных
межличностных
отношений
(формирование
"Я
-
концепции").
Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Обязательными условиями при проведении занятий являются:
планирование
материала
от
простого
к
сложному,
дозирование
помощи
взрослого,
постепенный
переход
от
совместной
деятельности
с
педагогом
к
самостоятельной
работе
учащегося.
Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.
Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения (КРО), где игры и упражнения, подобраны таким образом, что её задачи реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии (от 4 до 6 направлений).
Для работы с детьми с ТНР программой предусматривается индивидуальная, подгрупповая (по 2-4 человека) и групповая форма занятий, которые имеют коррекционно-развивающую направленность.
Длительность занятий: 20-30 минут – индивидуальное занятие, 40 минут - подгрупповое.
Структура занятия:
Каждое занятие начинается с разминки, для активизации детей и включения
в
работу.
Основная
часть
занятия
включает
в
себя
3-4
коррекционных
упражнения.
Тренировка
психических
механизмов,
лежащих
в
основе
познавательных
способностей: памяти, внимания, воображения, мышления Задания, используемые на этом
этапе занятия, не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и
позволяют,
неся
соответствующую
дидактическую
нагрузку,
углублять
знания
ребят,
разнообразить
методы
и
приёмы
познавательной
деятельности,
выполнять
творческие
упражнения.
Все
задания
подобраны
так,
что
степень
их
трудности
увеличивается
от
занятия
к
занятию.
Задания
основаны
на
материале,
изучаемом
в
данном
классе.
Логически-поисковые
задания.
На
данном
этапе
предлагаются
задания,
обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить
простейшие
предположения,
проверять
их,
делать
выводы,
«добывать»
новую
информацию,
решать
кроссворды,
пользоваться
выразительными
средствами
русского
языка.
Для
предупреждения
утомления
на
каждом
занятии
предусматривается
выполнение кинезиологических упражнений или веселая переменка - динамическая пауза,
проводимая
на
занятиях,
способствует
развитию
и
умению
выполнять
несколько
различных
заданий одновременно.
Заканчивается занятие ритуалом прощания - рефлексия.
Занятие
также может включать:
Гимнастику
для
глаз.
Гимнастику
для
пальцев
рук.
Психогимнастику.
Динамические игры для развития внимания, самоконтроля, произвольной
регуляции,
коррекции импульсивности.
На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании заключения ТПМПК, либо ППк образовательной организации. При поступлении ребёнка на КРО учитель-дефектолог проводит первичную диагностику, используя материалы для психолого-педагогической диагностики детей (автор – Забрамная С.Д., Боровик О.В.).
Выбор формы занятий (индивидуальная или подгрупповая) осуществляет учитель- дефектолог самостоятельно, исходя из особенностей развития ребёнка по результатам диагностики.
В подгруппы дети объединяются по схожей нозологии нарушений, как правило, через полгода индивидуальной работы.
Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ТНР по развитию познавательных процессов должно привести к:
освоению детьми с ТНР адаптированной основной образовательной программы
начального
общего образования;
интеграции
данной
категории
детей
в
образовательную
организацию;
уменьшению
количества
обучающихся
со
стойкими
проблемами
в
обучении
и
личностном
развитии;
развитию
познавательной
активности
детей;
повышению
учебной
мотивации у
школьников;
формированию
высокоэффективных
поведенческих
стратегий
и
личностных
ресурсов
у
детей с ТНР;
предупреждению
физических,
интеллектуальных
и
эмоциональных
перегрузок
у
обучаю
щихся с
ТНР.
Описание
места
коррекционно-развивающего
курса
в
учебном
плане
Рабочая программа рассчитана на 4 года обучения по 1 часу в неделю: 32 часа в год для 1 класса (32 недели по 1 часу в неделю) и 33 часов в год, для 2, 3 и 4 классов (33 недели по 1 часу в неделю).
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий определяется в зависимости от класса и формы проведения. При групповой форме проведения: 1 класс - с сентября по октябрь по 30 минут, ноябрь-декабрь – 35 минут, январь-май – 40 минут; 2-4 классы - по 40 минут. При индивидуальной форме работы продолжительность занятий 20- 25 минут. Курс изучения программы рассчитан на детей 1 – 4-х классов, обучающихся по АООП НОО, разработанный на основании специальных (коррекционных) программ 5.1 и
вида. Содержание, форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная), а
также
продолжительность
занятий
в
рамках
конкретного
модуля
определяется
мерой
практической
актуальности
для
обучающихся
определенного класса.
Описание
ценностных
ориентиров
содержания
коррекционно-
развивающего
курса
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Личностные,
метапредметные
и
предметные
результаты
освоения
коррекционно-развивающего
курса
Личностные УУД
освоение
доступной
социальной
роли
обучающегося,
развитие
мотивов
учебной
деятельности
и
формирование
личностного смысла
учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе
представлений
о нравственных нормах,
общепринятых
правилах;
развитие навыков
сотрудничества с взрослыми
и
сверстниками
в разных
социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных
ситуаций;
основы
персональной
идентичности,
осознание
своей
принадлежности
к
определённому
полу, осознание
себя как
«Я»;
социально-эмоциональное
участие
в
процессе
общения
и
совместной
деятельности;
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся
развивающемся
мире.
Предметные УУД
Обучающийся научится определять:
различать
цвета,
уметь
анализировать
и
удерживать
зрительный
образ;
отношения
между
понятиями
или связи
между
явлениями
и
понятиями;
последовательность
событий;
находить
и
называть
закономерность
в
расположении
предметов,
достраивать
логически
ряд
в
соответствии
с
заданным
принципом,
самостоятельно
составлять
элементарную
закономерность;
называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных,
обосновывать
свой выбор;
находить
принцип
группировки
предметов,
давать
обобщенное
название
данных групп;
уметь
определять
причинно-следственные
связи,
распознавать
заведомо
ложные
фразы, исправлять алогичность, обосновывать
свое мнение;
выделять
существенные
признаки
предмета,
объяснять
свой
выбор;
конструировать фразы различными способами (путем соединения начала и
конца;
путем
подбора
первого
и
последнего
слова
по
заданной
конструкции
и
так
далее)
свободно
ориентироваться
в
пространстве,
оперируя
понятиями:
"вверх
наискосок справа на лево" и другие, самостоятельно составлять рисунки с использованием
данных
понятий на
клетчатой бумаге;
составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации,
сочинять сказки на новый лад, фантастические истории как от первого лица, так и о лица
неодушевленного
предмета;
функциональные отношения между понятиями.
Обучающийся
получит
возможность
научиться
логически
рассуждать,
пользуясь
приёмами
анализа,
сравнения,
обобщения,
классификации,
систематизации;
выделять
существенные
признаки
и
закономерности
предметов;
сравнивать
предметы,
понятия;
обобщать
и
классифицировать
понятия,
предметы,
явления;
концентрировать,
переключать
своё
внимание;
развивать
свою
память;
самостоятельно
выполнить
задания;
осуществлять
самоконтроль,
оценивать
себя,
искать
и
исправлять
свои
ошибки;
решать
логические
задачи
на
развитие
аналитических
способностей
и
способностей
рассуждать;
находить
несколько
способов
решения
задач.
Содержание
коррекционно-развивающего
курса
1 класс
Интеллектуальное развитие.
Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.
Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные
виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.
Развитие внимания.
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” -1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.
Развитие восприятия и воображения.
Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.
Упражнения на развитие пространственной координации (понятия - слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.
Развитие памяти.
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти.
Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”.
класс
Интеллектуальное развитие.
Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.
Упражнения на простейшие обобщения типа “Продолжи числовой ряд”, “Продолжи закономерность”, “Дорисуй девятое”, несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора,
Противоположное слово”, “Подбери пару”, аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).
Развитие внимания.
Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля.
Упражнения на развитие навыков самоконтроля: “Графический диктант” (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра “Муха” - 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров (“Мозаика”, “Точки”, выполнение заданий “Запутанные дорожки”, игра “Внимательный художник”).
Развитие восприятия и воображения.
Развитие восприятия “зашумленных” объектов. Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков.
Игры на перевоплощение: “Мозаика” (из 9 элементов) с зарисовыванием в тетрадь, “Зашифрованный рисунок”, получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти.
Развитие памяти.
Развитие визуальной и аудиальной памяти.
Упражнения аналогичные, используемые на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5-7 предметов с учетом расположения). Игра “Снежный ком” для запоминания информации, представленной аудиально.
класс
Интеллектуальное развитие.
Продолжение развития наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков.
Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 2-3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.
Развитие внимания.
Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.
Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам, игра “Муха” - 3-й уровень (работа в умозрительном плане), игра “Кто быстрее и точнее”, основанная на диагностическом тесте “Корректурная проба”, поиск ошибок в тексте.
Развитие восприятия и воображения.
Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.
Упражнения аналогичные, применяемые на 2-м этапе, составление плоскостных геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов “Волшебный круг” и др.
Развитие памяти.
Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода информации из кратковременной в долговременную память).
Упражнения аналогичные, используемые на 2-м этапе, с увеличением объема и сложности запоминаемой информации, а также упражнение “Зрительный диктант”, игра “Волшебный мешочек”.
класс
Интеллектуальное развитие.
Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно- логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования.
Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3- го типа с построением “логического квадрата”); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях (“Подбери пару”, “Угадай слово”, “Дорисуй девятое”, “Продолжи закономерность”).
Развитие внимания.
Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане.
Упражнения аналогичные, применяемые на 3-м этапе; самостоятельное планирование этапов деятельности.
Развитие восприятия и воображения.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера. Развитие памяти.
Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти.
Упражнения аналогичные, используемые на 2-м и 3-м этапах, с увеличением объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.
Тематическое планирование коррекционно-развивающего курса
1
класс
-
32 часа
№ п/п
Тема
Кол-
во часов
1.
Мониторинг познавательной деятельности обучающихся.
2
2.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
графических умений, зрительно-двигательной координации
1
3.
Коррекция высших психических функций. Развитие произвольного
внимания.
1
4.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
точности движений
1
5.
Коррекция высших психических функций. Развитие зрительной
произвольной памяти.
1
6.
Коррекция высших психических функций. Развитие, понятийного
мышления.
1
7.
Коррекция высших психических функций. Развитие произвольного
внимания.
1
8.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. выделение частей предмета, складывание целого из частей, выделение сходных и
отличительных деталей
1
9.
Коррекция высших психических функций. Развитие умения правильно
называть предметы, развитие слуховой памяти.
1
10.
Коррекция высших психических функций. Формирование элементов
самоконтроля, развитие слуховых ощущений
1
11.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Кинестетическое и кинетическое развитие. Кинестетическое и
кинетическое развитие
1
12.
Коррекция высших психических функций. Развитие объема внимания,
развитие осязательных ощущений.
1
13.
Коррекция высших психических функций. Развитие, понятийного
мышления.
1
14.
Коррекция высших психических функций. Развитие двигательной
памяти.
1
15.
Коррекция высших психических функций. Развитие умения
анализировать и сравнивать образец.
1
16.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Восприятие
формы, величины, цвета; конструирование предметов.
1
17.
Коррекция высших психических функций. Развитие умений ориентироваться в пространстве листа, воспринимать словесные указа-
ния.
1
18.
Коррекция высших психических функций. Развитие зрительной памяти,
1
пространственных представлений.
19.
Коррекция высших психических функций. Развитие зрительного анализа
и словесного синтеза.
1
20.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития Цветовой
спектр. Цвета тёплые и холодные
1
21.
Коррекция высших психических функций. Развитие гибкости мышления
и произвольного внимания.
1
22.
Коррекция высших психических функций. Развитие понятийного
мышления, памяти, пространственных представлений.
1
23.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие процессов анализа, умения воспроизводить образец, зрительно-
двигательных координации.
1
24.
Коррекция высших психических функций. Развитие умения сравнивать,
анализировать форму предметов.
1
25.
Коррекция высших психических функций. Развитие произвольного
внимания, зрительных ощущений.
1
26.
Коррекция высших психических функций. Развитие умения
ориентироваться в пространстве листа и логической памяти.
1
27.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития
1
28.
Коррекция высших психических функций. Развитие произвольного
внимания, осязательных ощущений.
1
29.
Коррекция высших психических функций. Развитие гибкости мышления
и произвольного внимания.
1
30.
Мониторинг познавательной деятельности обучающихся.
2
класс
-
33 часа
№ п/п
Тема
Кол- во
часов
1.
Мониторинг познавательной деятельности обучающихся.
2
2.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
графических умений, зрительно-двигательной координации.
1
3.
Коррекция высших психических функций. Развитие мышления
(операции конкретизации и обобщения).
1
4.
Анализ текстов. Развитие мышления. Развитие произвольности
восприятия.
1
5.
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.
1
6.
Коррекция высших психических функций. Развитие кратковременной
памяти.
1
7.
Коррекция высших психических функций. Развитие мышления
(установление закономерностей).
1
8.
Коррекция высших психических функций. Упражнения на развитие
понятийного мышления (умение обобщать).
1
9.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие слухового восприятия. Упражнения на развитие зрительно-моторной
координации.
1
10.
Коррекция высших психических функций. Развитие вербальной памяти.
11.
Коррекция высших психических функций. Развитие словесно-
логического мышления (аналогии).
1
12.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
Кинестетическое и кинетическое развитие.
1
13.
Коррекция высших психических функций. Внимание (концентрация).
1
14.
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
1
15.
Коррекция высших психических функций Развитие словесно-
логического мышления (выделение существенных признаков).
16.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Восприятие
формы, величины; конструирование предметов.
1
17.
Коррекция высших психических функций. Внимание (распределение).
1
18.
Коррекция высших психических функций. Развитие зрительной памяти.
1
19.
Коррекция высших психических функций. Развитие мышления
(операция сравнения).
1
20.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Восприятие цвета. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Развитие зрительного
восприятия.
1
21.
Коррекция высших психических функций. Внимание (переключение).
1
22.
Коррекция высших психических функций. Развитие слуховой памяти.
1
23.
Коррекция высших психических функций. Развитие мышления
(аналитико-синтетические операции).
1
24.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие восприятия пространства. Развитие навыков пространственной
ориентировки.
1
25.
Коррекция высших психических функций. Внимание (распределение).
1
26.
Коррекция высших психических функций. Развитие объема памяти.
1
27.
Коррекция высших психических функций. Развитие вербально-
понятийного мышления.
1
28.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
восприятия времени.
1
29.
Коррекция высших психических функций. Внимание (устойчивость и
избирательность).
1
30.
Коррекция высших психических функций. Развитие долговременной
памяти.
1
31.
Мониторинг познавательной деятельности обучающихся.
2
класс
-
33 часа
№ п/п
Тема
Кол- во
часов
1.
Мониторинг познавательной деятельности обучающихся.
2
2.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
графических умений, зрительно-двигательной координации.
1
3.
Коррекция высших психических функций Внимание. Развитие
мышления (операции конкретизации и обобщения).
1
4.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
точности движений.
1
5.
Коррекция высших психических функций. Развитие кратковременной
памяти.
1
6.
Коррекция высших психических функций. Развитие мышления
(установление закономерностей).
1
7.
Коррекция высших психических функций. Внимание (объем).
1
8.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие слухового восприятия. Выделение частей предмета, складывание целого
из частей, выделение сходных и отличительных деталей
1
9.
Коррекция высших психических функций. Развитие вербальной памяти.
1
10.
Коррекция высших психических функций. Развитие словесно-
логического мышления (аналогии).
11.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Кинестетическое и кинетическое развитие. Кинестетическое и
кинетическое развитие
1
12.
Коррекция высших психических функций. Внимание (концентрация)
1
13.
Коррекция высших психических функций. Развитие двигательной
памяти).
1
14.
Коррекция высших психических функций Развитие словесно-
логического мышления (выделение существенных признаков).
1
15.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Восприятие
формы, величины; конструирование предметов.
1
16.
Коррекция высших психических функций. Внимание (распределение)
1
17.
Коррекция высших психических функций. Развитие зрительной памяти.
1
18.
Коррекция высших психических функций. Развитие мышления
(операция сравнения).
1
19.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Восприятие
цвета. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Развитие зрительного восприятия.
1
20.
Коррекция высших психических функций. Внимание (переключение).
1
21.
Коррекция высших психических функций. Развитие слуховой памяти.
1
22.
Коррекция высших психических функций. Развитие мышления
(аналитико-синтетические операции).
1
23.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
восприятия пространства.
1
24.
Коррекция высших психических функций. Внимание (распределение).
1
25.
Коррекция высших психических функций. Развитие объема памяти.
1
26.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие восприятия пространства. Развитие навыков пространственной
ориентировки.
1
27.
Коррекция высших психических функций. Развитие вербально -
понятийного мышления
1
28.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
восприятия времени.
1
29.
Коррекция высших психических функций. Внимание (устойчивость и
избирательность).
1
30.
Коррекция высших психических функций. Развитие долговременной
памяти.
1
31.
Мониторинг познавательной деятельности обучающихся.
2
класс
-
33 часа
№ п/п
Тема
Кол- во
часов
1.
Мониторинг познавательной деятельности обучающихся.
2
2.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
графических умений, зрительно-двигательной координации.
1
3.
Коррекция высших психических функций. Развитие логики,
устойчивости внимания.
1
4.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
точности движений.
1
5.
Коррекция высших психических функций. Развитие опосредованной
памяти.
1
6.
Коррекция высших психических функций. Развитие словесно-
логического мышления.
7.
Коррекция высших психических функций. Развитие произвольного
внимания.
1
8.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. выделение
частей предмета, складывание целого из частей, выделение сходных и отличительных деталей.
1
9.
Коррекция высших психических функций. Развитие аналитико-
синтетических способностей.
1
10.
Развитие связной речи. Обогащение словаря.
1
11.
Коррекция высших психических функций. Развитие воображения,
пространственных представлений.
1
12.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Кинестетическое и кинетическое развитие. Кинестетическое и
кинетическое развитие.
1
13.
Коррекция высших психических функций. Формирование внутреннего
плана действий, произвольности движений.
1
14.
Коррекция высших психических функций. Развитие зрительной памяти,
пространственных представлений.
1
15.
Коррекция высших психических функций. Развитие словесно-
логического мышления.
1
16.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Восприятие
формы, величины, цвета; конструирование предметов.
1
17.
Коррекция высших психических функций. Развитие воображения.
1
18.
Коррекция высших психических функций. Развитие вербально-
смыслового мышления.
1
19.
Коррекция высших психических функций. Развитие логического
мышления.
1
20.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития Цветовой
спектр. Цвета тёплые и холодные.
1
21.
Коррекция высших психических функций. Развитие вербальной
опосредованной памяти.
1
22.
Коррекция высших психических функций. Развитие аналитико-
синтетических способностей.
1
23.
Коррекция высших психических функций. Развитие наглядно-образного
мышления.
1
24.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
координации.
1
25.
Коррекция высших психических функций. Развитие способностей
устанавливать закономерности.
1
26.
Коррекция высших психических функций. Логические задачи.
1
27.
Коррекция высших психических функций. Формирование
произвольности движений, понятийного мышления.
1
28.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
координации.
1
29.
Коррекция высших психических функций. Развитие абстрактного
мышления.
1
30.
Коррекция высших психических функций. Развитие глазомера и
зрительно-двигательной координации.
1
31.
Мониторинг познавательной деятельности обучающихся.
2
Материально-техническое
обеспечение
образовательной
деятельности
Список литературы:
Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности
младших
школьников:
Книга
для
учителя.
–
М.:
АРКТИ, 2002.
Бабкина
Н.В.
Радость
познания.
Логические
задачи
для
детей
младшего
школьного
возраста.
-
М.: АРКТИ, 2000.
Безруких
М.М.,
Ефимова
С.П.
Упражнения
для
занятий
с
детьми,
имеющими
трудности при
обучении письму.
- М.,
1991
Вильшанская
А.Д.
Дети
с
ЗПР:
коррекционные
занятия
в
общеобразовательной
школе.
-
М.: Школьная
пресса, 2006.
Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителя-дефектолога в
системе
КРО
//
Шевченко
С.Г.,
Бабкина
Н.В.,
Вильшанская
А.Д.
Дети
с
ЗПР:
коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. - М.: Школьная Пресса,
2005.
– 96с. -
С. 65-73.
Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов
КРО
// Коррекционная
педагогика.
-
2003.
-
№
1. -
С.
54-56.
Закон
Российской
Федерации
от
29
декабря
2012
г.
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской Федерации».
Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и
умственное
развитие
учащихся.
-
М.,
1968.
Казанцева О.В. Основные направления психологической помощи учащимся
классов коррекционно-развивающего обучения //
Коррекционная педагогика.
- 2003. - №
1. -
С. 51– 53.
Лалаева
Р.И.
Нарушения
чтения
и
пути
их
коррекции
у
младших
школьников.
– СПб.,
1998
Лидерс
А.Г. Формирование
«внимательного письма»
у
учащихся 3-4 классов
// В кн. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева – 70 с.
Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992. - С. 139 – 146.
Программно-методические
материалы.
Коррекционно-развивающее
обучение.
Начальная
щкола:
Русский
язык.
Окружающий
мир.
Природоведение.
Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. /Сост. С. Г. Шевченко. -
М.:
Дрофа, 1998. – 88 с.
Рахновская
И.В.
Вместе:
играем,
учимся,
переживаем.
Пособие
для
практических
психологов
по
адаптации
первоклассников.
-
М.:
Школьная
Пресса,
2005.
Садовникова
И.Н.
Нарушения
письменной
речи
и
их
преодоление
у
младших
школьников.
– М.,1995 – 113с.
Сиротюк
А.Л.
Коррекция
обучения
и
развития
школьников.
–
М.,
2002
Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь: Программа
эмоционального
развития
детей
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста.
М.:
Генезис,
2000. – С. 56-112.
Фопель
К.
Как
научить
детей
сотрудничать?
Психологические
игры
и
упражнения.
– М.,
2003. – 112с.
Шевченко
С.Г.
Коррекционно-развивающее
обучение:
Организационно-
педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-
развивающего
обучения.
– М:
Гуманист.
изд. центр
ВЛАДОС,
1999 –
136с.