Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 «Эдельвейс»
Находкинского городского округа (МАОУ «СОШ № 7 «Эдельвейс» НГО)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №7 «Эдельвейс» НГО
_______________________
«___» _________2021 г.
Согласовано
Зам.директора по ВР
МАОУ СОШ №7 «Эдельвейс» НГО
_______________________
«___» _________2021 г.
НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальной__направленности
Программа кружка ЮИД «Друзья дороги»
_
Возраст учащихся: _12-16_ лет
Срок реализации программы: ____1__ год
Социальный педагог
Карпова В.Н.
НАХОДКА
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы
При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Травматизм на дорогах беспокоит людей всех стран мира. Плата за невнимательность или незнание ПДД очень дорогая и ничем не оправданная. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребёнка и горе родителей. Поэтому невозможно оставаться равнодушным, когда речь идёт о безопасности детей. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной ДТП бывают дети.
Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений. Донести эти знания до детей, выработать в них потребность в соблюдении ПДД для самосохранения – в этом и состоит задача педагога кружка ЮИД «Друзья дороги»
Общение с сотрудниками ГИБДД, театрализованные представления, беседы и игры на данную тему в непринуждённой обстановке производят на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок.
Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике. Знание основ медицины и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.
Направленность программы: социально- педагогическая. Программа направлена на создание условий для социальной практики ребёнка в его реальной жизни и пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни и жизни окружающих.
Уровень освоения: общекультурный, базовый.
Отличительные особенности:
1. формирование мотивации у детей и подростков ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере
Направление деятельности:
Разработка комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей 5-10 классов будет проводиться по пяти направлениям:
Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на дорогах и улицах. Создание стендов «ЮИД в действии», стенгазет, «Молний» и другой информационной работы, ведение документации отряда: планово-отчетная «Протоколы заседаний отряда ЮИД», «Дневник отряда ЮИД».
Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным. Участие в организации разъяснительной работы по теме безопасности дорожного движения, проведение бесед, викторин, кинолекториев, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, КВН, тематические утренников, праздников, постановка спектаклей, создание агитбригад.
Более опытные юные инспектора дорожного движения могут принять участие в патрульной деятельности:
- участие в сопровождении взрослых в патрулировании и рейдах, в целях предотвращения нарушений со стороны детей Правил дорожного движения, выпуск молний по результатам патруля и рейдов, информирование родителей о нарушении школьниками правил дорожного движения, дежурство у перекресков в микрорайоне школы.
Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере
Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.
Контрольное – система контрольных мероприятий
Педагогические принципы программы:
-деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы;
-добровольность участия в данном виде деятельности;
-доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка;
- ценностно-смыслового равенства (у педагога и воспитанников общая цель, совместная деятельность)
- (учёт возрастных особенностей учащихся 12 – 16 лет);
- креативности (воспитание в творческой обстановке);
- доступности;
- наглядности.
Информационное обеспечение:
- отдельное помещение;
- музыкальная аппаратура;
- комплекты дорожных знаков;
- схема движения транспорта и пешеходов микрорайона школы;
- уголок по изучению ПДД и профилактики ДТП;
- периодическая печать — газета «Добрая дорога детства»;
-компьютер и выход в Интернет;
- банк данных (разработки уроков, бесед, лекции для родителей, памятки, разработки внеклассных мероприятий)
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестов, экскурсий по городу с целью изучения программного материала.
Формы и методы контроля:
- тестирование и контрольные опросы по ПДД;
· викторины, смотры знаний по ПДД;
· игры-тренинги;
-решение задач по ПДД на компьютере;
· анализ результатов деятельности.
Методы и формы занятий в кружке:
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. С первого и до последнего этапа работы в кружке его участникам, независимо от возраста, необходимо прививать серьёзное отношение к делу. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей, то с этой целью рекомендуется использовать:
Формы обучения младших школьников ПДД:
* Тематические занятия, просмотр видеофильмов, спектаклей по предупреждению ДДТТ.
* Игровые уроки и тренинги, решение задач по ПДД на компьютере, проекты по ПДД.
* Конкурсы, соревнования, КВН, викторины на лучшее знание ПДД, акции, экскурсии.
* Настольные, дидактические и подвижные игры, беседы.
* Оформление маршрутных листов «Школа – дом».
* Конкурсы рисунков и стенгазет, оформление уголка ЮИД, изготовление наглядных пособий и макетов для занятий по ПДД.
* Конкурсы агитбригад по ПДД.
* Игра «Безопасное колесо».
* Посвящение первоклассников в пешеходы.
* Проведение уроков по ПДД.
Совместная работа с отделом ГИБДД
* Встреча сотрудников ГИБДД с обучающимися на классных часах.
* Встреча сотрудников ГИБДД с родителями обучающихся.
* Совместное планирование деятельности с ГИБДД.
*Организация работы отряда ЮИД
Работа с родителями:
* Проведение родительских собраний по тематике ПДД
*Составление и распространение памяток ребенок и дорога
*Привлечение специалистов из числа родителей для проведения мероприятий информационного характера
*Совместные праздники, конкурсы.
Сроки реализации программы: 1 год
Кружок ЮИД «Друзья дороги» относится к части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, является внеурочной деятельностью социального направления.
Количество часов в год– 68 часов, 2 часа в неделю. Возрастной диапазон обучаемых: 12– 16 лет.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы:
Цель: создание условий для формирования безопасного образовательного пространства у учащихся 1-11 классов через изучение правил дорожного движения и .развитие потребностей соблюдения правил дорожного движения
Задачи программы:
Воспитательные:
1. воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
2. выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
3. сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;
4.сплотить детский коллектив через совместные творческие дела.
Развивающие:
1. развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
2. способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Обучающие:
1. повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
2. помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;
3.оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
4.освоить новые активные формы агитации и пропаганда ПДД.
1.3
Учебный план _1___ года обучения
№п/п
Название раздела,темы
Количество часов
Формы контроля
Всего
теория
практика
факт
Введение.
Правила движения – закон улиц и дорог.
1
1
0
История и развитие Правил дорожного движения.
1
1
0
ПДД. Общие положения.
1
1
0
Обязанности пешеходов.
1
1
0
Обязанности пассажиров.
1
1
0
Дорога, её элементы и правила поведения на дороге.
1
0
1
зачет
Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек.
1
1
0
История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы.Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения.
1
1
0
Экскурсия на Ж/Д. Ознакомление с правилами нахождения на ж/д
1
0
1
Предупреждающие знаки.
1
1
0
Знаки приоритета. Запрещающие знаки.
1
1
0
Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний.
1
0
1
Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички.
1
1
0
Средства регулирования ДД. Транспортные светофоры.
1
1
0
Места установки дорожных знаков.
1
0
1
Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения.
Виды разметки.
1
1
0
Горизонтальная разметка и ее назначение.
1
1
0
Вертикальная разметка и ее назначение.
1
1
0
Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов.
1
0
Сигналы светофора. Виды светофоров.
1
1
0
Решение задач по ПДД на компьютере
1
0
1
Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров.
1
1
0
Сигналы регулировщика.
1
1
0
Сигналы регулировщика.
1
1
0
Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика.
1
1
0
Сигналы автомобиля.
Участие в общегородской акции. «Водитель! Ты ведь тоже родитель!»
1
0
1
Расположение транспортных средств на проезжей части.
1
1
0
Перекрестки и их виды.
1
1
0
Оформление маршрутных листов «Школа – дом».
1
0
1
Проезд перекрестков.
1
1
0
Правила перехода перекрестка.
1
1
0
Правила перехода перекрестка.
1
0
1
Порядок движения на перекрестке при регулировании движения регулировщиком и светофором.
1
0
1
Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог.
1
1
0
Порядок движения по пешеходным переходам пешеходов и транспортных средств.
1
1
0
Общие вопросы порядка движения. Остановка и стоянка транспортных средств.
1
1
0
Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог.
1
1
0
Порядок движения по пешеходным переходам пешеходов и транспортных средств.
1
1
0
Общие вопросы порядка движения. Остановка и стоянка транспортных средств.
1
1
0
Пешеходные переходы.
1
0
1
Правила пользования транспортом.
Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств.
1
1
0
Правила перехода для каждого пешехода.
1
1
0
Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам.
1
1
0
Выступление перед учащимися начальной школы
1
0
1
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Встреча с инспектором ГИБДД
1
1
0
Основные требования при оказании ПМП при ДТП.
1
1
0
Аптечка автомобиля и ее содержимое.
1
0
1
Виды кровотечений. Способы наложения повязок.
1
1
0
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
1
1
0
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
1
1
0
Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
1
1
0
Обморожение. Оказание первой помощи.Сердечный приступ, первая помощь.
1
1
0
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
1
1
0
Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка.
1
1
0
Правила движения велосипедистов.
1
1
0
Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой.
1
1
0
Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.
1
1
0
Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода.
1
1
0
Выступления агитбригад. Составление памятки: «Юному велосипедисту».
1
0
1
Подготовка выступления агитбригады.
1
0
1
Подготовка выступления агитбригады.
1
0
1
Выступление агитбригады в начальной школе.
1
0
1
Выступление агитбригады в начальной школе.
1
0
1
Выступление агитбригады перед родителями
1
0
1
Участие в общегородской акции
1
0
1
зачет
Практические занятия по оказанию первой помощи при переломах
1
0
1
зачет
Практические занятия при оказании первой помощи при кровотечениях
1
0
1
зачет
Участие в общероссийской акции
1
0
1
1.4 Планируемые результаты
Личностные
результаты:
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях.
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Метапредметные результаты:
Обучающийся будет знать
правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
серии дорожных знаков и их представителей;
способы оказания первой медицинской помощи;
техническое устройство велосипеда.
Предметные результаты:
Обучающийся будет знать
и
ч
итать информацию по дорожным знакам; оценивать
дорожную ситуацию;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
пользоваться общественным транспортом;
управлять велосипедом.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
Компьютер
Учебно-методическая литература по ПДД, интернет источники
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- аудио, видео-, «правила по пешеходов»
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: текущий, промежуточный и при необходимости – входной и итоговый контроль.
Входной контроль(при необходимости) – оценка стартового уровня образовательных возможностей обучающихся при зачислении на программу или осваивающих программу 2-го и последующих лет обучения, ранее не занимающихся по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Текущий контроль – оценка уровня и качества освоения тем (модулей, разделов) программы и личностных качеств обучающихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.
Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения раздела, темы или в конце определенного периода обучения/учебного года (при сроке реализации программы более одного года).
Итоговый контроль (при необходимости) – оценка уровня и качества освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по завершению всего периода обучения по программе.
- Протокол результатов аттестации учащихся;
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: на акциях
- участников Видеозаписи и фотографии выступлений кружка перед учащимися начальной школы
Содержание учебного курса
работы отряда ЮИД. 68 часов, (2часа в неделю)
СЕНТЯБРЬ (8час)
Теоретическая часть.
1.Введение. Правила движения – закон улиц и дорог.
2. История и развитие Правил дорожного движения.
Практическая часть
О
бщий сбор членов отряда ЮИД. Выборы штаба. Распределение обязанностей. Оформление уголка "ЮИД в действии!" и другой документации.
Подготовка и
участие в празднике "Посвящение первоклассников в пешеходы".
Подготовка и проведение бесед
во всех классах по Правилам дорожного движения.
О
знакомление
членов
команды с
"Уголком
безопасности"
в школе
.
Экскурсии на ЖД ст. Находка по теме «железная дорога-зона повышенной опасности»
Встречи с инспектором ГИБДД, планирование совместной работы
ОКТЯБРЬ (9час)
Теоретическая часть.
1. Обязанности пешеходов.
2. Обязанности пассажиров.
3. Дорога, её элементы и правила поведения на дороге.
5. Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек.
6,7 История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы. Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения.
8,9. Экскурсия на Ж/Д. Ознакомление с правилами нахождения на ж/д
Практическая часть
Определение
в
елосипедистов в школе и проведение с ними теоретического и практического
занятия (при условии высокой готовности самих ЮИДовцев).
Подгот
овка
к школьным
соревнования
м
"Безопасное колесо".
Организация
в начальных классах
конкурса
рисунков "Правила дорожного движения – наши верные друз
ья". Из лучших рисунков оформление выставки с проведением экскурсий
для детей.
школьная викторина для 5-х классов
по правилам дорожного движения
Участие в акции: «Внимание, Водитель! Соблюдай ПДД!»
НОЯБРЬ (7 час)
Теоретическая часть.
1.Предупреждающие знаки.
2. Знаки приоритета. Запрещающие знаки.
3. Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний.
4. Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички.
5. Средства регулирования ДД. Транспортные светофоры.
6. Места установки дорожных знаков.
7.Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения.
Виды разметки.
Практическая часть
Встреча
учащихся 4-х классов в кинотеатре с инспектором ГИББД "На зеленой волне" с использованием театрального представления.
Выпус
к
плакат
а
- напоминание ребятам о соблюдении Правил дорожного движения в дни осенних каникул.
Подготовка программы
агитбригады
с выстулением
среди своих школьников.
Участие в
обще
городской акции «Осторожно водитель-ты ведь тоже родитель!»
ДЕКАБРЬ (8час)
Теоретическая часть.
1.Горизонтальная разметка и ее назначение.
2. Вертикальная разметка и ее назначение.
3. Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов.
4. Сигналы светофора. Виды светофоров.
5. Решение задач по ПДД на компьютере
6. Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров.
7.Сигналы регулировщика.
Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика.
Практическая часть
Викторина
по ПДД
для учащихся 5-6 классов
. Подведение итогов
.
Награждение за лучшие работы
.
Конкурс
агитплакатов по пропаганде Правил дорожного движения
среди 7
-8 классов
. Оформление выставки
.
Э
кскурсии-беседы по данной выставке.
Награждение за лучшие работы
.
.
ЯНВАРЬ (7 час)
Теоретическая часть
1.Сигналы автомобиля.
2.Участие в общегородской акции. «Водитель! Ты ведь тоже родитель!»
3. Расположение транспортных средств на проезжей части.
4.Перекрестки и их виды.
5.Оформление маршрутных листов «Школа – дом».
6.Проезд перекрестков.
7.Правила перехода перекрестка.
Практическая часть
В дни каникул прове
дение рейдов
"Юный пешеход" в микрорайонах школ с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
С
мотр среди
учащихся
7х классов
на
лучшую цитату,
стихотворение п
о Правилам дорожного движения. Организация
праздник
а и награда
лучших.
ФЕВРАЛЬ (8час)
Теоретическая часть
1.Порядок движения на перекрестке при регулировании движения регулировщиком и светофором.
2. Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог.
3. Порядок движения по пешеходным переходам пешеходов и транспортных средств.
4. Общие вопросы порядка движения. Остановка и стоянка транспортных средств.
5. Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог.
6. Порядок движения по пешеходным переходам пешеходов и транспортных средств.
7. Общие вопросы порядка движения. Остановка и стоянка транспортных средств.
Практическая часть
С
оревнования на лучшего знатока Правил дорожного движения среди учащихся
в 6-х классах
..
Встреча
с работниками ГИБДД.
М
ероприятие "На зеленой волне" (о зимних дорогах).
С
реди 7-х классов
МАРТ (6 час)
Теоретическая часть
1. Правила пользования транспортом.
2.Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств.
3. Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам.
4. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Встреча с инспектором ГИБДД
5. Основные требования при оказании ПМП при ДТП..
6. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Практическая часть
Участие во Всероссийской акции «Водитель! Будь осторожен! Идет пешеход!»
Выпуск листовки-обращения к детям, как пешеходам
.
АПРЕЛЬ (8час)
Теоретическая часть
Виды кровотечений. Способы наложения повязок.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка.
Правила движения велосипедистов.
Практическая часть
.
Встречи с инспектором ГИБДД по правилам велосипедистов и водителей мопедов среди учащихся 8-9 классов.
МАЙ (7 час)
Теоретическая часть
1.Правила движения велосипедистов.
2.Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой.
3. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.
4. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода.
Практическая часть
1."Неделя безопасности", посвященная окончанию учебного года, участие в классных часах
2. 3.Рейды "Юный пешеход" и "Юный велосипедист". Участие во Всероссийском рейде "Внимание, дети!"
3. Практические занятия по оказанию первой помощи при переломах
4. Практические занятия при оказании первой помощи при кровотечениях
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы
Комлева Л.А., Шмундяк В.Л. Ваш ребенок и дорога (пособие для родителей)- Центр пропаганды, 2006
Т.А. Кузьмина, В.В. Шумилова. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении (пособие для учителя)- Волгоград: Учитель, 2007
Е.А. Гальцева. Изучение правил дорожного движения: сценарии театрализованных занятий (пособие для учителя)- Волгоград: Учитель, 2007
Обучение правилам дорожного движения: 1-4 кл.: пособие для учителя/ под ред. П.В. Ижевского. - М.: Просвещение, 2007
Дорожная азбука. Книга для детей/Полезная библиотека: Ежедневные новости. Подмосковье, 2010
В.В. Кузнецов, А.Е. Цыпкин и др. От велосипедиста до автомобиля. Пособие для учителя и учащихся.- Библиотека газеты: Ежедневные новости. Подмосковье, 2011
10