Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Набережные Челны «Спортивная школа №12»
Программа профильной смены лагеря «Азимут»
физкультурно-спортивная направленность (лето)
год разработки программы 2024
Алексеева Ольга Валерьевна, инструктор-методист, разработчик программы
город Набережные Челны
2024
Оглавление
Информационная карта программы
3
Нормативное правовое обеспечение
5
Пояснительная записка
6
Концепция программы
8
Содержание программы
9
Мониторинг эффективности программы
12
Ожидаемые результаты
13
Информационная карта программы
Полное название программы
«Азимут»
Руководитель программы, должность
Файрушин Александр Шадаевич, тренер-преподаватель
Название проводящей организации
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования город Набережные Челны «Спортивная школа №12»
Адрес организации
Республика Татарстан, город Набережные Челны, бульвар Школьный, д.2
Телефон
8(8552)38-15-97
Электронная почта
dussh12_chelny@mail.ru
Форма проведения
Профильный физкультурно-спортивный лагерь круглосуточного пребывания
Цель программы
Нравственное и физическое оздоровление молодёжи через вовлечение в активные формы отдыха и занятия спортом, популяризация и развитие спортивного ориентирования в Республике Татарстан
Направление и специализация программы
Профильная физкультурно-спортивная по виду спорта спортивное ориентирование
Период проведения смены
3 смена (июль) 2024 год
Официальный язык, используемый в реализации программы
Русский
Общее количество участников (всего, за весь период)
45 человек
Критерии отбора для участия в программе
К участию в программе приглашаются обучающиеся МАУДО «СШ №12» по дополнительной образовательной программе спортивной подготовки по виду спорта спортивное ориентирование
Ресурсное обеспечение: использование информационных ресурсов, материально-технических, кадровых, методических, природных и др
Материально-технические средства: спортивный инвентарь- станции для контактной (бесконтактной) электронной отметки, электронная карточка (чип) бесконтактной электронной отметки, мячи баскетбольные, футбольные, волейбольные.
Природные: область Боровецкого леса и к ней карты местности.
Кадровые: тренеры-преподаватели МАУДО «СШ №12» - Файрушин А.Ш. (высшей категории), Нуриева А.А.(первой категории), Осипов С.В. (первой категории)
Краткое содержание программы
программа направлена на развитие физических качеств, совершенствование техники вида спорта, повышение уровня соревновательной деятельности
История осуществления программы (обязательно с указанием количества (процента) детей, уехавших со смены досрочно)
Начало разработки программы в 2014 году на базе оздоровительном лагере «Олимпия» г.Набережные Челны, в течении 10 лет данная программа реализовывалась в профильных сменах, апробировалась в весеннее и осеннее время. Досрочного отъезда детей во время смены не было.
2.Нормативное правовое обеспечение
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых актов:
- Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.03.2019 № 158, которое утвердило подпрограмму «Организация отдыха детей и молодежи на 2019 – 2025 годы» государственной программы «Развитие молодежной политики в Республике Татарстан на 2019- 2025 годы»;
- Постановление Исполнительного комитет муниципального образования город Набережные Челны от 08.12.2023 № 11922;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗЗ;
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
3.Пояснительная записка
Направленность программы – физкультурно-спортивное.
Программа направлена на решение проблемы построения тренировочно-воспитательного процесса, ориентированного на потенциальные возможности каждой личности и ее потребность стать субъектом социальной и культурной жизни общества, проявить свои творческие, спортивные, трудовые, организаторские, лидерские возможности, добиться реальных успехов в различных сферах деятельности, ощутить личную успешность, повысить самооценку.
Актуальность:
В настоящее время проблемы молодёжи являются не единичными и односторонними, а широкими и многогранными:
здоровь
е
: в связ
и
с неактивным, а порой и пагубным для здоровья (алкоголь, курение, наркомания и т.п.) образом жизни угрожающе растёт количество больной молодёжи. В частности велико число молодых людей, негодных к строевой службе по состоянию здоровья.
нравственно
е
воспитани
е
:
увлечение подрастающего поколения компьютерами, приводящее иногда к полному исключению человека из активной жизни общества, отсутствие связи современного человека с природой – всё это становится причиной отсутствия у молодежи чувства гражданственности и патриотизма, любви к своей стране
без комментариев.
Новизна.
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологически устойчивый, высоконравственный способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Здоровое развитие детей - национальный приоритет России. Р.Роллан в свое время сказал, что здоровье также заразительно, как и болезнь. "Заразить" здоровьем всех наших детей, взрослых и родителей, создать моду на здоровье - неотложная цель гражданского общества России.
Программа адресована для обучающихся по дополнительной образовательной программе спортивной подготовки по виду спорта спортивное ориентирование в возрасте с 8 до 18 лет.
Критериями отбора в профильную смену является дети, обучающиеся по дополнительной образовательной программе по виду спорта спортивное ориентирование, которые должны иметь уровень физический подготовки.
Программа рассчитана на 18 дней в летний период, с корректировкой в весеннее и зимнее время. Лагерь стационарный.
Цель: Нравственное и физическое оздоровление молодёжи через вовлечение в активные формы отдыха и занятия спортом, популяризация и развитие спортивного ориентирования в Республике Татарстан.
Задачи программы лагеря
Организация спортивно-оздоровительной работы в лагере для повышения физической подготовленности молодежи.
Укрепление дружеских связей между спортсменами.
Формирование положительного имиджа и повышение престижа
спортивного ориентирования как вида спорта.
Укрепление физического и духовного здоровья юных спортсменов.
Утверждение в сознании и чувствах у юных спортсменов патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному, историческому прошлому и традициям России.
Привитие навыков патриотического самообразования и нравственной потребности в саморазвитии.
4.Концепция программы
В основе концепции программы лежит эффективно построенная воспитательная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью формирования здорового образа жизни, поддержания физической активность и укрепление здоровья.
Концепция основана на следующих идеях:
- идея повышения эффективности дополнительного образования через развитие творческого потенциала учащихся.
Во время круглосуточного пребывания учащихся в лагере усиливается включенность в основные формы и методы реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.
Появляется возможность использование на практике новых форм организации учебно-тренировочного процесса, подбор интересных, нестандартных спортивных упражнений и организация и проведение креативных соревнований.
- идея развития личности в процессе деятельности ;
Основная деятельность лагеря «Азимут» направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками и взрослыми. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Участвуя в жизни лагеря, ребенок получает возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
- идея формирования мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки.
Находясь в лагере, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни. Досуговая деятельность направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
- идея формирования нравственных ценностей и патриотического воспитания.
Физическое воспитание тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием, учит дисциплинировать себя, вырабатывает твердый характер, учит четко выполнять нормы и правила спортивной этики, уважать соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные занятия различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.
5. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности
Программа предполагает реализацию четырёх блоков: физкультурно-оздоровительный, технический, методический и культурно-досуговый. Блоки физкультурно-оздоровительный и технический представлены на двух уровнях, реализация которых будет зависеть от физической подготовки и психологического состояния учащегося. Основное содержание блоков программы следующее:
1. Физкультурно-оздоровительный:
Вид
Содержание
1 уровень
Ходьба
Оздоровительная ходьба
Физические упражнения
Лечебная физкультура (ЛФК)
Водные процедуры
Купание в открытом водоеме. Основы плавания.
Спортивные игры
Футбол, волейбол, бадминтон
2 уровень
Беговая подготовка
Кросс 2 – 5 км
Спринт (ускорения) 100 – 400 м
Силовая подготовка
Силовые упражнения на группы мышц рук, ног, плечевого пояса, спины, живота.
Плавание
Плавание стилями брасс, кроль, кроль на спине.
Оздоровительное купание.
Спортивные игры
Футбол, волейбол, бадминтон.
Спортивные соревнования
Веселы старты с элементами ориентирования
Спартакиада по спортивному ориентированию
Технический:
Раздел
Содержание
Развитие
1 уровень
Условные знаки спортивных карт
Изучение условных знаков, способов изображения объектов местности на спортивной карте
Абстрактного и конкретного мышления; объёма, концентрации, распределения и переключения, внимания; памяти.
Игры с элементами спортивного ориентирования
Игра «Поиск клада»
Восприятие пространственных признаков; устойчивости и концентрации внимания.
2 уровень
Техника чтения карты
Сопоставление условных знаков с реальными объектами на местности.
Ориентирование карты по линейным знакам и объектам.
Движение по «нитке».
Выполнение задач и упражнений по технике чтения карты.
Движение без повторного обращения к карте.
Абстрактного и конкретного мышления; объёма, концентрации, распределения и переключения, внимания; памяти.
Техника движения по азимуту
Определение азимута на объекты.
Определение объектов по заданному азимуту.
Движение по грубому азимуту.
Движение по точному азимуту.
Ориентирование по белой карте
Восприятие пространственных признаков; устойчивости и концентрации внимания.
Тактика спортивного ориентирования
Выбор пути движения.
Выбор опорных ориентиров.
Определение и выбор скорости движения.
Выбор техники ориентирования.
Планирование и постановка контрольных пунктов, дистанции.
Абстрактного и конкретного мышления; логичности.
Определения расстояний
Определение расстояний по карте.
Контроль расстояния.
Упражнения на улучшение глазомера.
Восприятие пространственных признаков; восприятие времени; глазомера.
Дистанции в спортивном ориентировании
Прохождение тактически различных дистанций, в условиях, приближенных к соревновательным.
Устойчивости психики; волевых качеств.
Методический:
Организация и проведение семинаров
Направление
Темы
Судейство
Главный судья, его задачи и принцип функционирования.
Начальник дистанции, его задачи и принцип функционирования. Служба дистанции.
Бригада старта и финиша, их задачи и принцип функционирования.
Секретариат, его задачи и принцип функционирования.
Организация и проведение соревнований.
Подготовка в спортивном ориентировании
Физическая подготовка спортсменов.
Техническая подготовка спортсменов.
Морально-психологическая подготовка спортсменов.
Рисовка карт
Картографические съёмки местности.
Корректировка и создание электронного макета спортивной карты.
Культурно-досуговый:
шахматно-шашечный турнир;
турнир по армрестлингу;
вечерний концерт;
конкурс сценок
конкурс «Самый сильный, ловкий, умелый»
экскурсии по Национальному Парку «Нижняя Кама».
6.Мониторинг эффективности программы
Для качественной реализации программы и решения поставленных задач необходимо проводить мониторинг программы в течение всей смены.
Мониторинг программы по тематическим блокам
№
п/п
Название блока
Методические показатели
Сроки реализации
1
Физкультурно-оздоровительный
количество детей, принявших участие в мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни;
степень обеспеченности детей витаминами;
количественный показатель участия детей в спортивно - оздоровительных мероприятиях.
В течение смены
2
Технический
Количество детей овладевшие навыками чтения карты, движения по азимуту;
Количественный показатель участия детей в спортивно-массовых мероприятиях
В течение смены
3
Психологический
тревожность;
эмоциональность;
методы разрешения конфликтов.
В течение смены
4
Социально- педагогический
динамика развития временных коллективов;
эффективность работы органов детского самоуправления
В течение смены
5
Культурологический
количественный показатель участия детей в мероприятиях культурологической направленности;
Первая половина смены
Система контроля реализации программы
Приложение 1 к программе
№
Мероприятие
Срок проведения
Ответственный
1
Тесты на выявление лидерских качеств (см. Приложение 1 в программе)
Начало смены
Воспитатели
2
Анкеты на выявление ожиданий от лагеря (см. Приложение 3)
Начало смены
Воспитатели
3
Итоговая анкета (см. Приложение 3)
Конец смены
Воспитатели
4
Тесты на выявление лидерских качеств (см. Приложение1 в программе)
Конец смены
Воспитатели
Ожидаемые и достигнутые результаты:
повышение спо
ртивного мастерства спортсменов
–ориентировщиков
повышение нравственно-психологического уровня
приобщение участников к здоровому образу жизни
п
риобретение новых знаний и умений.
м
аксимальное участие учащихся во всех культурно и спортивно-массовых мероприятиях.
п
олучение индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
р
азвитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности
у
крепление дружбы и сплоченности в коллективе.
п
овышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм
подготовка специалистов – судей и тренеров – по спортивному ориентированию
повышение уровня спортивного ориентирования в Республике
Татарстан
.
наблюдается повышенный интерес
к занятиям
спортивным ориентированием
Приложение 1
Кадровый состав
№
Штатная единица (руководите ль смены, инструктор и т.д.)
Образование (в т.ч. по профилю – удостоверения о повышении квалификации)
Опыт работы в заявленном профиле (гг.), портфолио (при наличии)
Основное место работы, учебы
Основное место работы, учебы
Стаж работы в организации детского отдыха
средне специальное
высшее
1
Руководитель
Высшее, физкультурное
28 лет
МАУДО «Спортивная школа №12»
15
2
Тренер-преподаватель
Высшее, физкультурное
5 лет
МАУДО «Спортивная школа №12»
5
3
Тренер-преподаватель
Высшее, физкультурное
5 лет
МАУДО «Спортивная школа №12»
5
Приложение 2
План — сетка
Дата
(день)
Мероприятие
Дата
(день)
Мероприятие
1 день
утро
день
вечер
Заезд
открытие смены.
3 день
утро
день
вечер
Занятия групп 1 и 2 уровня физкультурно-оздоровительного и технического блоков
Футбол.
Конкурс «В гостях у сказки», «Сказка на новый лад»
2 день
утро
день
вечер
Конкурс поделок из природного материала «В мире прекрасного»
Занятия групп 1 и 2 уровня физкультурно-оздоровительного и технического блоков
Семинар «Главный судья, его задачи и принцип функционирования».
Вечерний концерт
4 день
утро
день
вечер
Занятия групп 1 и 2 уровня физкультурно-оздоровительного и технического блоков
Семинар «Начальник дистанции, его задачи и принцип функционирования. Служба дистанции».
Комический футбол.
«Конкурс капитанов»
5 день
утро
день
вечер
Шахматно-шашечный турнир (1 этап)
Занятия групп 1 и 2 уровня физкультурно-оздоровительного и технического блоков
Волейбол.
6 день
утро
день
вечер
Конкурс «Алло, мы ищем таланты» (отборочный тур)
Занятия групп 1 и 2 уровня физкультурно-оздоровительного и технического блоков
Семинар «Бригада старта и финиша, их задачи и принцип функционирования».
Шахматно-шашечный турнир (2 этап)
7 день
утро
день
вечер
Конкурс «Алло, мы ищем таланты» (финал)
Занятия групп 1 и 2 уровня физкультурно-оздоровительного и технического блоков
Семинар «Секритариат, его задачи и принцип функционирования».
Бадминтон.
8 день
утро
день
вечер
Занятия групп 1 и 2 уровня физкультурно-оздоровительного и технического блоков
Футбол.
Карнавал. Конкурс костюмов.
9 день
утро
день
вечер
Занятия групп 1 и 2 уровня физкультурно-оздоровительного и технического блоков
Семинар «Организация и проведение соревнований».
Турнир по армрестлингу (1 тур).
Бадминтон.
10 день
утро
день
вечер
Занятия групп 1 и 2 уровня физкультурно-оздоровительного и технического блоков
Конкурс военной песни
11 день
утро
день
вечер
Экскурсии по Национальному Парку «Нижняя Кама». Семинар «Физическая подготовка спортсменов».
Занятия групп 1 и 2 уровня физкультурно-оздоровительного и технического блоков
Волейбол.
12 день
утро
день
вечер
День Нептуна.
Занятия групп 1 и 2 уровня физкультурно-оздоровительного и технического блоков
Бадминтон.
«Конкурс сценок из жизни лагеря»
13 день
утро
день
вечер
День вежливости.
Занятия групп 1 и 2 уровня физкультурно-оздоровительного и технического блоков
Семинар «Техническая подготовка спортсменов».
Турнир по армрестлингу (финал).
14 день
утро
день
вечер
Техника движения по азимуту. Беговая подготовка (ускорение). Футбол.
15 день
утро
день
вечер
Праздник Мойдодыра.
Семинар «Корректировка и создание спортивной карты в электронном виде».
Дискотека.
16 день
утро
день
вечер
Игра «Поиск клада»
Семинар «Морально-психологическая подготовка спортсменов».
Вечерний концерт
17 день
утро
день
вечер
Лабиринт.
Поход выходного дня (по Национальному Парку «Нижняя Кама»).
Волейбол.
Дискотека.
18 день
утро
день
вечер
Закрытие лагеря.
Приложение 3
Анкеты на открытие и закрытие лагеря
Дорогой друг!
Мы предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты.
Чего больше ты ждешь от пребывания в лагере «Азимут»?
( выбери не более 3-х ответов и обведи кружочком соответствующие номера)
1. Подружиться с ребятами, найти друзей.
2. Приобрести новые знания, умения в области твоих интересов.
3. Научиться влиять на людей, самостоятельно организовать различные дела.
4. Укрепить свое здоровье, улучшить физическую подготовку.
5. Выявить свои возможности, лучше узнать и понять себя.
6. Просто отдохнуть, весело провести время.
II. Отметь, пожалуйста, те качества, которые по твоему мнению очень важны для людей (не более 6):
1. Любознательность
2. Честность
3. Предприимчивость
4. Доброта
5. Смелость
6. Дисциплинированность
7. Трудолюбие
8. Инициативность
9. Справедливость
10. Честолюбие
11. Милосердие
12. Требовательность к себе
III. Как ты оцениваешь свое здоровье (обведи цифру соответствующую ответу)
1. Чувствую себя совершенно здоровым
2. Здоровье в целом хорошее, но хотелось бы быть более крепким
3. Здоровье иногда «хромает», хотя болезненным себя не ощущаю
VI. Что из перечисленного удается тебе без особых затруднений (отметь кружком соответствующую цифру, возможно несколько ответов)
1. Познакомиться с новыми людьми, вступить с ними в разговор
2. Найти интересное для себя дело без помощи других
3. Организовать других ребят для выполнения какого-либо дела, занятия
4. Справится с возникающими в жизни сложностями
5. Довести задуманное дело до конца
6. Прийти другим на помощь в случае необходимости
7. Отказаться от удовольствия, если это приносит вред моему здоровью и волнует моих родителей и близких
8. Выступить с каким-либо предложением
9. Самостоятельно решать вопрос, актуальный для класса, школы, организации
VII.Фамилия, имя
АНКЕТА “ДОПИШИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ”
1. Самое яркое впечатление за эти дни у меня
2. Из проведенных дел мне больше всего понравилось потому что
3. Больше всего меня радует
4. Больше всего я разочаровался в
5. О тех людях, которые меня окружают, я могу сказать
6. Я буду протестовать и возмущаться, если
7. Я буду рад, если
8. Для своего отряда я хочу предложить ______
9. Если бы я был вожатым, то я
ну, а если начальником смены, то