муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Североонежская средняя школа»
филиал дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принято Утверждено
на педагогическом Совете Директор МБОУ «Североонежская школа» ____________О.Е.Кулакова.
от «____» _______2022 г. Приказ №______________
«_____»_______________2022год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Юный зоолог»
Срок реализации 36 недель
Возраст обучающихся 7-11 лет.
Автор-составитель:
Куделина Елена Евгеньевна,
педагог дополнительного образования.
пос. Североонежск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный зоолог» предусматривает изучение младшими школьниками особенностей биологии домашних животных. Она способствует экологическому воспитанию, формированию системы знаний о природе и воспитанию осознанного отношения к ней. Повышению эффективности процесса освоения знаний способствует целенаправленное и последовательное решение различных познавательных задач, формирование у учащихся практических умений.
Актуальность формирования экологической культуры у детей отражена в ряде международных и российских документов в области охраны окружающей среды, а также в ряде законов определяющих развитие в России системы дополнительного образования.
В связи с большой нагрузкой в школе, недостатком свободного времени, во многих случаях недостатком финансовых возможностей современные дети испытывают дефицит общения с живой природой. В настоящее время много детей, живущих в сложных жилищных условиях, в коммунальных квартирах и не имеющих возможности содержать дома какое-либо животное или комнатные растения, а та же редко бывают на природе, что неблагоприятно для гармоничного развития личности ребенка. Отсюда возникает потребительское отношение к природе. В определенном возрасте у детей проявляется желание ухаживать за животными и растениями. Эти потребности у ребенка должны быть обязательно удовлетворены, невозможность этого может привести к деформации личности. Зоология – наука, которая вызывала и продолжает вызывать большой интерес человека. С точки зрения многих современных педагогов и психологов интерес к представителям животного мира – неотъемлемая часть счастливого детства множества людей. Это всегда актуально. Существует много профессий, специальностей, связанных, так или иначе, с животными.
Городские жители, испытывая дефицит общения с живой природой, заводят домашних питомцев, часто считая их членами своей семьи. Инициаторами приобретения животных для содержания в квартирах чаще всего бывают дети. Чем старше становятся любители животных, тем разнообразнее становятся обитатели их домашних зооуголков. Дети нуждаются также в общении со сверстниками, имеющими сходные интересы. Учреждения дополнительного образования предоставляют возможность для такого общения множеству юных зоологов. Какая-то часть из них в будущем станет настоящими профессионалами в этой области.
Программа «Юный зоолог» направлена на изучение животных, формирование практических знаний и умений по уходу за животными, а также включает экологический компонент, направленный на формирование элементарных теоретических и практических знаний о взаимосвязи всего живого в природе.
Программа «Юный зоолог» предусматривает: последовательное расширение знаний, умений, навыков обучающихся, полученных на уроках ознакомления с окружающим миром. Учащиеся практикуют первые эксперименты, опыты.
Дети младшего школьного возраста (7-11 лет) эмоциональны, динамичны, чувствительны. У детей высокий уровень активности. Поэтому материал для данного возраста на занятиях доступен по изложению, красочно оформлен, имеет элементы занимательности, содержащие сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.
Воспитательный компонент: В программу включены воспитательные моменты. Дети участвуют в эколого – биологических акциях, организуют конкурсы хомяков, кошек, участвуют в конкурсах рисунков, фотоконкурсах.
Программа «Юный зоолог» разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Конвенция ООН о правах ребенка.
3. Концепция развития дополнительного образования детей. (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.36.85-212Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 "О направлении информации "Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
8. Закон Архангельской области «Об образовании в Архангельской области» от 02.07.2013 г. № 712-41-ОЗ
9. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844),
10. Регламент независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ (Распоряжение министерства образования и науки Архангельской области от 06.02.2020 № 202).
11. Устав МБОУ «Североонежская школа»
12. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный зоолог» реализуется в рамках филиала дополнительного образования «Дом детского творчества» МБОУ «Североонежская школа».
Цель программы:
формирование и воспитание разумного отношения к природе через изучение животного мира, общения с животными.
Задачи:
Обучающие задачи:
Получить начальные знания о животных.
Изучить условия, необходимых для жизни животных в том числе в зооуголке, выработать навыки, необходимых для ухода за разными животными.
Развивающие задачи:
Формировать у учащихся качества наблюдателя и исследователя живой природы.
Развивать коммуникативные умения детей.
Воспитательные задачи:
Формировать навыки дружелюбного отношения к другим детям для создания в коллективе дружественных отношений, как стереотипа поведения в обществе.
Воспитывать гуманное отношение к животным, чувства сострадания и ответственности за своих питомцев.
Отличительные особенности программы
Важным условием реализации программы является наличие «Живого уголка», где учащиеся имеют возможность в непосредственном контакте познавать природу, прочувствовать уникальность живого на примере живых объектов и проявить симпатию к животным. Данная программа дает возможность учащимся приобрести богатый практический опыт содержания и ухода за животными. Содержание программы закладывает основу для дальнейшего эффективного изучения школьного курса биологии. Помимо обще-зоологических сведений, учащиеся узнают о среде обитания и образе жизни живых существ и особенностях эволюционного развития. Изложение содержания программы основывается на принципе классификации животных. При помощи реализации этого принципа можно дать учащимся наиболее полноценное представление о развитии животного мира. Учитывая возрастные особенности учащихся, материал излагается в занимательной форме, не перегружен информацией.
Программой предусмотрено проведение следующих форм организации занятий: комбинированные уроки, практические и теоретические занятия, экскурсии, подготовка докладов. При проведении практической части занятия словесные методы подкрепляются наглядными , с использованием схем, таблиц, плакатов, иллюстраций, демонстрацией коллекций, просмотров тематических видеофильмов, живых объектов, зарисовки по теме.
Занятия по программе проводятся на основе общих педагогических принципов:
1) Принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному.
2) Учет возрастных особенностей – содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста.
3) Принцип наглядности предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным.
4) Принцип связи теории с практикой – органичное сочетание в работе с детьми необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков.
5) Принцип результативности – в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребенок.
6) Принцип актуальности предполагает максимальную приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельность детей.
7) Принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности.
8) Принцип культуросообразности основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется по средствам культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении.
9) Принцип гармонии простоты и красоты лежит в основе любого вида деятельности, одновременно является критерием творческой деятельности и результатом в процессе саморазвития творческих способностей.
Характеристика обучающихся по программе
Программа рассчитана на учащихся от 7-11 лет.
Обучение 7-летних детей строится с учетом специфики их развития, учитывая их возрастные особенности: непроизвольная память, быстрая утомляемость, наглядно-образное мышление, потребность в игре. На занятиях предусматривается смена разнообразных видов деятельности, работа с наглядным материалом, включение элементов игры, проведение специальных дидактических и развивающих игр. Педагог, работая с детьми должен учитывать возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы, знать и уметь работать с детьми разного возраста. Психологические исследования показывают, что на этом этапе детства особое значение имеет развитие форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение - необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие животных, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. У детей этого возраста важно развивать гуманные черты. Обязательным условием является видеть индивидуальные особенности детей.
Состав группы – постоянный. Набор в группу свободный. В группе занимается 10- 12 человек. В группе могут обучаться и девочки, и мальчики. Условиями набора при формировании учебной группы является познавательный интерес к изучению дисциплин естественнонаучной направленности и согласие родителей. Дети занимаются с отсутствием медицинских противопоказаний.
Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 144 часа, 36 учебных недель. Занятия приводятся 2 раза в неделю (занятия по 45 минут, перерыв между ними 15 минут).
Форма реализации программы
Программа предполагает очное обучение, в случае необходимости (длительная болезнь ребенка, режим самоизоляции) возможна очно-заочная, дистанционная работа и индивидуальное обучение.
Формы и режим занятий по программе
Занятия проводятся как в традиционном, так и нетрадиционном режимах и предполагают различные формы проведения: игры, круглый стол, разработка проектов, презентации.
В содержание программы входят теоретические занятия и практические работы.
Наиболее часто на занятиях применяется групповая форма работы, во время которой каждый учащийся трудится как член единого коллектива. Групповую форму работы можно использовать при проведении решении тестов, кроссвордов, выполнении заданий по карточкам. При работе в уголке живой природы рекомендуется работа подгруппой по 5 учащихся.
Индивидуальная форма работы применяется с учащимися, обладающими высоким уровнем интеллектуальных способностей.
Учащиеся знакомятся с многообразием домашних животных, сезонными изменениями в жизни животных, проводят простые наблюдения за животными уголка живой природы, изучают правила поведения в природе, учатся работать с литературой, природным материалом.
Структура занятия: вводная часть, изучение нового материала (теория, практика), закрепление (подведение итогов).
Большое внимание уделяется экскурсиям с целью изучения животных своего края.
Теоретические занятия проводятся в виде бесед, семинаров, самостоятельной работы с литературой и электронными носителями. Практические занятия, кроме непосредственно практических работ, включают ролевые игры, самостоятельные исследования.
Практические работы: (ежедневный уход в живом уголке).
Экскурсии проводятся по мере изучения предложенных тем.
Итогом работы обучающихся является зачет в виде тестирования или написания сочинения.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся получат начальные знания о животных. Знать условия, необходимые для жизни в зооуголке различных животных и уметь ухаживать за ними.
Уметь наблюдать за животными. Уметь работать в коллективе. Научится любить животных и относится к животным с чувством сострадания и ответственности за своих питомцев. Знать основные меры по охране природы и правила поведения в природе. Знать как животные готовятся и приспосабливаются к смене сезонов. Уметь выступать с небольшими докладами, участвовать в конкурсах зоологической направленности.
Формы контроля и подведение итогов реализации программы
Большую помощь в проведении исследовательской и опытнической работы оказывают фенологические наблюдения, которые проводят учащиеся. Первая часть программы изучение животных, которые содержатся в «Живом уголке. Учащиеся делают зарисовки животных, разгадывают кроссворды, ребусы по пройденной теме пишут сочинение.
Итогом работы обучающихся является: зачет в виде тестирования или написания сочинения, анализ творческих работ детей, участие в конкурсах и мероприятиях биологической направленности.
Формами подведения итогов и результатов реализации программы
выступают традиционные конкурсы хомяков, кошек, кроликов, кормушек, проведение праздников: «Золотая осень», «День птиц», «День Земли», «День эколят»,участие в мероприятиях школы.
Диагностика экологических знаний детей 7-11 лет
Цель:
Выявление знания детей о живых организмах.
Задачи:
Расширять и углублять знания о животных живущих в уголке природы, их характерные особенности, условия жизни, приспособлении к среде
обитания.
Задачи:
Выявлять знания детей о животных данной местности, условий успешного роста и развития птиц, животных.
Выявлять знания детей о сезонных изменениях в природе; приспособленности животного к среде обитания.
Выявлять умения детей классифицировать животных по группам
Задания.
1. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме?
Что необходимо, чтобы рыбки себя хорошо чувствовали?
Как ты ухаживаешь за аквариумом и его обитателями?
2 .Как ты ухаживаешь за ними, покажи.
3. Расскажи, кто живёт в этой клетке?
Что необходимо ему чтобы он себя хорошо чувствовал?
Как ты ухаживаешь за ним?
4. Расскажи о птицах, которые залетают на наш участок зимой?
Как мы заботимся о птицах в зимнее время? Почему это необходимо?
Как этих птиц назвать одним словом? (4 и более видов).
5. А ещё каких птиц ты знаешь кроме зимующих?
Почему они улетают в тёплые края? (4 и более видов)
6. Расскажите, что делают в зимнее время ёж, лось, лиса, белка.
7. Расскажите, если сможешь, покажи,
какие насекомые встречаются у нас на участке?
(картинки с насекомыми данной местности).
Ещё каких насекомых ты знаешь?
8. Расскажи, какую пользу приносят насекомые
(пчела, муравей, божья коровка)
9. Что такое лес? Расскажите, что ты знаешь о нём (растения, животные)
10. Кто заботится о лесе?
Что ты можешь сделать доброго для леса? (правила)
11. Выяснить умение определять условия жизни животных: где живёт.
питается, как передвигается, умение устанавливать связь между внешним
строением, образом жизни и средой обитания, характером движения и
органов передвижения и средой обитания)
Например:
Где живут рыбы? Могут ли они обитать на суше? Почему? Что помогает
рыбам жить и передвигать в воде
Критерии оценки ответов.
От 15до 22 баллов – низкий уровень
От 23до 37 баллов – средний уровень
От 38 до 45 баллов – высокий уровень
Оценочные средства.
Используются методы диагностики:
Теоретическая подготовка: наблюдение, контрольный опрос, тестирование.
Практическая подготовка: контрольные задания.
Воспитательный компонент: участие в различных эколого-биологических акциях, проектах.
Учебный план 1 год обучения
№
п/п
Тема занятия
Всего часов
В том числе
теория
практика
1
Вводное занятие.
4
2
2
2
Животные уголка живой природы
48
20
28
3
Связь животных со средой обитания
12
8
4
4
Животные Архангельской области
26
24
2
5
Птицы Архангельской области
24
14
10
6
Лес как среда обитания животных и птиц
22
16
6
7
Охрана животных и птиц.
12
6
6
Итого:
144
88
58
Учебно – тематический план
№
Название раздела, темы
Всего
часов
Теория
Практика
Формы аттестации, контроля
Введение
4
2
2
Беседа
1
Ознакомление с планом работы объединения на год, с требованиями к поведению воспитанников; организационные вопросы.
2
Опрос
2
Знакомство воспитанников объединения с правилами ведения дневников наблюдений за животными уголка живой природы и в природе.
2
2
Опрос
Животные уголка живого уголка
48
20
28
1
Знакомство с многообразием животного мира. Хомячки. Крысы, мыши. Внешний вид, содержание животных и уход.
Кролики – сельскохозяйственные животные. Внешний вид, содержание
животных и уход в связи со средой обитания и образом жизни.
26
10
16
Опрос
2
Экзотические птицы зооуголка.
Нимфа – корелла.
Пресмыкающиеся животные зооуголка: черепахи ( красноухая ). Улитки.
Итоговое занятие по темам раздела.
Практические работы.
Выполнение рисунков животных по трафаретам.
Полив комнатных растений.
22
10
12
Опрос
Связь животных со средой обитания
12
8
4
1
Понятие о физической и биологической среде обитания животных. Факторы внешней среды, регулирующие распространение животных.
4
4
Опрос
2
Морфологические и физиологические приспособления животных к жизни в разных условиях среды. Покровительственная окраска, приспособления одних видов к другим. Биологическая обусловленность и регулирование численности отдельных видов и популяций. Ареал, биотоп
4
4
Опрос
3
Описание условий содержания животного в неволе, внешний вид данного животного, биотоп, место встречи животного.
2
2
Практика
4
Экскурсия на природу.
2
2
Опрос. Практика
Животные Архангельской области.
26
24
2
1
Общая характеристика.
4
4
Опрос.
2
Хищные животные.
4
4
Опрос.
3
Волк.
2
2
Опрос.
4
Лиса.
2
2
Опрос.
5
Медведь.
2
2
Опрос .
6
Рысь.
2
2
Опрос.
7
Заяц.
2
2
Опрос.
8
Куница
2
2
Опрос.
9
Норка
2
2
Опрос.
10
Хорек
2
2
Опрос
11
Итоговое занятие
2
2
Практика
Птицы Архангельской области.
24
14
10
1
Виды птиц Архангельской области
4
2
2
Практика
2
Птицы парка (ворона, дятел, сорока, кукушка, снегирь, воробей ) .
14
10
4
Опрос. Экскурсия
3
Охрана птиц.
2
2
Опрос
4
Выполнение рисунков перелетных птиц по трафаретам.
2
2
Практика
5
Итоговое занятие по темам раздела.
2
2
Опрос.
Лес как среда обитания животных и птиц.
22
16
6
1
Основные породы деревьев, образующих леса.
8
6
2
Экскурсия Практика
2
Кормовые ресурсы леса.
4
4
Опрос.
3
Роль животных в жизни леса.
2
2
Опрос.
4
Выявление видового состава животных местного леса. Определение животных с помощью определителей.
4
2
2
Опрос.
5
Экскурсии в природу. Правила поведения в лесу.
4
2
2
Опрос. Практика
Охрана животных и птиц.
12
6
6
1
Заповедники, заказники, национальные парки
6
6
Опрос
2
Изготовление и развеска искусственных гнездовий. Наблюдение за их заселением. Развеска кормушек. Подкормка зимующих птиц, белок. Наблюдения в природе.
6
6
Экскурсия
Итого
144
86
58
Календарный график
№
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Форма контроля
Учебное занятие
2
Вводное занятие Ознакомление с планом работы объединения на год, с требованиями к поведению воспитанников; организационные вопросы.
Беседа. Опрос
Учебное занятие
2
Знакомство воспитанников объединения с правилами ведения дневников наблюдений за животными уголка живой природы и в природе.
Беседа. Опрос
Учебное занятие
2
Животные живого уголка.
Беседа. Практика.
Учебное занятие
2
Хомячки. Внешний вид, содержание животных и уход.
Беседа. Практика.
Учебное занятие
2
Клетки для хомяков.
Беседа.
Практика.
Учебное занятие
2
Виды хомяков.
Беседа.
Практика
Учебное занятие
2
Джунгарский хомяк.
Беседа. Опрос
Учебное занятие
2
Сирийский хомяк
Беседа.
Практика.
Учебное занятие
2
Корм.
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Крысы, мыши. Общая характеристика.
Беседа. Опрос
Учебное занятие
2
Декоративные крысы. Их виды.
Беседа.
Практика
Учебное занятие
2
Корм.
Беседа.
Практика.
Учебное занятие
2
Общая характеристика кроликов.
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Кролики – сельскохозяйственные животные, декоративные.
Беседа. Опрос.
2
Корм.
Учебное занятие
2
Экзотические птицы зооуголка.
Нимфа – корелла.
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Виды попугаев.
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Корм.
Учебное занятие
2
Пресмыкающиеся животные зооуголка:
Черепахи ( красноухая ).
Беседа.
Практика
Учебное занятие
2
Содержание черепах.
Беседа.
Практика
Учебное занятие
2
Корм.
Беседа.
Практика.
Учебное занятие
2
Улитки.
Беседа.
Практика.
Учебное занятие
2
Значение улиток.
Беседа. Опрос
Учебное занятие
2
Виды улиток.
Беседа.
Практика.
Учебное занятие
2
Корм.
Беседа.
Практика.
Учебное занятие
2
Итоговое занятие.
Зачет.
Учебное занятие
2
Общая характеристика птиц Архангельской области.
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Польза птиц и необходимость охраны.
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Первые перелетные птицы. Сроки прилета птиц.
Беседа. Опрос
Учебное занятие
2
Птицы водоемов и побережий.
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Ворона.
Практика.
Учебное занятие
2
Воробей.
Экскурсия.
Учебное занятие
2
Синица.
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Снегирь.
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Дятел.
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Кукушка.
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Сорока.
Практика.
Учебное занятие
2
Выполнение рисунков перелетных птиц по трафаретам.
Практика.
Учебное занятие
2
Итоговое занятие по темам раздела.
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Лес как среда обитания животных и птиц.
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Основные породы деревьев, образующих леса.
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Ель.
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Сосна.
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Береза
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Лиственница.
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Кормовые ресурсы леса.
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Питание животных и птиц.
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Роль животных в жизни леса.
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Выявление видового состава животных местного леса;
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Определение животных с помощью определителей.
Практика.
Учебное занятие
2
Экскурсии в природу. Правила поведения в лесу.
Экскурсия.
Учебное занятие
2
Охрана животных и птиц. Охраняемые птицы области.
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Заповедники. Заповедники нашего края.
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Заказники. Кенозерский парк.
Беседа. Опрос.
Учебное занятие
2
Изготовление и развеска искусственных гнездовий.
Практика.
Учебное занятие
2
Наблюдение за их заселением. Развеска кормушек.
Практика.
Учебное занятие
2
Итоговое занятие.
Беседа. Опрос.
Содержание программы
Вводное занятие (4часов).
Ознакомление с планом работы объединения на год, с требованиями к поведению воспитанников; организационные вопросы.
Знакомство с многообразием животного мира. Современный мир животных Земли. Знакомство воспитанников объединения с правилами ведения дневников наблюдений за животными уголка живой природы. Охрана природы в России и в Архангельской области, её значение.
Демонстрация зоогеографической карты, карты мира.
Животные уголка живого уголка (48часов).
Лабораторные животные.
Знакомство с многообразием животного мира. Хомячки. Крысы, мыши. Кролики. Внешний вид, содержание животных и уход.
Кролики – сельскохозяйственные животные. Внешний вид, содержание
животных и уход в связи со средой обитания и образом жизни.
Экзотические птицы зооуголка.
Нимфа – корелла. Улитки.
Пресмыкающиеся животные зооуголка: черепахи ( красноухая).
Итоговое занятие по темам раздела.
Практические работы.
Выполнение рисунков животных по трафаретам.
Полив комнатных растений.
Связь животных со средой обитания (12часов) .
Понятие о физической и биологической среде обитания животных. Факторы внешней среды, регулирующие распространение животных.
Морфологические и физиологические приспособления животных к жизни в разных условиях среды. Покровительственная окраска, приспособления одних видов к другим.
Практическая работа. Описание условий содержания животного в неволе, внешний вид данного животного.
Экскурсия на природу. Итоговое занятие по темам раздела.
Животные Архангельской области (26 часов)
Общая характеристика животных Архангельской области.. Знакомство с многообразием животного мира. Внешний вид, строение, приспособленность к среде обитания, значение в природе.
Хищные животные: волк, лиса, медведь, рысь. Животные ельников, сосновых и лиственных лесов. Заяц. куница, норка, хорек. Годовая и суточная активность животных, изменение в поведении животных, связанных с сезонными изменениями в природе, с погодными условиями. Миграции, спячка. Жизнь животных зимой. Их следы на снегу.
Практическая работа .Разгадывание кроссвордов, тестов.
Знакомство с многообразием животного мира. Внешний вид, строение, приспособленность к среде обитания, значение в природе.
Экскурсии в парк. Выполнение заданий научно- исследовательского характера. Итоговое занятие по темам раздела.
Птицы Архангельской области ( 24 часа)
Виды птиц Архангельской области. Птицы: общая характеристика. Птицы парка (ворона, дятел, сорока, кукушка, снегирь, воробей). Знакомство с многообразием птиц Архангельской области. Внешний вид, строение, приспособленность к среде обитания, значение в природе. Птицы водоемов и побережий : кряква, серый гусь, чайка озерная. Птицы полей и лугов: перепел, чибис, полевой жаворонок. Значение птиц в природе и жизни человека. Охраняемые птицы области. Значение охраны и привлечения птиц. Корма для зимней подкормки птиц.
Практическая работа. Разгадывание кроссвордов, тестов. Выполнение рисунков перелетных птиц по трафаретам. Экскурсии в парк.
Практическая работа. Подкормка зимующих птиц. Корма для зимней подкормки птиц. Итоговое занятие по темам раздела.
Лес как среда обитания животных (22часа)
Основные породы деревьев, образующих леса. Разнообразие видов животных, обитающих в лесах: млекопитающие, птицы, Особенности и специализация животных, жизни которых на протяжении долгого исторического времени связана с лесом.
Животные, жизнь которых тесно связана с деревьями, подлеском, травяным покровом, лесной подстилкой (гнезда, норы, кормовые угодья, убежища от врагов). Значение снегового покрова в защите лесных обитателей от неблагоприятных погодных условий и врагов.
Кормовые ресурсы леса. Растительные и древесные корма, кустарники полукустарники, ягодные кустарнички, травянистые растения, мхи, лишайники, грибы.
Роль животных в жизни леса: опыление деревьев, кустарников и травянистых растений, распространение семян, использование урожая семян и плодов животными и распределение семян в почве. влияние фауны на почву, воздушный режим почвы. Промысловые животные.
Практическая работа. Выявление видового состава животных местного леса; определение животных с помощью определителей. Изучение жизни птиц, их привлечение и охрана. Изучение жизни рыжего муравья.
Инвентаризация муравейников и защита их от разорения птицами, кабанами и коровами. Выявление очагов массового распространения насекомых- вредителей леса.
Экскурсии в природу. Итоговое занятие по темам раздела.
Охрана природы (12 часов).
Заповедники, заказники, национальные парки, как форма сохранения отдельных участков нетронутой природы для научных, хозяйственных и воспитательных целей. Участие в мероприятиях экологической направленности. Законы об охране природы, особо охраняемые природные территории, Красная книга. Роль пропаганды знаний по вопросам охраны и воспроизводства природных ресурсов.
Практическая работа. Изготовление и развеска искусственнх гнездовий. Наблюдение за их заселением. Развеска кормушек. Охрана природы в России и в Архангельской области, её значение.
Практическая работа. Подкормка зимующих птиц, белок. Наблюдения в природе. Итоговое занятие по темам раздела.
Календарный учебный график
Недели
обучения
09.01 – 31.05
Всего учебных недель
Всего часов по программе
первый год обучения
обучения
Контроль
1-36
36
144
Практические
58
Теоретические
88
Промежуточная и итоговая аттестация
10.01- 30.12
В соответствии с Федеральным законом № 304-ФЗ предлагается ввести механизм организации воспитательной работы. Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде". Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов.
Цель воспитания –
создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности через формирование экологической культуры, любви к животным.
Задачи воспитания –
- способствовать развитию личности обучающегося ,
- сформировать интерес к миру животных,
- расширить познания учащихся в сфере живой природы.
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности,
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности,
- формировать и пропагандировать здоровый образ жизни.
Календарный план воспитательной работы объединения
№ п/п
Мероприятие
Задачи
Сроки проведения
Примечание
День открытых дверей.
Открытие творческого сезона. Оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.
Привлечение внимания обучающихся и их родителей к деятельности объединений МБОУ «Североонежская школа»ДО«Дом детского творчества».
сентябрь
Конкурс «Осенний букет»
Воспитание у детей чувства любви к природе.
сентябрь
Экологический рейд (зелёные насаждения в посёлке)
Воспитание у детей бережного отношения к природе.
сентябрь
Участие в мероприятиях, посвященных Дню пожилого человека.
Воспитание чувства уважения, внимания, чуткости к пожилым людям.
октябрь
Фото конкурс «Мой четвероногий друг».
Конкурс хомяков.
Воспитание чувства любви к животным.
октябрь
Беседа «Береги природу».
Участие в экологической акции «Раздельный сбор мусора».
Беседа «Правила поведения у воды».
Воспитание у бережного отношения к природе.
Воспитание бережного отношения к себе и товарищам.
ноябрь
Участие в районных конкурсах.
Открытое мероприятие «Синичкин день».
Привлечь внимание родителей к интересам детей.
ноябрь
Открытое мероприятие.
Изготовление кормушек на поселок.
Участие в районном конкурсе кормушек.
Беседа «Осторожно тонкий лёд»
Воспитание бережного отношения к птицам.
Воспитание бережного отношения к себе и товарищам.
декабрь
Участие в районных конкурсах.
Беседа «Лес наше богатство»
Участие в интернет-конкурсе «Покормите птиц».
Воспитание бережного отношения к природе, к птицам.
январь.
Участие во Всероссийском конкурсе.
Экскурсия в зимний лес.
Беседа «Дорога домой» (правила дорожного движения).
Воспитание бережного отношения к природе, к птицам.
февраль
Мероприятие посвященное Всемирному дню леса.
Беседа «Правила поведения в лесу».
Воспитание бережного отношения к лесу.
март
Экологический рейд (зелёные насаждения в посёлке)
Воспитание бережного отношения к природе.
март
День здоровья. Беседа «Береги свое здоровье»
Мероприятие посвящённое Дню птиц. (КВН).
Воспитание у обучающихся бережного отношения к себе и товарищам. своим близким.
Воспитание у бережного отношения к птицам.
апрель
Субботник. «Уборка территории у памятника воинам».
Поздравление ветеранов В.О.В.
Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к своей Родине. Воспитание бережного отношения к ветеранам В.О.В.
май
Условия для реализации программы
материально-технические условия:
Наличие просторного, хорошо проветриваемого и освещенного помещения, имеющего 2 зоны: учебную рабочую и «Живой уголок». Первая включает столы и стулья по количеству и возрасту детей, демонстрационную доску, шкаф для хранения пособий, стенды; компьютер и мультимедийное оборудование для демонстрации фильмов и презентаций. Кабинет располагает большим количеством наглядных пособий для индивидуального и коллективного использования. Игры, дидактический материал. Коллекции: раковин моллюсков, черепов, яиц, насекомых. Иллюстративный материал.
Вторая – зона «Живого уголка»: клетки, террариумы и аквариумы для содержания животных. Инвентарь для ухода за животными: совки, щетки, ведра, скребки. Защитная одежда: халаты, передники. Корма для животных, сено, опилки.
Кадровое обеспечение программы
Работу по обучению по программе «Юный зоолог» осуществляет педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием, 1 квалификационной категории, владеющий знанием и методикой обучения по предмету.
Список информационных ресурсов:
Литература для педагога:
Дауда Т.А. Зоология безпозвоночных. Учебное пособие/Т.А. Дауда 2015-208с. «Человек и природа» Издательство «Учитель» 2009 г.
Машкин В.И. Методы изучения охотничьих и охраняемых животных в полевых условиях/ В.И.Машкин-М: Лань,2013.-446с.
Михеев А.В. Биология птиц. Полевой определитель птичьих гнёзд. Пособие для студентов и учителей средних школ/А. В. Михеев-М. Цитадель.
Периодическая печать. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие под редакцией Т.Я.Ашимхиной.М.Агар.2000г
Литература для обучающихся и родителей:
Авт. Сост. А.Е. Чижевский. – М. ООО «Издательство АСТ», 1997. – 430 с.
Я познаю мир: Дет. Энциклопедия « Экология».
Н. А. Рыков «Зоология с основами экологии животных» Москва. Просвещение. 1981г.
Г. Гаспер. «Хомячки» «Издательство Мир книги» 2008г.
Зеленский Н.В. Анатомия и физиология животных/Зеленский-М.Академия,2010-464с.
Эдвард Э. Рупперт Зоология позвоночных. В 4 томах/Эдвард Э.-496с.
Ю. В. Сергиенко «Черепахи».
Художественная литература
Бианки В. Лесные были и небылицы. – Лениздат, 1969 2.
Волобуев А. Т. 500 загадок и стихов о животных для детей. – М. ТЦ Сфера, 2011. 3.
Дижур Б. А. Жалобная книга Природы. Повести. – М. Детская литература, 1973 4.
Сладков Н. Весенние радости: Рассказы о природе. – Л. Лениздат, 1991 5. Сладков Н. Покажите мне их! Зоология для детей. – М. Росмэн, 1994 6. Сладков Н. Силуэты на облаках. – Детская литература, 1972.
Черныш Н.В. Чудеса природы. – М. ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель », 2000
Периодические издания:
1. «Филя» - приложение к журналу «Веселые картинки».
2. Журнал «Pets».
3. Журнал «Юный натуралист».
4. Журнал «Биология для школьников»
Список интернет ресурсов для обучающихся и родителей:
Проект : Вся биология
http://www.ebio.ru/index-1.html
Биология. Электронный учебник
http://biologylib.ru/catalog/
http://biologylib.ru/catalog/
http://www.virtulab.net
https://interneturok.ru/
https://interneturok.ru/
http://bio.1september.ru/urok/
http://biology-online.ru/
http://www.cellbiol.ru/
Биологический словарь он-лайн
http://www.bioword.narod.ru/
Древние ископаемые животные
http://biodat.ru/
Список интернет ресурсов для педагога:
Биологический каталог
http://www.ancientbeasts.ru/
Зоология для учителя
.http://www.5zaklepok.ru/