Эльзетинова Галина Юрьевна,

Преподаватель, Башантинский колледж им. Ф. Г. Попова (филиал) ФГБОУ ВО КалмГУ им. Б.Б. Городовикова, Городовиковск

Психологическая культура педагога

Психологическая культура педагога представляет собой сложное явление, включающее в себя различные аспекты социально-психологической и педагогической реальности. Она представляет собой совокупность интегративных образований, таких как психологическая культура личности педагога, профессионально-психологическая компетентность и культура профессионального поведения.

Недостаток психологической компетентности или культуры может привести к стрессовым ситуациям, болезненным состояниям и кризисам в жизни и деятельности как отдельных людей, так и общества в целом.

Для профессионального развития педагогам необходимо знать психологические особенности детей разного возраста, поскольку это поможет им учитывать эти особенности в своей работе.

О. И. Мотков описывает общую психологическую культуру следующим образом: «Психологическая культура включает в себя комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений. Развитая психологическая культура включает в себя систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков, достаточно высокий уровень обычного и делового общения, хорошую психологическую саморегуляцию, творческий подход к делу, умение познавать и реалистически оценивать свою личность».

Психологически грамотный и опытный педагог обладает способностью тонко понимать личность ученика и его временные психические состояния. Он может делать выводы о переживаниях ученика по небольшим внешним проявлениям.

В характеристику психологической компетентности, которая обеспечивает эффективное поведение или взаимодействие с детьми, можно включить следующие качества: наблюдательность, внимательность к людям, психологическая проницательность, умение воспринимать самого себя и других людей, прогностические способности, чуткость к людям, развитие эмпатии и умения сопереживать, стремление к эмоциональной стабильности, отзывчивость, доброжелательность, великодушие, милосердие, чувство собственного достоинства, чувство юмора, умение общаться с разными людьми, правильно воспринимать и передавать информацию.

Задача развития компетентности — не просто больше и лучше узнать ребёнка, а включить эти знания в «психологическую практику» жизни.

Самостоятельность мышления педагога проявляется в умении анализировать как свой педагогический опыт, так и опыт других педагогов, а также в отсутствии штампов и рутины в работе, а также в проявлении инициативы.

Находчивость или быстрота и точность ориентирования позволяют своевременно применять нужные учебно-педагогические мероприятия. Чем больше у педагога педагогического опыта и психологических знаний, тем меньше в его работе возникает неожиданностей, требующих быстрой сметливости и ориентировки.

Основные составляющие психологической культуры современного педагога:

- Психологическая грамотность.

- Психологическая компетентность.

- Ценностно-смысловой компонент.

- Рефлексия.

Психологическая грамотность означает знакомство педагогов с системой научных психологических знаний о человеке и социальном взаимодействии людей, а также с системой правильных представлений о своём внутреннем психическом мире и личностно-индивидуальных качествах ребёнка. Овладение психологическими знаниями, умениями, символами, способами психологического познания, правилами и нормативами в сфере общения и поведения способствует эффективному взаимодействию с детьми и их родителями. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции и осведомлённости по поводу разнообразных явлений психики ребёнка.

В характеристику психологической компетентности, обеспечивающей эффективность поведения или взаимодействия с детьми, можно включить следующие качества: наблюдательность, внимательность к людям, психологическая проницательность, умение воспринимать самого себя и других людей, прогностические способности, чуткость к людям, развитие эмпатии и умения сопереживать, стремление к эмоциональной стабильности, отзывчивость, доброжелательность, великодушие, милосердие, чувство собственного достоинства, чувство юмора, умение общаться с разными людьми, правильно воспринимать и передавать информацию. Задача развития компетентности — не просто больше и лучше узнать ребёнка, а включить эти знания в «психологическую практику» жизни.

Ценностно-смысловой компонент психологической культуры педагога представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т. д.

Рефлексия педагога включает в себя отслеживание целей, процесса и результатов своей деятельности, а также осознание тех внутренних изменений, которые происходят вокруг. Рефлексия включает в себя понимание себя и других, адекватную самооценку и оценку других людей, саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляцию деятельности, регулирование отношений с другими людьми.

Обязательное наличие педагогических способностей. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимый талант — это задача не из лёгких. И если у учителя нет педагогических способностей, это может негативно сказаться на детях. Как сказал Ч. Дарвин: «Лекции Джемсона настолько вялы и скучны, что я решил не читать ни одной книги по геологии». Вот почему профессионально ущербные люди опасны в педагогике. Ещё Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но, если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

Успех приходит к тому, кто соединяет в себе любовь к делу и ученикам, кто развивает и совершенствует свои педагогические способности.

Список использованных источников

1.Ушинский, К.Д. Педагогическая антропология. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский. М.: Изд-во УРАО, 2002. - 4.1. - 512 с.

2.Ушинский, К.Д. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. М.: УРО РАО, 2002. - С. 592.

3. Фатыхова, P.M. Современное психологическое образование в средней и высшей школе // Образование и наука. 2000. - № 2 (4). - С. 71 - 76

4. Философский энциклопедический словарь М.: ИНФРА, 1997. -576 с.

5. Диссертация на тему «Педагогическая культура педагога» [интернет ресурс} «https://www.dissercat.com//

6. Педагогическая культура как компонент [интернет ресурс] https://e-koncept.ru/2013/13051.htm

7. Психологическая культура [интернет ресурс] https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15685