В детстве важным звеном является межличностное общение для формирования самооценки, и возникает целый ряд критериев собственной оценки себя.
Согласно результатам, проведенных У. Джеймсом исследований, удачи и неудачи в деятельности любого рода существенным образом влияют на то, как человек оценивает собственные способности в том или ином виде деятельности. При неудачах притязания снижаются, при успехе возрастают.
Имеет значение и сравнение - при самооценке индивид сопоставляет себя с другими людьми, учитывает, как собственные достижения, так и всю социальную ситуацию.
Проф. Г.Г. Филиппова указывает на основы формирования самооценки, ее развития. Автор выделяет общую и дифференцированную самооценку. В первом случае речь идет об оценке себя в целом, во втором - об оценке собственных качеств.
Исходно происходит формирование общей самооценки в рамках первого года жизни. Ее основы формируются в первые 6 месяцев жизни.
Самооценка определяется окружением ребенка.
В этот период требуется обеспечить максимальное принятие, в этом случае происходит формирование позитивного представления о себе в целом.
Как полагает автор, к возрасту 6-7 месяцев начинается дифференциация самооценки. Ребенок в этом возрасте способен воспринимать, что он что-то делает не так, как надо. Ребенок проверяет, когда любящий его взрослый говорит нельзя. Он повторяет данные действия и оценивает реакцию взрослого. Ребенок осознает, что он хороший, но делает что-либо не так.
Формирование самооценки происходит в течение всего периода взросления. Для воздействия на формирование самооценки требуется знать, как идет данный процесс.
В раннем возрасте формирование самооценки определяется отсутствием у него способности к отделению собственных действий от действий собственной личности в целом. Т.е. все собственные поступки в сознании ребенка определяют его в качестве личности.
Проявлением данной оценки являются мысли - Я разбил окно мячом – я плохой, Я убрал в комнате - я хороший.
Т.А. Репина указывает на определяющее значение для растущей личности поиска себя в рамках системы жизненных отношений, оценка себя среди других людей, понимание мотивов, обуславливающих собственную деятельность, осмысление личностных ценностей, жизненных ситуаций [39, 102].
Самоотношение представляет собой устойчивое чувство человека в отношении себя, самопринятие или самоотторжение. Формирующееся знание в отношении представляет собой необходимый для самооценки материал.
По замечанию М. Феннел, развитие самооценки происходит под влиянием оценок со стороны окружающих; окружающие оценивают приобретаемые ребенком опыт и знания.
В скором времени ребенок пытается искать оценку собственных действий, чтобы определить их правильность либо неправильность [48, 118].
Как было отмечено ранее, в дошкольном возрасте самооценка в существенной мере зависит от оценки взрослого. М. Феннел отмечает, что на формирование самооценки негативно влияют оценки, являющиеся заниженными. Тогда как завышенные ведут к искажению представления детей в отношении собственных возможностей, ведут к преувеличению результатов, и возможно формирование у ребенка самооценки, являющейся неадекватно завышенной.
Чем более точным будет оценочное воздействие со стороны взрослого, тем более точным будет представление ребенка в отношении результатов собственных действий и самооценки.
Г. Юнацкевич отмечает, что в процессе личностного развития дошкольника особое значение имеет переход к оценке личностных качеств от оценки со стороны окружающих.
Значимая стадия формирования самооценки - период среднего дошкольного возраста. В данном возрасте у детей еще отсутствует способность к выделению тех или иных характерных индивидуальных особенностей.
В рамках данного этапе оценки являются общими - умный неумный, хороший плохой. Значительное число детей среднего, в некоторых случаях - старшего дошкольного возраста используют данные понятия без соответствия с действительностью в силу их несформированности. Они пользуются данными понятиями как идентичными, тогда как понятия неумный, плохой используют в значении непослушного.
Чем более младшими являются дошкольники, тем менее для них значимыми являются оценки со стороны сверстников. В возрасте 3-4 лет года взаимные оценки детей являются более субъективными, более подверженными влиянию эмоциональных взаимоотношений. В указанном возрасте оценка собственных возможностей у дошкольника является завышенной. Они нередко смешивают собственные достижения с высоким уровнем личной оценки.
Как полагает О.Н. Молчанова, возникновение осознанной дифференциации самооценки приходится на старший дошкольный возраст. Дошкольники сопоставляют самооценку в различных видах деятельности. Отмечается отсутствие идентичности степени объективности самооценки.
Правильность самооценки дошкольников в существенной мере зависит от особенностей деятельности, наглядности результатов деятельности, знания собственных умений и навыков их оценки, степени усвоения подлинных критериев оценки, степени притязаний в конкретной деятельности .
В период старшего дошкольного возраста происходит отделение ребенком собственной самооценки от оценки со стороны других. Ребенок осознает пределы собственных возможностей как при общении со взрослыми, так и на основе собственного опыта. Дети, представления которых о себе являются завышенными либо заниженными, проявляют большую чувствительность к оценкам.
По замечанию М.И. Лисиной, в случае наличия развитого опыта общения уже в пятилетнем возрасте у детей имеется определенное представление в отношении собственных познавательных возможностей, личностных качеств, внешнего облика. Они обладают способностью к адекватному реагированию на собственные успехи и неудачи.
В шести-семилетнем возрасте дошкольники уже обладают представлением в отношении собственных физических способностей, имеют способностью к адекватной их оценке, происходит формирование у ребенка представления в отношении собственных личностных качеств и умственных возможностей.
По мере взросления происходит рост адекватности самооценки, оценки собственных возможностей. Исходно происходит ее формирование видах деятельности, являющихся продуктивными, в играх, в которых присутствуют правила, в которых ребенок имеет возможность для наглядного выявления и сопоставления собственных результатов и результатов других детей. При наличии реальной опаоры в виде рисунка и др. дети более легко могут оценить себя адекватным образом.