Тренинг для работников детского сада
"Я и коллектив, коллектив и Я!"
Педагог – психолог Мавлютова Г.К.
Цель: формирование хорошего психологического климата в коллективе ДОУ с помощью сотрудничества и взаимопонимания внутри группы.
1 Зачин
Психолог:
Я рада, что мы смогли все встретиться, имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и узнать что-то новое о себе и о коллегах. Прежде чем начать работать, мы должны вспомнить правила работы в группе.
Принцип “Я”: основное внимание каждого из нас должно быть сосредоточенно на том, что происходит с нами. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа.
Здесь и теперь: мы говорим только о том, что происходит с нами в данный момент. Какие мысли, чувства вы переживаете в данный момент.
Искренность и открытость: чем более откровенными будут рассказы о том, что вас волнует и интересует, чем более искренними будут выражения ваших чувств, тем более эффективной будет ваша работа.
Конфиденциальность: все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы.
2 Тест «Дерево»
Отношения в коллективе ближе и теплее, если мы хорошо понимаем друг друга.
Начать наш тренинг я бы хотела с простого теста, с помощью него мы лучше узнаем друг о друге.
1. С черными корнями
Вы уверенный в себе человек, который твердо стоит на ногах. Ваша практичность в делах восхищает окружающих. Вы надежный друг, на которого можно положиться.
2. Дерево в камне
Вы решительная личность, которая наслаждается очередной порцией адреналина. Для вас жизнь – это невероятное приключение, в котором постоянно нужно проверять себя на прочность.
3. Дерево с корнями в воде
Вы мечтательный человек с хорошо развитой фантазией. Вам нравится изучать свой внутренний мир, вы часто находитесь наедине с собой, погружаясь в собственные фантазии.
4. Цветущее дерево
Вы независимая личность, которая любит перемены. Вы увлечены путешествиями, потому что они помогают вам познавать жизнь. Вы умеете принимать себя таким, какой вы есть.
5. Кактус
Вы оригинальный человек, который живет своими идеями. Вы находите нечто интересное во всем, что вас окружает. Будучи невероятно творческим человеком, вы меняете все, чего касаетесь.
6. Дерево без листьев
Вы целеустремленная личность, которая всегда добивается желаемого. Иногда окружающим вы кажетесь слишком резким. Все уважают вас и ваше мнение, для многих вы являетесь авторитетом.
3 Игра «Никто не знает, что я…..»
Внешний вид, манера поведения, культура речи – это то, с помощью чего складывается мнение о нас у коллег.
Ухоженный вид, чистая опрятная одежда, аккуратная причёска, сдержанный макияж, удобная и чистая обувь – это требования к внешнему виду.
Сдержанные эмоции, приветливая улыбка, умеренная жестикуляция, умение слушать, доброжелательный настрой к коллегам, отсутствие сплетен и заговоров, искренняя радость за успехи других – это относится к манере поведения.
Спокойная, грамотная речь, доброжелательный тон, отсутствие слов - паразитов и нецензурной брани – это характеризует культуру речи.
Но, в каждом из нас есть что - то скрытое, о чём другие даже и не догадываются. Предлагаю поиграть в игру «Никто не знает, что я»
В закрытом мешочке находятся мелкие предметы, работники «в слепую» выбирают предмет и характеризуют его со своими скрытыми качествами.
(Например: колокольчик – никто не знает, что когда мне весело, я смеюсь так же звонко, как этот колокольчик»)
4. Игра «Лабиринт»
Как и в любом коллективе, мы часто выполняем какие то поручения командой, небольшой или большой группой, чтобы достичь общей цели.
Предлагаю вам поиграть в игру «Лабиринт», которая поможет лучше усвоить командные действия для достижения цели.
На куске обоев длиной 2 метра вырезаны отверстия. Команде нужно прокатить шарик от начала полотна до конца, держась всем вместе за полотно, так, чтобы шарик не провалился в отверстие.
5 Правила поведения в женском коллективе
Наш коллектив в большинстве своём - женский. Вот несколько правил поведения в женском коллективе.
1. Установите границы. Вспомните, что вы ходите на работу ради денег и самореализации на профессиональном поприще, а не для сплетен, интриг, дружбы на всю жизнь и т.д.
Умейте не общаться тогда, когда это вам ненужно, отвергать попытки переложить на вас часть чужой работы, иметь личное пространство, даже если у вас стол и тот один на двоих. Не давайте никому вас эксплуатировать (разве что если это не входит в какой-то ваш хитрый план), но и не садитесь на шею кому-то другому.
2. Не заражайтесь чужими эмоциями. Все время спрашивайте себя: "Это мои эмоции? Это мой гнев (страх, боль, злость, злорадство, горе)?" Если нет, то вам и нет нужды их переживать.
Скажем, если коллега с негодованием рассказывает о том, как ее вчера обсчитали в магазине, вы можете посочувствовать ей, но если весь оставшийся день плодотворной работе мешают мысли "Ах, как же так! Как они, негодяи, могли!" - вы заразились чужими эмоциями. Вам-то что негодовать, вас же не обсчитывали!
3. Найдите единомышленницу. То есть ту коллегу, с которой приятно и безопасно расслабиться во время перерыва, поболтать об интересных обеим пустячках, обсудить общие интересы.
4. Ваша личная жизнь - только ваша! Постарайтесь не распространяться направо и налево о своей семье, парнях, детях, сексе, финансовом состоянии. Возможно, вас будут искусно провоцировать на откровенность, но вспомните первое правило - личное на то и личное, чтобы не выносить его на обсуждение общественности.
5. Спокойнее. На самом деле вряд ли вас действительно все хотят обидеть, унизить или оскорбить. Вначале осмотритесь (если коллектив новый), поймите, кто есть кто в иерархии (это не всегда очевидно зависит от официального табеля о рангах).
Не вступайте без оглядки в коалиции и соревнования "кто лучше", "кто больше похудел", "кто написал больше листов в отчете". Одевайтесь тоже спокойно. Зачем провоцировать людей юбками, из-под которых кокетливо торчат резинки чулок, и декольте такой глубины, что зимой из-за него можно не только простудиться, но и отморозить коленки.
Будьте доброжелательны и уважительны по отношению к своим коллегам, но...
6. Умейте постоять за себя. Иногда отмалчиваться или затравленно улыбаться не лучший выход. В некоторых ситуациях настоящего хама нужно поставить на место жестко.
7. Находите время и слова для комплиментов. Каждый день говорите коллегам маленькие приятности, комплименты или благодарности.
Отметьте, что у Олечки красивые новые серьги, восхищенно поахайте с Анной Семеновной, рассказывающей как первый раз пошел ее маленький внук, мимоходом заявите Татьяне, которая провела удачное мероприятие, что никогда не сомневались в ее организаторских талантах.
Людям приятно слышать такое, ваши акции в коллективе будут только расти.
И знайте, женский коллектив может стать чудесным местом. При правильном подходе. А еще помните - это всего лишь работа, которая вот уж точно не стоит ваших нервов! Поэтому сразу ставьте себя на свое законное место, работайте и получайте от этого удовольствие.
6 Коллаж «Наш дружный коллектив»
В коллективе на нас смотрят со стороны коллеги, возможно, они видят в нас что то особенное, то чего мы не замечаем. Предлагаю с помощью МАК собрать коллаж «Наш дружный коллектив».
Замечательный получился коллаж.
Ну, а теперь фото на память