* {font-family: Arial; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 10pt;}
.c10 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}
.c6 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}
.Normal (Web) {font-family: 'Arial'; font-size: 10pt;}
.List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}
.No Spacing {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}
Психологическое сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Актуальность
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Теоретический аспект
Исследования педагогов, медиков: Н.М. Аксариной, Н.П. Жуковой и др. показывают, что характер адаптации зависит от возраста детей и от индивидуальных особенностей их нервной системы.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в психолого-педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик,Н.Д. Ватутиной, где рассматриваются особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребёнка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.
Адаптация
Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе.
Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни
Общая задача педагогов и родителей - помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Сопровождение
Целью психологического сопровождения является создание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста.
Задачи:
Обеспечить психологическую поддержку и помощь детям раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
Оказывать квалифицированную консультационную и практическую помощь родителям в период подготовки и привыкания ребёнка к дошкольному учреждению.
Повысить информационную компетентность сотрудников дошкольного образовательного учреждения
в вопросе
организации а
даптации детей раннего возраста
.
Способствовать организации и проведению профилактических мер в адаптационный пери
од.
Данная работа ведется в несколько этапов:
- подготовительный;
- психолого-педагогического сопровождения;
- анализа и выводов.
Направления работы
С детьми
Родителями
Воспитателями
Поэтапный прием детей в группу.
Сопровождение режимных моментов.
Наблюдение за ходом адаптации.
Проведение адаптационных игр.
Индивидуальные занятия с детьми с тяжелой адаптацией: сказка-терапия, арт-терапия, игра с водой, игра с тестом, песочная терапия, релаксационные и дыхательные техники.
Оформление листа адаптации.
Дни открытых дверей, экскурсия по детскому саду.
Анкетирование родителей на предмет готовности ребенка к поступлению в ДОУ.
Групповые консультирование и практикум по теме адаптации.
Индивидуальные консультации для родителей детей с тяжелой адаптацией.
Подготовка информационного материала (оформление стенда).
Экспресс-обзор групп раннего возраста с участием администрации,
педагога-психолога и воспитателей.
Групповая консультация по теме «Адаптация к детскому саду».
Оформление рекомендаций по работе с детьми в адаптационный период.
Индивидуальные консультации воспитателей и педагогов по проблеме адаптации и особенностей психологического развития в дошкольном возрасте.
Подготовительный этап
Направления работы
С детьми
Родителями
Воспитателями, специалистами
Наблюдение за ребенком в кабинете психолога.
Общее родительское собрание. (Выступление специалистов)
Анкетирование родителей на предмет готовности ребенка к поступлению в ДОУ.
Индивидуальные консультации для родителей.
Подготовка информационного материала (стендовая информация, памятка для родителей при поступлении в доу).
Экспресс-обзор групп раннего возраста с участием администрации, педагога-психолога, медицинского работника и воспитателей.
Групповая консультация по теме «Адаптация к детскому саду».
Оформление рекомендаций по работе с детьми в адаптационный период.
Индивидуальные консультации воспитателей по проблеме адаптации и особенностей психологического развития в дошкольном возрасте.
Э
тап
психолого-педагогического сопровождения
Направления работы
С детьми
Родителями
Воспитателями, специалистами
Психологическая поддержка детей.
Помощь детям в установлении контакта с взрослыми и сверстниками.
Обучение детей приёмам общения со сверстниками и взрослыми, упражнение в установлении контактов.
Психологическая поддержка родителей.
Разъяснение недоразумений, формирование положительного отношения к воспитателям и детскому саду в целом.
Индивидуальное консультирование.
Ведение листов адаптации
Встречи – обсуждения течения адаптации
Помощь в установлении контакта с отдельными детьми.
Помощь в установлении контакта с родителями
Консультация о типах высшей нервной деятельности и особенностях работы с каждой категорией детей.
Обсуждение графика приёма детей с медицинским персоналом
Совещание при заведующей по отслеживанию течения адаптации и определения окончания адаптационного периода, степени адаптации.
Этап
анализа и выводов.
Направления работы
С детьми
Родителями
Воспитателями
Проведение групповых адаптационных игр.
.
Анкетирование родителей по оценке адаптационного периода.
Педсовет по итогам адаптации
Собеседование с воспитателями по оценке работы в адаптационный период.