* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .c10 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c6 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Arial'; font-size: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .No Spacing {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Психологическое сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Актуальность

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Теоретический аспект

Исследования педагогов, медиков: Н.М. Аксариной, Н.П. Жуковой и др. показывают, что характер адаптации зависит от возраста детей и от индивидуальных особенностей их нервной системы.

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в психолого-педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик,Н.Д. Ватутиной, где рассматриваются особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребёнка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

Адаптация

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе.

Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни

Общая задача педагогов и родителей - помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Сопровождение

Целью психологического сопровождения является создание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста.

Задачи:

Обеспечить психологическую поддержку и помощь детям раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.

Оказывать квалифицированную консультационную и практическую помощь родителям в период подготовки и привыкания ребёнка к дошкольному учреждению.

Повысить информационную компетентность сотрудников дошкольного образовательного учреждения

в вопросе

организации а

даптации детей раннего возраста

.

Способствовать организации и проведению профилактических мер в адаптационный пери

од.

Данная работа ведется в несколько этапов:

  - подготовительный;

  - психолого-педагогического сопровождения;

  - анализа и выводов.

Направления работы

С детьми

Родителями

Воспитателями

Поэтапный прием детей в группу.

Сопровождение режимных моментов.

Наблюдение за ходом адаптации.

Проведение адаптационных игр.

Индивидуальные занятия с детьми с тяжелой адаптацией: сказка-терапия, арт-терапия, игра с водой, игра с тестом, песочная терапия, релаксационные и дыхательные техники.

Оформление листа адаптации.

Дни открытых дверей, экскурсия по детскому саду.

Анкетирование родителей на предмет готовности ребенка к поступлению в ДОУ.

Групповые консультирование и практикум по теме адаптации.

Индивидуальные консультации для родителей детей с тяжелой адаптацией.

Подготовка информационного материала (оформление стенда).

Экспресс-обзор групп раннего возраста с участием администрации,

педагога-психолога и воспитателей.

Групповая консультация по теме «Адаптация к детскому саду».

Оформление рекомендаций по работе с детьми в адаптационный период.

Индивидуальные консультации воспитателей и педагогов по проблеме адаптации и особенностей психологического развития в дошкольном возрасте.

Подготовительный этап

Направления работы

С детьми

Родителями

Воспитателями, специалистами

Наблюдение за ребенком в кабинете психолога.

Общее родительское собрание. (Выступление специалистов)

Анкетирование родителей на предмет готовности ребенка к поступлению в ДОУ.

Индивидуальные консультации для родителей.

Подготовка информационного материала (стендовая информация, памятка для родителей при поступлении в доу).

Экспресс-обзор групп раннего возраста с участием администрации, педагога-психолога, медицинского работника и воспитателей.

Групповая консультация по теме «Адаптация к детскому саду».

Оформление рекомендаций по работе с детьми в адаптационный период.

Индивидуальные консультации воспитателей по проблеме адаптации и особенностей психологического развития в дошкольном возрасте.

Э

тап

психолого-педагогического сопровождения

Направления работы

С детьми

Родителями

Воспитателями, специалистами

Психологическая поддержка детей.

Помощь детям в установлении контакта с взрослыми и сверстниками.

Обучение детей приёмам общения со сверстниками и взрослыми, упражнение в установлении контактов.

Психологическая поддержка родителей.

Разъяснение недоразумений, формирование положительного отношения к воспитателям и детскому саду в целом.

Индивидуальное консультирование.

Ведение листов адаптации

Встречи – обсуждения течения адаптации

Помощь в установлении контакта с отдельными детьми.

Помощь в установлении контакта с родителями

Консультация о типах высшей нервной деятельности и особенностях работы с каждой категорией детей.

Обсуждение графика приёма детей с медицинским персоналом

Совещание при заведующей по отслеживанию течения адаптации и определения окончания адаптационного периода, степени адаптации.

Этап

анализа и выводов.

Направления работы

С детьми

Родителями

Воспитателями

Проведение групповых адаптационных игр.

.

Анкетирование родителей по оценке адаптационного периода.

Педсовет по итогам адаптации

Собеседование с воспитателями по оценке работы в адаптационный период.