«Психолого - педагогическое сопровождение детей

с интеллектуальными недостатками при переходе из начального

в среднее звено»

В ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат» обучаются и воспитываются дети с интеллектуальными нарушениями. Среди них опекаемые, дети-инвалиды, дети с внутренними социальными проблемами.

Обучение в школе направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, способствующее овладению необходимых жизненно важных компетенций и успешной социальной адаптации.

Нарушения  развития  у этих детей  многоплановы  и  многоаспектны.  Они 

выражаются  в  интеллектуальной,  двигательной,  речевой  или  сенсорной

неполноценности.  Отклонения  в  развитии  бывают  разных  форм  и 

разной  степени  выраженности, проявляются не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы.

Умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии детей с интеллектуальными недостатками при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

Предлагаю модель деятельности педагога – психолога при работе с данной категорией учащихся на этапе перехода из начальной школы в среднее звено в коррекционной школе.

Проблема адаптации тесно связана с проблемами преемственности обучения, поэтому преемственность и адаптация рассматриваются параллельно.

Основная цель работы педагога-психолога в данном образовательном учреждении – психологическое сопровождение реализации личностного и интеллектуального потенциала обучающихся.

Задачи сопровождения на разных ступенях образования различны:

Начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, развитие познавательной и учебной мотивации, произвольности и самоорганизации, творческих способностей.

Основная школа – сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, формирование жизненных навыков, помощь в профессиональной ориентации, построении эффективных отношений с родителями и сверстниками, развитие временной перспективы, способности к целеполагания, психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения.

Важнейшая проблема начальной и средней школыпреемственность между начальным и средним звеном.

Изменившиеся условия обучения предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному, и к личностному развитию, а также к степени сформированности у них определенных учебных знаний и действий, общеучебных умений и навыков, к уровню развития произвольности и т.д.

Эти проблемы во много раз возрастают в специальных школах ,и в частности, в нашей школе, так как воспитание, обучение и развитие личности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии имеют ряд особенностей, игнорирование которых приводит к дезадаптации ребенка в учебном процессе, потере мотивации к учебе и возникновению конфликтов между педагогами и детьми, детьми и родителями.

Проблема психологической помощи – одна из актуальных и трудно решаемых.

Целью является  психологическое сопровождение, направленное на создание системы социально–психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию обучающихся в образовательной среде.

Она достигается за счет последовательного решения следующих задач:
1. Выявить особенности психолого-педагогического статуса школьников для своевременной профилактики и эффективного решения имеющихся проблем

2. Создать систему психолого-педагогической поддержки обучающихся в период адаптации, позволяющую им не только приспособиться к новым условиям, но и развиваться в различных сферах деятельности.
3.Совершенствовать специальные педагогические и социально-психологические условия, для осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения в период адаптации пятиклассников к новым условиям школьной жизни:

Диагностика (индивидуальная и групповая).

Психологическое консультирование.

Коррекционно-развивающее направление.

Профилактическая работа.

Основные этапы психолого-педагогического сопровождения пятиклассников в период адаптации к новым условиям обучения.

I. этап - диагностический

В качестве основной психодиагностической деятельности в течение первого месяца обучения пятиклассников использую метод наблюдения. Этот метод имеет очень важное значение, т.к. проводится в естественных условиях и дает наиболее точное отражение имеющихся проблем у обучающихся. Наблюдаю на уроках, переменах и отмечаю:
основные особенности поведения детей: как ребенок говорит, как сидит, как слушает учителя, отвечает ли на вопросы, как ребенок реагирует на критическую оценку учителя, часто ли отвлекается, смотрит по сторонам, лежит на парте и т.п.
отношение к учению и к конкретным заданиям: как ученик включается в выполнение практических заданий, задает ли ученик вопросы, как относится к ответам учителя на свои вопросы, стремится ли ученик к самостоятельному выполнению заданий, может ли правильно ответить на вопросы. На что направлена основная активность ученика при решении каких-либо заданий, может ли он найти и правильно объяснить свою ошибку и т.п.
отношение к учителю и к одноклассникам: умеет ли ученик общаться со взрослыми, может ли строить дружеские отношения с детьми, насколько близко и как часто ученик общается со сверстниками.

Все данные наблюдения фиксируются в карте (Приложение 1) на основе их делаю выводы относительно каждого ребенка.

Кроме наблюдения пользуюсь методическим комплектом, в который вошли методики, предназначенные как для группового так и для индивидуального обследования детей.

Он состоит из трех методик:
1. “Анкета изучения школьной мотивации” Н.Г. Лускановой (модифицированный вариант Даниловой Е.И.).
2. “Методика диагностики уровня школьной тревожности” Филлипсса.
3. Методика “Социометрия”.

Эти методики были выбраны как наиболее информативные, эффективные, надежные и апробированные методы удобные в использовании и применении. После обработки результатов составляю заключения, даю рекомендации педагогам и родителям.

II. этап - консультационный

Провожу индивидуальные консультации с классным руководителем, воспитателем, обсуждаем результаты, выявленные трудности в период адаптации.

В процессе второго этапа работы подготавливаю аналитическую информацию для проведения психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) по пятиклассникам. В ходе консилиума происходит:

- обмен информацией между педагогами относительно конкретных обучающихся и класса в целом;

- выработка единых требований по основным направлениям работы с обучающимися.

Педагоги получают информацию по созданию благоприятных условий для развития личности обучающихся, памятки, буклеты «Как помочь пятикласснику»

На родительском собрании готовлю выступление по теме «Психология школьника, испытывающего трудности обучения и общения».

Индивидуальные консультации осуществляются по желанию родителей.

III. этап - коррекционно-развивающий.
В этот период идет решение задач:
- формирование положительной мотивации к обучению;

- коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;

Провожу коррекционно-развивающие занятия индивидуально и в подгруппах, укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.
Использую свои и авторскими программы.

Вот некоторые из них:

1.« Уроки добра» автор С.И. Семенака

2.« Как подружиться со школой» автор Н.Л. Сомова

3. « Мир цветов и чувств» , авторская программа Ивановой Т.С.

4. «Развитие познавательных способностей детей» Тихомирова Л.Ф.

5. «Общение» авторы: А. Микляева, Н.П. Слободяник

6. «Мир Эмоций» автор Микляева А.

7. «Я учусь владеть собой» автор Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.

После завершения коррекционной работы провожу контрольную диагностику участников, позволяющую оценить эффективность работы.

IV. этап - регуляции и корректировки

На этом этапе осуществляю регулятивно-корректировочную деятельность, т.е. вношу необходимые изменения в процесс сопровождения, корректирую условия и формы обучения, методы и приемы работы.

Таким образом, проблема преемственности и адаптации учащихся начальной школы к средней школе является актуальной и требует больших затрат времени, общих усилий педагогического коллектива.

(Приложение1)

Карта наблюдения

_____ класс дата _________

Фамилия,имя

Учебная мотивация

Отношение к учителям

Отношения с одноклассниками

Основные особенности поведения

1

2

3

4

5

6

Выводы: ____________________________________________________

_____________________________________________________________