«Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности в условиях ДОУ»

Педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад № 45 «Улыбка»

Смирнова Яна Анатольевна

В последние годы работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства. Работа с данной категорией детей закреплена нормативными документами:

Федеральная целевая программа «Одаренные дети»

(

распоряжение

13

марта

2002

года

)

в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002

года.

Закон РФ «Об образовании»

Детская одаренность( в дошк. возр,)- подразумевает интеллектуально – творческий потенциал каждого ребёнка.

Одаренный дошкольникэто ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Что такое одарённость? Это расположение звѐзд при рождении ребенка или божественная тайна? Это подарок педагогу или проблема для него?

Как часто у детей проявляется эта одаренность. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко». Все эти вопросы снимает «Рабочая концепция одаренности»: у многих детей есть потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности. Но самые незаурядные результаты демонстрируют значительно меньшая часть ребятишек.

Причин, задерживающих одаренность несколько:

-развитие ребенка (например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения);

- мало знаний, умений и навыков;

- трудные семейные обстоятельства,

- недостаточная мотивация,

-отсутствие необходимой образовательной среды.

Так какие виды одаренности можно увидеть у детей в дошкольном возрасте?

Их несколько:

Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

Ребенок имеет творческий (художественный) талант, если:

с ранних лет проявляет склонность к рисованию;

в свободное время охотно лепит, чертит, комбинирует материалы и краски;

стремится создать какое-либо украшение для дома, одежды;

серьезно относится к творчеству, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства.

Дети с литературными способностями.

Ребенок имеет литературный талант, если:

любит фантазировать или импровизировать;

рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета;

изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;

любит, уединившись, сочинять рассказы, стихи, сказки.

Музыкально одаренные дети

Ребенок имеет музыкальный талант, если:

любит музыку, всегда стремится туда, где можно ее послушать;

быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает;

научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;

поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение.

Дети, имеющие спортивный талант:

предпочитают книгам и спокойным развлечениям игры, беготню, соревнования;

физически развиты, энергичны и все время хотят двигаться;

смелы и не боятся синяков и шишек;

двигаются легко, пластично, грациозно; обладают высокой координацией движений;

ловко управляются с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

неважно, интересуются ли они многими видами спорта или каким ни будь одним, но у них есть свой герой-спортсмен, которому они подражают.

Дети, с выраженными техническими способностями

У ребенка отмечают технические способности, если он:

интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;

может использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

Работа по развитию одаренности детей в нашем детском саду проводится второй год, реализовывается в рамках образовательной программы ДОУ. Решая одну из годовых задач: «Создавать оптимальные условия для выявления, формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями»

мы подошли к ней поэтапно.

1 этап- Методический), он строиться из:

- изучение литературы по данной теме, просмотр вебинаров,

- содействие профессиональному и личностному совершенствованию педагогов по работе с одаренными детьми.

- работа с родителями (консультации по различным темам связанных с развитием одаренности, информационные буклеты, родительские собрания)

- работа с педагогами (консультации, семинары -практикумы, круглые столы).

2 этап- Диагностический

В детском саду сложилась своя система диагностики одаренности ребенка в различных сферах.

Выявление одаренности проводится на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления это

– групповое обследование детей с помощью методик на основе системы мониторинга и отбор группы детей, показавших результаты высокие и выше среднего.

– анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей (воспитатели заполняют «Карту выявления одаренных детей» и анкетирования родителей ребенка (родители заполняют «Таблицу экс-опроса»). По оценке взрослых, выделяются одаренные дети.

– организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.

3 этап-

Сопровождение одаренного ребенка.

Участниками образовательного процесса по выявлению одаренных и высокомотивированных детей являются:

Старший воспитатель

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Педагог-психолог

Родители

Психолого–педагогическое сопровождение одарённых дошкольников предполагает:

- составление индивидуального маршрута развития;

- создание комфортной развивающей среды, помогающей гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей

- осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости;

- содействие профессиональному и личностному совершенствованию педагогов по работе с одаренными детьми.

В Детском образовательном учреждении организуется и проходит психолого-педагогический консилиум, на который приглашаются все педагоги, работающие с детьми данной категории. Члены консилиума обобщают информацию о ребенке, определяют организацию сопровождения..

При проведении практических исследований педагоги детского сада учитывают, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования.

С одаренными детьми в детском саду организуется совместная и кружковая работа. В группах детского сада воспитатели оказывают помощь одарённым дошкольникам в через различные виды деятельности:

индивидуальные творческие задания, работа в детской лаборатории, через организацию проектной деятельности. Детей привлекают к участию в интеллектуальных играх, конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях. Вовлекают воспитанников в систему дополнительного образования

конкурсы-выставки детского творчества разной тематики;

выставки самостоятельных творческих работ детей;

музыкальные шоу («Минута славы», концерты);

спортивные соревнования по разным видам спорта;

поэтические и литературные гостиные;

викторины;

интеллектуальные игры

Турниры по шашкам и спортивным играм;

Проводится поощрение одарённых детей: награждение дипломами, грамотами за участие как в конкурсах разного уровня, так и конкурсах на уровне дошкольного учреждения, публикации в СМИ.

Ведется взаимодействие детского сада с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости - Художественной школой, Библиотекой семейного чтения, с Городским центром культуры, Спортивной школой № 2. Вместе с младшими школьниками из средней школы № 14 проводятся интеллектуальные игры, организуются совместные проекты.

Это позволяет увидеть оригинально мыслящих детей, уделять внимание развитию их способностей

В заключение хотелось бы дать несколько универсальных советов для работы с одаренными детьми. Несомненно, основное требование к педагогам одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение к его личности.

Педагогу который занимается с одаренными детьми необходимые следующие качества:

теоретические знания по вопросу одарённости;

наличие практического опыта;

целеустремлённость и настойчивость;

эмоциональная стабильность;

чуткость;

креативность

.

 Поэтому считаем необходимым вести специальную подготовку педагогического коллектива для работы со способными детьми через: консультация, семинар, семинар-практикум, деловая игра.

И как напутствие хочу предложить такие слова: «Каждый педагог должен помнить: «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное - верьте и действуйте».