«Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности в условиях ДОУ»
Педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад № 45 «Улыбка»
Смирнова Яна Анатольевна
В последние годы работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства. Работа с данной категорией детей закреплена нормативными документами:
Федеральная целевая программа «Одаренные дети»
(
распоряжение
13
марта
2002
года
)
в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002
года.
Закон РФ «Об образовании»
Детская одаренность( в дошк. возр,)- подразумевает интеллектуально – творческий потенциал каждого ребёнка.
Одаренный дошкольник– это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.
Что такое одарённость? Это расположение звѐзд при рождении ребенка или божественная тайна? Это подарок педагогу или проблема для него?
Как часто у детей проявляется эта одаренность. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко». Все эти вопросы снимает «Рабочая концепция одаренности»: у многих детей есть потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности. Но самые незаурядные результаты демонстрируют значительно меньшая часть ребятишек.
Причин, задерживающих одаренность несколько:
-развитие ребенка (например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения);
- мало знаний, умений и навыков;
- трудные семейные обстоятельства,
- недостаточная мотивация,
-отсутствие необходимой образовательной среды.
Так какие виды одаренности можно увидеть у детей в дошкольном возрасте?
Их несколько:
Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
Ребенок имеет творческий (художественный) талант, если:
с ранних лет проявляет склонность к рисованию;
в свободное время охотно лепит, чертит, комбинирует материалы и краски;
стремится создать какое-либо украшение для дома, одежды;
серьезно относится к творчеству, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства.
Дети с литературными способностями.
Ребенок имеет литературный талант, если:
любит фантазировать или импровизировать;
рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета;
изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
любит, уединившись, сочинять рассказы, стихи, сказки.
Музыкально одаренные дети
Ребенок имеет музыкальный талант, если:
любит музыку, всегда стремится туда, где можно ее послушать;
быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает;
научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;
поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение.
Дети, имеющие спортивный талант:
предпочитают книгам и спокойным развлечениям игры, беготню, соревнования;
физически развиты, энергичны и все время хотят двигаться;
смелы и не боятся синяков и шишек;
двигаются легко, пластично, грациозно; обладают высокой координацией движений;
ловко управляются с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
неважно, интересуются ли они многими видами спорта или каким ни будь одним, но у них есть свой герой-спортсмен, которому они подражают.
Дети, с выраженными техническими способностями
У ребенка отмечают технические способности, если он:
интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
может использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
Работа по развитию одаренности детей в нашем детском саду проводится второй год, реализовывается в рамках образовательной программы ДОУ. Решая одну из годовых задач: «Создавать оптимальные условия для выявления, формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями»
мы подошли к ней поэтапно.
1 этап- Методический), он строиться из:
- изучение литературы по данной теме, просмотр вебинаров,
- содействие профессиональному и личностному совершенствованию педагогов по работе с одаренными детьми.
- работа с родителями (консультации по различным темам связанных с развитием одаренности, информационные буклеты, родительские собрания)
- работа с педагогами (консультации, семинары -практикумы, круглые столы).
2 этап- Диагностический
В детском саду сложилась своя система диагностики одаренности ребенка в различных сферах.
Выявление одаренности проводится на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления это
– групповое обследование детей с помощью методик на основе системы мониторинга и отбор группы детей, показавших результаты высокие и выше среднего.
– анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей (воспитатели заполняют «Карту выявления одаренных детей» и анкетирования родителей ребенка (родители заполняют «Таблицу экс-опроса»). По оценке взрослых, выделяются одаренные дети.
– организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.
3 этап-
Сопровождение одаренного ребенка.
Участниками образовательного процесса по выявлению одаренных и высокомотивированных детей являются:
♦ Старший воспитатель
♦ Воспитатели
♦ Музыкальный руководитель
♦ Инструктор по физической культуре
♦ Педагог-психолог
♦ Родители
Психолого–педагогическое сопровождение одарённых дошкольников предполагает:
- составление индивидуального маршрута развития;
- создание комфортной развивающей среды, помогающей гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей
- осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости;
- содействие профессиональному и личностному совершенствованию педагогов по работе с одаренными детьми.
В Детском образовательном учреждении организуется и проходит психолого-педагогический консилиум, на который приглашаются все педагоги, работающие с детьми данной категории. Члены консилиума обобщают информацию о ребенке, определяют организацию сопровождения..
При проведении практических исследований педагоги детского сада учитывают, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования.
С одаренными детьми в детском саду организуется совместная и кружковая работа. В группах детского сада воспитатели оказывают помощь одарённым дошкольникам в через различные виды деятельности:
индивидуальные творческие задания, работа в детской лаборатории, через организацию проектной деятельности. Детей привлекают к участию в интеллектуальных играх, конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях. Вовлекают воспитанников в систему дополнительного образования
♦ конкурсы-выставки детского творчества разной тематики;
♦ выставки самостоятельных творческих работ детей;
♦ музыкальные шоу («Минута славы», концерты);
♦ спортивные соревнования по разным видам спорта;
♦ поэтические и литературные гостиные;
♦ викторины;
♦ интеллектуальные игры
♦ Турниры по шашкам и спортивным играм;
Проводится поощрение одарённых детей: награждение дипломами, грамотами за участие как в конкурсах разного уровня, так и конкурсах на уровне дошкольного учреждения, публикации в СМИ.
Ведется взаимодействие детского сада с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости - Художественной школой, Библиотекой семейного чтения, с Городским центром культуры, Спортивной школой № 2. Вместе с младшими школьниками из средней школы № 14 проводятся интеллектуальные игры, организуются совместные проекты.
Это позволяет увидеть оригинально мыслящих детей, уделять внимание развитию их способностей
В заключение хотелось бы дать несколько универсальных советов для работы с одаренными детьми. Несомненно, основное требование к педагогам одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение к его личности.
Педагогу который занимается с одаренными детьми необходимые следующие качества:
теоретические знания по вопросу одарённости;
наличие практического опыта;
целеустремлённость и настойчивость;
эмоциональная стабильность;
чуткость;
креативность
.
Поэтому считаем необходимым вести специальную подготовку педагогического коллектива для работы со способными детьми через: консультация, семинар, семинар-практикум, деловая игра.
И как напутствие хочу предложить такие слова: «Каждый педагог должен помнить: «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное - верьте и действуйте».