Психолого-педагогическое сопровождение в условиях реализации ФГОС Чеканова Наталья Викторовна, учитель начальных классов, г.Нерюнгри, СОШ №2 им.М.К.Аммосова e-mail:sc2neru@yandex.ru, тел.: 8(41147)65439 Самой острой проблемой современной педагогики остается проблема стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации. Проблема обучения, развития, воспитания, детей с трудностями в обучении является актуальной и для нашей школы. Например, среди обучающихся первых классов детей нуждающихся в поддержке 17%. Педагогический коллектив начальной школы осуществляет коррекционно-развивающее обучение, не выделяя детей с трудностями в обучении в отдельные классы. Работа с ними проводится учителями и психологом индивидуально или в небольших группах во внеурочной деятельности. Выбор наиболее эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса для детей с трудностями в обучении зависит от многих условий. Важнейшим из них является своевременное выявление таких детей, а также определение причин, этих трудностей. Предполагаемые причины трудностей: Слабая психологическая готовность детей к школе, неумение управлять своим поведением, неумение общаться со сверстниками, неспособность включаться в общую деятельность, принимать систему требований, предъявляемых учителем. Недостаточное развитие познавательных навыков: зрительно-двигательной координации, умение сравнивать, устанавливать последовательность, умение действовать по образцу. Медленный темп деятельности, низкая работоспособность, физиологическая неготовность к регулярному обучению т.е. компенсация трудностей за счёт снижения темпа деятельности. Слабая сформированность произвольной сферы: внимания, восприятия, мышления. В 2020 году учителями начальных классов и психологом школы была разработана программа коррекционной работы в начальной школе. Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с трудностями обучения и предусматривает создание условий для обучения, развития и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей. Задачи программы: раннее выявление детей с трудностями адаптации; создание условий, способствующих освоению детьми образовательной программы; осуществление индивидуальной помощи детям; разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов; оказание консультативной и методической помощи родителям. Программы коррекционной работы направлена на: преодоление затруднений обучащихся в учебной деятельности; овладение навыками адаптации к социуму; психолого педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении; развитие потенциала обучащихся со специфическими трудностями в обучении. Педагогический консилиум в составе директора, завуча, учителей начальных классов, психолога, соц. педагога, учителей - предметников проводится три раза в год. Тема первого педагогического консилиума ?Изучение индивидуальных особенностей первоклассников по результатам диагностики на предмет готовности к систематическому обучению в школе. Цель: коллективный анализ препятствий, мешающих детям в обучении и публичное представление первых шагов педагогической поддержки. Задачи: совместная оценка проблемы с точки зрения значимости её для ребёнка. Построение индивидуальных проектов педагогической поддержки за счёт внутренних ресурсов школы. Учитель, психолог, логопед изучают индивидуальные особенности детей на предмет готовности к систематическому обучению в школе. Психолог - определяет уровень развития мыслительных операций, изучает отдельные свойства внимания, памяти и восприятия. Логопед - определяет сформированность операции звукового анализа: фонематический слух, звукопроизношение, уровень развития связной речи. Учитель - выявляет уровень математических представлений детей, готовность детей к усвоению письменной речи, владение устной речью. Диагностика помогает глубже узнать ребенка и определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволят ему успешно учиться. По итогам работы создаются индивидуальные образовательные маршруты, в которых выделены проблемы, определены задачи и формы работы для учителя, психолога, логопеда. Проводится консультации для родителей и индивидуальная, групповая работа психолога и учителя. По результатам педконсилиума могут быть даны рекомендации родителям для прохождения районного ПМПК. По итогам года делается сравнительный анализ на основе наблюдений, контрольных срезов, тестовых работ, диагностики психолога, социального педагога, бесед с учителями предметниками, анкетирования родителей. В целом, проведённая нами работа позволила сделать следующие выводы: Психолого-педагогическую поддержку целесообразно осуществлять, интегрируя усилия учителя, педагога-психолога, родителей. Результаты работы показали: Установление доверительных, поддерживающих отношений между детьми и взрослыми. Рост адаптивных возможностей. Хорошее усвоение учебной программы. Работа начатая в первом классе продолжается на параллели вторых, третьих и четвёртых классов. Насколько ученик будет собранным в учебной деятельности, зависит не только от учителя, но и от родителей. И чем больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее ребёнок адаптируется к новым условиям. Список литературы: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31с. (Стандарты второго поколения). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www. standart . edu . ru. 2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4е?изд., перераб. — М.?: Просвещение, 2013. — 223?с. 1
Психолого-педагогическое сопровождение в условиях реализации ФГОС