Психолого-педагогическое сопровождение в условиях реализации ФГОС

Чеканова Наталья Викторовна,  учитель начальных классов, 
г.Нерюнгри, СОШ №2 им.М.К.Аммосова
e-mail:sc2neru@yandex.ru, тел.: 8(41147)65439
           Самой острой проблемой современной педагогики остается проблема стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации. Проблема обучения, развития, воспитания,  детей с трудностями в обучении  является актуальной и для нашей школы. Например, среди обучающихся первых классов детей нуждающихся в поддержке 17%. 
Педагогический коллектив начальной школы осуществляет коррекционно-развивающее обучение, не выделяя детей с трудностями в обучении в отдельные классы. Работа с ними проводится учителями   и  психологом индивидуально или в небольших группах во внеурочной деятельности.
Выбор наиболее эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса для детей с трудностями в обучении зависит от многих условий. Важнейшим из них является своевременное  выявление таких детей, а также определение причин,  этих трудностей.
Предполагаемые причины трудностей:
Слабая психологическая готовность детей к школе, неумение управлять своим поведением, неумение общаться со сверстниками, неспособность включаться в общую деятельность, принимать систему требований, предъявляемых учителем.
Недостаточное развитие познавательных навыков: зрительно-двигательной координации, умение сравнивать, устанавливать последовательность, умение действовать по образцу.
Медленный темп деятельности, низкая работоспособность, физиологическая неготовность к регулярному обучению т.е. компенсация трудностей за счёт снижения темпа деятельности.
Слабая сформированность произвольной сферы: внимания, восприятия,  мышления.
В  2020 году  учителями начальных классов и психологом школы была разработана  программа коррекционной работы в начальной школе.
Программа  направлена на создание системы комплексной помощи детям с трудностями  обучения  и предусматривает создание  условий для обучения, развития и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей. 
Задачи программы:
раннее выявление детей с трудностями адаптации; 
создание условий, способствующих освоению детьми  образовательной программы;
осуществление индивидуальной помощи детям;
разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов; 
оказание консультативной и методической помощи родителям.
Программы коррекционной работы направлена  на:
преодоление затруднений обучащихся в учебной деятельности;
овладение навыками адаптации  к социуму; 
психолого педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
развитие потенциала обучащихся со специфическими трудностями в обучении.
         Педагогический консилиум  в  составе директора, завуча, учителей начальных классов, психолога, соц. педагога, учителей - предметников  проводится три раза в год. 
Тема первого педагогического консилиума ?Изучение индивидуальных особенностей первоклассников по результатам диагностики на предмет готовности к систематическому обучению в школе.
Цель: коллективный анализ препятствий, мешающих детям в обучении и публичное представление  первых шагов педагогической поддержки.
 Задачи: совместная оценка проблемы с точки  зрения значимости её для ребёнка. Построение индивидуальных проектов педагогической  поддержки за счёт внутренних ресурсов  школы.
Учитель, психолог, логопед изучают индивидуальные особенности детей на предмет готовности к систематическому обучению в школе. Психолог - определяет уровень развития мыслительных операций, изучает отдельные свойства внимания, памяти и восприятия.  Логопед - определяет сформированность операции звукового анализа: фонематический слух, звукопроизношение, уровень развития связной речи. Учитель - выявляет уровень математических представлений детей, готовность детей к усвоению письменной речи, владение устной речью.
Диагностика помогает глубже узнать ребенка и определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволят ему успешно учиться.
По итогам работы  создаются индивидуальные образовательные маршруты, в которых выделены проблемы, определены задачи и формы работы для учителя, психолога, логопеда. 
Проводится  консультации для родителей и индивидуальная, групповая работа психолога и учителя. По результатам педконсилиума могут быть даны рекомендации родителям для прохождения районного ПМПК. 
 По итогам года делается сравнительный анализ на основе наблюдений,  контрольных срезов, тестовых работ, диагностики  психолога, социального педагога,  бесед с учителями предметниками, анкетирования родителей. 
 В целом, проведённая нами работа позволила сделать следующие выводы:
Психолого-педагогическую поддержку целесообразно осуществлять, интегрируя усилия учителя, педагога-психолога, родителей.
Результаты работы показали:
Установление доверительных, поддерживающих отношений между детьми и взрослыми.
Рост адаптивных возможностей.
Хорошее усвоение учебной программы.    
Работа начатая в первом классе продолжается на параллели вторых, третьих и четвёртых классов. 
Насколько ученик будет собранным в учебной деятельности, зависит не только от учителя, но и от родителей. И чем больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее ребёнок  адаптируется к новым условиям.

Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31с. (Стандарты второго поколения). 
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www. standart . edu . ru.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного   
учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4е?изд., перераб. — М.?: Просвещение, 2013. — 223?с. 











1