Тридцать два года я учу мальчишек и девчонок, юных жителей села Дубовое Добринского района Липецкой области. Тридцать два года вижу, как маленькие человечки под влиянием взрослых становятся другими. И хорошо понимаю, что именно мы, сегодняшние взрослые, строим не только близкое, но и далёкое будущее. Потому что именно мы воспитываем детей. Превращаем их в добрых врачей, знающих учителей, добросовестных рабочих, грамотных водителей, честных полицейских… Но ведь и в равнодушных, ленивых, расчётливых тоже превращаем мы! Чего же не хватает нам, нынешним взрослым, родителям и учителям, для того, чтобы воспитать детей счастливыми? Свой ответ я вижу в уроках краеведения. Потому что только человек, знающий историю своей семьи, села, города, может по-настоящему любить и понимать свою страну. А значит, быть счастливым. А значит, быть успешным. А значит, быть патриотом, ведь на это способен только состоявшийся, реализованный человек.

Так появилась эта книжка. В ней — история храма одного из сёл Добринского района. Но по сути — история людей, эпохи, страны.

Надеюсь, она пригодится и учителям, и родителям, но главное — детям.

ВСТУПЛЕНИЕ

Как же радуется душа, когда проезжаешь по разным городам и сёлам, а в них возвышаются православные храмы, колокольни...

Не все сохранились храмы, многие превратило время в руины. Но даже там, где от храма не осталось и пригорка камешка, ангел в небесах служит Литургию. По нашему забвению уже и в памяти не сохранились эти места. Как правило, эти земли распахали, и теперь там поля, а кое-где , по памяти старожилов, поставили только православные кресты - как напоминание потомкам о святом месте, о Доме Божьем.
Но давайте прямо сейчас отправимся по дороге — одной из многих в Липецкой области. Которая расскажет нам историю.

Есть в селе Ивановка Добринского района удивительный для наших мест храм с колокольней. Раньше это село называлось Лодыгино - по фамилии её владельцев, предков выдающегося учёного Александра Николаевича Лодыгина. Да-да, именно того, кто изобрёл лампочку накаливания.

И вот на средства владельца (в 18 – 19 веках эти земли принадлежали Петру Лукичу Вельяминову, потомку основателя Усмани), Степана Вельяминова, начинается строительство храма. Храм строился ещё и с «тщанием прихожан».

СТРОИТЕЛЬСТВО ЗАВЕРШЕНО...

И вот строительство завершено. Первая Литургия! Радость переполняла души людей, ведь каждый по силам, от чистого сердца сделал своё пожертвование в строительство Дома Божия.

И какие красивые названия были у деревень, что относились к этому приходу! Первое и Второе Архисвятское, Богохранимое, Первая Фоновка, Миролюбовка, Зелёновка (теперь это деревня Софьино). Из архивных данных известно, что приход Предтеченской церкви открыт в 1796 году, а каменная холодная церковь построена в 1836 году на средства прихожан. По данным 1893 года престолов было два: главный и придельный— св. Николая Чудотворца. По данным 1911 года престолов уже три: главный— во имя Зачатия Иоанна Предтечи, придельные — правый, во имя св. Николая Чудотворца, левый — во имя св. Пантелеимона.

В архивах 1876 года отмечен один престол — Космодамиановский в селе Средняя Лукавка. Церковь являлась главной, приписным к ней считался Предтеченский храм в Ивановке. Обе эти церкви обслуживались одним штатом священников, в 1876 году — Михаилом Преображенским. Церковным старостой в те годы был  крестьянин - собственник Бородин.

В 1893 году у Предтеченской церкви села Ладыгино-Ивановское появился свой штат. Священнику Матфею  Феодоровичу Беляеву всего 29 лет. Он студент, награждён набедренником. Псаломщик-диакон Андрей Иванович Андреев — уже пожилой, ему 62 года. Число жителей села мужского пола составляло 678 человек, женского -731, великороссы, земледельцы (это данные на 1911 год). При храме была и школа, в которой обучались ребятишки.

ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ

И вот наступает 1917 год. Революция. И храм подлежит разрушению.

Но у нас сохранились небольшие воспоминания Анны Дмитриевны Краснобаевой. Сейчас она проживает в с. Ивановка недалеко от храма. Вся родня Краснобаевых была воцерковлённой. Дедушка Анны Дмитриевны, Семён Кузьмич, служил псаломщиком при храме и истопником до его закрытия. Умер он в возрасте 90 лет, похоронен на Ивановском кладбище.

Родня (они жили через дорогу) изготавливала свечи для храма. К сожалению, дедушку Аннушка плохо помнит. Запомнилось ей, что он был добрым, с седой бородой. Вот оно как в жизни бывает, остаются в памяти людей доброта и любовь!

Запомнила Анна Дмитриевна и то, что рассказывал ей отец, Дмитрий Семёнович Краснобаев, участник Великой Отечественной войны. С детства Аннушка была любознательная, а отец любил свою дочку, часто брал с собой на работу.

Дмитрий Семёнович вернулся с войны с тяжёлым ранением в ногу. Осколки выходили до последних дней его жизни, ногу приходилось постоянно обрабатывать и перевязывать. Но несмотря на постоянные боли фронтовик работал в колхозе учётчиком, был заведующим на нефтебазе. Грамотный, верующий, он много читал, был уважаемым человеком на селе, впрочем, как и весь род Краснобаевых.

«Папа рассказывал, что в их доме постоянно останавливались прихожане из других деревень, когда в храме на большие праздники была ночная служба. Всем были рады, всех привечали, кормили, укладывали спать. Дедушка, Семён Кузьмич, всегда говорил, что женщины укладываются спать дома, а мужчины - в холодном коридоре. Люди шли в этот дом с радостью, зная, что их всех обогреют и приютят, добрым словом обласкают» - вспоминала Анна Дмитриевна.

В доме читали и пели молитвы, жили со словом Божьим на устах. После закрытия храма дедушка доживал дома, его не затронула репрессия. А вот о судьбе последнего священника Предтеченского храма Аннушка ничего не знает.

Мы уже знаем, что поначалу храм был приписным к храму из с. Средняя Лукавка, это в нескольких километрах от Ивановки. Здесь сохранились сведения о судьбе священника. Вот они.

Среди сонма святых Церкви Русской находятся и те, имена которых пока не вошли в Собор новомучеников. Но по тому подвигу, который они понесли в жизни, почитаются подобно другим мученикам.

К таким героям духа Русской Церкви относится и отец Павел Архангельский. Во время коллективизации в 1929 году он был подвергнут аресту и обвинён в том, что в присутствии односельчан высказывал недовольство политикой правительства в вопросах хлебозаготовок. Его приговорили к заключению в концлагере на три года.

В 1937 году гонения на Церковь особенно усилились. И священника снова арестовали по ложному обвинению и приговорили к заключению на 10 лет. В том же году были арестованы и приговорены к расстрелу его отец – иерей Василий Архангельский, служивший в храме села Хрущевка Липецкого района, и брат – иерей Николай Архангельский, служивший в храме села Таволжанка Грязинского района.

Находясь в заключении, отец Павел писал родным о тяжелых условиях и ухудшении своего здоровья. Последнее письмо от него пришло в 1943 году, из заключения он не вернулся. Семья батюшки после ареста кормильца находилась в бедственном положении – не было жилья, матушку Ольгу не брали на работу. Она страдала сердечной болезнью и вскоре скончалась.

СОРВАННЫЕ КОЛОКОЛА

В 1937 году в Средней Лукавке произошло горькое событие — по указу вышестоящих властей закрыли церковь. Вначале её хотели разобрать на кирпичи. Но из этой затеи ничего не вышло: раствор держал намертво. Тогда местное начальство приказало сорвать колокола.

«Когда на землю со стоном упал главный колокол, — вспоминала М.Ф. Голобокова, — внутри у меня что-то ёкнуло, да так и по нынешнюю пору болит… Прекрасные иконы выбросили на улицу, потом ими топили костры. В самой церкви чего только не было: склад, мельница, зернохранилище, склад удобрений…»

А что же было с храмом Зачатия Иоанна Крестителя (Предтеченский храм)?.. С этим вопросом мы тоже обратились к Анне Дмитриевне Краснобаевой. Ей тяжело вспоминать те события. Нашлись молодцы, которые по-лихачески скинули купол с крестом на землю. Осознали, что натворили, лишь тогда, когда все до единого заболели туберкулёзом и в скором времени умерли. Была и семья, которая забрала себе кирпичи из поваленных колонн перед храмом и сделала пристройку для личных нужд.

Последний звон колоколов,

Последний возглас для народа.

Грех… Искажение умов…

А как же, люди, жить без Бога?..

Храм опустел, прихода нет…

В сердцах смятение, тревога.

Нет… Литургии в храме нет

Лишь ангел в небе славит Бога.

Учителя запрещали ребятишкам заходить в оскверненный храм, чтобы там не безобразничали, не хулиганили. Поэтому часто было так: любопытные детские глазёнки сквозь щели разглядывали, а что там теперь?

КЛУБ, ЧИТАЛЬНЯ, ЗЕРНОСКЛАД

Сначала сделали клуб. Правда, Аннушка не помнит, чтобы там были танцы. Но вспоминает, что приезжал киномеханик и крутил фильм. Летом натягивали экран на двери, и зрители сидели на улице, все приходили со своими стульчиками. Потом сделали избу-читальню. А потом зерносклад. Здесь женщины сеяли зерно на семена, стояла мельница, мололи комбикорм. А в алтарь, который справа от Царских Ворот, сгрузили дуст, хлорофост. Когда ветер дул в сторону села, чувствовался ужасный запах. Даже сквозь года он остался в памяти Анны Дмитриевны!

Со временем из храма вывезли всё. Храм рушился изнутри. Деревянные стропила люди разносили по домам - топить печки.

СЕГОДНЯ

Каждый год школьники убирают территорию возле храма, глава администрации сельского поселения окашивает бурьян. Уже несколько лет подряд, начиная с 2015 года, проводится водосвятный молебен в храме с чтением акафиста. В храме жители села Дубового, Софьина и Ивановки наводили порядок. Да, там были иконы, но увы, только те, которые принесли жители. Иконы из храма не сохранились.

А что же сегодня с храмом? Он так же продолжает разрушаться?.. Фермер Илья Александрович Шестопалов решил восстановить разрушенную святыню. Однако храм состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения. Чтобы начать восстановление, необходим специальный проект.

А в 2023 году храм и прилегающую к ней колокольню законсервировали и ключи передали на хранение в Липецк. Поэтому теперь люди могут навести порядок лишь возле храма, а акафист пропеть в действующем храме с. Пушкино. Фермер Илья Шестопалов даёт транспорт всем, кто хочет добраться в Пушкино.

ПОЧТИ ВОЛШЕБСТВО

Вспомнила Анна Дмитриевна и случай, который произошёл в 2000-х годах. Купила дом Краснобаевых семья из Липецка. Назовём только имя женщины - Надежда. Так вот, у супругов не было детей по причине плохого здоровья. Врачи надежд не давали. Но семья пожила в Ивановке какое-то время, и у них родилась двойня – мальчик и девочка, а через некоторое время Господь послал ещё малыша. Удивлению их не было предела! Сама Надежда говорила: «Место здесь какое-то святое»! «Да,- с радостью отвечала Анна Дмитриевна. - Дом, в котором вы живёте, намоленный, там много лет звучала молитва. Это дом моих родственников». С радостью и со словами благодарности вернулась многодетная семья в Липецк.

А вот случай, свидетелем которого была сама. Как всегда, в июле мы приготовили храм, убрали всю поросль, привезли столы, ёмкости с водой для молебна. Людей было немало, даже из соседних сёл приехали помолиться. А лето выдалось жаркое, дождей не было. И вот во время чтения акафиста Иоанну Крестителю, с открытого купола при ясном-то солнышке на стоящих в храме посыпались дождинки. Причём за храмом ни одной капельки не упало...

Поговаривают люди, что под церковью есть подземный ход, который ведёт к реке. Но эту версию никто не проверял. Кто ж осмелится в храме копать? Да и зачем нам этот ход. У нас одна дорога - к храму!

ТАЙНА ИВАНОВСКОЙ КОЛОКОЛЬНИ

Издалека виднеется с дороги высокая «труба» - так называют те, кто не знает нашей колокольни. А история её весьма интересная...

Село Ивановка находится на самом севере Добринского района, на границе с Тамбовской областью. В этих местах когда-то проходил Ногайский шлях, по которому на Русь совершали набеги крымские татары. Среди местных жителей ходят разные легенды. Рассказывают, будто какой-то крупный военнослужащий из семейства Лодыгиных вернулся после Крымской войны с пленённой татаркой необычной красоты. Поговаривали, что она была любимой дочерью султана. Молодая женщина сильно тосковала по своей далёкой родине. Тогда её владелец распорядился построить для неё высокую башню в виде мусульманского минарета, на которую она якобы поднималась каждое утро и глядела в степь, где за горизонтом лежала милая её родина.

Другие уверяют, что это была сторожевая башня, с которой русские наблюдали приближение кочевников с Дикого поля, а затем по системе сигналов сообщали об этом в Сокольск, Романов и другие укреплённые города. В наши дни с колокольни можно было увидеть Липецк и даже Мичуринск.

Есть версия, будто сами кочевники её и построили, и решили тем самым оставить в памяти место древнего кургана, в котором был захоронен легендарный татарский военачальник. За церковью, в сторону болота, возвышается ещё один курган, на вершине которого лежал когда-то вросший в землю огромный надгробный камень. По преданию, в кургане был похоронен убитый в бою один из семи самых видных военачальников хана Батыя во время его похода на Русь. Некоторые называют его имя – Субедей.

Колокольня напоминает по форме маяк. Но откуда на просторах Центральной России, где рядом ни морей бескрайних, ни рек полноводных отродясь не было, «вырос» маяк, да ещё рядом с храмом?

Оказывается, церковь с «маяком» в нашей липецкой глубинке – не единственная в стране. Почти такая же постройка сохранилась и под Тверью. Автором её считают русского зодчего Николая Александровича Львова, который и храм построил в Ивановке. Так вот, тверская колокольня появилась значительно раньше, чем в Ивановке, и вполне возможно, что у «маяков» один отец. Есть и другое мнение. Уникальный проект маяка-колокольни – творение выдающегося итальянского зодчего Томазо Адамини в 1796 году для «светлейшего сеньора Петра Вельяминова».

А дело было вот как.

В конце восемнадцатого столетия для главного Христорождественского собора Липецка искали интересные варианты колокольни. Внимание привлёк эскиз в виде маяка. Однако строгие консервативные представители духовенства такой нетипичный проект посчитали курьёзным и всячески старались, чтобы он не воплотился в жизнь.

Вот тогда и вступил в дело инициативный Пётр Лукич Вельяминов. Он сразу увидел в эскизе будущий памятник архитектуры. И принял решение возвести колокольню в своём ивановском имении - благо, средств для этого было предостаточно. И вот в 1796 году в Ивановке появилась колокольня.

Если православный храм подвергся закрытию и последующему запустению и разрушению, то колокольню не трогали. Мальчишки и девчонки с азартом залезали на балкон колокольни, и их взору раскрывались бескрайние просторы полей.

Неугомонная ребятня прибегала к колокольне не только с целью взобраться на высоту птичьего полёта, но и за кладом. Существовало предание, что рядом с башней был зарыт клад со времён Батыя. Мальчишки перерыли почти всё вокруг сооружения. А взрослые решили, что клад внутри башни. Так вот и там перерыли, глубокую яму вырыли, но богатства так и не нашли…

Со временем башня пришла в плачевное состояние. В 2015 году после долгих проливных дождей ураганным ветром всё-таки снесло верхние ярусы. Рухнула и винтовая лестница, завалившая вход. Вместо загадочной башни теперь пустотой смотрит обрушившаяся «труба».

Брались люди за реставрацию, но …В 2023 году судьба колокольни была решена. Законсервировали. Забили вход, верх закрыли металлическими листами.

И стоит колокольня в ожидании чуда. Ждёт, что когда-то снова по её ступеням побегут наверх, зазвонят колокола на всю округу и созовут людей в дом Божий. Снова в храме зазвучит молитва, люди потянутся вереницей со всей округи от мала до велика. Встряхнутся великороссы...

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Дорогой читатель, история храма не закончена.

Продолжение её предстоит писать нам, современным родителям, учителям, наставникам, которые, словно скульпторы, формируют души детей, а значит, будущее России.

Каким он будет, человек нового поколения? Занятым собой, информационным потоком, материальным благополучием?.. Предсказывать не берусь. Но совершенно точно знаю, что нет людей, от которых действительно не зависит завтрашний день. Есть, к сожалению, те, кому удобно жить вне ответственности. Тем глобальнее задача остальных — наполнить жизнь духовными ценностями, не забывая свои истоки.

История нашего храма, по сути, похожа на историю хороших книг, которые едва не вытеснили у детей гаджеты. На историю многих русских традиций, едва не стёртых яркими зарубежными экранными образами.

Едва. К счастью. Мы же русские.