Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 42 г. Донецка»
Министерства образования и науки
Донецкой народной Республики
«Путь к успеху»
(из личного опыта наставничества)
Автор: Лобанова Виктория Владимировна,
учитель биологии МБОУ «Школа № 42 г. Донецка»
Донецк, 2024
«Нужно развивать движение наставничества.
Знание – важнейшее конкурентное преимущество
и ключ к прорыву в качестве жизни»
Владимир Владимирович Путин,
Президент РФ
В своей статье хочу затронуть актуальный на сегодняшний день вопрос организации наставничества молодых и вновь принятых педагогов опытными учителями, а также познакомить вас со своей личной практикой организации наставничества молодых специалистов.
Восточная пословица гласит: «Если твои планы рассчитаны на год — сей просо, если твои планы рассчитаны на десятилетия — сажай деревья, если же твои планы рассчитаны на века — воспитывай людей!». Молодых специалистов тоже нужно «растить», делясь с ними опытом, поддерживая эмоционально, вместе шагая по школьным будням.
В условиях обновления содержания образования, введения обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов, введения профессионального стандарта педагога, значительно возрос спрос на высококвалифицированного, конкурентоспособного, творчески работающего педагога. Повысились требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной позиции.
В современную российскую школу возвращается институт наставничества. Замечательно, что наравне с «новомодными», наводнившими наш язык словами «тьютор», «коуч» в нем последнее время всё чаще звучит хорошо знакомое слово «наставник», то есть педагог, воспитатель, обладающий опытом и готовый делиться своими знаниями с теми молодыми коллегами, которые только начинают свой путь в профессию или испытывают определенные трудности в организации и проведении учебно-воспитательного процесса. Можно смело утверждать, что наставничество — не модный тренд, а форма управления развитием человеческих ресурсов образовательной организации, развивающая и молодого педагога, и наставника, его сопровождающего. Передать эту мысль молодому учителю, перешагнувшему порог школы, может тот, кто уже этим искусством овладел – опытный учитель-наставник.
Наставник – это специалист по индивидуализации в образовании, посредник между молодым специалистом и образовательной средой. А ведь как важно молодому специалисту чувствовать одобрение и поддержку коллег на пути своего профессионального становления.
Для меня, педагога почти с двадцатилетним стажем, наставничество является не только взращиванием молодых специалистов через передовую практику лучших учителей школы, города, страны, но и неотъемлемым элементом своего собственного профессионального становления. Во времена, когда я только начинала свой путь в профессию, мне повезло, что рядом со мной были педагоги- профессионалы своего дела и от каждого из них я старалась перенять самое интересное, нужное, ценное и значимое. И сегодня я с убеждением могу сказать, что процесс наставничества – это не только возвращение к высокому статусу профессии учителя в обществе, но и качественное обновление всего образования в целом, образования, где триада учитель-ученик-родитель является не просто «золотым треугольником», а пространством развития субъективности всех участников образовательного процесса.
На протяжении последних пяти лет я являясь наставником молодых учителей нашей школы. На приобретенном опыте многократно убедилась в позитивном влиянии наставничества и считаю, что критериями его эффективности могут выступать:
–нормализация уровня тревожности наставляемого;
– улучшение и позитивная динамика образовательных результатов;
– оптимизация процессов общения, снижение уровня агрессивности;
– повышение уровня самооценки наставляемого;
– активность и заинтересованность наставляемых в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;
– повышение уровня осведомленности о различных профессиях, выбор направления профессиональной деятельности;
– степень применения наставляемыми полученных от наставника знаний, умений и опыта в повседневной жизни;
– активная гражданская позиция.
Согласно Положению о наставничестве в мои обязанности, как педагога-наставника входит не только ознакомление начинающего учителя со школой, классами, основными обязанностями и требованиями, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста, его отношения к окружающим, увлечения, наклонности, круга досугового общения. Кроме того, необходимо постоянно проводить целевое обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодыми педагогами учебных занятий и внеклассных мероприятий, словом, оказывать начинающему специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
В 2020 году в нашу школу пришла начинающий свой педагогический путь учитель биологии Мунтян Оксана Дмитриевна. В соответствии с решением педагогического совета приказом по школе я была назначена наставником молодого специалиста. В мои обязанности входило оказание методической помощи, содействие адаптации и профессионального становления педагога. С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий:
составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;
подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
разработка методических рекомендаций для организации работы;
осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.
При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.
Во-первых, у молодого специалиста Мунтян О.Д. вызвало затруднение составление рабочих программ по предметам «Биология» и «Основы безопасности жизнедеятельности», которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. С этой целью совместно с молодым учителем были подробно изучены программы по учебным предметам, даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочих программ.
Вторым проблемным моментом был процесс проектирования урока в соответствии с новыми ФГОС. С целью устранения данного затруднения мною и заместителями директора регулярно проводились консультации, в ходе которых молодой специалист была ознакомлена с особенностями построения современного урока. Кроме того, нами были рассмотрены:
современные образовательные технологии, методики и результаты их применения;
формы работы с
обучающимися
на уроке;
система оценивания полученных результатов, а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала.
Результат проведенной работы не заставил себя долго ждать: уже к концу первого полугодия учебного года у Оксаны Дмитриевны сформировался свой стиль ведения урока, способствующий формированию у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения.
Считаю, что правильно выбранные мной формы методического сопровождения позволили начинающему учителю раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности. Так за четыре года работы в школе ученики Оксаны Дмитриевны показали достаточно высокие результаты участия в предметных олимпиадах и конкурсах.
2020-2021 учебный год:
2 место во II (районном) этапе Республиканских предметных олимпиад обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по биологии (Лобода Екатерина, 10-А класс).
2021-2022 учебный год:
2 место в муниципальном этапе Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по биологии (Пономаренко Илья, 9-А класс);
3 место в муниципальном этапе Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по биологии (Шабанова Милана, 8-Б класс).
2022-2023 учебный год:
2 место в муниципальном этапе Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по биологии (Трунов Кирилл, 9-А класс);
3 место в муниципальном этапе Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по биологии (Подвашецкая Елизавета, 11-А класс);
3 место в муниципальном этапе Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по биологии (Петров Демид, 11-А класс).
2023-2024 учебный год:
1 место на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по биологии (Хоменко Наталья, 9-А класс);
1 место на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по биологии (Шабанова Милана, 10-Б класс);
2 место на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по биологии (Косарева Кира, 11-А класс);
1 место в Республиканском конкурсе Донбасской аграрной академии по применению цифровых технологий в АПК для школьников (Сильченко Александр, 9-А класс);
Призовые места на Международной детско-юношеской премии «Экология - дело каждого» (обучающиеся 9-11 классов);
Призовые места в Интеллектуально-игровой программе «Экодром – 2024».
На протяжении четырех лет работы в школе Мунтян О.Д. продемонстрировала высокий уровень организации внеклассной работы с обучающимися. Главной заслугой учителя стало курирование обучающихся 8-11 классов по вопросам профориентационной деятельности по направлению «Биология. Аграрные науки» в рамках сотрудничества с Федеральным государственным бюджетным учреждением высшего образования «Донбасская аграрная академия». В 2023-2024 учебном году Оксана Дмитриевна стала наставником школьного клуба юных натуралистов «Зеленые ветра».
Высокие результаты своего профессионального мастерства показала и сама Оксана Дмитриевна. Так в 2023-2024 учебном году она стала победителем муниципального этапа Республиканского конкурса «Педагог года Донецкой Народной Республики» в номинации «Педагог общего образования». В течение четырех учебных лет учитель Мунтян О.Д. приняла участие в конференциях различного уровня, таких как III и IV Международные электронные научно-практические конференции «Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей», Педагогическая конференция «Учитель, перед именем твоим!», VIII Международная заочная научная конференция «Форум молодых ученых: мир без границ», II Всероссийская электронная научно-практическая конференция «Качество естественно-математического образования: проблемы, реалии, перспективы». Статьи Оксаны Дмитриевны включены в сборники конференций.
Используя в своей работе принципы классического наставничества, считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, главное чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у молодого специалиста.
Спасибо за внимание!