Сценарий литературно - музыкальной композиции для детей среднего и старшего дошкольного возраста, учащихся начальных классов

«Путешествие Лизы»

Цель: ознакомление как можно более широкого круга детей с высокими образцами классической музыки и воспитание их слушательской культуры.

Задачи:

- формирование художественно-эстетического вкуса на основе восприятия лучших образцов классической музыки;

- побуждение детей к творчеству;

- обогащение и активизация словарного запаса детей;

- создание эмоционально – положительного настроя при знакомстве с музыкальными произведениями композиторов – классиков; обогащение музыкальных впечатлений детей;

- знакомство с музыкальными инструментами, в том числе музыкальными инструментами симфонического оркестра (саксофон, флейта);

- обучение умению передавать с помощью различных шумовых инструментов характер и настроение музыки;

- воспитание нравственно-эстетических качеств;

- воспитание культуры поведения, создание положительного эмоционального настроя и доброжелательного отношения всех участников мероприятия;

Форма проведения: концерт – лекторий.

Оборудование:

1.Музыкальные инструменты (рояль, аккордеон, саксофон, флейта, барабан, тарелки, треугольник, бубен, металлофон).

2. Мультимедийный проектор (презентация).

Атрибуты - музыкальная шкатулка.

Музыкальный материал:

- С.В. Рахманинов «Полька»

- П.И. Чайковский «Итальянская песенка»

- П.И. Чайковский «Танец Феи драже»

- П.И. Чайковский «Вальс»

- И. С. Бах «Шутка»

- Л. Бетховен «К Элизе»

- В. А. Моцарт «Турецкое рондо»

- Э. Григ «Шествие гномов»

- Э. Григ «В пещере горного короля»

- П. Дезмонд «Take five»

- РНП «Калинка»

Место проведения: ДШИ им. А.А. Пантыкина, МБОУ СОШ № 14, МБОУ СОШ № 19 (ГО Верхняя Тура).

Участники концерта – преподаватели музыкального отделения Детской школы искусств им. А.А. Пантыкина

Ведущая концерта – Иванова Ирина Александровна.

Ход

I Вводная часть

Слайд № 1.

Ведущая. Добрый день, уважаемые взрослые и дети! Мы рады приветствовать вас на концерте классической музыки с участием преподаватели ДШИ им. А.А. Пантыкина.

Сегодня мы хотим рассказать вам одну удивительную историю, которая приключилась с девочкой Лизой.

II Основная часть

Каждое лето Лиза отдыхала у бабушки в деревне в большом красивом бревенчатом доме с резными наличниками на окнах и петушком – флюгером на крыше. Вокруг дома раскинулся прекрасный сад.

Все укромные места и в саду, и в доме Лизой уже были исследованы, кроме…темного неприветливого таинственного чердака, который находился под крышей бабушкиного дома. Девочке непременно хотелось попасть туда и посмотреть, что же там находится! И вот однажды Лиза набралась смелости и поднялась по скрипучей лестнице на чердак! На чердаке было темно, свет еле – еле проникал через небольшое оконце.

Но все же Лиза увидела много старых и уже ненужных вещей – запылившееся зеркало, часы с ходиками, старые газеты, журналы, книги с пожелтевшими страницами лежали на большом дубовом сундуке с оторванной ручкой, в углу стоял трехногий стул, на котором восседал самовар с давно нечищеными боками. В небольшом кожаном чемодане лежали разные безделушки, которые и привлекли внимание Лизы – старинные стеклянные елочные игрушки, бабушкины бусы, открытки, разноцветные нитки. Но…что это – ее взгляд упал на очень красивый предмет. Когда она взяла его в руки - это оказалось маленькое изящное фортепиано белого цвета с нежным рисунком. «Ему здесь не место!», – подумала Лиза и, прижав его к груди, сбежала вниз по лестнице.

«Бабушка, посмотри, что я нашла!», - девочка подбежала к бабушке, которая сидела в кресле – качалке и читала книгу. Увидев эту прекрасную вещицу, бабушка улыбнулась и сказала: «Лизонька, это – музыкальная шкатулка, ее привез мне мой отец из далёкого путешествия, когда я была такой же юной барышней, как ты. Знаешь, это не простая, а волшебная шкатулка, она может исполнять любые желания, но… только желания тех, кто имеет доброе сердце. Для этого необходимо поднять крышку, загадать желание и нажать на черно – белые клавиши».

А самым заветным желание девочки на тот момент было оказаться в большом концертном зале, где она еще ни разу ни была.

Бабушка продолжила чтение, а Лиза взяла шкатулку и направилась вглубь сада, ей очень хотелось проверить, правда ли эта шкатулка волшебная! Стоя под раскидистыми ветками своей любимой яблони, девочка открыла крышку, из шкатулки полилась чудесная нежная музыка, загадала желание и нажала на клавиши!

И… все вокруг закружилось, завертелось, понеслось…

С.В. Рахманинов «Полька»

Слайд № 2 Икакого же было ее удивление, когда она открыла глаза, оказаться в Большом концертном зале. Как он величественен и прекрасен!

Слайд № 3 С потолка свисала невероятной красоты хрустальная люстра, переливаясь всеми цветами радуги, Слайд № 4 в оркестровой яме сидели музыканты, во фраках и длинных вечерних платьях, и настраивали свои инструменты. Слайд № 5 Перед ними стоял улыбающийся дирижер и ловко взмахивал своей дирижерской палочкой, проверяя ее, не утратила ли она своего волшебного свойства.

Слайд № 6 Постепенно зал наполнялся зрителями. Лиза сидела в мягком кресле, обитом красным бархатом, и любовалась всем этим великолепием!

Но вот прозвенел последний третий звонок (звенит звонок). Погас свет. Открылся занавес. И зазвучала волшебная музыка.

И. С. Бах «Шутка»

«Как прекрасно играли музыканты – подумала Лиза, –Вот бы мне так научиться…». Слайд № 7 И тут она вспомнила о своей любимой маме - ее милую улыбку, ласковый голос, нежные руки. Ведь она также, как эти музыканты, садилась вечером за фортепиано и играла любимые мелодии. А Лизонька, укутавшись в теплый плед, сидя у камина, засыпала под эти нежные звуки.

Видео (мультипликационный фильм)

Л. Бетховен «К Элизе»

Лиза смотрела на сцену, как завороженная!

Слайд № 8 Вот на сцене появился человек, одетый в строгий черный фрак, он снял свою шляпу – цилиндр и поприветствовал зрителей. На его лице сияла улыбка. Лиза вспомнила, мама говорила о нем, но это было какое – то оччччееень сложное слово – а, конферансье, человек, который рассказывает о концертных номерах, звучащих в этом зале. Конферансье, стоя на сцене, Слайд № 9 рассказывал о самом знаменитом русском композиторе, человеке, который сочинял восхитительную музыку – Петре Ильиче Чайковском.

Слайд № 10 «И сегодня нашим зрителям будет представлена «Итальянская песенка» из знаменитого «Детского альбома» П.И. Чайковского - такими слова завершил своё выступление конферансье.

П. И. Чайковский «Итальянская песенка»

«Какой чарующий голос» - думала Лиза...

На сцене менялись декорации, музыканты, инструменты. Зрители кричали «Браво», дарили артистам громкие аплодисменты, цветы…Лиза была как во сне, все еще не веря, что это происходит с ней. «Я как в сказке», - думала девочка.

Но вот ее мысли прервала очень знакомая музыка – Лиза прислушаласьСлайд № 11 конечно же, это знаменитый танец Феи драже из балета «Щелкунчик» - музыка сказочная, серебристая, нежная, таинственная, сверкающая. Как будто хрустальные горошины падают на серебристое блюдо. Падают, подскакивают – и исчезают. Это произведение мама часто играла дома – она нравилась Лизе.

Слайд № 12 Рождественская сказка про смелого Щелкунчика, победившего семиголового Мышиного короля, и добрую Мари, была ее любимой. Мама читала эту сказку по вечерам перед Рождеством, а Лиза восхищалась смелостью, отвагой и добротой главных героев.

Видео (отрывок из балета «Щелкунчик»)

П. И. Чайковский «Танец Феи драже»

И вот вновь на сцене конферансье. На это раз он задет вопрос юным зрителям:

«А знаете ли вы, кто такие гномы?»

Слайд № 13 Гномы - это маленькие бородатые существа, обитающие глубоко под землёй, в горах, лесу. В недрах земли они хранят несметные сокровища – золото и драгоценные камни. Несмотря на малый рост, гномы наделены невероятной силой. А еще они умеют колдовать. Их колдовство бывает добрым и безобидным. Но если гномы рассердятся, то непременно отомстят обидчику.

И сегодня для вас звучит пьеса именно про злых гномов, музыка таинственная, иногда страшная, злая, будто гномы шествуют друг за другом прихрамывают, ковыляют, даже подтанцовывают.

Э. Григ «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт»

Лиза была под большим впечатлением от этой музыки. Она сидела и размышляла - куда идут эти гномы, сколько их, почему они сегодня злые...

Ее размышления прервала суета на сцене – музыканты выносили разные инструменты – большие и маленькие, инструменты с клавишами, кнопками, инструменты в которые надо дуть, чтобы получился звук. Лиза пыталась вспомнить название каждого инструмента – тааак, - это аккордеон, фортепиано, блестящий красавец – саксофон, изящная флейта, даже звонкие тарелки, бубен, треугольник были среди этого оркестра.

Слайд № 14 Конферансье объявлял следующий номер, в котором главный герой Пер Гюнт попадает в царство фантастических злых существ – троллей, гномов – в пещеру горного короля.

Э. Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»

Так вот куда торопились гномы – в пещеру к горному королю! Теперь понятно…

Слайд № 15 Во время исполнения оркестром этой фантастической пьесы, Лиза не сводила глаз с саксофона – блестящий, с кнопочками – клапанами - ей самой так захотелось научиться играть на этом восхитительном инструменте. «Вот бы еще послушать…», - но не успела она закончить свою мысль, как на сцене появился саксофонист. Теперь Лиза даже не сомневалась, что она в сказке. Раз так быстро сбываются желания!

П. Дезмонд «Take five»

После выступления саксофониста объявили антракт.

Слайд № 16 Антракт – какое интересное слово, даже немножечко смешное – думала Лиза. Что же оно обозначает? Она подошла к милой девушке и спросила у нее.

«Антракт – это перерыв во время концерта – он нужен для того, чтобы зрители могли сходить в буфет и перекусить, обменяться своими впечатлениями. А артисты подготовить реквизит на сцене для следующего номера». Лиза поблагодарила девушку и решила прогуляться – Слайд № 17 она подошла к буфету, оттуда исходили такие приятные запахи, но… карманы ее оказались пусты, и она пошла дальше. Девочка так увлеклась, что чуть не опоздала на вторую часть концерта. Слайд № 18 Но вот она снова на своем месте. Гаснет свет, открывается занавес.

Слайд № 19 На сцене новые декорации русские просторы, русское раздолье - голубое бездонное небо, бескрайние поля и густые леса, глубоководные реки, березовые рощи с птичьими переливами. И среди всего этого великолепия звучит одна из самых знаменитых русских песен «Калинка, калинка, калинка моя! В саду ягода малинка, малинка моя!»

Русская народная песня «Калинка»

Лиза аплодировала стоя. Кричала «Браво!» Ей так не хотелось, чтобы эта сказка заканчивалась.

Слайд № 20 Но вот конферансье объявляет: «Завершает наш концерт одна из самых известных и любимых пьес великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта «Турецкое рондо».

В. А. Моцарт «Турецкое рондо»

Слайд № 21 Лиза даже не заметила, как быстро пролетело время, она была в восторге от всего увиденного и услышанного!

А в это время бабушка искала свою внучку, она кричала, звала, но никто не отзывался. Но вот она услышала в саду нежные звуки волшебной музыкальной шкатулки и все поняла… Лиза, открыв шкатулку, решила исполнить свое заветное желание.

День клонился к вечеру, внучке пора было возвращаться домой! Бабушка взяла в руки шкатулку и осторожно закрыла крышку – тут же перед ней появилась ее внучка – довольная, радостная, счастливая!

- Бабушка, она и правда волшебная! Твоя шкатулка! - Лиза обнимала свою любимую бабушку, и счастливее их в этот момент никого не было.

На этом сказка о прекрасной девочке Лизе подошла к концу. Мы благодарим наших зрителей за внимание. А сейчас разрешите представить вам участников нашего концерта - Ломовцев П.С., Шуколюков К.М., Кузьмин Д.В., Пономарева О.В., Швецова М.Н., Пугачева Н.А., Дерябина Т.В., Мусагитова Е.Н., Иванова И. Ан., Ломовцева Ю.И., Осолодкова В.М., Кузьмина А.В., Кильбер М.В.

- До новых встреч!