«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛОДКЕ ПО ВОДОЕМУ»

НОД в подготовительной группе

Тема: «Что растёт в воде»

Цель: познакомить детей с некоторыми видами водных растений.

Задачи: формировать представление о водных растениях, их особенностях, приспособленности к жизни именно в водной среде. Закреплять ориентировку в пространстве.

Развивать воображение, зрительное восприятие, внимание. Активизировать и обогащать словарь детей.

Воспитывать эстетическое отношение к природе, желание больше узнать о ней.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, безопасность, социализация

Методы: словесный, наглядный, практико-ориентрованный

Материал: иллюстрации, 2 баночки, воронка, марля-фильтр, игрушка лягушка, металлофон.

Ход занятия:

- Ребята, отгадайте загадку:

Скачет зверюшка,

Не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка) верно, это лягушка.

-Где живёт лягушка? Чем питается? Верно, лягушка это пресмыкающееся, которое может жить как в воде , так и на суше. Питается лягушка комарами и мошками. Наша лягушка прискакала к нам с сюрпризом, о котором мы узнаем попозже, а сейчас лягушка приглашает совершить путешествие по пруду, в котором она живёт. Вы согласны отправиться в путешествие? Проходите в лодку, устраивайтесь удобно, прыгать и толкаться нельзя. А кто скажет почему? (ответы детей)

Релаксация.

-Закройте глаза и представьте, что мы плывем на лодке. А вокруг вода- голубая, прозрачная, так и хочется окунуть руку вниз или поплескаться в воде. А где-то впереди прыгает рыбка, шепчет камыш. Высокая стена камыша сменяется плавающими округлыми листьями растений. Но особую, необыкновенную прелесть тихой речной воде придают крупные белые цветки. Нам так и хочется сорвать этот белоснежный цветок, и наша рука тянется к нему. Но мы не сделаем этого и проплывем мимо, восхищаясь этой красотой.

-Откройте глазки. Кто из вас догадался, о каком растении идет речь? (о белой кувшинке).

(педагог выставляет картинку №1 приложение)

Кувшинки, белые кувшинки! Уснули будто на воде.

Вы как огромные снежинки. Шедевром кажетесь вы мне!

И красотой заворожённый не в силах отвести я взгляд –

Как в нежный силуэт влюблён я и в белоснежный ваш наряд!

Кто из вас, ребята, видел этот цветок?

- В каких местах растут белые кувшинки? (там, где вода или стоит на месте, или течёт очень медленно.)

(педагог выставляет картинку №2 приложение)

- Кувшинка белая – это многолетнее травянистое растение. Посмотрите на листья, какие они, на что похожи? Листья толстые, в форме сердечка, с выемкой у черешка. Как вы думаете, почему листья толстые? Потому что внутри каждого листочка есть маленькая воздушная подушка. Она не даст листу утонуть, даже если на него сядет маленькая птичка. Листья и цветы у кувшинок- на длинных стебельках-верёвочках, они связывают растение с толстыми корешками, которые лежат на дне и кормят кувшинку. Стебелёк очень нежный- в реке его держит вода, а на суше он не может стоять прямо. Какие цветы у белой кувшинки? Прекрасные белые цветы с жёлтой серединкой. К ним часто прилетают разные насекомые и пьют вкусный сок-нектар, переносят пыльцу с цветка на цветок.

-Каких насекомых вы знаете?

-Кувшинки - цветы особенные. Они как будто знают, который час, когда им пора открываться, а когда закрываться. Кувшинки раскрывают свои лепестки утром, а закрывают вечером. Их даже называют цветы-часы. Цветок опускается вечером в воду, как будто боится холодного ночного тумана. Это стебельки укорачиваются и тянут за собой цветок. Белые кувшинки очень красивые, люди охотно рвут их для букетов. Поэтому в реках, озёрах остаётся всё меньше этих цветов. Без воды они сразу вянут, цветки закрываются, и приходится их выбрасывать. Лучше всего любоваться кувшинками с берега реки и не рвать их.

-Ребята, я вам предлагаю поиграть.

Физминутка.

Белые КУВШИНКИ? Утром открывались

(дети медленно поднимаются и поднимают руки к верху).

На водичке плавно лепестки качались.

(качание рук вправо, влево).

Солнышко садится спать пора кувшинкам,

(медленно присаживаются)

Лепестки закрылись солнце в серединке.

(закрывают руки, опускают голову на колени.).

(педагог выставляет картинку №3 приложение)

-Посмотрите на цветок. Кто знает, как его называют? (Кубышка жёлтая) Чем похожи и чем отличаются кубышка и кувшинка? Как вы думаете, растут ли они рядом? (кубышка обычно растёт рядом с кувшинкой.) Своё название растение получило из-за плодов, похожих на маленькие зелёные кувшинчики- кубышки. Ими очень любят лакомиться бобры. Днём плавающая головка цветов всегда повёрнута к солнцу. У кубышки и у кувшинки очень мощные корневища. Корневища кубышки похожи на змею, у кувшинки белой они имеют форму клубня, ответвления которого уходят в грунт на 5 м. Плоды этих растений - крупные кувшинчики, но у кувшинок они созревают под водой, а у кубышек- над водой. Кувшинчики раскрываются, и семена плывут по воде, потом падают на дно. А на следующий год из них вырастают удивительной красоты цветы.

-Ребята, я предлагаю вам выйти на берег и поиграть в игру «ходят капельки по кругу» (для озвучивания используется металлафон)

Игра.

Я - мама Тучка, а вы ребята- мои детки капельки и вам пора отправляться в путь. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать. Полетели капельки на землю… попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке играть. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой речкой. Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой океан. Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте. Я соскучилась. Ребята, подумайте, могут ли эти растения жить без воды. (ответы детей)

( Нет конечно. Вода-это их дом, без которого они жить не могут. Там, где нет воды, нет и таких растений . )

-Ребята, к сожалению, люди не берегут воду ни в море, ни в реках, ни в озерах. Сбрасывается мусор, сливаются различные вредные вещества. Я надеюсь, что когда вы вырастите, не будете этого делать, а наоборот придумаете разные фильтры для очистки воды.

(Экспериментальная деятельность)

Восп-ль: Перед вами 2 стакана с водой. Вода в них одинаковая?

Дети: Нет чистая и грязная.

Восп-ль: А вы хотели бы выпить эту воду? Почему? А эту? Почему? Давайте вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим специальную ткань-фильтр и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрим, что у нас получится?

Эксперимент мы проведем,

Воду чистую найдем.

Грязь не пустим через фильтр,

Чтобы водой могли напиться!

Вода стала чистой, и я теперь она пригодна для полива растений, а фильтр стал грязный.

Восп-ль: Да, без чистой воды мы не сможем прожить. Нам нужна только чистая вода! Кому ещё нужна чистая, пресная вода? От загрязнения страдает всё живое: погибают в грязной реке растения и рыбы, грязная вода вредна для животных, птиц и здоровья человека. Не пейте некипяченую воду из реки, озера – в ней могут быть микробы.

Воспитатели и дети выходят на берег, рассаживаются на бревно, пенек (на паласе) и подводят итог путешествию.

-Ребята, мы с вами путешествовали по водоему. А сейчас я хочу предложить вам игру, которая поможет нам понять, что вам сегодня понравилось.

Продолжите предложение, выбрав начало словами… «Я узнал(а)», «Я повторил(а)», «Я удивился(ась)», «Я запомнил(а)».

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля!

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобой родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относится добрей.

А где же наша лягушка? Ребята, она нам оставила интересную подсказку!

Дети при помощи задания на ориентировку в пространстве ищут в группе в группе лягушку

- Пять шагов вперед, три шага вправо, два шага вперед, шесть шагов вправо, повернуться кругом.

Дети находят лягушку и настольную игру-приз.