Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе.

«Путешествие по островам знаний».

Цель: Закрепить и обобщить знания детей по темам, пройденным в учебном году.

Задачи:

1. Образовательные: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам : деление слова на слоги; звуки русского языка, антонимы; синонимы; составление предложений, составление текста по серии картинок;

2. Развивающие: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, грамматический строй речи, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.

3. Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

Оборудование: Бутылка с письмом от пиратов. Буквы, картинки с изображением животных, сюжетные картинки для составления рассказа, сундук с сокровищами.

Ход занятия:

Сюрпризный момент

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мне приснился необычный и странный сон. И мне хотелось бы вам его рассказать, но события в нем так перепутались, что, проснувшись утром, я ничего не запомнила, кроме одного сюжета.

. Мне приснился одноглазый пират.

- А вы знаете, кто такие пираты? (морские разбойники)

- Да, действительно, это морские разбойники, которые плавали по морю на больших кораблях и грабили другие корабли

Во сне я видела, как пират Крюк прятал клад. И вы не поверите, когда я проснулась, то увидела эту бутылку, а в ней лежало письмо. Конечно, такое чудо может произойти только в сказке, но оно случилось в нашей с вами жизни.

Чтение письма:

Я пират и зовут меня капитан Крюк.

Я спрятал клад на одном острове.

Но чтобы его найти,

Надо путь трудный пройти.

Я дам вам карту сокровищ, но вам

Необходимо выполнить все мои задания.

Воспитатель:

-Ну что хотите отправиться в путешествие на поиски клада?

-На чем можно путешествовать?

(Ответы детей)

Предлагаю отправиться в путешествие на корабле. Все согласны?

Вы готовы?

Дети: Да!

-Но сначала нам нужно придумать название нашего корабля. (предложения детей)

- Давайте назовем наш корабль «УДАЧА!»

Нам нужно определить все звуки в этом слове. Но сначала скажите на какие 2 группы делятся звуки(гласные и согласные).

- Какие звуки мы называем гласными (Ответы детей)

-А сколько согласных звуков вы знаете(6)

- А сейчас вы по очереди будете выходить к доске, называть каждый звук в слове УДАЧА, определять гласный он или согласный и находить букву которая его обозначает.

(Дети складывают слово из перемешанных букв)

-Молодцы.

Воспитатель:

А теперь можно занять места на корабле и поднять якорь.

Сегодня я ваш капитан. Расправили ручки зображаем волны, шум волны «ш-ш-ш». Поплыли!

Дети: ш-ш-ш.

Воспитатель:

А вот и первый остров«Остров слогов».

-И вот какие задания мы получили:

Сейчас вы получите карточки, на которых изображены животные. Ваша задача посчитать слоги в названиях животных и расселить их в домики. В домик с одним окошком вы поселите животных, название которых составляет один слог, в домик с двумя окошками – два слога, а в домик с тремя окошками – животных, название которых состоит из трех слогов.

(Тигр, слон, еж, волк, лев, лось, конь, зебра, лиса, заяц, медведь, жираф, кошка, белка, кабан, коза, осел, верблюд, крокодил, собака, пантера, корова, бегемот, носорог, кенгуру.)

-Молодцы!

-Плывем дальше?

Закрываем глазки и отправляемся на следующий остров.

-А следующий остров называется «Остров слов».

-Я буду называть слово и бросать мяч, а вы должны назвать слово,

противоположное по значению.

доброта – злоба, сила – слабость, холод – жара, ум – глупость, тишина – шум, веселье – грусть, день - ночь;

твердый – мягкий, чистый – грязный, молодой – старый, сладкий – горький, большой – маленький, высокий – низкий,

открывать – закрывать, говорить – молчать, оторвать – пришить, уронить – поднять,

тихо-громко, медленно-быстро, темно-светло, много-мало, вниз-вверх, далеко – близко.

А сейчас я буду называть слова вы подумайте, как сказать их по-другому

(помогайте друг другу, если кто-то затрудняется) :

Дорога-путь

Азбука-алфавит, букварь

Аромат-запах

Машина-автомобиль,

Беседа-разговор

Друг- товарищ, приятель

Старик – дед

Ребенок-малышитя,крошка

Быстрый-проворный, резвый

Мокрый –сырой, влажный

Аккуратный-опрятный, чистый

Красивый-прекрасный, великолепный, роскошный

Большой-гигантский, огромный, громадный

Страшный-ужасный, чудовищный

Говорить-болтать

Бегать-носиться

Блестеть-сверкатьиять

Бросать-кидать, швырять

Следующее задание называется «подбери слово признак»

- Я буду называть слово, а вы слушайте внимательно, поднимайте

руку и называйте слово- признак:

небо, день, волна, рыбка, море, корабль, якорь, моряк, остров.

-Молодцы!

Хорошо, а сейчас предлагаю немного размяться.

Физминутка

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Вы выполнили все задания на этом острове и мы можем плыть дальше!

Следующий остров «Остров предложений».

- А из чего состоят предложения (из слов).

- А что происходит со словами в предложении (они связаны друг с другом)

- Какие бывают предложения (длинные и короткие)

-Что ставиться в конце предложения (Точка).

А вашим заданием будет взять карточки со схемами предложений рассмотреть сколько слов должно быть в вашем предложении и составить по ним предложения. (дети составляют предложения по схемам)

-И с этим заданием справились!

-И последний остров к которому мы с вами приплыли называется «Остров интересных рассказов».

-Капитан Крюк приготовил для вас последнее задание. Вот такие картинки, и предложил вам составить по ним интересный рассказ. Но только все они перепутаны. Попробуем составить?

-Рассмотрите их внимательно. Как вы думаете, эти картинки связаны между собой?

-Что на них изображено (Ответы детей)

-Как вы думаете, в правильном ли порядке расставлены картинки?

-Для начала картинки нужно расставить по порядку. Какая будет первой в

нашем рассказе(2-я,3-я и последняя)

-Посмотрите на первую картинку. Что на ней изображено?

(Маленькая мышка нашла синий воздушный шарик)

-Так бывает в жизни? (Нет)

-Почему?

(мышкам не дарят шар, она одета в сарафан) Значит наш рассказ будет каким? (Сказочным)

-Дети, а какая здесь мышка (Радостнаяовольная,счастливая)

-А кто наблюдает за ней из-за кустов (Ответы)

-Какой он (удивленный, уши торчком, глаза широко раскрыты, шерсть дыбом)

-Чему удивился кот?

-Что произошло дальше?

(Он приготовился схватить мышку)

-А как ведет себя мышка?

(Оглянулась и бросилась бежать, испугалась)

-А как повел себя кот?

-Чем же закончилась эта история?

(Мышка спряталась за шарик, кот увидел мышку в шарике, хотел ее схватить, а шарик лопнул и очень напугал кота)

-А мышка убежала в свою норку и стала смеяться над котом со своими

друзьями.

-А теперь попробуем составить рассказ:

-

Давайте вспомним, их каких частей состоит рассказ: в рассказе есть начало,

середина и конец.

-А еще мы в самом начале даем название рассказу. Как назовем рассказ?

-Не забудьте рассказать про погоду и все, что окружает наших героев на

картинках.

Рассказ.

Однажды летом маленькая мышка Маша надела свой нарядный сарафан и вышла на полянку погулять. Вдруг она увидела большой воздушный шар.

Мышка очень обрадовалась и побежала за ним. Был очень теплый солнечный день, и мышка запела песенку своим тоненьким голосом. Еевеселую песенку услышал кот Васька, который гулял поблизости. Он притаился в кустах и стал следить за мышкой, которая беззаботно играла с шариком. Вдруг кот выпрыгнул из кустов, чтобы схватить мышку, а мышка, почуяв опасность, спряталась за шарик, в котором, как в зеркале, появилось ее отражение. Кот подумал, что мышка спряталась в шарик, и своими острыми когтями попытался схватить мышку, но от острых Васькиных когтей шарик с грохотом лопнул, а Васька с ужасом отпрыгнул в сторону. А мышки спрятались в норку и смеялись над тем, как перехитрили кота.

(1-2 ребенка рассказывают полностью рассказ, который получился)

-Ребята, вы все большие молодцы! У нас получился замечательный рассказ.

-Ну, вот мы с вами выполнили все задания капитана Крюка.

Давайте поищем где же может быть спрятан клад. (находят клад)

Откроем?

-Ну, вот ребята - это и есть ваше сокровище.

Итог занятия :

- Ребята, наше путешествие подошло к концу, понравилось вам наше

путешествие? Что вам больше всего запомнилось (ответы детей).

Все вы были сегодня молодцы, всем большое спасибо.

Я пират и зовут меня капитан Крюк.

Я спрятал клад

на одном острове.

Но чтобы его найти,

Надо путь трудный пройти.

Я даю вам карту сокровищ, но вам

Необходимо выполнить все мои задания.

«Скажи наоборот»

доброта – злоба, сила – слабость, холод – жара, ум – глупость, тишина – шум, веселье – грусть, день - ночь;

твердый – мягкий, чистый – грязный, молодой – старый, сладкий – горький, большой – маленький, высокий – низкий,

открывать – закрывать, говорить – молчать, оторвать – пришить, уронить – поднять,

тихо-громко, медленно-быстро, темно-светло, много-мало, вниз-вверх, далеко – близко.

«Скажи по-другому»

(помогайте друг другу, если кто-то затрудняется) :

Дорога-путь

Азбука-алфавит, букварь

Аромат-запах

Машина-автомобиль,

Беседа-разговор

Друг- товарищ, приятель

Старик – дед

Ребенок-малышитя,крошка

Быстрый-проворный, резвый

Мокрый –сырой, влажный

Аккуратный-опрятный, чистый

Красивый-прекрасный, великолепный, роскошный

Большой-гигантский, огромный, громадный

Страшный-ужасный, чудовищный

Говорить-болтать

Бегать-носиться

Блестеть-сверкатьиять

Бросать-кидать, швырять

Следующее задание называется «подбери слово признак»

- Я буду называть слово, а вы слушайте внимательно, поднимайте

руку и называйте слово- признак:

небо, день, волна, рыбка, море, корабль, якорь, моряк, остров.