Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок»

Конспект

итогового интегрированного НОД

по математике «Путешествие в Цифроград»

в подготовительной группе №3

Воспитатель:

Раданчук Зинаида Фёдоровна

1 квалификационная категория

г. Муравленко

2018

Цель: Закрепить знания детей по математике, полученные в триместре. Развивать мыслительную деятельность на занятиях математики.

Задачи:

Образовательные:

• Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10.

• Упражнять детей в установлении равенства между числами.

• Закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры.

• Упражнять детей в нахождении предыдущего и последующего числа.

• Закрепить дни недели и времена года.

• Закрепить части суток.

• Развивать устную речь.

• Закрепить с детьми физкультминутки, пальчиковые игры, гимнастику для глаз.

• Закрепить знаки «больше»«меньше»«равно».

Развивающие:

• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

• Развивать зрительную память.

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.

• Развивать мелкую моторику и глазомер.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к математике.

• Воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.

• Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательность в общении с людьми.

Материал (оборудование): Город Цифроград, конверт с письмом, карта со станциями, мяч, карточки с цифрами, домики с числами, геометрический материал «Танграмм», знаки «больше»«меньше»«равно»

Методические приемы:

• Игровой (сюрпризный момент)

Словесный (чтение письма, вопросы, беседа)

• Наглядный (демонстрационный материал)

• Анализ занятия, поощрения.

Ход НОД

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня, по дороге в детский сад почтальон передал мне вот это письмо. Давайте вместе посмотрим что там. Ой, да здесь приглашение. Жители Цифрограда - цифры, приглашают нас в гости. Вы желаете попасть в Цифроград?

Дети: да.

Воспитатель: Ну, тогда отправляемся. Посмотрите, на полу разбросаны цифры.

Для того, что бы попасть в Цифроград, нам необходимо соединить - цифры в порядке возрастания от 1 до 10. Дорожка цифр - приведет нас в Цифроград.

(Дети выполняют задание, соединяют стрелочками цифры попорядку).

Воспитатель: Ребята, но этого не достаточно, чтобы попасть в Цифроград, Я знаю волшебное заклинание, с его помощью мы попробуем попасть в город.

Закрывайте глаза:

10 цифр стали в ряд,

Привели нас в Цифроград.

все ребята очень рады,

Быть гостями Цифрограда

Воспитатель: Посмотрите вот и Цифроград. Жителями Цифрограда являются цифры. А вот это карта, по которой мы будем двигать по городу и выполнять задания. Здесь 5 станций, которые мы должны выполнить. После этого, мы попадем обратно с вами в детский сад.

Станция

«Р

азминка

»

:

(дети стоят в кругу и с помощью передачи мяча отвечают на вопросы)

• Какое на улице время года? (весна)

• Назовите 3 весенних месяца? (март, апрель, май)

• Какой сейчас месяц? (апрель)

• Какой сегодня день недели?

• Какой он по счету?

• Какой вчера был день недели?

• Какой будет завтра день недели?

Назовите части суток?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Справились с этим заданием.

2. Станция «Улица Математиков».

Воспитатель: послушайте загадку:

В два ряда дома стоят,

Десять, двадцать, сто подряд,

Квадратными глазами

Друг на друга глядят

Дети(улица)

Воспитатель: правильно. Сейчас мы с вами попадаем на улицу Математиков. На этой улице много старых домов, но строят и много новых. Так вот в новых домах соседи еще не знают друг друга, давайте поможем их найти.

Поиграем в игру «Найди соседей числа»

Воспитатель: Молодцы! Выполним физминутку:

Мы руками хлоп, хлоп

Мы ногами топ, топ

Мы глазами мик, мик

Мы плечами чик, чик,

Раз сюда, два туда

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два

Заниматься нам пора.

Станция 

«Решай-ка»

Работа за мольбертом.

Воспитатель: А теперь задания для развития логического мышления. Посоветовавшись, вы сможете найти и обвести правильный ответ. Итак, вопросы:

1. Обведи кошку не с мячом и не справа. 2. Обведи платье не с коротким рукавом и не в горошек. 3. Обведи дом не с треугольной и не с прямоугольной крышей. 4. Обведите забор, который начали строить раньше. 5. Определите, сколько лошадей за занавеской. 6. Сколько зайцев за пеньком. 7. Сосчитайте яблоки. 8. У Маши и Миши два яблока и три груши, сколько всего овощей у детей? 9. Утенок, мышонок и лошадка разделили пирог поровну, у кого кусок больше?

Воспитатель: молодцы! Следующая станция называется «Зоопарк»

4. Станция «Зоопарк»

Воспитатель: Ребята, в городе Цифроград есть зоопарк. В котором, живут животные. Мы их узнаем в конце работы. Подойдите к столу.

• Что лежит на столе? (геометрические фигуры)

• Назовите их (треугольники, квадрат, параллелограмм)

• Сколько треугольников(5)

• Какие они? (2 больших, 2 маленьких, 1 средний)

• «Чем они отличаются друг от друга? (размерами)

• Что это за фигура? (квадрат)

• Что мы знаем о квадрате? (все стороны равны и 4 угла)

Воспитатель: животных мы будем складывать из геометрических фигур. Каждому человеку лежит свой конверт с фигурами. Садитесь за столы и выполняйте. После этого мы посмотрим, какие животные получились.

Самостоятельная деятельность детей. (Ответы детей после выполнения работы)

Воспитатель: молодцы! Теперь мы знаем какие животные живут в зоопарке.

5. Станция «Сравни-ка»

Воспитатель:

• Сколько девочек? 

• Какой цифрой обозначим

• Сколько мальчиков? 

• Какой цифрой обозначим

• Кого больше (девочек)

• Какой знак поставим? (больше)

Такая же работа со знаком меньше и равно.

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие и нам надо вернуться в детский сад. Встаньте в круг и сейчас мы должны произнести числовой ряд в порядке убывания от 10 до 1.

Вот мы и в детском саду.

Итог:

• Ребята, где мы сегодня были?

• Понравилось вам путешествовать?

• Какое задание для вас было трудным?

• Какое задание для вас было легким?

• Хотели бы вы еще пойти путешествовать?

Все молодцы! Хорошо работали!

Конспект интегрированной НОД по математике в подготовительной группе

Математика детям

Автор: Скопицкая Ольга Викторовна   

28.01.2018 01:29

Конспект интегрированной НОД по математике в подготовительной группе

(открытое занятие, проведенное в феврале 2017г. для приглашенных учителей начальных классов).

Цель: воспитывать интерес к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь; продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10. Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости; умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости.

Материалы: 2 письма (и посылка) Царицы Математики, геометрические фигуры разных цветов и размеров; лист ватмана; клеящие карандаши; счетные палочки; наглядный материал для решения арифметических задач; мяч; буквенно-числовые карточки от 1 до 10; картонные золотые медали «Юному математику».

 

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас много гостей…»

В группу входит взрослый с конвертом в руках и говорит: «Вам письмо».

Воспитатель: «Большое спасибо. Сейчас посмотрим…»

Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо.

Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

1. Письмо Царицы Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Этот двоечник испортил узоры из счетных палочек, решил задачи с ошибками!

Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь.

Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.

Ваш друг, Царица Математика».

«Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?»

Дети: «Да, да, поможем!»

Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно пройти испытания. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»

Прохождение заданий.

1. — Ребята, чтоб попасть в математическую страну, надо ответить на вопросы:

Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.

Ход: Дети выстраиваются в шеренгу и по очереди отвечают на вопросы воспитателя, при каждом вопросе воспитатель бросает ребенку мяч, отвечая, ребенок возвращает мяч (вопросов по количеству детей):

Сколько ушей у двух мышей? 

(4)

Сколько дней в неделе? 

(7)

Сколько глаз у светофора? 

(3или 2)

Сколько пальцев на одной руке? 

(5)

Сколько солнышек на небе? 

(1)

Сколько лап у двух собак? 

(8)

Сколько пальцев на двух руках? 

(10)

Сколько в неделе выходных дней? 

(2)

Сколько солнышек на небе ночью? 

(0)

Какое число больше 8, но меньше 10? 

(9)

Сколько яблок на березе, если 3 росло, одно упало? 

(0)

В вазе три ромашки и два тюльпана. Сколько всего ромашек в вазе? 

(Три ромашки)

.

Что произойдет с белым платком, если его опустить в Черное море? 

(Он станет мокрым.)

В феврале в нашем дворе расцвели три ромашки и две розы.

Сколько стало цветов во дворе? (Нисколько. В феврале цветы не растут.)

15. Дети лепили снеговика. После этого на батарее сохли шесть варежек. Сколько детей лепили снеговика? (трое).

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли испытание, и теперь мы с вами в математической стране. А вот и первое задание: вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушен целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте вспомним, из чего состоит город».

Дети: «Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений».

2. Задание «Построй город из геометрических фигур»

Цель: закреплять умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения людей, домов, транспорта, деревьев и т.д.

Материал: ватман, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.

Ход: дети выполняют аппликацию на ватмане из геометрических фигур, т.е. «восстанавливают» разрушенный город: дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц. Работа проходит в быстром темпе.

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными архитекторами и строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел!

3. Сейчас нам предстоит выполнить следующее задание — выложить заданную геометрическую фигуру из палочек.

(Игровое задание со счетными палочками).

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры.

Материалы: счетные палочки.

Ход: воспитатель дает детям задание:

Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны 

(треугольник)

.

Постройте фигуру, у которой все стороны равны 

(квадрат)

.

Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие 

(прямоугольник)

.

Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон 

(пятиугольник)

.

Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? 

(треугольник)

.

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный».

4. Составление и решение арифметических задач

Цель: закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак «плюс» или «минус).

Материал: демонстрационный счетный материал.

Ход: воспитатель показывает демонстрационный материал и задает тему: «Составьте задачу про кораблики» (рыбок, яблоки, грибы, морковки и т.д.).

6+3 – в море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов?

4+4 (рыбки) – в аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 4 рыбки. Сколько стало рыбок?

10-7 (яблоки) – в вазе было 10 яблок, 7 яблок съели. Сколько яблок осталось?

2+8 (грибы) – на полянке было 2 грибочка, после дождя выросло еще 8. Сколько стало грибов?

10-5 (морковки) – на грядке росло 10 морковок, 5 морковок вытащили. Сколько морковок осталось?

Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус»

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием! А теперь вам предстоит проверка на слух и внимание».

5. Игра «Кто самый внимательный» (физкультминутка).

Цель: закреплять умение детей воспринимать задание на слух (количество хлопков), сопоставлять действия со словами; развивать внимание и быстроту реакции.

Ход: воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т.е. самый внимательный.

6. А теперь задания для развития логического мышления. Садитесь за столы. (По подгруппам). Посоветовавшись, вы сможете найти и обвести правильный ответ (листы А3 с картинками, нарисованными заранее от руки, использованы рабочие тетради из серии «Школа для дошколят» — «Решаем задачки для ума»«Развиваем логику»«Развиваем речь» 6-7 лет). Итак, вопросы: 1. Обведи кошку не с мячом и не справа. 2. Обведи платье не с коротким рукавом и не в горошек. 3. Найди дом не с треугольной и не с прямоугольной крышей. 4. Найдите карандаш, которым рисовали дольше всего. 5. Обведите забор, который начали строить раньше. 6. Найдите свечу, которую зажгли первой. 7. Определите, сколько лошадей за занавеской. 8. Сколько зайцев за пеньком. 9. Сосчитайте яблоки. 10. У Маши и Миши два яблока и три груши, сколько всего овощей у детей? 11. Сколько внучат у бабушки? (варежки). 12. Аня и Ваня рисовали картины два часа, сколько часов рисовал каждый? 13. Утенок, мышонок и лошадка разделили пирог поровну, у кого кусок больше?

7. Выполнение задания на выход из волшебной страны.

Воспитатель: «Здорово, ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее испытание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль и сможете его прочесть».

Цель: закреплять умение детей выкладывать числовые карточки в обратном порядке (от 10 до 1), читать по слогам.

Материал: буквенно-числовые карточки, на которых с одной стороны цифры (от 1 до 10), а с другой – буквы.

Ход: карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1), после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»).

По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают «пароль» и «возвращаются» домой.

Воспитатель: «Ну, вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?» …

Входит взрослый и говорит: «Вам письмо с посылкой».

Воспитатель: «Большое спасибо. Кто бы это мог быть?»

8. Письмо Царицы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный город из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок.

Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются медали и звания почетного гостя страны математики! Надеюсь, они вам понравятся. До новых встреч!».

Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного. А теперь скажите, что вам сегодня понравилось в нашем путешествии? Что было нового и интересного? Спасибо, ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями, мы вам всегда рады, до новых встреч».

Логические задания:

- отсчитайте 6 поленьев (используются счётные палочки) и выложите из них домик.

- переложить 2 полена так, чтобы получился флажок;

-отсчитайте 5 поленьев и выложите 2 треугольника;

-отсчитайте 7 поленьев и выложите 2 квадрата.

Баба Яга: Ну, молодцы! Не ожидала, что вы сообразительные такие. Хвалю и отпускаю вас. Счастливого пути!

Какое первое задание? Что расположено в верхнем левом углу? (геометрические фигуры) Наше первое задание называется «Весёлые фигуры»
Воспитатель показывает фигуры на доске. Как называются эти фигуры? Назовите к каждой из фигур предметы такой же формы. 
После выполнения задания дети получают карточку с буквой. Вы молодцы! 
Поставим карточку на доску и отправимся выполнять второе задание.
Посмотрите на схему. Как вы думаете какое второе задание?(ответы детей)
Воспитатель предлагает детям сесть за столы. Откройте тетради. Наше следующее задание « Математический диктант» Дети работают в тетрадях в клетку под диктовку воспитателя. Что у нас получилось? Сравните с образцом. Воспитатель показывает увеличенный образец. Правильно у нас получилась собачка. Дети оценивают свои работы и работы товарищей. Молодцы! Вы заработали вторую карточку!
Прежде чем перейти к следующему заданию, предлагаю вам математическую разминку. Игра »Верно не верно»

Цель: обобщить знания детей, полученные в течении года.

Образовательные задачи:

1.Закрепить навыки прямого и обратного счета двойками в пределах 20.

2.Систематезировать знания детей о предыдущих, последующих, четных, нечетных , однозначных и двузначных числах

3.Формировать знания детей о плоских геометрических фигурах.

4.Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

5.Развивать пространственное ориентирование и ориентирование во времени, а также умение объединять предметы в группу по признаку, формировать навыки групповой работы;

Развивающие задачи:

1. Развивать психологические процессы: зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

2. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

Воспитательные:

1.Воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: устойчивость

интереса к математическим знаниям и умениям, целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность.

Методы и приёмы:

Словесный: вопросы, беседа, пояснения.

Игровой: дидактические игры «Назови лишнее слово», «Кто самый умный? »

Практический: решение задач и примеров, моделирование конструкций.

Ход занятия.

Педагог рассказывает детям сказку:
Жил – был царь. И была у него дочка – красавица. Вот уехал как – то царь по своим царским делам, а дочка осталась дома. Вышла она в сад погулять, а тут ветер налетел, подхватил царевну и унёс в тридевятое царство, в тридесятое государство. Приехал царь домой, привез ей в подарок волшебный цветочек, а царевны нигде нет. И издал он указ: «Кто отправится на поиски царевны и освободит её, тот получит награду ».

- Что же делать? Можем ли мы помочь царю вернуть его дочь?
- А вы хотите отправиться на поиски царевны? (Да)

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы пожмем друг другу руку

Побежит тепло по кругу.

- но чтобы найти и освободить царевну надо выполнить несколько трудных заданий, вы готовы?

Тогда нам поможет «цветик – семицветик».

1 лепесток
-Назовите какое сейчас время года, часть суток, день недели, сколько дней в неделе, сколько месяцев в году, какой сейчас месяц?

2 лепесток

(на столах карандаши и лист бумаги)

В середине нарисуйте круг.

В верхнем левом углу - квадрат.

В правом верхний углу - треугольник.

В нижнем левом углу - прямоугольник.

В нижнем правом углу - овал.

Воспитатель:

Молодцы справились с заданием.

3 лепесток

Назови соседей числа 8, 10, 15

Назови предыдущее число: к числам 5, 9, 13

Назови последующее число: к числам 4, 19, 11

Назови однозначные числа

Назови двузначные числа

Назови четные, нечетные числа.

Молодцы, с этим заданием стравились. Ну, что отправляемся дальше?

4 лепесток

Назови плоские геометрические фигуры:

круг, квадрат, треугольник, ромб, трапеция, овал, прямоугольник, восьмиугольник,

- Какие 2 фигуры можно убрать из этой группы (почему?)

- Круг и овал – эти фигуры не имеют углов.

- Какие ещё фигуры являются лишними? (треугольник и восьмиугольник)

- Как можно назвать одним словом оставшиеся фигуры?

Отлично! Ну что идем дальше?

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – место сесть опять.

5 лепесток

Составь и реши задачу

( На стенде панно с большой ромашкой, картинки бабочек и божьих коровок)

Воспитатель прикрепляет на ромашку 4 бабочки и 3 божьих коровки.

Дети самостоятельно составляют условие задачи, задают вопрос и рассказывают решение, при этом каждый выкладывает у себя на столе решение цифрами.

4 + 3 = 7

Замечательно справились с задачами! Ну что идем дальше?

- Мы трудностей не боимся, можем смело продолжать свой путь.

6 лепесток

Задание на смекалку

Сколько ушей у 3 мышей?

Сколько хвостов у 5 котов?

Сколько голов у 4 коров?

7 лепесток

Ну вот и последний лепесток остался. Послушайте загадку.

День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы)!

Если правильно установить время, то царевна освободится.

-А для чего нужны человеку часы? Для чего нам нужно знать время?

Возьмите часы и установите на них 12 часов ровно. Половина 5 часа.

Итог:

Молодцы, вы отлично справились с заданием, а значит и царевну сумели спасти.

Теперь дружно делаем обратный отсчет. (Обратный счет от 10 до1)

Вот мы и дома. Вам понравилось путешествие?

Какое задание вам показалось самым трудным? А какое легким?

Молодцы, теперь я точно знаю что в школе вы будете учиться только на отлично.