Итоговое занятие по математике в средней группе
«Путешествие в сказку»
Цель. Обобщить полученные знания, умения, которые получили дети в течение учебного года.
Задачи:
обучающие: закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, соотнесение цифр 1-5 с количеством предметов; представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал); навыки ориентировки во времени и в пространстве; умение сравнивать предметы по величине.
развивающие: развивать конструктивные способности, мышление, память, речь, сообразительность, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы, обобщать.
воспитывающие: воспитывать интерес к математическим занятиям, умение и желание отвечать на вопросы.
Материал:
Демонстрационный: Куклы Алёнушка, Иванушка, Баба яга, ёжик, красный клубочек, игрушки гуси (5шт), ёлки, яблоня, пенёк, мяч, ткань для речки, мост.
Раздаточный материал: яблоки красного и жёлтого цвета (по 5 шт. для каждого ребёнка), полоски длинные и короткие, карточки с цифрами от1 до 5 (на каждого ребёнка), карточки символы частей суток 9 на каждого ребёнка), блоки Дьенеша, палочки Кюзинера, три тропинки разного размера и цвета.
Организационный момент:
Воспитатель: Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Ответы детей:
Воспитатель: Какие сказки знаете вы?
Ответы детей:
Воспитатель: Хотите попасть в одну из ваших любимых сказок?
Ответы детей:
Воспитатель: Тогда отгадайте загадку, и вы узнаете в какую сказку мы попадём.
Загадка:
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят.
Ответы детей: «Гуси лебеди»
Воспитатель: Молодцы, ребята отгадали.
Воспитатель: Раз, два, три вокруг себя повернись в сказки очутись.
(Встретили Алёнушку на пеньке по ёлкой)
Воспитатель: Алёнушка ты что такая грустная?
Алёнушка: Матушка и батюшка уехали в город. Попросили меня посмотреть за братом. Посадила я брата на травку и побежала играть с подружками. Заигралась, а когда вспомнила про брата, то успела увидеть, как налетели гуси лебеди, подхватили Иванушку и унесли на крыльях.
Воспитатель: Ребята, поможем Алёнушке спасти Иванушку?
Ответы детей:
Воспитатель: Итак, мы отправляемся на помощь вместе с Алёнушкой. Наша задача помочь ей спасти брата Иванушку.
Воспитатель: Смотрите ребята три тропинки разного цвета и размера.
Воспитатель: Это тропинки, которые ведут в сказочный лес.
Воспитатель: Какие они разные! Посмотрите, чем они отличаются?
Воспитатель: Синяя тропинка какая?
Ответы детей: Длинная, узкая.
Воспитатель: А зеленая?
Ответы детей: Короткая, широкая.
Воспитатель: Тропинка красная какая?
Ответы детей: Средняя.
Воспитатель: А по какой тропинке мы пойдём, чтобы быстрее попасть в сказочный лес?
Ответы детей: По широкой, короткой.
Воспитатель: Ну вот, мы и пришли. (появился ёжик с клубочком)
Воспитатель: Ёжик ты не видел куда гуси – лебеди улетели?
Ёжик: Выполните моё задание помогу!
Воспитатель: Ну что ребята готовы Алёнушки дальше помогать.
Ответы детей:
Воспитатель: Тогда приступаем!
Воспитатель: Отвечать нужно быстро и правильно. (карточки символы частей суток).
Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ежик.
Все вокруг уснуть должны,
Наши дети тоже.
Когда все спят? (Ночью)
Солнце яркое встает,
Петушок в саду поет.
Наши дети просыпаются,
В детский садик собираются.
Когда это бывает? (Утром)
Солнце в небе ярко светит,
На прогулку пошли дети.
Когда это бывает? (Днем)
А что следует за днем?
Ответы детей: (Вечер)
Воспитатель: Ребята выложите по порядку части суток (утро, день, вечер, ночь).
Ёжик: Молодцы, ребята, справились с заданием, вот вам волшебный клубочек, который укажет путь куда идти дальше.
Воспитатель: Спасибо ёжик, нам пору в путь.
Воспитатель: Ребята, мы с вами очутились в сказочном лесу. Посмотрите куда нас клубочек привёл? Что это?
Ответы детей: Печку. (стоит печка)
Воспитатель: Ой какая печка красивая. Посмотрите какие геометрические фигуры использовали, чтобы построить печку? (прямоугольник, квадрат)
-Посмотрите какой яркий фигуры на печке.
-Какая фигура в правом верхнем углу? (красный треугольник)
-Какая фигура в левом нижнем углу? (зелёный квадрат)
-Какая фигура в правом нижнем углу? (маленький синий прямоугольник)
- Какая фигура волевом нижнем углу? (маленький жёлтый овал)
-Что находиться по середине? (оранжевый круг)
Воспитатель: Печка, скажи, куда гуси лебеди улетели?
Печка: С играете в игру помогу.
Д.и. «Скажи наоборот» (с мячом)
День- ночь;
Утро- вечер;
Холодный- горячий;
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Светлый- тёмный;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Мягкий- твёрдый;
Далеко – близко;
Печка: Молодцы, справились.
(И указала печка куда катить клубочек дальше).
Воспитатель: Идем с Алёнушкой дальше, и на пути нам встретилась….(Яблоня).
Воспитатель: Яблонька, скажи, куда гуси лебеди улетели?
Яблоня: - Выполните моё задание, тогда помогу.
Воспитатель: Перед вами карточки с полосками. Выложите на верхнюю полоску 4 красных яблока. Выложите на нижнюю полоску 5 желтых яблок. Сколько желтых яблок стало? Каких яблок больше жёлтых, или красных? Каких меньше красных, или жёлтых? Сделайте так, чтобы яблок стало поровну. (Дети выполняют двумя способами: убирают одно яблоко из большего количества или добавляют одно яблоко к меньшему количеству). Соотношение цифр с яблоками. (подставляют цифру соответствуя яблокам)
Яблоня: Ребята вы молодцы! Я вам помогу! (и указала путь куда катить клубочек дальше)
Воспитатель: Идем дальше. Вот и речка у нас на пути.
Воспитатель: Речка, скажи, куда гуси лебеди улетели?
Речка: Выполните моё задание скажу.
Воспитатель: Ребята будем выполнять, Алёнушки дальше помогать?
Ответы детей:
Воспитатель: А Как нам её перейти?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята посмотрите, а в мосту дырки! Мы, наверное, не сможем перейти через мостик? Что же делать?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно их нужно закрыть, и в этом нам помогут вот эти карточки символы. (карточки символы блоки Дьенеша).
Воспитатель: Справимся?
Ответы детей:
Воспитатель: Ну вот справились и с этим заданием!
Речка: Как здорово у вас получилось! (и указала куда катить клубочек дальше).
Воспитатель: Ребята посмотрите, что это?
Ответы детей:
Воспитатель. Нам нужно помочь Алёнушке войти в избушку и забрать Иванушку, а для этого необходимо выполнить задание.
Воспитатель: Чтобы попасть в избушку Бабы – Яги нужно построить волшебные лесенки, которые сделаем из палочек Кюзинера.
Воспитатель: Будем строить лесенки?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, вы такие красивые лесенки сделали. (назовите соотношение цвета с цифрой)
Воспитатель: Молодцы, и с этим задание справились.
Воспитатель. Посмотрите, на Бабу Ягу! Какая она? (сердитая, грустная) ---Как вы думаете, почему она сердитая?
Ответы детей:(потому что ей никто не говорил волшебные слова)
Воспитатель: А какие волшебные слова мы можем сказать для Бабы яги?
Ответы детей:
Воспитатель: Ну что Баба яга, ты вернёшь нам Иванушку!
Баба яга: Верну, спасибо вам за такие волшебные слова!
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, все вместе мы помогли Аленушке найти Иванушку.
Воспитатель: Алёнушка для вас угощение приготовила! (получают угощения)
Воспитатель: Ну, а нам пора в детский сад возвращаться! Раз, два, три вокруг себя повернись в детском саду очутись.
Рефлексия: Ребята, где мы сегодня побывали?
Кому помогали?
Кого спасали?
Вам понравилось наше путешествие в сказочный лес? (кому понравилось возьмите солнышко, а кому нет возьмите тучку).