Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 14»
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе
Тема: Квест-игра «Путешествие в зимний лес»
Подготовила: воспитатель высшей категории
Пронькина Светлана Павловна
2023 год
Цель: способствовать формированию у детей самостоятельного мышления, развитию воображения и познавательной активности, используя приемы квест-технологии.
Задачи:
- расширять и активизировать словарный запас детей по темам «Зима», «Дикие животные и их детеныши», «Зимующие птицы».
- закреплять знания о диких животных и их детенышах, умение различать зимующих, перелетных птиц, узнавать зверей и птиц по следам и называть их.
- закреплять умение составлять предложения с предлогами (в, на, под) по мнемотаблицам, использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными; находить родственные слова к слову «снег».
- развивать поисковую активность, зрительное внимание и память.
- воспитывать командные качества, вызывать интерес к выполнению различных заданий и упражнений, создавать положительный эмоциональный настрой.
Материалы и оборудование: проектор, экран, слайды, колокольчики (по количеству детей), изображения животных, птиц и их следов (волк, лиса, заяц, лось, белка, кабан, воробей); снежки из пластмассовых шаров, игрушка-медведь, деревянная палочка, снежинки (для каждого ребенка), клей-карандаш, кисточки для клея, блестки, изображения зимующих и перелетных птиц, диких животных и их детенышей, слайд к игре «Кто где спрятался?» с мнемотаблицами, аудиозаписи песен, голосов воробья, сороки, вороны, совы, звуков вьюги; картинка «Зимний лес»; картинка-подсказка «Медведь спит в берлоге», разрезанная на пазлы; сундучок с конфетами.
Ход занятия
Звучит музыка «Зимняя сказка» в исп. И. Богушевской, дети с воспитателем проходят на ковер, группа оформлена в зимней тематике.
Воспитатель:
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь-
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: Зимой.
Раздается сигнал СМС сотового телефона.
Воспитатель (удивленно). Ребята, мне пришло голосовое сообщение! Давайте послушаем.
Звучит сообщение: «Дорогие ребята! Я, Волшебница Зима, приглашаю вас в зимний лес, где спрятан сюрприз. Вас ждут интересные приключения с заданиями. За каждое правильно выполненное задание соберите волшебные снежинки. Они помогут вам найти сюрприз. Счастливого пути!»
Воспитатель: ну что, ребята, хотите в зимний лес?
Дети: хотим!
Воспитатель: А на чем же мы туда доберемся, дорога ведь неблизкая? Давайте вспомним, на чем дети катаются зимой.
Дети: на лыжах, коньках, ледянке, санках, тюбинге.
Дети решают, что ехать надо на санках. Дети становятся друг за другом, в руках колокольчики, дети бегут под музыку и звенят колокольчиками. На мультимедийном проекторе – картинка с изображением зимнего леса.
Воспитатель: Ребята, вот мы и очутились в зимнем лесу. (На экране появляется задание от Волшебницы зимы). Посмотрите, как красиво в зимнем лесу! Первое задание от Волшебницы Зимы: надо узнать, чьи это следы на снегу. Возле следов лежат снежки. В них спрятана картинка – изображение животного или птицы, которому принадлежат следы. Вы отвечаете, а потом мы открываем снежок и проверяем, правильно ли вы ответили.
Игра «Угадай следы на снегу»
На полу лежат «следы» кабана, лося, лисицы, волка, белки, сороки, воробья и две картинки со следами зайца. Дети отгадывают, кому принадлежат следы.
Воспитатель: Ребята, вы нашли следы двух зайцев, они разные, почему?
Дети: потому что одни следы принадлежат зайцу, который сидит и опирается на задние лапы. Поэтому отпечаток задних лап на снегу длиннее, а передних - короче. А вторые следы принадлежат зайцу, который бежит. Заяц бегает задними ногами вперед, поэтому впереди отпечатались задние длинные лапы. Если дети не смогут самостоятельно ответить на вопрос, воспитатель помогает.
Воспитатель: Молодцы! Все следы правильно угадали. Вот вам и первая волшебная снежинка. Ребята, скажите, по каким признакам мы узнаем, что наступила зима?
Дети: стало холодно, люди оделись в теплые куртки и шапки, выпал снег.
Воспитатель: да, самый главный признак зимы – снег. Следующее задание: посмотрите на экран. Какое слово вы видите в центре? (снег). Посмотрите внимательно на картинки, запомните их. Подумайте и назовите слова, похожие на слово «снег» (Снежинка, Снегурочка, снеговик, снегокат, снегирь, снежок, снегопад). Молодцы, ребята! Ребята, а что делает медведь зимой? (зимой медведь спит)
Правильно, медведь зимой спит и не видит, какая бывает зима, не видит красоту снежинок. Вот и следующее задание от Волшебницы Зимы – рассказать мишке, какие бывают снежинки.
Игра «Какая бывает снежинка?»
Дети становятся в круг. В центре круга на детском стуле сидит игрушечный медведь, рядом лежит деревянная палочка. Дети передают палочку по кругу и исполняют попевку «Какая бывает снежинка» (муз. Е.Шадриной)
Медведь совсем не знает,
Какой снежинка бывает,
К кому палочка придет,
Тот ответ ему дает.
Ребенок, у которого палочка оказалась в руках, называет признак снежинки, затем передает палочку следующему (какая? Белая, легкая, красивая, узорная, холодная, хрупкая, блестящая, искристая, серебристая), пока все дети не назовут по одному признаку.
Воспитатель: Какие красивые слова вы подобрали к слову «Снежинка»! Теперь медведь будет знать какими бывают снежинки, а Волшебница Зима дает нам вторую волшебную снежинку.
Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат снежинки, но они не блестят и не искрятся. Волшебница Зима предлагает вам это исправить и сделать так, чтобы ваши снежинки стали красивыми. Украсьте их, пожалуйста.
Звучит песня «Серебристые снежинки» (муз. А.Варламова, сл. Р. Паниной). Дети наносят клей на снежинку, посыпают их блестками.
Воспитатель: какие красивые снежинки у вас получились! Какими они стали? (снежинки стали блестящими, искристыми, серебристыми, сверкающими). Вы хорошо постарались и выполнили задание Волшебницы Зимы. Положим в коробку еще одну волшебную снежинку. Что-то я больше не вижу заданий от Волшебницы Зимы… Что же нам делать дальше, где искать сюрприз? Мы же за этим приехали в лес. (Звучит аудиозапись вьюги, педагог ежится) Как-то холодно стало!
Входит Волшебница Зима.
Зима:
Здравствуйте, а вот и я,
Волшебница Зима зовут меня!
Заметаю я дорожки,
Сыплю снег вам на ладошки,
В гости к вам пришла не просто-
Будем вместе клад искать.
Только все мои заданья
Нужно быстро выполнять.
Показывает на экран. Как красиво в зимнем лесу! Только я не вижу моих друзей – зверей и птиц. Куда же они спрятались? Ребята, вы поможете мне их найти. (поможем) Посмотрите на волшебный экран – он вам подскажет, где найти моих друзей.
Дидактическая игра «Кто, где спрятался!»
Дети смотрят на экран, на котором изображены мнемотаблицы с предлогами, и по очереди составляют предложения.
Зима: Ребята, вы помогли мне найти всех зверей в моем лесу и заслужили еще одну волшебную снежинку. (кладет снежинку в коробку)
Осматривается кругом, обращает внимание детей на задание на экране с дидактической игрой «У кого кто?»
Ай-я-яй! Посмотрите, пока звери прятались от меня, их детеныши разбежались, и животные потеряли своих малышей. Давайте им поможем.
Д/и «У кого кто?»
На экране изображения животных. Дети называют животное и его детеныша (у лисы-лисенок), на экране появляется детеныш.
Ребята, какие вы молодцы! Теперь все родители оказались со своими детьми. А вам за это волшебная снежинка. А как вы думаете, ребята, зимой в лесу можно увидеть птиц? Давайте пройдем на лесную полянку и поиграем.
Д/и «Узнай зимующую птицу»
Детям предлагают изображения зимующих и перелетных птиц. Дети по очереди называют птиц, если птица зимующая, то ее изображение прикрепляют к картинке «Зимний лес»
Зима: ну вот и подошли к концу ваши приключения в зимнем лесу. Осталась всего одна волшебная снежинка, которую вы заслужили. (кладет снежинку в коробочку). Я помогла вам собрать все волшебные снежинки. А сейчас мне пора уходить.
Воспитатель: Волшебница Зима, а как же сюрприз? Ведь ребята выполнили все твои задания!
Зима: Подумайте и сами найдите ответ. До свидания! (Дети прощаются).
Воспитатель: Ребята, давайте внимательно рассмотрим снежинки. Не просто так мы их собирали – они волшебные!
Рассматривают и находят в середине снежинок пазлы. Достают их и собирают картинку «Медведь спит в берлоге». Осматривают лес, видят берлогу с медведем и находят там сундучок с конфетами.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Выполнили все задания и отыскали сюрприз. А сейчас пора возвращаться назад в группу. (Берут колокольчики, под музыку возвращаются, садятся за столы. Ребята, вам понравилось путешествие в зимний лес? Какие задания Волшебницы Зимы вам понравились больше всего? Что для вас было сложным? Что было легко?