Данилова Лариса Алексеевна,

учитель начальных классов МБОУ « Богатырёвская СОШ» Цивильского муниципального округа Чувашской Республики,

e-mail: lara.danilova.69@mail.ru

ПУТИ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ

Аннотация: в статье рассматриваются методики и личный опыт повышения интереса к чтению в школе и дома.

Ключевые слова: ученик, учитель, мотивация, проявление интереса к чтению.

«Чтение – это один из способов мышления

и умственного развития», так как учит

размышлять, думать, говорить.

Если научимся читать – научимся мыслить!

Научимся мыслить – станем успешными и

в обучении, и в жизни!

В.А. Сухомлинский

Педагог, учитель, наставник - не может позволить себе стоять на одном месте, топча пройденную дорогу снова и снова. Из года в год люди вокруг меняются, меняется жизнь и интересы. Ни для кого не секрет, что учащиеся так же стремятся к познаниям чего-то нового и не изведанного. Сейчас, в век компьютерных технологий учащиеся смотрят современные мультики, не выпускают из рук гаджеты. И каждый день я задаюсь вопросом: Могу ли я сегодня заинтересовать и привлечь ребенка к чтению книг? Привить любовь к чтению в нашем современном мире, где повсюду гаджеты и телефоны совсем непросто. Нужно много вложить, прежде всего, в себя, в человека уже взрослого и понимающего, что если мы сегодня не возьмемся за наших современных «компьютерных» детей, то завтра у нас вырастут дети, которые не научат свой мозг думать и решать трудные жизненные задачи. Поэтому, прежде всего, на нас учителей ложится огромная ответственность за будущее наших детей. Я считаю, что прежде чем дать и научить детей, надо замотивировать самого учителя. Учитель захочет работать и с «тяжелыми» детьми только в том случае, если видит результаты своего труда. И в этом надо помочь нашему современному учителю.

Ребенок не рождается сразу с умением читать, точно так же, как и ходить. Поэтому наша с вами задача привить интерес и любовь к чтению, а главнойзадачей начальной школы является выработка прочного навыка беглого, сознательного, правильного и выразительного чтения, что, безусловно, важно, но недостаточно. Формирование навыка чтения уже на начальном этапе обучения должно основываться на возникновении и развитии интереса к чтению; этот процесс следует строить на разнообразном материале, учитывая психологические особенности ребенка; в обучении чтению необходимо слить воедино процессы формирования навыков чтения и возникновения интереса к чтению, включая их в общее развитие ребенка.Интерес к чтению с самого начала должен использоваться как средство решения познавательных задач. Но возникновение интереса невозможно без прочного навыка чтения. В свою очередь, навык чтения не сформируется без познавательного интереса к выработке этого навыка. Эти два явления так прочно взаимосвязаны, что их трудно разграничить. В силу этого возникла необходимость изучить эти явления во взаимообусловленном единстве и создать систему обучения, которая обеспечит возникновение и развитие интереса к чтению в процессе формирования навыка чтения.

Задача первоначального обучения чтению заключается в том, чтобы ребенок как можно быстрее овладел техникой чтения, чтобы этот процесс стал для него привлекательным, удовлетворяющим его познавательные интересы.

Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.

Чтение – это окошко, через которое дети видят и

познают мир и самих себя. Оно открывается перед

ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением,

одновременно с ним и даже раньше, чем впервые

раскрыта книга, начинается кропотливая работа

над словами.

В.А. Сухомлинский

Главным звеном в работе по развитию читательского интереса  школьников является организация литературных игр и литературных праздников, в процессе которых  развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.

Я всегда считала и считаю, что успех человека заключается в его умении вести диалог, в умении диалог поддержать, а общаясь, правильно излагать свою мысль. А как же и откуда черпать нам эти знания и умения? На помощь приходят русские народные пословицы и поговорки, каждая из которых нас учит быть Человеком с большой буквы. Свои уроки литературного чтения я всегда начинаю с повторений и изучений пословиц, поговорок и чистоговорок. За четыре года обучения ученики довольно часто вспоминают поговорки и пословицы, встречающиеся им в жизни и на других уроках. Со временем они сопоставляют пословицы с жизненными ситуациями. Конечно не малую роль пословицы, поговорки и чистоговорки играют и в развитии памяти, ведь учащиеся их не записывают, а только запоминают. И какую они испытывают радость когда вспоминают забытую или давно не повторяющую пословицу или поговорку.

На сегодняшний день у нас есть много разных методик, но для нас важно, чтобы они могли быть применимы. Учителю в помощь нужны конкретные примеры. Поэтому часто я и мои коллеги с других школ, делимся своими наработками и применяемыми методиками. В современных классах детей очень много, порой не меньше 30 учеников. Поэтому очень важно рассказать, поделится собственным опытом, в какое время все это применять.

1) Когда мы начинаем изучать слоги, то я составляю таблицу слогов и кладу на угол стола перед каждым учеником (на, но, ну, ны, ни, не и т.д.). Каждое утро, за 10 минут до начала занятий мы со всем классом проговариваем эти слоги. Затем усложняем и добавляем букву. На этом этапе табличка меняется и читаем уже по три буквы.

2) Если ребенок плохо читает и отстает от других детей, то работаем с ним индивидуально, даем ему текст из 1 или 2 предложений, не более. И пока ученик не прочитает идеально именно эти предложения, то к другому тексту

пока не переходим. Даем читать маленькими порциями и одно и то же предложение.

3) Создание ситуации успеха.

Если ребенок читает хуже всех в классе, то у него естественно, пропадает желание проявлять себя. Что же будем делать? Мы с этим учеником, заранее, например за 3 урока вперед, начинаем читать тот стих или рассказ, который будет через 3 занятия. За это время у учащегося начинает получаться все лучше и лучше. Подходит время нашего урока, и я вызываю к доске нашего ученика (плохо читающего). Прошу его перед всем классом прочитать текст или стих, который дети в классе еще не читали. И тут, на удивление всего класса, наш плохо читающий ученик идеально прочитывает весь текст. Я его хвалю за упорный труд и ставлю пятерку. На следующий урок наш ученик просит еще с ним позаниматься. Ребенок учиться трудиться. Он начинает понимать, что у него тоже может хорошо получаться.

4) Ещё одна моя находка это таблица развития скорочтения. Это небольшой картонный лист с прорезями. Учащиеся часто называют её «решеткой». Где вертикальные полосы картона закрывают одну-две рядом стоящие буквы в тексте. Это очень веселит учеников и пробуждает интерес к чтению. Особенно если текст читается впервые. Ученики учатся по смыслу подставлять буквы, а иногда и слоги. Часто наблюдаю, как учащиеся пользуются таблицей для игры на перемене, что очень радует и меня. Взяв энциклопедию из дома, или книгу из библиотеки, ученики просят друг друга прочитать полученный текст через «решетку». Ребята старательно пытаются это сделать безошибочно. Так же в своей работе я использую тексты с переставленными буквами. Наблюдаю, как ребята этого и не замечают, а когда понимают, что что-то не так их это забавляет и удивляет. И также ученики применяют эти методы в игре.

Задача учителя состоит еще в том, что над проблемой интереса к чтению надо тесно работать с родителями. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет  обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через нее происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому.

Сегодня утрачены или почти забыты традиции семейного чтения, самостоятельного чтения.Что мы можем силком вложить в ученика, если дома нет этого культа семейного чтения. Если сами родители, придя с работы, садятся за телефоны и компьютеры. Для ребенка самое важное – это пример родителя. Когда ребенок видит, что у него мама или папа читают, то и сам начинает с удовольствием их копировать. Поэтому очень важно, еще раз повторюсь, донести до родителей, что, прежде всего от чтения зависит вся дальнейшая учеба их ребенка. И каждому родителю под силу слушать чтение своего ребенка. Новое – это давно забытое старое. Давайте вспомним как нашим мамам и бабушкам в их детстве читали при свечах. Читали сказки, на которых выросли наши родители, из которых брали в жизнь примеры положительного характера. Ребенок слушая, всегда воображал себя на месте этого героя сказки. Это был тесный контакт взрослого с маленьким ребенком. Тогда хорошо понимали важность спокойной беседы и обсуждения. А что же происходит сейчас в нашем скоротечном времени? Нам все время некогда уделить немного времени нашим детям, беседовать с ними, обсуждать. И вот здесь мне пришла идея совместитьприятное с полезным. Вечером на кухне, когда я готовлю ужин, дочь приходит, усаживается удобнее и начинает вслух читать. Я ей говорю, что она сейчас в роли учителя, а я в роли ученика, и это для нее самое интересное, потому что мама с ней играет. Иногда делаю вид, что где-то я не поняла, прошу ее пересказать, о чем там говорилось, и дочка с удовольствием рассказывает мне прочитанный ею рассказ.

Еще одним из известных приёмов является прекращение чтения на самом интересном и интригующем месте. Ребёнок помладше, скорее всего, не отстанет от вас, пока вы не дочитаете ему историю до конца, а для детей, которые уже знакомы с алфавитом и первыми навыками чтения, это хороший стимул взять книгу и попробовать дочитать самостоятельно.

А теперь, когда она перешла во второй класс, мы каждый вечер перед сном, сидя рядом, читаем каждый свою книгу. Я читаю про себя, а дочь читает вслух, это очень важно проговаривать каждое слово. Я ее слышу и, если что-то не так прочитано, подсказываю. На сегодня наша учеба проходит с удовольствием и желанием учиться. Поэтому наша задача донести до родителей, что если мы сегодня не позаботимся о том, чтобы ребенок читал, то завтра он уже не будет успевать по всем предметам. Только читающие дети могут хорошо учиться и мыслить.

Учитесь читать – это, может быть, гораздо труднее, чем вы

воображаете. Учитесь быть разборчивыми в вашем чтении,

читать добросовестно и с величайшим для вас доступным

вниманием все, к чему вы питаете действительный интерес,

действительный, а не воображаемый, и что вы признаете

действительно соответствующим тому, чем вы заняты.

Карлейль Т.

Литература:

1. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Педагогика, 1976. – 185, 246 с.

2. Богданова О.Ю., Леонов С.А. Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М., 2009

3. Интернет – источники.

4. Курочкина М.В. Методы развития творческих способностей младших школьников // Воспитание школьников. - 2009. - № 4. - С. 48-51.

5. Мещеряков Н. Я., Гришин Л. Я. О формировании читательских умений на уроках литературы // Литература в школе. – 1976. – № 3. – С. 29–42.