Доклад ?Пути повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы? Подготовила: учитель русского языка и литературы Резинкина Любовь Владимировна МКОУ СОШ №5 Левокумского муниципального округа Ставропольского края 2024г. На пороге 21 века уровень образованности российского народа существенно вырос. Выпускники школ показывают неплохие знания на ЕГЭ, побеждают на международных олимпиадах школьников по разным предметам. Но в сложном, стремительно изменяющемся мире этого уже недостаточно. Жизнь показывает, что успех в школе не гарантирует успешности в жизни. Порою молодой человек, отлично закончивший школу, вуз, не может найти своё место в обществе, применить полученные знания. В чём же причина? Стало очевидным, что существовавшая долгие годы предметная модель содержания образования, ориентированная на знания, на нынешнем этапе развития общества показывает свою неэффективность. А традиционные методики преподавания оторваны от реалий и вызовов времени. Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки устной и письменной речи. Анализ устного собеседования, итоговых сочинений, творческих работ на ОГЭ, ЕГЭ показывает беспомощность школьников в выражении своих мыслей, неумение грамматически правильно строить предложения, соблюдать языковые нормы. Теоретические сведения часто изучаются изолированно, поэтому не способствуют формированию практических умений. Журналист А. Привалов с иронией пишет: ?В школе нужно не столько вдалбливать орфографию, сколько учить детей пользоваться языком: говорить, понимать, писать, общаться. Как пишется трудное слово, можно в словаре посмотреть, но нет столь же простого способа выразить свою мысль – или даже иметь свою мысль, если тебя этому не обучали?. В целях сближения школьного образования с потребностями многоплановой человеческой жизни Федеральные государственные образовательные стандарты поставили цель – формирования у обучающихся функциональной грамотности, определили условия для её развития. В чём смысл функциональной грамотности? Леонтьев А.А., академик РАО, в книге ?Школа 2100. Педагогика здравого смысла? пишет так: ?Функционально грамотный человек?— это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в?течение жизни знания, умения и?навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в?различных сферах человеческой деятельности, общения и?социальных отношений?. Если раньше на уроках учитель старался уделять внимание накоплению знаний по предмету, систематизации изученного материала, формированию основных орфографических и пунктуационных навыков, то теперь нельзя ограничиваться академическими целями.?Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни: умел ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Функциональная грамотность – это не только и не столько правописные навыки; это способность человека вступать в отношения с внешней средой, адаптироваться и функционировать в ней. Поэтому сейчас одной из задач учителя русского языка и литературы, помимо качественного преподавания своего предмета, хорошей подготовки к ГИА и ЕГЭ, является формирование функциональной грамотности, прежде всего читательской грамотности. Её цель - нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками: - поиск информации; - понимание прочитанного?(смысловое чтение); - работа с?полученной информацией (оценка читательской грамотности применимы коммуникативные, творческие, игровые методы и приёмы, интерпретация)?— речь идёт о?критическом мышлении; - применение информации для решения своих задач. Учитель русского языка должен вырабатывать у учащихся умение понимать текст, а именно: выявлять общий смысл, определять позицию автора и уметь выстроить плановую структуру текста. Писать изложения с последующей отработкой приемов свертывания и развертывания текста, писать конспекты. Выстраивать выступления с опорой на прочитанный текст, формулировать свою мысль, логично излагать содержание. Уметь сопоставить одно языковое явление с другим, понимать и интерпретировать фразеологические обороты и крылатые выражения. Обучать правильности и уместности употребления той или иной фразы в определенном контексте. Немаловажно знать учащимся историю языка, сформировать у них языковое мировоззрение, обучить навыку работы со словарем. Также актуальны упражнения, направленные на моделирование реальных условий диалога с выбором нужных лексических средств. Работа в группах на развитие тематических бесед, дискуссий. Моделирование в рамках классного урока полемик на определенную тему с возможностью отстаивать свою позицию, привлекая для подкрепления нужную аргументацию. Особое внимание стоит уделять правильному восприятию, интерпретации речи собеседника в разных языковых ситуациях и при различном стилистическом окрашивании. В формировании устной речи следует обратить внимание на такую форму подготовки как доклад на заданную тему. Следует отрабатывать на уроках разные виды пересказа, развить навык понимания средств массовой информации. Ознакомить с разными формами выступления. Все эти умения и навыки функциональны и будут востребованы в дальнейшей жизни. Что касается изменения методики преподавания, то за последние десятилетия в практику школы пришло и прижилось в ней много новых технологий, методов, приёмов. Они активно используются и учителями-словесниками. Современные образовательные технологии: Технология проблемного обучения Технология критического мышления Технология проблемно-диалогического обучения ИК-технологии: мультимедийные (текстовая, цифровая, графическая, звуковая информация) интерактивные (интерактивная доска, интерактивный проектор) сетевые (опасность в том, что информация здесь как истинная, так и ложная) полиграфические (электронные книги) Проектная деятельность (проекты информационные, исследовательские, творческие, прикладные) Исследовательская деятельность Какие из перечисленных технологий я использую в своей работе? На уроках литературы, анализируя тексты произведений, часто использую технологию проблемно-диалогического обучения. Пытаясь понять проблемы, поставленные писателем, ребята включаются в диалог с учителем и друг с другом. Важно тщательно продумать серию вопросов, нацеленных на то, чтобы шаг за шагом ученики постигали сложность и своеобразие произведения. Вопросы не должны быть подсказывающими, намекающими на однозначные ответы, а глубокие, требующие личностного осмысления проблем, образов, роли выразительных средств. Такие проблемные диалоги использую на уроках литературы в 10 классе по романам И.А.Гончарова ?Обломов?, И.С.Тургенева ?Отцы и дети?, Ф.М.Достоевского ?Преступление и наказание?, Л.Н.Толстого ?Война и мир?, в 11 классе по роману-эпопее ?Тихий Дон? и др. Технология развития критического мышления. Не менее важно умение самих обучающихся задавать вопросы себе и товарищам, ведь общение людей невозможно без вопросов человека к человеку, учителя к ученику, ученика к учителю. Практика показывает, что у современных школьников с этим большие проблемы. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Многие учащиеся затрудняются это сделать. Надо учить этому умению ставить вопросы, ведь в результате ученик учится мыслить. Здесь можно воспользоваться приёмом ?Ромашка Блума?, основанном на работе с текстом. ?Ромашка? состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопроса. 1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести какую-то информацию: ?Что? Когда? Где? Как?? Вопрос начать со слова ?Назови..? 2. Уточняющие вопросы начинаются со слов: ?Если я правильно поняла, то..?. Эти вопросы уточняют то, что он только что сказал. 3. Интерпретационные вопросы начинаются со слова ?Почему?? и направлены на установление причинно-следственных связей. 4. Творческие вопросы. В них предположение, прогноз: ?Что изменилось бы..?, ?Что будет, если..? 5. Практические вопросы устанавливают взаимосвязи между теорией и практикой: ?Как можно применить..??, ?Что можно сделать из..??, ?Где в обычной жизни можно наблюдать..??, ?Как бы вы поступили на месте героя ..?? 6. Оценочные вопросы направлены на оценку тех или иных фактов, явлений: ?Как вы относитесь к поступку героя??. Вопросы формулируют сами ученики, причём простые вопросы репродуктивного характера легко придумать, а остальные труднее. Например, урок литературы в 9 классе по теме ?Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина? проходит так: ученики придумывают вопросы по группам. Простые вопросы достаются ученикам послабее. Например, такие: Где происходит действие в стихотворении ?Анчар?? Найдите описание анчара. Какое возникает впечатление? Что подчёркивает эпитет ?послушно?? Уточняющие вопросы: Если я вас правильно поняла, то при описании ?древа яда? автор умышленно нагнетает мрачные краски от строфы к строфе. Докажите эту мысль, используя цитаты из текста. Если я вас правильно поняла, то Пушкин размышляет в стихотворении о праве одного человека на свободу и жизнь другого. Что значит выражение ?послушно в путь потек?? Интерпретационные вопросы: Почему строчка ?Но человека человек? короче других? О чём говорит эпитет ?властным взглядом?? На каком приёме построено стихотворение? Почему автор избрал такую двухчастную композицию? Творческие вопросы: Как вы думаете, исчезли в нашем мире такие отношения между людьми, как между царём и рабом? Предположите, как связано стихотворение с судьбой самого поэта? Практические вопросы: Где в обычной жизни вы могли бы сталкиваться с подобной ситуацией? Что нужно делать людям, чтобы на земле исчезла тирания и рабство? Испытывали ли вы такие чувства, как герои стихотворения? Оценочные вопросы: Какие выразительные средства помогают выразить отношение автора к происходящему и героям? Как вы думаете, какую мысль хотел выразить в стихотворении А.С.Пушкин? ?Ромашка вопросов? - один из эффективных приёмов технологии критического мышления, который учит детей анализировать информацию, выражать своё отношение к ней, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы. Таким образом, он позволяет развивать функциональную грамотность на уроках русского языка и литературы. Современный урок, внеурочное занятие трудно себе представить без использования ИК-технологий, без использования компьютера, Интернета. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Именно благодаря компьютерным технологиям существенно повышается интерес учащихся к предмету, активизируется мыслительная деятельность, а значит, формируется их функциональная грамотность. Текстовые технологии – это разработка с помощью компьютера рабочих программ, конспектов уроков, сценариев внеурочных мероприятий, дидактических материалов, тестов, наглядных материалов, разработка презентаций по различным темам и т.п. Учащиеся также вовлекаются в работу с компьютером, им это нравится, например, они делают презентации по интересующим их темам, подбирают иллюстрации, строят схемы к обобщающим темам русского языка, пишут доклады, рефераты и т.п. На уроках литературы нередко используется звукозапись. Например, в 8 классе по теме ?Стихи и песни Великой Отечественной войны? не обойтись без прослушивания песен военных лет. Ученики сами могут исполнить ту или иную песню, рассказать о её истории. Часто используются презентации, помогающие наглядно представить места, связанные с жизнью и творчеством писателей, поэтов, узнать о жизни легендарных героев произведений, например, таких. как Сергий Радонежский, Александр Невский. Составной частью урока по рассказу М.Шолохова ?Судьба человека? (9 класс) является просмотр фрагментов из фильма С.Бондарчука, сопоставление фильма и литературного произведения. Так, в процессе обсуждения формируются умение интерпретировать произведения смежных искусств: музыки, живописи, кинематографа. Интерактивные технологии незаменимы при проведении внеурочных мероприятий. Так, в рамках Дня родного языка мною была проведена школьная интеллектуальная игра по русскому языку ?Грамотеи?. Она была построена на использовании презентации, содержащей задания для участников и болельщиков. Без этих ярких, красочных иллюстраций, картинок, ребусов игра не прошла бы так интересно и увлекательно. Ребята активно участвовали как в процессе подготовки игры (готовили задания, настраивали технику), так и в её проведении. Сетевые технологии, т.е. поиск информации в Интернете и работа с ней, часто используются учителем и обучающимися для написания рефератов, докладов, сочинений, подготовки устных выступлений, сообщений и т.п. Все эти умения и навыки пригодятся ребятам в жизни. Таким образом, на уроках русского языка и литературы учитель должен и может развивать функциональную грамотность учащихся, используя материалы учебников последнего поколения, применяя различные современные технологии и методики.
Пути повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы