Пути предупреждения грамматических ошибок при выполнении задания с развёрнутым ответом в формате ЕГЭ (задание 27)

В. И. Капинос: «Грамматические ошибки — это нарушения норм грамматики в образовании и употреблении форм слов, в образовании словосочетаний и предложений»

Перед Вами критерий оценивания ответа на задание 27. Раздел «Грамотность». К 9.

Критерии оценивания ответа на задание 27. Грамотность

К 9

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет

2

Допущены 1-2 ошибки

1

Допущено 3 и более ошибок

0

Грамматическая ошибка - это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Особенность грамматических ошибок в том, что они связаны с нарушением языковых норм. Материалы ЕГЭ по русскому языку, в частности анализ грамотности учащихся при выполнении ими творческого задания, показывают, что грамматические ошибки принадлежат к числу распространенных и устойчивых. На мой взгляд, по частотности употребления они занимают второе место после речевых.

В целях повышения эффективности работы по предупреждению и преодолению грамматических ошибок в речи необходимо научить детей разграничивать внутри грамматических ошибок морфологические, словообразовательные и синтаксические и вести работу над каждым видом грамматических ошибок на понятийно-терминологической основе. Морфологические ошибки — нарушения в образовании форм слов, синтаксические — нарушения в построении словосочетании и предложении.

ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

Морфологические

(неверное образование форм слов

имён существительных, имён прилагательных, числительных, местоимений, форм глаголов, причастий и деепричастий

)

Словообразовательные

(нарушение норм словообразования, неправильное употребление морфем или их замена)

Синтаксические (различного рода нарушения в построении

словосочетаний и предложений

)

Типичными грамматическими ошибками являются: 

морфологические, возникающие при неверном образовании форм слов (к примеру, «хочут» вместо «хотят», «надсмехаться» вместо «насмехаться»),

словообразовательные (словотворчество происходит по несуществующим моделям, например, «взятничество» вместо «взяточничество»),

ошибки при употреблении предлогов («приехал с Петербурга» вместо «приехал из Петербурга»)

при образовании числительных («у него не хватало пятьсот рублей» — правильно «пятисот»).

Работу над предупреждением грамматических ошибок провожу в три этапа.

I. Теория. В отдельной тетради записываем определения всех частей речи с их грамматическими признаками и особенностями употребления.

Имя существительное

одушевлённое/неодушевленное

собственное/нарицательное

род

число

падеж

Категория рода.

И.п. множественного числа: векселя, директора, инспектора, невода, отпуска, фельдшера/бухгалтеры, возрасты, инженеры, почерки, торты, фронты, шофёры.

НО

Средние века – на веки вечные

Её года - годы перестройки

Образа святых - художественные образы…

Основные типы грамматических ошибок, которые учитываются при проверке задания 27, включены в задания тестовой части:

образование форм слова – ЗАДАНИЕ 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании форм слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

- урожай ПОМИДОРОВ

- у ваших ВОРОТ

- БЛИЖАЙШАЯ станция

- нет ПОЛТОРАСТА рублей

- детские ДОКТОРА

построение предложений – ЗАДАНИЕ 8

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Современная любительская астрономия — это престижное хобби, в которое многие вкладывают тысячи

долларов

2) По окончании сеанса на выходе из кинозала каждый посетитель обязан лично сдать 3D очки контролеру.

3) В повести А.С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России.

4) В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.

5) Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.

6) Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету».

7) Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?

8) Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.

9) Главная цель науки — доставлять людям внутреннее удовлетворение, а не приносить материальные выгоды.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Самыми распространенными грамматическими ошибками учащихся являются синтаксические.

Более подробно мне хотелось бы остановиться на работе по предупреждению синтаксических ошибок. Выполняя задание 8, дети совместно с учителем составляют перечень грамматических ошибок, оформляют памятку «Виды грамматических ошибок» В каждом виде грамматических ошибок выделяются ключевые слова. Данная памятка есть у каждого обучающегося. Это способствует тому, что ученики проще ориентируются в предложенном материале и соответственно легче справляются с данным заданием.

Виды грамматических ошибок (памятка)

1) ошибка в построении предложения с однородными членами

2)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

3)нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

4)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

5)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

6) неправильное построение предложения с деепричастным

оборотом

7)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

8) неправильное построение сложного предложения

9) неправильное построение предложения с косвенной речью

10)нарушение норм управления

11)нарушение границ предложения

Формирование грамматических норм речи обучающихся, овладение специальными и общедидактическими умениями и навыками, необходимыми для речевой деятельности является одной из целей обучения русскому языку.

Уменьшение количества грамматических ошибок, можно добиться лишь в том случае, если обучающиеся будут знать нормы речи, научатся видеть их нарушения сначала в специально составленных упражнениях, затем начнут находить в собственной речи.

II. Теоретическая работа с выполнением практических упражнений и углублением в предмет исследования.

1. Ошибки в построении предложения с однородными членами

Отметьте неправильное употребление однородных членов предложения, предлогов.

Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)

В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши)

Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.

Настроение было НЕ ТОЛЬКЕО главным для создателя, НО И для читателей

Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, А И просто ужасно (верно: он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно).

Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).

На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов.

Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).

2. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Упражнение 1.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения (работа в парах):

Тщательно подготовившись к выступлению,
1) речь оратора тем не менее должна напоминать импровизацию.
2) в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.
3) у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.
4) оратор произнёс убедительную речь.

Находясь в Болдино, 

1) сбылась мечта Пушкина написать цикл повестей о русской жизни.

2) до поэта дошли вести о холере в Москве.

3) Пушкиным была закончена 9 глава «Евгения Онегина».

4) поэт в короткий срок написал «Маленькие трагедии».

Упражнение 2

Найдите и исправьте ошибку

Находясь в пути, всегда вспоминается дом.

Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.
Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.
Подъезжая к городу, начался сильный дождь.

Приехав в город, мне стало грустно.

3. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Упражнение 1.

Исправьте ошибки в предложениях

Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться

Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

Некоторыми из путешественников, бывавшим в притоках реки Амазонки, было описано растение с огромными плавающими листьями.

Лес тянется с севера на юг, состоящий из хвойных деревьев.

Секретарь, печатавший доклад, периодически смотрит на часы.

Книга была очень популярна, написанная неизвестным автором.

Появившиеся капельки росы ранним утром блестели на солнце.

Мой друг решил не исполнять на концерте песню, вызвавшую бы неоднозначную реакцию слушателей.

Он подошел к одной из женщин, отдыхавшим на крыльце.

Певица, прибывшая в город и которая планировала дать концерт в местном театре, неожиданно отменила выступление.

Упражнение 2.

Составьте причастный оборот. Подберите подходящее грамматическое время.

Девушка, (рассматривать) витрины магазинов, была одета в серое платье. Студенты, бодро (шагать) по улице, громко смеются. Луч солнца, (пробиться) из-за туч, коснулся земли. Музыкант, (играть) на пианино, пытался сосредоточиться. Старик, (сидеть) в кресле, неохотно оторвался от книги. Художник, (рисовать) картину, с головой ушел в работу.

Упражнение 3.

Исправьте ошибки в предложениях.

Гид подошел к группе туристов, с нетерпением ожидавшим начала экскурсии. Пес, лежавший в будке и который лениво оглядывал двор, внезапно насторожился. Ехавшая карета по дороге внезапно остановилась. Наброшенное пальто на плечи явно было дорогим. Посетитель, сидевший за столиком и который пил чай, уже собрался уходить. Он радушно встретил друзей, приехавшим издалека. Ярко сверкающая луна на небе освещает наш путь.

4. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Упражнение

Исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.

1. Прав был Васька Пепел, сказал о Василисе, что «души у тебя нет». 2. Осуждая своих современников, М.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». 3. Хозяйка представила меня жильцу и сказала, я им очень довольна.4. Обращаясь к дружине, Игорь сказал, что «хочу поломать копьё о конец поля половецкого». 5. Упрекая князей в разорении земли Русской, автор «Слова» говорит, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую». 6. Студент грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать.

Петька сказал, что я еще не готов к экзамену.

В своих воспоминаниях Короленко писал, что «я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

Петька сказал, что жду маму.

Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».

Как сказал А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно».

4. Правильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Упражнение 1.

Раскройте скобки, поставив заключенные в них слова в нужном падеже.

Поступить наперекор (желание) друзей, идти навстречу (ветер), действовать согласно (закон), вопреки (предсказание), благодаря (прочные знания), добиться успеха благодаря (серьезное отношение) к делу, по (сколько) книг вы получили, нам дали (несколько) тетрадей, выдали по (десять) рублей, по (приезд) в город устроился в гостинице, тосковал по (родное село), грустил по (вы), сделать доклад по (возвращение), приехать на стройку по (окончание) вуза, вопреки (совет) друзей, тужить по (он), действовать согласно (предписание), скучать по (сын).

Упражнение 2.

Найдите и исправьте ошибки.

Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремлённости и глубоких знаний человека.

График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора.

Вводные слова, согласно правила, выделяются на письме запятыми.

Вопреки предсказания моего спутника, погода прояснилась.

Упражнение 3.

Раскройте скобки, поставив заключенные в них слова в нужном падеже

по (задание) командира, по (истечение) часа, по (возвращение) из командировки, по (прибытие) в город, работать по (ночи).по (поручение) тренера, по (прибытие) на станцию, по (возвращение) из отпуска, по (приезд) в город, заниматься по (вечера).

Упражнение 4.

Найдите и исправьте ошибки.

По окончанию курсов английского языка я получил сертификат.

По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.

По приезду в Венецию я сразу посетил знакомых.

5. Взаимосвязь между подлежащим и сказуемым

Упражнение 1.

Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим. Объясните выбор формы сказуемого.

1. Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И. А. Бунина, пройд..т в Ельце, Воронеже, Орле. 2. В группу студентов, направленных на полевую практику, вход..т сорок один человек. 3. Несколько наших старшеклассников принимал.. участие в городской олимпиаде. 4. Ко мне пришли те, кто был.. рядом последние несколько лет. 5. Подавляющее большинство слушателей показал.. на экзаменах глубокие знания. 6. Ряд специалистов направлен.. на заводы Урала, часть инженеров командиру..тся в Сибирь. 7. В памяти всех, кто близко знал.. Платонова, он остался великим жизнелюбом.

Упражнение 2.

В каких предложениях допущены ошибки? Исправьте их.
1. Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. 3. Двадцать человек стояли в стороне. 4. Ряд столов находились посредине большой комнаты. 5. Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. 6. Множество темноватых туч неясно расползлось по небу. 7. Десять учащихся окончило школы с похвальными грамотами по русскому языку.

Упражнение 3.

Выберите нужную форму сказуемого, обоснуйте выбор.

1. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 2. Завод-лаборатория (выполнил, выполнила) срочный заказ. 3. В музее (открыт, открыта) выставка-просмотр новых картин. 4. Газета «Ведомости» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 5. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.

Упражнение 4.

Правильно согласуйте сказуемое с подлежащим.

1. Река Дон широко разлил.. прошлой весной. 2. Гора Эльбрус высок.. . 3. Телекомпания «REN-TB» начал.. цикл передач, посвященный годовщине Победы. 4. Стоянка неандертальцев Костенки-1 был.. разработ.. в конце прошлого века. 5. Музей-квартира писателя будет открыт.. для посетителей в конце года. 6. Письмо-квитанция доставлен.. адресату.

III. Закрепление

Задание 1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца (задание 8)

(СЛАЙД)

Задание 2. Определите, какая грамматическая ошибка, связанная с нарушением грамматических норм, допущена в предложении.

 

1. Те, кто имели малейшую возможность, уехали из города.

2. Нужно уметь сдерживать и управлять своими эмоциями.

3. Об оставленных вещах в салоне автомобиля сообщайте водителю.

4. Собрание по поводу фестиваля «Студенческой весны» состоится 19 февраля.

5. Когда наступила зима. Пруд замёрз.

6. Я всегда поощряю детей, написавших не только интересные работы, но и аккуратно оформивших их.

7. Ураган, вопреки опасений, не нанёс серьёзного ущерба.

8. Кирилл пел о человеке, шедшем впереди и которому было трудно.

9. Я согласна с позицией автора о том, что вода – это «истинное чудо живой природы»

10. Однажды Тургенев познакомился с соседом по имению – помещиком Каратееевым, который собирается на войну в Крым.

Такого рода работу можно проводить как коллективно, так и индивидуально ( по карточкам)

Далее переходим к письменному ответу на вопрос, требующий самостоятельного осмысления какой –либо проблемы (сочинению)

Таким образом, при изучении грамматических тем необходимо проведение работы над грамматическими ошибками на понятийно-терминологической основе путем ознакомления учащихся с понятиями «грамматические ошибки», «морфологические ошибки», «виды морфологических ошибок», «синтаксические ошибки», «виды синтаксических ошибок» в процессе реализации принципов связи теории с практикой, систематичности и последовательности в обучении, взаимосвязи в изучении морфологии и синтаксиса.

Способы предупреждения грамматических ошибок

1)    Найдите предложение, в котором допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку.

        Совместные усилия принесли пользу всей команде.

        Мой папа женился на маме в первый день ихнего знакомства.

        По обоим сторонам дороги были развешаны агитационные плакаты.

2)    Найдите слова, в которых нарушены правила словообразования. Запишите слова в соответствии с нормами русского языка.

        Помню мама всегда говорила: «Ляжь и все пройдет».

        Институт организует подготовительные курсы для будущих студентов.

        Ты пишешь очень некрасиво! Поработай над своим подчерком.

        Когда все перестали ждать, певец вышел на подмосток.

        А. С. Пушкин – самый талантливейший поэт Золотого века.

3)    Найдите и исправьте ошибки в тексте

Мальчик был Коля круглой сиротой. Когда мы впервые купили пять киллограм апельсин он был очень удивлен, что можно съесть больше одного, как это разрешалось в детском доме. Несмотря на такую тяжелую жизненную ситуацию, ему был свойственен оптимизм, поэтому он всегда считался хорошее других.

Следующий класс ошибок, рассматриваемых в упражнениях, синтаксическиеВторой тип ошибок связан с темой «Способы подчинительной связи». Предложенные упражнения помогут избежать ошибки при согласовании и управлении.

1)    В приведенных предложениях найдите ошибки в согласовании и исправьте их.

        Мы увидели, что молодежь собрались во дворе.

        Чтобы приносить пользу Родине, нужно знания, честность.

        На форум съехались участники из следующих городов: Москва, Краснодар, Казань, Смоленск.

2)    Выберите вариант, в котором верно согласуются подлежащее и сказуемое. На основе примера сформулируйте правило согласования главных членов предложения.

        По голубому небу стая лебедей … в южном направлении:

a) летели

b) пролетели

c) летела

3)    Найдите предложение, в котором соблюдены правила согласования

        Кондуктор Зина вечно кричит: «Оплатите за проезд».

        Муж всегда считал, что мы уделяем собаке слишком много заботы.

        На этой должности большое внимание уделяется внешнему виду работника.

Ошибка в употреблении причастного и деепричастного оборотов также относится к типу синтаксических ошибок. Работа над данным типом ошибок ведется в школе систематически. В школьных учебниках представлен широкий спектр упражнений, направленных на устранение подобных грамматических ошибок. Составленные упражнения необходимо использовать при изучении темы «Причастный оборот» и «Деепричастный оборот».

1)    Соедините верно составленные части предложений

Автор знакомит нас с главным героем,

были необыкновенно вкусны

Приготовленные тещей блины

ведущим основное хозяйство

Задание, выполняющееся учениками,

не вызывает особых затруднений

2)    Найдите предложения, в которых нарушены правила построения предложений с деепричастным оборотом.

        Переходя дорогу, следует обратить внимание на поток машин с двух сторон.

        Переходя дорогу, мне стало грустно.

        Сбежав из дома, ребенок был найден.

3)    Найдите предложение, в котором правильно построен причастный или деепричастный оборот.

        Книги, прочитанные нами в библиотеке, помогли успешно справиться с экзаменом.

        Я решил, что, решив задачу, я буду отдыхать.

        Игрушки, украшаемые главную новогоднюю елку страны, красиво переливались.

        Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина», читаемый во всех странах, был переведен на множество языков.

Оформление чужой речи на письме вызывает большую трудность у учащихся. Ошибки подобного типа допускаются при цитировании и передаче чужих слов. Работу по устранению этой ошибки можно вести как на уроках русского языка, так и на уроках литературы при подготовке к написанию творческих работ.

1)    Найдите ошибки, связанные с передачей косвенной речи. Исправьте ошибки в тексте.

Преподаватель сказал, что занятие окончено и они могут быть свободны. Все были очень рады этой новости, кроме Пети, он сказал: «Маша на меня разозлилась, что я пойду домой, а я ведь хотел ее проводить…».

2)    Соберите предложение в правильной последовательности.

        судьба не статьи кому что обращается ко Автор всем, безразлична пишет, России он.

        он никогда случайно говорит, что не за чужими Не прячется спинами. Герой.

3)    Найдите предожения, в которых допущена ошибка при передаче косвенной речи. Исправьте ошибки в предложениях.

        Его попросили принести стул из другого кабинета, а он ответил, что не хочу.

        Ее просили прийти вовремя, а она ответила, что я всегда опаздываю.

        На мой вопрос он ответил, что я всегда вас слушаю внимательно.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым – одна из распространенных в школьных сочинениях. Работу над этим типом ошибки необходимо реализовывать при изучении темы «Простое предложение».

1)    Найдите предложения, в которых нарушены правила согласования (координации) подлежащего и сказуемого. Исправьте ошибки

        «Дядя Ваня» идет в Петербурге в Малом театре.

        «Муму» написана И. С. Тургеневым.

        «Борис Годунов» написана Пушкиным.

        Трагедия «Гамлет» написана Шекспиром.

2)    Найдите предложение, в котором правильно согласованы подлежащее и сказуемое. На основе примера сформулируйте правило согласования главных членов предложения.

        Команда организаторов ежегодной выставки модернистов 21 века передали все вырученные деньги нуждающимся.

        Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году.

        Студенты биологического факультета вывели новый вид растения.

3)    Найдите предложение, в котором правильно согласованы подлежащее и сказуемое.

        Учитель объявила, что несколько человек осталось на второй год.

        В соревнованиях участвовал 41 спортсмен.

        Деревня Дуб расположен далеко от центра города.