Утверждаю

Директор ГБОУ Школа № 727

_______________Н.Е. Морозова

«____»______________20___год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Баскетбол»

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 6 - 10 лет

Срок реализации: 1 год

Направленность: спортивно оздоровительная

Составитель (разработчик):

учитель Ситоносицкий Д.Г.

Москва

2023 год

АННОТАЦИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Полное наименование программы

Баскетбол

Руководитель

Ситоносицкий Денис Геннадьевич

Нормативная основа разработки программы

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273 "Об образовании в Российской Федерации"

Приказ Министерства образования и науки РФ от  9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196)

Направленность

Спортивно оздоровительная

Статус программы

модифицированный

Цель реализации программы

Цель копируем из программы (кратко)

Возраст обучающихся

6-10

Форма организации процесса обучения

Очная, групповая

Режим занятий, продолжительность реализации программы

Три разав неделю по 60 минут

Используемые учебники и пособия

Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт, 2001.

2. Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол – навыки и упражнения. М. АСТ. Астрель. 2006. 216 с.

3. Официальные правила баскетбола ФИБА 2010. Утверждены ЦБ ФИБА 2010.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Пояснительная

записка

 

3

Учебный (тематический) план……………………………………………..5

Содержание

программы

 

8

Календарно-тематический план…………………………………………….

Формы

контроля

и

оценочные

материалы

 

13

Организационно

-

педагогические

условия

реализации

программы

….16

.Список

литературы

 

1

8

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая модульная Программа Баскетбол имеет физкультурно-спортивную направленность, профиль — спортивная игра, баскетбол. Разработана на основе требований:

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273-фз от 29.12.2012).

Концепция развития дополнительного образования до 2030 года;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;

ПРИКАЗ от 9 ноября 2018 г. № 196 МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

ПРИКАЗ от 30.09.2020 № 533 о внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196

Письмо   МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ от 18 августа 2017 г. N 09-1672;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии

оценки качества условий осуществления образовательной деятельности

организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой

модели развития региональных систем дополнительного образования детей

»

АКТУАЛЬНОСТЬ программы продиктована интересом учащихся к данному виду деятельности, их стремлением становиться сильнее и укреплять своё здоровье, а также предоставляет условия для профориентационной работы с детьми.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ программы объясняется формированием высокого уровня интеллекта и социализации через спортивную направленность (командные взаимодействия) и эмоции. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение и анализ игровых ситуаций служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через физические нагрузки и командную работу приобщить детей к спорту и коллективизации.

НОВИЗНА программы состоит в том, что она модульная: она включает в себя два модуля: творчества: «Физическая подготовка и баскетбольные навыки» и «Командные взаимодействия».

Программа мобильна – в зависимости от изменения уровня подготовки детей и фокуса их интересов в игровых механиках, вводятся новые разделы. Начать обучение по программе можно в любом возрасте, и в 8, и в 17 лет. Дети приходят в объединение без специального отбора и подготовки. Главное, чтобы у ребенка был интерес и желание заниматься спортом. Модульная система программы позволяет новому учащемуся быстро включиться в образовательный процесс и начать понравившееся дело.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие физического и интеллектуального потенциала личности средствами баскетбола, формирование всесторонне развитой личности, готовой к активной спортивной реализации.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Обучающие:

изучение истории баскетбола;

изучение биомеханики базовых движений, применяемых в баскетболе;

спортивное просвещение детей, привитие им интереса к физическому развитию;

формирование необходимых исполнительских знаний, умений и навыков;

формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья, режим дня, гигиена).

Воспитательные:

воспитание внимания, дисциплинированности, воли, самостоятельности;

привитие спортивной культуры, воспитание культуры поведения и общения;

воспитание уважительного отношения к сопернику;

воспитание чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в сотрудничестве;

формирование нравственных представлений.

Развивающие:

развитие физических способностей обучающихся;

развитие умений коллективной спортивной деятельности;

развитие эмоционально-волевых качеств.

Личностные:

владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, а различных изменяющихся внешних условий;

владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

умение максимально проявлять физические качества при выполнении тестовых упражнений.

Метапредметные:

понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека;

добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;

восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

Предметные:

знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;

знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Форма организации образовательной деятельности групповая.

На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Количество детей в группе от 12 до 25 человек. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу.

Планируемые результаты освоения Программы

Личностные результаты

В процессе обучения закладываются основы формирования важнейших сторон личности обучающегося, таких как:

любозн

а

тельно

с

ть,

ак

т

ивнос

ть

и

з

аинтересов

а

нност

ь

в

познани

и

мира

;

спосо

б

ност

ь

к

ор

г

ани

з

аци

и

со

б

ст

в

енно

й

д

е

я

тельно

с

ти;

до

б

рожелат

е

льность,

 

умение

сл

у

шать

и

слыша

т

ь

со

б

ес

е

дни

к

а

, обосновывать

свою

позицию,

высказывать

свое

мнение;

ра

звити

е

навыко

в

с

отру

дничес

т

в

а

с

о

в

з

рослыми

и

свер

с

тник

ами

;

фор

м

ировани

е

уважит

е

льно

г

о

отношен

и

я

к

ином

у

мн

е

нию

;

ра

звити

е

эти

ч

ес

к

и

х

ч

увс

тв

,

до

б

рожелательно

с

ти

и

э

моциональн

о

-

нравственной

отзывчивости,

понимания

и

сопереживания

чувствам

других

людей.

Метапредметные результаты

Содержание обучения математике дает возможность заниматься формированием метапредметных результатов, таких как:

анали

з

предложенны

х

вариан

т

ов

реш

ени

я

з

ад

ач

и

,

вы

б

ор

и

з

ни

х

верных

;

спосо

б

ност

ь

осущес

твл

я

ть

и

н

фор

м

ационны

й

поис

к

дл

я

выполнения

учебных

задач;

вы

б

ор

наиб

олее

эффективно

г

о

спосо

б

а

решения

за

д

а

ч

и

;

конс

т

руирование

после

д

ова

тельнос

т

и

«ша

г

ов»

 

(

алгори

т

ма

)

решения задачи;

осво

ени

е

спосо

б

ов

решения

пробл

е

м

твор

ч

еско

г

о

и

поиско

в

о

г

о

характера;

фор

м

ировани

е

у

мени

я

пон

и

м

ат

ь

при

ч

ин

ы

успеха

/не

успеха

у

че

б

ной

деятельности

и

способности

конструктивно

действовать

даже

в

ситуациях

неуспеха;

осуще

с

твл

ени

е

поиск

а

необ

ходимой

и

нфор

м

аци

и

дл

я

выполнения

учебных

заданий

с

использованием

учебной

литературы,

энциклопедий,

справочников

(включая

электронные

овла

д

ени

е

ло

гичес

к

им

и

де

й

ст

в

иям

и

сра

в

нения

,

анали

з

а

,

синт

е

за, обобщения,

классификации,

установления аналогий и причинн

о-

следственных

связей,

построения

рассуждений,

отнесения

к

известным

понятиям.

Предметные результаты:

скл

а

ды

в

ани

е

и

вы

ч

итани

е

много

з

на

ч

ны

х

ч

исел

;

правильн

ое

выполнени

е

а

рифм

ети

ч

ески

х

д

ейс

т

вий

;

умение

рассуж

дат

ь

ло

гичес

к

и

г

рамотно;

зн

ани

е

ч

исе

л

от

1

д

о

100;

умение

анали

з

ироват

ь

те

кс

т

з

ада

ч

и

:

ориент

и

рова

ться

,

вы

д

ел

я

ть

условие

и

вопрос,

данные

и

искомые

числа

(величины);

вы

д

елени

е

сущес

т

венны

х

п

ризн

ако

в

предметов

;

сра

в

нени

е

м

е

жд

у

со

б

ой

предметов

,

я

влений

;

опре

делени

е

послед

ова

тельнос

т

и

соб

ы

тий;

вы

я

влени

е

з

акономерност

е

й

и

прове

д

ени

е

анало

г

ий

.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный (тематический) план

Календарно-тематическое планирование

1 – год обучения « Школа мяча»

( 3 раза в неделю по 60мин.)

Тема занятия

Тип подготовки

Количество занятий

1

Правила техники безопасности. Водная тренировка.

Теор.

1

2

Медико-биологические исследования.

Теор.

1

3

ОРУ. Действие без мяча. Передвижение приставным шагом. Ловля мяча от пола. История развития баскетбола. Действие без мяча. Ловля мяча от пола. Подвижные игры.

Прыжки с толчком с двух ног.

Техн.

1

4

ОРУ. Действие без мяча. Передвижение приставным шагом. Ловля мяча от пола. Подвижные игры.

Действие без мяча. Переход с передвижением правым боком на передвижение левым боком. Остановки. Передача мяча двумя руками от груди. Подвижные игры.

Техн.

1

5

ОРУ. Действие без мяча. Переход с передвижением правым боком на передвижение левым боком. Остановки.

Передача мяча двумя руками от груди. Подвижные игры.

Техника передвижения. Действие без мяча. Переход с передвижением правым боком на передвижение левым боком. Способы ловли мяча.

Техн.

1

6

ОРУ.Техника передвижения. Действие без мяча. Передача мяча двумя руками от груди. Способы ловли мяча. Подвижные игры.

ОРУействие без мяча Техника передвижения. Обучение стойки баскетболиста. Ведение мяча на месте. Подвижные игры.

Техн.

1

7

Действие без мяча. Техника передвижения. Обучение стойки баскетболиста. Ведение мяча на месте. Подвижные игры.

Способы ловли мяча.

Личная и общественная гигиена. Стойка баскетболиста. Ведение мяча в движении. Подвижные игры.

Техн.

Теор.

1

8

ОРУ. Действие без мяча. Техника передвижения. Стойка баскетболиста. Ведение мяча на месте. Подвижные игры.

Бросок мяча двумя руками от груди. Подвижные игры.

Техника передвижения по площадке. Стойка баскетболиста. Ведение мяча в движении.

Техн.

1

9

ОРУ. Техника перемещения по площадке. Стойка баскетболиста. Ведение мяча в движении.

Подвижные игры.

ОРУ. Ведение мяча с переводом на другую руку. Стойка баскетболиста.

Техн.

1

10

ОРУ. Ведение мяча с переводом на другую руку. Стойка баскетболиста. Подвижные игры.

Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи». Подвижные игры.

Техника передвижения по площадке. Стойка баскетболиста. Техника ведение мяча в движении.

Техн.

1

11

ОРУ. Круговая тренировка. Подвижные игры.

ОРУ. Ведение мяча с высоким и низким отскоком. Ловля двумя руками «низкого мяча». Стойка баскетболиста. Подвижные игры.

Техн.

1

11

ОРУ. Ведение мяча с изменением скорости передвижения. Стойка баскетболиста. Подвижные игры.

ОРУ. Чередование изученных технических приемов и их сочетаний. Подвижные игры.

ОРУ. Контрольные испытания. Подвижные игры.

Техн.

Контр.

1

12

ОРУ. Ведение мяча с изменением скорости передвижения. Командные действия в нападении.

ОРУ с мячами. Техника передвижения по площадке. Стойка баскетболиста. Техника ведение мяча в движении. Подвижные игры.

Такт.

Техн.

1

13

ОРУ с мячами. Техника передвижения по площадке. Стойка баскетболиста. Техника ведение мяча в движении с изменением направления. Учебно-тренировочная игра.

Учебно-тренировочная игра.

Техн.

1

14

ОРУ с мячами. Применение изученных способов ловли, передач мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Учебно-тренировочная игра.

Такт.

Техн.

1

15

ОРУ с мячами. Применение изученных способов ловли, передач мяча в зависимости от ситуации на площадке. Учебно-тренировочная игра.

ОРУ с мячами. Техника передвижения по площадке. Стойка баскетболиста. Техника ведение мяча. Учебно-тренировочная игра.

ОРУ с мячами. Передачи мяча в парах. Остановки. Стойка баскетболиста.

Техн.

1

16

ОРУ с мячами. Передачи мяча в парах. Остановки. Стойка баскетболиста. Учебно-тренировочная игра.Соревнования.

Такт.

Техн.

1

17

Правила техники безопасности.

ОРУ с мячами. Круговая тренировка. Учебно-тренировочная игра.

Теор.

Теор.

1

18

ОРУ. Техника передвижения. Передача мяча: одной рукой от плеча, снизу на месте и в движении с шагом и прыжком. Учебно-тренировочная игра.

ОРУ. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Техн.

1

19

ОРУ. Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Учебно-тренировочная игра. Общая характеристика спортивной тренировки. Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.

Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Учебно-тренировочная игра.

Теор.

Интегр.

Такт.

1

20

ОРУ. ОФП. Учебно-тренировочная игра.

ОРУ. Совершенствование техники передачи мяча. Учебно-тренировочная игра.

Учет в процессе тренировки. Бросок мяча одной рукой от плеча.

Теор.

Техн.

1

21

ОРУ. Совершенствование техники передачи мяча. Учебно-тренировочная игра.

ОРУ. Техническая подготовка юного спортсмена. Учебно-тренировочная игра.Выбор способа ловли мяча в зависимости от направления и силы полета мяча.

Техн.

Теор.

Такт.

1

22

ОРУ. Стойка защитника с выставленной ногой вперед. Учебно-тренировочная играовершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча. Учебно-тренировочная Действия одного защитника против двух нападающих. Учебно-тренировочная игра.

Техн.

Такт.

1

23

ОРУ. Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. Ведение мяча с изменением направления с обводкой препятствия. Учебно-тренировочная игра.

Интегр.

Техн.

1

24

ОРУ. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадкеовершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча. Учебно-тренировочная игра.

Такт.

Техн.

1

25

ОРУ. Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Выбор места по отношению к нападающему с мячом. Переключение от действий в нападении к действиям в защите. Учебно-тренировочная игра.

Такт.

1

26

ОРУ. СФП. Учебно-тренировочная игра.

ОРУ. Тактическая подготовка юного спортсмена.

Учебная игра. Защитные стойки.

СФП

Теор.

Интегр.

Техн.

1

27

Защитные передвижения.

Техн.

1

Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. Учебно-тренировочная игра.

Такт

1

28

ОРУ. Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.

Соревнования.

Такт

ОФП

Интегр.

1

29

ОРУ. Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от местонахождения мяча. Учебно-тренировочная игра.

Чередование упражнений на развитие физических качеств применительно к изучению технических приемов.

Ведение мяча с изменением высоты отскока.

Такт.

Интегр.

Техн.

1

30

ОРУ. Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Правила игры и методика судейства. ОРУ. Организация командных действий. Учебно-тренировочная игра.

Интегр.

Теор.

Такт.

1

31

ОРУ. Организация командных действий.

Бросок мяча одной рукой сверху. Учебно-тренировочная игра. Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях

Такт.

Интегр.

1

32

ОРУ. Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом. ОРУ. Техника броска мяча одной рукой от плеча. Учебно-тренировочная игра.

Техн.

1

33

ОРУ. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. Совершенствование техники ведения мяча. Учебно-тренировочная игра.

Такт.

Интегр.

1

34

ОРУ. Контрольные испытания. СФП. Учебно-тренировочная игра. Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. Учебно-тренировочная игра.

Интегр.

1

35

ОРУ. Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях. Учебно-тренировочная игра.

Техн

1

36

Подведение итогов за год.

Интегр.

1

Тема занятия

Тип подготовки

Количество занятий

37

Правила техники безопасности. Водная тренировка.

Теор.

1

38

Медико-биологические исследования. История рождения и развития баскетбола.

Теор.

1

39

ОРУ. ОФП. Учебно-тренировочная игра.

Техника передвижения при нападении.

Техника передвижения при нападении.

Техн.

1

40

ОРУ. Учебно-тренировочная игра.

Тактика нападения.

Такт.

Контр.

1

Индивидуальные действия без мяча.

ОРУ. Контрольные испытания.

41

ОРУ. Учебно-тренировочная игра.

Индивидуальные действия без мяча.

Интегр.

1

Соревнования.

Соревн.

Техника передвижения приставными шагами.

Техн.

42

ОРУ. Учебно-тренировочная игра.

Индивидуальные действия при нападении с мячом.

Такт.

1

ОРУ. Учебно-тренировочная игра.

Индивидуальные действия в защите.

Интегр.

43

ОРУ. ОФП. Учебно-тренировочная игра. Индивидуальные действия в защите.

Интегр.

1

Прыжки толчком с двух ног.

Техн.

. Техника ведения мяча. Передачи мяча.

Техн.

44

ОРУ. Учебно-тренировочная игра.

Техника передвижения приставными шагами.

Такт.

1

Стойка баскетболиста.

Техн.

Техника броска в кольцо в движении.

Такт.

45

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Индивидуальные действия в защите.

Интегр.

1

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. СФП. Броски в кольцо.

Техн.

46

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. СФП.

СФП

1

Взаимодействие трех игроков «треугольник». Броски в кольцо.

Такт.

Круговая тренировка. Броски в кольцо.

СФП

47

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Броски в кольцо.

Интегр.

1

Режим и питание спортсмена.

Техн.

Броски мяча двумя руками от груди.

Техн.

48

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. СФП. Бросок в кольцо.

СФП

1

Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий. Броски в кольцо.

Такт.

49

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

1

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке

Техн.

Чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях. Броски в кольцо.

Интегр.

50

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях.

Интегр.

1

Соревнования.

Соревн.

Основы спортивной тренировки – методы обучения. Морально – волевая, психологическая и тактическая подготовка спортсмена.

Интегр.

51

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. ОФП. Броски в кольцо.

Теор.

ОФП

1

Ловля двумя руками «низкого» мяча. Броски в кольцо.

Техн.

52

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

1

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Самоконтроль в процессе занятий спортом.

Ведение мяча с высоким и низким отскоком.

Такт.

53

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Многократное выполнение технических приемов.

Интегр.

1

Самоконтроль в процессе занятий спортом.

Ведение мяча с высоким и низким отскоком.

Теор.

Техн.

54

Правила техники безопасности.

Теор.

1

Систематический врачебный контроль за юными спортсменами. Медико-биологические исследования.

Теор.

ОРУ с мячами. Круговая тренировка. Учебно-тренировочная игра. Броски в кольцо.

Техн.

55

ОРУ. Техника передвижения. Передача мяча: одной рукой от плеча, снизу на месте и в движении с шагом и прыжком. Учебно-тренировочная игра.

Техн.

1

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Техн.

Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях.

Теор.

56

Соревнования.

Соревн.

1

Бросок мяча одной рукой от плеча.

Техн.

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.

Такт.

57

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

Многократное выполнение технических приемов.

Такт.

Интегр.

1

1

1

Общая характеристика спортивной тренировки.

Теор.

Совершенствование техники передачи мяча.

Техн.

58

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Стойка защитника с выставленной ногой вперед.

Техн.

Интегр.

1

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Действия одного защитника против двух нападающих.

Такт.

1

Средства спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения с обводкой препятствия.

Теор.

Техн.

1

59

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.

Такт.

1

Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Интегр.

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Переключение от действия в нападении к действиям в защите. Учебная игра.

Такт.

Интегр.

60

Соревнования.

Соревн.

1

Совершенствование техники броска мяча.

Техн.

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действия и расположения нападающего.

Такт.

61

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Переключение от действия в нападении к действиям в защите.

Такт.

Интегр.

1

Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП.

Теор.

СФП

Ведение мяча с переводом на другую руку.

Техн.

62

Контрольные испытания.

Учебная игра.

Контр.

Интегр.

1

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от места нахождения мяча.

Такт.

Чередование упражнений на развитие качеств применительно к изучению технических приемов.

Интегр.

63

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Ведение мяча с изменением высоты отскока. ОФП.

Техн.

ОФП

1

Физическая подготовка спортсмена. СФП .

Теор.

СФП

Передача мяча двумя руками с отскоком от пола.

Техн.

64

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.

Такт.

1

Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств.

Интегр.

Техническая подготовка юного спортсмена. ОФП.

Теор.

ОФП

65

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Бросок мяча одной рукой сверху.

Техн.

Интегр

1

Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

Такт.

Чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях.

Интегр.

66

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Тактическая подготовка юного спортсмена.

Интегр.

1

Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом.

Техн.

Переключения от действий в нападении к действиям в защите. СФП

Такт.

СФП

67

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Чередование изученных тактических действий (индивидуальных, групповых, командных).

Интегр.

1

Закономерности развития спортивной формы как одно из объективных условий периодизации спортивной тренировки. Учебная игра.

Теор.

Интегр.

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Совершенствование техники броска мяча одной рукой от плеча.

Техн.

68

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

1

Соревнования.

Соревн.

Совершенствование техники ведения мяча.

Техн.

69

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Учет в процессе спортивной тренировки. ОФП.

Теор.

ОФП

1

Правила игры и методика судейства.

Теор.

Интегр.

Переключения от действий в нападении к действиям в защите. СФП

Такт.

СФП

История развития баскетбола.

Контрольные испытания.

Теор.

Контр.

70

Совершенствование техники ловли и передачи мяча.

Техн.

1

Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Интегр.

ОРУ. Учебно-тренировочная игра.

Техн.

Совершенствование тактических действий в нападении и защите.

Такт.

71

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Совершенствование техники ловли и передачи мяча.

Техн.

1

Подведение итогов за год.

Теор.

72

Правила История развития баскетбола.

Теор.

1

73

Медико-биологические исследования.

Интегр.

1

74

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча.

Техн.

1

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Круговая тренировка.

Интегр.

75

ОРУ. Контрольные испытания.

Контр.

1

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.

Техн.

76

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Техника передвижения по площадке. Стойка баскетболиста. Техника ведение мяча в движении с изменением направления.

Техн.

1

Применение изученных способов ловли, передач мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

77

ОРУ. Соревнования.

Соревн.

1

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Совершенствование применения изученных способов ловли, передач мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Техн.

78

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Общая характеристика спортивной тренировки. Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.

Интегр.

1

Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

Такт.

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Тактика защиты. Командные действия в нападении. Выбор способа ловли мяча в зависимости от направления и силы полета мяча.

Такт.

79

Тактика защиты. Командные действия в нападении. Выбор способа ловли мяча в зависимости от направления и силы полета мяча.

Такт.

1

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Совершенствование применения изученных способов ловли, передач мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Техн.

80

Стойка защитника с выставленной ногой вперед.

Техн.

1

Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча.

Техн.

Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Интегр.

81

ОРУ. Соревнования.

Соревн.

1

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Совершенствование применения изученных способов ловли, передач мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Техн.

82

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Интегр.

1

Действия одного защитника против двух нападающих.

Такт.

83

Основы спортивной тренировки – методы обучения. Морально – волевая, психологическая и тактическая подготовка спортсмена.

Интегр.

1

 Совершенствование применения изученных способов ловли, передач мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Техн.

Совершенствование применения изученных способов ловли, передач мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Техн.

84

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Действия одного защитника против двух нападающих.

Такт.

1

Выбор места по отношению к нападающему с мячом.

Такт.

Тактическая подготовка юного спортсмена.

Такт.

85

ОРУ. Соревнования.

Соревн.

1

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Совершенствование применения изученных способов ловли, передач мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Техн.

86

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.

Интегр.

1

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.

Интегр.

87

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Выбор места по отношению к нападающему с мячом.

Такт.

1

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Совершенствование применения изученных способов ловли, передач мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Техн.

88

ОРУ. Соревнования.

Соревн.

1

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Чередование упражнений на развитие физических качеств применительно к изучению технических приемов.

Техн.

Ведение мяча с изменением высоты отскока.

Техн.

89

Правила техники безопасности.

Теор.

1

Медико-биологические исследования.

Интегр.

ОРУ с мячами. Круговая тренировка. Учебно-тренировочная игра.

Интегр.

90

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Действия одного защитника против двух нападающих.

Такт.

1

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Такт.

91

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Выбор места по отношению к нападающему с мячом.

Интегр.

1

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Чередование упражнений на развитие физических качеств применительно к изучению технических приемов.

Техн.

92

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Действия одного защитника против двух нападающих.

Техн.

1

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Техн.

93

Правила соревнований. Судейство соревнований.

Теор.

1

Соревнования.

Соревн.

94

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Организация командных действий.

Коман.

1

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях.

Техн.

95

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях.

Техн.

1

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.

Такт.

96

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.

Интегр.

1

ОРУ. Соревнования.

Соревн.

97

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону.

Техн.

1

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Техника овладения мячом.

Техн.

98

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Техника овладения мячом.

Техн.

1

Совершенствование техники ведения мяча.

Техн.

Взаимодействие трех игроков «треугольник».

Такт.

99

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Чередование упражнений на развитие физических качеств применительно к изучению технических приемов.

Техн.

1

Техника овладения мячом.

Техн.

Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.

Интегр.

100

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

1

Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от местонахождения мяча.

Такт.

101

ОРУ. Соревнования.

Соревн.

1

Учебно-тренировочная игра. Чередование упражнений на развитие физических качеств применительно к изучению технических приемов.

Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.

Интегр.

102

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.

Интегр.

1

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

103

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях.

Техн.

1

Самоконтроль в процессе занятий спортом.

Ведение мяча с высоким и низким отскоком.

Интегр.

104

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Многократное выполнение технических приемов.

Техн.

1

Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от местонахождения мяча.

Техн.

105

ОРУ. Соревнования.

Соревн.

1

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Противодействие выходу на свободное место для получения мяча.

Техн.

Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях. Выбор места по отношению к нападающему с мячом.

Интегр.

106

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Чередование упражнений на развитие физических качеств применительно к изучению технических приемов.

Техн.

1

Контрольные испытания.

Конрт.

107

ОРУ. Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях. Учебно-тренировочная игра.

Техн.

1

Подведение итогов за год.

Теор.

Содержание учебного (тематического) плана

Содержание учебного (тематического) плана 1-го года обучения

V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Личностные:

У учащихся формируются умения:

использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей;

достигать личностно значимых результатов в физическом совершенстве;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Метапредметные:

У учащихся формируются умения:

наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности;

выявлять особенности взаимодействия баскетбола с другими видами спорта и науками (анатомия, биомеханика, физиология, геометрия, физика и т.д.);

находить ассоциативные связи между баскетболом и другими видами спорта;

логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

Предметные:

У учащихся формируются умения:

оказывать помощь товарищу при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;

проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований;

вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

Формирование регулятивных УУД.

Задания и вопросы по баскетбольной тематике, ориентированные на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направленные на развитие регулятивных УУД.

Виды заданий:

1) выполнять действия в качестве слушателя;

2) выполнять действия в качестве правильного исполнения движений;

3) выполнять действия в качестве помощника тренера;

4) ставить новые учебные задачи вместе с педагогом.

Личностных

Занятия кружка прежде всего способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание баскетбола и иных спортивных дисциплин, как средство общения между людьми. На основе освоения обучающимися баскетбола в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в физическом самосовершенствовании.

Виды заданий:

высказывание своего мнения по целесообразности текущей работы с аргументацией;

анализ прошедших соревновательных игр на основе личностного восприятия.

Познавательные

В области развития общепознавательных действий изучение баскетбола будет способствовать формированию замещения и моделирования.

Виды заданий:

1) поиск и выделение необходимой информации;

2) формулировать учебную задачу;

3) ориентация в способах решения задачи.

Коммуникативные

Виды заданий:

1) распределение функций обучающихся во время работы по местам занятий

2) умение выразить свою мысль по поводу освоения элементов баскетбола партнерами по команде;

3) умение работать в паре, в группе;

4) умение взаимодействовать при достижении единого результата.

Разработанная программа дает обучающимся знания, умения и навыки, которые образуют прочный фундамент для дальнейшего обучения, готовит детей к самореализации в жизнедеятельности.

Формы аттестации. Форма итоговой аттестации программы - участие обучающихся в соревнованиях различного уровня в течение учебного года.

Кадровое обеспечение программы. Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности творческого объединения физкультурно-спортивной направленности.

VI. МОНИТОРИНГ.

Данная программа предполагает мониторинг образовательной деятельности детей,
включающий в себя ведение спортивного дневника обучающегося и оформление фотоотчета.

VII. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.

В процессе реализации Программы используются следующие виды контроля: текущий и итоговый:

Текущий контроль осуществляется:

создание проблемных, затруднительных игровых заданий;

передача

обучающемуся

роли педагога;

самооценка обучающихся своих знаний и умений;

индивидуальные карточки с заданиями различного типа;

групповая оценка работы на тренировке;

двусторонняя игра;

Итоговый контроль:

Участие в соревнованиях

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Программа «Баскетбол» рассчитана на 108 часов (3 раз в неделю по 1 часу).

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

МОДУЛЬ 1. Физическая подготовка и баскетбольные навыки – 52Ч.

Вводное занятие:

-организационные вопросы;

-правила техники безопасности, пожарной безопасности, гигиены и санитарии.

1

1

текущий

Общая физическая подготовка

19

9

Текущий

Бросковые упражнения

9

1

8

Текущий

Ведение мяча

9

1

8

Текущий

Передача мяча

16

1

7

Текущий

МОДУЛЬ 2. Тактические командные взаимодействия – 56Ч.

Зонная защита

20

3

7

Текущий

Личная защита

20

3

7

Текущий

Взаимодействия при нападении

9

3

6

Текущий

Взаимодействия при сбрасывании мяча

7

2

5

текущий

Итого:

108 часа

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В процессе реализации Программы используются следующие виды контроля: текущий и итоговый:

Текущий контроль осуществляется:

создание проблемных, затруднительных игровых заданий;

передача

обучающемуся

роли педагога;

самооценка обучающихся своих знаний и умений;

индивидуальные карточки с заданиями различного типа;

групповая оценка работы на тренировке;

двусторонняя игра;

Итоговый контроль:

Участие в соревнованиях

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом возрастных особенностей и физических возможностей детей. Занятие предполагает постепенное увеличение физической нагрузки на организм ребёнка и сопровождается объяснением, показом движений, самостоятельной работой, анализом. Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую часть. Основное место отводится практической работе.

Формы занятий:

- традиционное занятие;

- комбинированное занятие;

теоретическое занятие;

соревнования;

товарищеская игра;

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

фронтальная;

в парах;

групповая;

индивидуально-групповая;

командная.

Методические обеспечение программы «Баскетбол»

Основным в освоении программы данного курса, являются принципы: «от простого к сложному», «от медленного к быстрому», «посмотри и повтори», «осмысли и выполни».

Знакомство с баскетболом начинается с истории его происхождения. Освоение элементов происходит постепенно. Обучающиеся осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающемуся считывать движения. В элементах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении. Начинается «от пола» и следует объяснять в последовательности:

куда наступает (как переносится вес)

как ставим ногу (как работает стопа)

что делает корпус

как двигаются руки

куда направлен взгляд.

Классическая тренировочная модель вырабатывает умение сохранять вертикальную ось, обеспечивающую равновесие тела в любом положении. Воспитывает точность исполнения движения, мышечную координацию. Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятиях такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует, на восприятие обучающихся поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья побуждает их к углублению в изучении материала.

На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь - жестикуляция, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание. В целях создания положительной мотивации используются, игровые моменты, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

1. Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт, 2001.

2. Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол – навыки и упражнения. М. АСТ. Астрель. 2006. 216 с.

3. Официальные правила баскетбола ФИБА 2010. Утверждены ЦБ ФИБА 2010.

4. Программа для учебно-тренировочных групп спортивного совершенствования СДЮШОР. Баскетбол. - М., 2004.

5. Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами. Методическое пособие под редакцией Гомельского Е.Я. М. 2009. – 92 с.

6. Чернов С.В., Костикова Л.В., Фомин С.Г. Быстрый прорыв в баскетболе: обучение и совершенствование. Учебное пособие. М., ФК, 2009.

7.  Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов. Учебное пособие. С-П. 2000. 58 с.

Для учащихся:

1. Гомельский В.А., Как играть в баскетбол? Изд. Эксмо, 2019

2. Белов С.А. Движение Вверх. Изд. Право, 2011

3. Гомельский В.А., Легендарный финал 1972 года. СССР и США. Изд. Эксмо, 2017

4. Кир Булычев, Умение кидать мяч, Изд. Эксмо, 1973

Для родителей:

1. Голованов В.М., 10 вопросов детскому тренеру. Изд. Литера, 2013 г.