Урок русского языка в 4 классе

по теме:

«Упражнения в правописании безударных падежных

окончаний имён прилагательных».

Цель: обобщить знания обучающихся об имени прилагательном едисла, развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, формировать навык определения падежа у прилагательных, правописания падежных и родовых окончаний имён прилагательных, способствовать формированию грамотного письма.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного, определять принадлежность прилагательного к существительному (род, число, падеж), знать падежные окончания, отрабатывать умение писать падежные и родовые окончания имён прилагательных; обогащение словарного запаса, (продолжат развитие умения работать с деформированным тестом)

Метапредметные:

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; соотносить результат своей деятельности и оценивать его.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, анализировать, обобщать, классифицировать или исключать лишнее для получения необходимого результата, поиск и выделение необходимой информации из прочитанных текстов

Коммуникативные: договариваться с собеседниками, согласуя с ними свои предложении, выводы;

умение работать в парах

Личностные: объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей, мотивация к обучению.

Образовательные ресурсы и оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс (УМК «Школа России», автор Канакина, 2 часть), карточки для индивидуальной работы и самопроверки знаний, презентация.

Ход урока:

І. Организационный момент

Вы ладони протяните, в них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь и друг другу улыбнитесь.

ІІ. Самоопределение к учебной деятельности (слайды)

Высказывание К. Г. Паустовского о русском языке: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Какие слова помогли так точно описать словосочетание русский язык? (прилагательные)

- Каким вы хотели видеть урок?

Подберите эпитеты к существительному “Урок”

Прием «Удивляй»

Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. А знаете ли вы – «эпитет» дословный перевод с греческого названия «прилагательное». Многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. А в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его - «нечто подкинутое. Прибавленное, приложенное».

III. Актуализация знаний

1.Каллиграфическая минутка

В минутке чистописания мы повторим сочетания букв

- Что напоминает эта строка?

ая ой ой ую ой ей ой

яя ей ей юю ою ею ей
- Что можно сказать о типе соединения в каждой группе?

А что мы можем определить по этим окончаниям? (род имён прилагательных)

Окончания какого рода прилагательных мы запишем?

Вспомним, что такое прилагательное?

2. — Прочитайте внимательно словосочетания.

На солнечн.. полянку, голуб…лента, извилист.. тропой, о зимн.. стужи, пушист... белку.

— Чем похожи словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные женского рода.)

—Чем различаются?

-А какие окончания женского рода у прилагательных: ударные или безударные?

-Как проверить безударные окончания имен прилагательных?

-Мы такие виды работы уже выполняли?

-Некоторые из вас испытывали затруднения в правописании падежных окончаний имён прилагательных. Поэтому мы сегодня будем продолжать выполнять эту работу.

-Так что же мы будем делать?

- Какие цели мы поставим на уроке?

V. Работа по теме урока (учебные действия)

1. Работа по учебнику на стр. 37, упр. 79 (работа у доски, 3 ученика поочередно)

(Упражнение в нахождении лишнего словосочетания в каждой группе словосочетаний с обоснованием правильности написания окончаний имён прилагательных, в определении рода, падежа).

Проводят морфологич. разбор понрав. словосочетания.

Разбор как, часть речи:

В небесной (лазури)- прил, (какой?). Н.Ф – небесный, ж, в П.п., в ед.ч, втор. чл.

Лазури-сущ., ( о чем?). Н.Ф – лазурь, нариц, неодуш., ж,3скл.. в П.п., в ед.ч, втор. чл.

- Как вы понимаете словосочетание: солнечное настроение, в каком значении оно употреблено? солнечное настроение (радостное, весёлое, хорошее)

Б) Словарная работа:

- При записи этих словосочетаний вам встретились новые слова ж, написание которых нужно запомнить. Назовите их.

тарелка- (столовая посуда круглой формы с плоским дном и приподнятыми краями)

Составим словосочетания:. Глубокая тарелка. Десертная тарелка.

Быть не в своей тарелке — быть в плохом расположении духа, не в настроении.

кастрюля (металлическая посуда для варки пищи- эмалирован, алюминиевые)

Образование однокоренных слов: - Образуйте родственные слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом и суффиксом, предающим значение преувеличения (кастрюлька кастрюлище)

Составление деформированного предложения из слов: В хозяйственном магазине мы купили алюминиевую кастрюлю. (устно определить грамм . основу предложения , части речи, дают характеристику).

2.Работа с карточками.

Просклоняйте словосочетание по падежам ( 2 ученика у доски) :

белая берёза

зимняя ночь

В каких падежах прилагательные имеют одинаковые окончания? На какие вопросы они отвечают?

А в каких падежах мужского рода прилагательных тоже такие же вопросы? Какой вывод вы сделали? (Окончание й имеют имена прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах и

имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.)

Проверка по эталону.

VІ. Физминутка.

Нужно определить часть речи. Если услышите прилагательное – вставайте, если услышите существительное – садитесь

Учительская закрыта

Учительский журнал

Пришел больной

Больной палец

Зашел полицейский

Полицейский участок

Дежурный по классу

Столовая посуда

Школьная столовая

VI. Закрепление изученного материала. Обобщение знаний об имени прилагательном

Когда же чаще всего мы используем прилагательные?

- Велика роль прилагательных в художественной литературе. Они широко используются при характеристике героев, при описании их чувств, настроений, духовных переживаний. Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к художественному тексту.

1.Самостоятельная работа. (карточки)

Самооценка деятельности.

Задание: необходимо вставить окончания в имена прилагательные, из данного стихотворения выписать словосочетания: сущ.+прил., определить род и падеж имени прилагательного.

Чудн__  картина,
Как ты мне родна:
Бел__ая равнина,
Полн__  луна. А. Фет

Закружилась листва золот__
В розоват__  воде на пруду,
Словно бабочек легк___ стая
С замираньем летит на звезду.

С.Есенин

.

- Вы выписали словосочетания, а что это за словосочетания? (эпитеты)

-Какое словосочетание можно считать лишним? Почему?

- Какие ещё выраз. средства, приёмы автор использут в стихотворении ? (приём олицетворен.)

2.Работа с текстом (работа в парах). В этом тексте 7 ошибок! Найди их!

Прием « «Лови ошибку»

Прочитайте текст и найдите ошибки. - Что вы заметили?

Зимнем погожим утром лыжники катались в лису. Сначала они зашли в берёзоваю рощу. Потом отправились к дальниму стараму бору по знакомай удобной лыжне. В сосновам бору стояла тишь.

- Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки.

3. Творческая работа

Сегодня мы много говорили об именах прилагательных.

Давайте обобщим все, что мы о них знаем и попробуем составить синквейны.

VII . Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

1.Что же мы сегодня делали на уроке? - (учились писать падежные окончания имён прилагательных, обосновывать правильность их написания, работали с деформированным текстом).

- Достигли ли поставленных целей?

- Кто затруднялся? На каких этапах урока испытывали затруднения?

Продолжите предложения и оцените свою деятельность на уроке.

2.Оценивание

Отметки при работе у доски вы уже знаете, какрточки проверю отдельно и результаты сообщу.

Сегодня на уроке вы были умные, внимательные, активные, красивые, добрые,

воспитанные. Какие слова я использовала, чтоб оценить вас на уроке?

(слайд 15)

3.Домашнее задание (разноуровневое)

1 уровень. Упр 76, с 36. Списать текст вставляя пропущенные окончания.

2 уровень. Упр 78, с 36. Творческое задание. Составить рассказ о вашем любимом питомце.