ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА»
Курс «Вероятность и статистика» является разделом курса «Математика». Рабочая программа по курсу «Вероятность и статистика» для обучающихся 7-8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач - основой учебной деятельности на уроках математики - развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В современном цифровом мире вероятность и статистика при обретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе, в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. Помимо этого, при изучении статистики и вероятности обогащаются представления учащихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса
«Вероятность и статистика» основной школы выделены следующие содержательно- методические линии: «Представление данных и описательная статистика»;
«Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы.
Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение здесь имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления
вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках.
Также в рамках этого курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 7-8 классах изучается курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов».
На изучение данного курса отводит 1 учебный час в неделю в течение каждого года обучения, всего 61 учебный час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА»
класс
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.
класс
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного предмета «Вероятность и статистика», как раздела курса "Математики" должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и статистика» характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.);
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать
дефициты
собственных
знаний
и
компетентностей,
планировать
своё развитие;
способностью
осознавать
стрессовую
ситуацию,
воспринимать
стрессовую
ситуацию
как
вызов,
требующий
контрмер,
корректировать
принимаемые
решения
и
действия,
формулировать
и
оценивать
риски
и
последствия,
формировать
опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и статистика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
Универсальные
познавательные
действия обеспечивают формирование базовых
когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира;
применение
логических,
исследовательских
операций,
умений
работать
с
информацией).
Базовые логические действия:
выявлять
и
характеризовать
существенные
признаки
математических
объектов,
понятий,
отношений
между
понятиями;
формулировать
определения
понятий;
устанавливать
существенный
признак
классификации,
основания
для
обобщения
и
сравнения,
критерии
проводимого
анализа;
воспринимать,
формулировать
и
преобразовывать
суждения:
утвердительные
и
отрицательные,
единичные,
частные
и
общие;
условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах,
данных,
наблюдениях
и
утверждениях;
предлагать
критерии
для
выявления
закономерностей
и
противоречий;
делать
выводы
с использованием
законов
логики,
дедуктивных и
индуктивных
умозаключений,
умозаключений
по
аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного),
проводить
самостоятельно
несложные
доказательства
математических
фактов,
выстраивать
аргументацию,
приводить
примеры
и
контрпримеры;
обосновывать
собственные
рассуждения;
выбирать
способ
решения
учебной
задачи
(сравнивать
несколько
вариантов
решения,
выбирать
наиболее
подходящий
с
учётом
самостоятельно
выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать
вопросы
как
исследовательский
инструмент
познания;
формулировать
вопросы,
фиксирующие
противоречие,
проблему,
самостоятельно
устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию,
мнение;
проводить
по
самостоятельно
составленному
плану
несложный
эксперимент,
небольшое
исследование
по
установлению
особенностей
математического
объекта,
зависимостей
объектов
между
собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о
его
развитии
в
новых
условиях.
Работа с информацией:
выявлять
недостаточность
и
избыточность
информации,
данных,
необходимых
для
решения
задачи;
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию
различных
видов
и
форм
представления;
выбирать
форму
представления
информации
и
иллюстрировать
решаемые
задачи
схемами,
диаграммами,
иной
графикой
и
их
комбинациями;
оценивать
надёжность
информации
по
критериям,
предложенным
учителем
или
сформулированным
самостоятельно.
Универсальные
коммуникативные
действия
обеспечивают
сформированность
социальных навыков
обучающихся.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями
общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных
текстах,
давать
пояснения
по
ходу
решения
задачи,
комментировать
полученный
результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы,
решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
в
корректной
форме
формулировать
разногласия,
свои
возражения;
представлять
результаты
решения задачи,
эксперимента, исследования,
проекта;
самостоятельно
выбирать
формат
выступления
с
учётом
задач
презентации
и
особенностей
аудитории.
Сотрудничество:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении
учебных
математических
задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной
работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы;
обобщать
мнения
нескольких
людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы
и
др.);
выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать
качество
своего
вклада
в
общий
продукт
по
критериям,
сформулированным
участниками
взаимодействия.
Универсальные
регулятивные
действия
обеспечивают
формирование
смысловых
установок
и
жизненных
навыков
личности.
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
владеть
способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической
задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить
коррективы
в
деятельность
на
основе
новых
обстоятельств,
найденных
ошибок,
выявленных
трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям,
объяснять причины достижения или недостижения
цели, находить ошибку, давать оценку
приобретённому
опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» характеризуются следующими умениями.
7 КЛАСС
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах.
Представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.
Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных; иметь представление о статистической устойчивости.
8 КЛАСС
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).
Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.
Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Оперировать понятиями: множество, подмножество; выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение; перечислять элементы множеств; применять свойства множеств.
Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Вероятность и статистика» в 7 классе
1 час в неделю, всего 27 часа за учебный год
№ урока
Тема урока
Дата
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Раздел 1. Представление данных (7 часов)
1.1
Представление данных в таблицах, графиках. Практические вычисления по табличным данным.
1
методические рекомендации стр. 1, п. 1
1.2
Извлечение и интерпретация табличных данных. Чтение графиков реальных процессов. Практическая работа «Таблицы».
1
методические рекомендации стр. 1, п. 2
1.3
Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм.
1
методические рекомендации стр. 2, п. 3
1.4
Чтение и построение диаграмм. Примеры демографических диаграмм. Практическая работа «Диаграммы».
1
методические рекомендации стр. 2, п. 4
Раздел 2. Описательная статистика (8 часов)
2.1
Числовые наборы.
1
методические рекомендации стр. 3, п. 5
2.2
Среднее арифметическое.
1
методические рекомендации стр. 3, п. 6 https://www.yaklass.ru/p/algebra/9-klass/elementy-kombinatoriki- statistiki-i-teorii-veroiatnostei-10205/elementy-statistiki-metody-obrabotki-informatcii-10215
2.3
Медиана числового набора.
1
методические рекомендации стр. 4, п. 7
https://www.yaklass.ru/p/algebra/9-klass/elementy-kombinatoriki- statistiki-i-teorii-veroiatnostei-10205/elementy-statistiki-metody-obrabotki-informatcii-10215
2.4
Устойчивость медианы.
1
методические рекомендации стр. 4, п. 7
2.5
Практическая работа «Средние значения».
1
2.6
Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах.
1
методические рекомендации стр. 4, п. 8
https://www.yaklass.ru/p/algebra/9-klass/elementy-kombinatoriki- statistiki-i-teorii-veroiatnostei-10205/elementy-statistiki-metody-obrabotki-informatcii-10215
Раздел 3. Случайная изменчивость (6 часов)
3.1
Случайная изменчивость (примеры).
1
методические рекомендации стр. 5, п. 9
3.2
Частота значений в массиве данных.
1
методические рекомендации стр. 5, п. 9
https://www.yaklass.ru/p/algebra/9-klass/elementy-kombinatoriki-statistiki-i-teorii-veroiatnostei-10205/otnositelnaia-chastota-i- statisticheskaia-veroiatnost-sobytiia-12692
3.3
Группировка.
1
методические рекомендации стр. 5, п. 9
3.4
Гистограммы.
1
методические рекомендации стр. 5, п. 9
3.5
Практическая работа «Случайная изменчивость».
1
методические рекомендации стр. 5, п. 9
Раздел 4. Введение в теорию графов (4 часа)
4.1
Граф. Вершина. Ребро. Представление задач с помощью графа. Степень (валентность) вершины.
1
методические рекомендации стр. 6, п. 13
https://reshator.com/sprav/algebra/7-klass/reshenie-prostyh- kombinatornyh-zadach-s-pomoshchyu- grafov/?ysclid=l4lggrwcxg944674665 https://foxford.ru/wiki/matematika/grafy
4.2
Число ребер и суммарная степень вершин. Цепь и цикл.
1
методические рекомендации стр. 6, п. 13 https://reshator.com/sprav/algebra/7-klass/reshenie-prostyh- kombinatornyh-zadach-s-pomoshchyu- grafov/?ysclid=l4lggrwcxg944674665 https://foxford.ru/wiki/matematika/grafy
4.3
Путь в графе. Представление о связности графа
1
методические рекомендации стр. 6, п. 13
https://reshator.com/sprav/algebra/7-klass/reshenie-prostyh- kombinatornyh-zadach-s-pomoshchyu- grafov/?ysclid=l4lggrwcxg944674665
https://foxford.ru/wiki/matematika/grafy
4.4
Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированных графах.
1
методические рекомендации стр. 6, п. 13
https://foxford.ru/wiki/matematika/grafy https://reshator.com/sprav/algebra/7-klass/reshenie-prostyh- kombinatornyh-zadach-s-pomoshchyu- grafov/?ysclid=l4lggrwcxg944674665
Раздел 5. Вероятность и частота случайного события (4 часа)
5.1
Случайный опыт и случайное событие. Вероятность и частота события.
1
методические рекомендации стр. 5, п. 10 https://resh.edu.ru/subject/lesson/2571/start/
https://uchi.ru/catalog/math/9-klass/lesson-51136
5.2
Роль маловероятных и практически достоверных
событий в природе и в обществе.
1
5.3
Монета и игральная кость в теории вероятностей.
1
методические рекомендации стр. 6, п. 12
5.4
Практическая работа «Частота выпадения орла».
1
методические рекомендации стр. 6, п. 12
Раздел 6. Обобщение и контроль (5 часов)
6.1
Представление данных.
1
6.2
Описательная статистика.
1
6.3
Вероятность случайного события.
1
6.4
Итоговая контрольная работа.
1
Тематическое планирование по предмету «Вероятность и статистика» в 8 классе
1 час в неделю, всего 34 часа за учебный год
№ урока
Тема урока
Дата
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Раздел 1. Повторение курса 7 класса (4 часа)
1.1
Представление данных. Описательная статистика.
1
https://uchi.ru
1.2
Случайная изменчивость. Средние числового набора.
1
https://uchi.ru
1.3
Случайные события. Вероятности и частоты.
1
https://uchi.ru
1.4
Классические модели теории вероятностей: монета и
игральная кость.
1
https://uchi.ru
Раздел 2. Описательная статистика. Рассеивание данных (4 часа)
2.1
Отклонения.
1
https://uchi.ru
2.2
Дисперсия числового набора.
1
https://uchi.ru
2.3
Стандартное отклонение числового набора.
1
https://uchi.ru
2.4
Диаграммы рассеивания.
1
https://uchi.ru
Раздел 3. Множества (4 часа)
3.1
Множество, подмножество.
1
https://uchi.ru
3.2
Операции над множествами: объединение, пересечение,
дополнение.
1
https://uchi.ru
3.3
Свойства операций над множествами:переместительное, сочетательное, распределительное, включения.
1
https://uchi.ru
3.4
Графическое представление множеств.
1
https://uchi.ru
Раздел 4. Вероятность случайного события (6 часов)
4.1
Элементарные события.
1
https://uchi.ru
4.2
Случайные события.
1
https://uchi.ru
45.3
Благоприятствующие элементарные события.
1
https://uchi.ru
4.4
Вероятности событий.
1
https://uchi.ru
4.5
Опыты с равновозможными элементарными
событиями. Случайный выбор.
1
https://uchi.ru
4.6
Практическая работа «Опыты с равновозможными
элементарными событиями».
1
https://uchi.ru
Раздел 5. Введение в теорию графов (4 часа)
5.1
Дерево.
1
https://uchi.ru
5.2
Свойства дерева: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер.
2
https://uchi.ru
5.3
Правило умножения.
1
https://uchi.ru
Раздел 6. Случайные события (8 часов)
6.1
Противоположное событие. Диаграмма Эйлера.
1
https://uchi.ru
6.2
Объединение и пересечение событий.
1
https://uchi.ru
6.3
Несовместные события.
1
https://uchi.ru
6.4
Формула сложения вероятностей.
1
https://uchi.ru
6.5
Правило умножения вероятностей.
1
https://uchi.ru
6.6
Условная вероятность.
1
https://uchi.ru
6.7
Независимые события.
1
https://uchi.ru
6.8
Представление случайного эксперимента в виде дерева.
1
https://uchi.ru
Раздел 7. Обобщение и контроль (4 часа)
7.1
Представление данных. Описательная статистика.
1
https://uchi.ru
7.2
Графы.
1
https://uchi.ru
7.3
Вероятность случайного события. Элементы комбинаторики.
1
https://uchi.ru
7.4
Итоговая контрольная работа.
1