Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  
?Куокуйская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов? 


?Принята?
на заседании МО ?Дьо5ур? учителей                                                                                              естественно-математического цикла
протокол от ?30? 08. 2023 №1

 ?Согласована?
зам. директора по УВР 
?31? 08. 2023
?Утверждена?
приказом от 31.08.2023 г. №134 ?О внесении изменений в ООП ООО (ФГОС ООО – приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897), скорректированный в соответствии с ФОП ООО (приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования").









Рабочая программа учебного предмета ?Информатика?
для основного общего образования
 Срок освоения: 3 года (с 7 по 9 классы)

Составитель: Игнатьев Константин Терентьевич 
учитель информатики



2023
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы по информатике основного общего образования, соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, реализующий ФГОС, МБОУ ?Куокуйская СОШ? (далее учебный план школы).
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, 
умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); 
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников; 
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Основные задачи:
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; 
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; 
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; 
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основной формой обучения является урок, типами которого являются: урок введения в новую тему, урок закрепления знаний, комбинированный урок, урок обобщения и систематизации знаний, урок- игра, урок- проект, урок- исследование.
Основными видами деятельности обучающихся на уроках являются: работа с учебником, составление таблицы, опорных схем-конспектов, описание, сравнение, объяснение, выполнение лабораторной, практической работ, выступление с докладами, рефератами, пользование поисковыми системами Интернета и т.д.
Для контроля и учёта достижений обучающихся, используются следующие формы: устный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль, самостоятельная письменная работа, практическая работа, тестирование, контрольная работа.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с календарным учебным графиком школы в форме контрольной работы в конце учебного года.
Неаудиторная занятость по учебному предмету предусматривается в формах индивидуальной консультации слабоуспевающих, способных обучающихся, подготовки к олимпиадам, конференциям, экзаменам.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
7 класс
Введение
Техника безопасности. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.
Глава I. Человек и информация
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации.
Глава II. Компьютер: устройство и программное обеспечение
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Глава III. Текстовая информация и компьютер
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов,?текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).
Глава IV. Графическая информация и компьютер
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. ?Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними.
Глава V. Мультимедиа и компьютерные презентации 
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Промежуточная аттестация

8 класс
Введение
Короткое повторение курса 7 класса. ТБ в кабинете информатика.
Глава I. Передача информации в компьютерных сетях
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. ?Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Глава II. Информационное моделирование
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. ?Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Глава III. Хранение и обработка информации в базах данных
Понятие базы данных (БД), информационной системы. ?Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Глава IV. Табличные вычисления на компьютере
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. ?Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Промежуточная аттестация

9 класс
Введение
Глава I. Управление и алгоритмы
Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Глава II. Программное управление компьютером
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. ?Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Глава III. Информационные технологии и общество
Понятие базы данных (БД), информационной системы. ?Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Промежуточная аттестация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Сформулированные цели реализуются через образовательные результаты, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают предметные, метапредметные и личностные результаты.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; 
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; 
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; 
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; 
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями ?объект?, ?система?, ?модель?, ?алгоритм?, ?исполнитель? и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; 
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение ?читать? таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты
7 класс
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений: 
пояснять на примерах смысл понятий ?информация?, ?информационный процесс?, ?обработка информации?, ?хранение информации?, ?передача информации?; 
кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание основных принципов кодирования информации различной природы (текстовой, графической, аудио); 
сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных; 
оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов; 
приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации, сравнивать их количественные характеристики; 
выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и программного обеспечения; 
получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства ввода-вывода); 
соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью; 
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя); 
работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги; использовать антивирусную программу; 
представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций; 
искать информацию в сети Интернет (в том числе по ключевым словам, по изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического характера; 
понимать структуру адресов веб-ресурсов; 6 использовать современные сервисы интернет-коммуникаций; 
соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств ИКТ; соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети; 
иметь представление о влиянии использования средств ИКТ на здоровье пользователя и уметь применять методы профилактики.
8 класс
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений:
пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления;
записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16); выполнять арифметические операции над ними;
раскрывать смысл понятий ?высказывание?, ?логическая операция?, ?логическое выражение?;
записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений;
раскрывать смысл понятий ?исполнитель?, ?алгоритм?, ?программа?, понимая разницу между употреблением 
этих терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы;
составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник;
использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также содержащие их выражения; использовать оператор присваивания; 
использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними;
анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа.
9 класс
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений:
разбивать задачи на подзадачи; составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник; 
составлять и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки числовых последовательностей или одномерных числовых массивов (поиск максимумов, минимумов, суммы или количества элементов с заданными свойствами) на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык);
раскрывать смысл понятий ?модель?, ?моделирование?, определять виды моделей; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической структуры; находить кратчайший путь в графе;
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов;
создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов с использованием встроенных арифметических функций (суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию, среднее арифметическое, поиск максимального и минимального значения), абсолютной, относительной, смешанной адресации;
использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных предметных областей;
использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные сервисы, облачные хранилища данных, онлайн-программы (текстовые и графические редакторы, среды разработки)) в учебной и повседневной деятельности;
приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов государственных услуг, образовательных сервисов сети Интернет в учебной и повседневной деятельности;
использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения, защищать персональную информацию от несанкционированного доступа и его последствий (разглашения, подмены, утраты данных) с учётом основных технологических и социально-психологических аспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного кода);
распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг)
.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭОР/ЦОР.

7 класс
№
Тема урока
Номер учебной недели
Кол-во уроков 
Планируемые результаты
Форма контроля
Деятельность учителя с учетом программы воспитания
ЭОР/ЦОР

Введение (1 ч.)

1
Инструкция ТБ и ПБ на уроках информатики.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
1
1
Инструкция ТБ и ПБ на уроках информатики.
ФО

http://www.edu.ru 

Глава I. Человек и информация (4 ч.)

2
Информация и знания. Восприятие и представление информации человеком.
2
1
Учащиеся должны знать: связь между информацией и знаниями человека; что такое информационные процессы; какие существуют носители информации; функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки; как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход); что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь: приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; приводить примеры информативных и неинформативных сообщений; измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита); пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб); пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных. 
ФО
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания
http://metodist.Lbz.ru/

3
Информационные процессы.
3
1

ПР                   



4
Измерение информации.
4
1

ФО
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
http://www.ict.edu.ru

5
Тестирование по теме ?Человек и информация?.
5
1

Тест                



Глава II. Компьютер: устройство и программное обеспечение (8 ч.)

6
Назначение и устройство компьютера.
6
1
Учащиеся должны знать: правила техники безопасности и при работе на компьютере; состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти; типы и свойства устройств внешней памяти; типы и назначение устройств ввода/вывода; сущность программного управления работой компьютера; принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; назначение программного обеспечения ?и его состав.
Учащиеся должны уметь: включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой; ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране директорию диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
Использовать антивирусные программы.
ФО
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://metodist.Lbz.ru/

7
Компьютерная память.
7
1

ФО



8
Как устроен персональный компьютер. Основные характеристики персонального компьютера. 
8
1

ФО
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания
http://metodist.Lbz.ru/

9
Практическая работа №1 "Знакомство с комплектацией устройств ПК"
9
1

ПР



10
Программное обеспечение компьютера. О системном ПО и системах программирования
10
1

ФО



11
О файлах и файловых структурах
11
1

ФО

http://www.ict.edu.ru

12
Пользовательский интерфейс
12
1

ФО
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


13
Тестирование по теме ?Компьютер: устройство и ПО?
13
1

Тест



Глава III. Текстовая информация и компьютер (7 ч.)

14
Тексты в компьютерной памяти
14
1
Учащиеся должны знать: способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы); назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь: набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

ФО

http://metodist.Lbz.ru/

15
Текстовые редакторы. Работа с текстовым редактором
15
1

ПР
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания


16
Практическая работа №2 ?Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текстов?
16
1

ПР

http://metodist.Lbz.ru/

17
Практическая работа №3 ?Работа со шрифтами, приемы форматирования текста. Работа с таблицами?
17
1

ПР
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека


18
Дополнительные возможности текстового процессора
18
1

ФО

http://metodist.Lbz.ru/

19
Системы перевода и распознавания текстов
19
1

ФО
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания


20
Тестирование по теме ?Текстовая информация и компьютер?
20
1

Тест

http://metodist.Lbz.ru/

Глава IV. Графическая информация и компьютер (7 ч.)

21
Компьютерная графика
21
1
Учащиеся должны знать: способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; какие существуют области применения компьютерной графики; назначение графических редакторов; назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню
инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь: строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов; сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
ФО

http://metodist.Lbz.ru/

22
Технические средства компьютерной графики
22
1

УО



23
Как кодируется изображение
23
1

УО



24
Растровая и векторная графика
24
1

ФО
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://metodist.Lbz.ru/

25
Работа с графическим редактором растрового типа
25
1

ФО



26
Работа с графическим редактором векторного типа
26
1

УО



27
Тестирование по теме ?Графическая информация и компьютер?
27
1

Тест

http://www.edu.ru

Глава V. Мультимедиа и компьютерные презентации (6 ч.)

28
Что такое мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук
28
1
Учащиеся должны знать: что такое мультимедиа; принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера; основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь: создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

ФО
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания


29
Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации
29
1

ФО



30
Практическая работа №4 ?Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации?
30
1

ПР
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
http://metodist.Lbz.ru/

31
Практическая работа №5 ?Создание презентации с использованием текста, графики и звуков.?
31
1

ПР

http://www.edu.ru

32
Практическая работа №6 ?Создание презентации с применением гиперссылок.?
Тестирование по теме ?Мультимедиа и компьютерные презентации?
32
1

ПР
Тест

http://metodist.Lbz.ru/

Промежуточная аттестация (1 ч.)

33
Промежуточная аттестация ?Итоговый контроль за курс 7 класса?
33
1
Освоение образовательной программы за курс 7 класса
КР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://www.edu.ru

Резерв (1 ч.)

34
Резерв 
34

1
















8 класс
№
Тема урока
Номер учебной недели
Кол-во уроков
Планируемые результаты
Форма контроля
Деятельность учителя с учетом программы воспитания
ЭОР/ЦОР

Введение (1 ч.)

1
Инструкция ТБ и ПБ на уроках информатики.
Повторение курса 7 класса.
1
1
Инструкция ТБ и ПБ на уроках информатики.
ФО

http://www.edu.ru 

Глава I. Передача информации в компьютерных сетях (8 ч.)

2
Как устроена компьютерная сеть. 
2
1
Учащиеся должны знать: что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др; что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю ?Всемирная паутина? — WWW.
Учащиеся должны уметь: осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети; осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы; осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера; осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы; работать с одной из программ-архиваторов.

ФО
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания
http://metodist.Lbz.ru/

3
Практическая работа №1: Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами.
3
1

ПР



4
Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей
4
1

ФО
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
http://www.ict.edu.ru

5
Практическая работа №2: Работа с электронной почтой.
5
1

ПР



6
Аппаратное и программное обеспечение сети.
6
1

УО



7
Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете.
7
1

ФО



8
Практическая работа №3: Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора.
8
1

ПР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://metodist.Lbz.ru/

9
Контрольная работа №1 по теме: ?Передача информации в компьютерных сетях?.
9
1

КР



Глава II. Информационное моделирование (4 ч.)

10
Что такое моделирование. Графические информационные модели.
10
1
Учащиеся должны знать: что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь: приводить примеры натурных и информационных моделей; ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев; 

ФО
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://metodist.Lbz.ru/

11
Табличные модели.
11
1

ФО



12
Информационное моделирование на компьютере. Практическая работа №4: Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью.
12
1

ПР
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания
http://metodist.Lbz.ru/

13
Контрольная работа №2 по теме: ?Информационное моделирование?.
13
1

КР



Глава III. Хранение и обработка информации в базах данных (10 ч.)

14
Основные понятия.
14
1
Учащиеся должны знать: что такое база данных, СУБД, информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи);?типы и форматы полей; структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; что такое логическая величина, логическое выражение; что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь: открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД; создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

ФО

http://metodist.Lbz.ru/

15
Что такое система управления базами данных. Практическая работа №5: Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы.
15
1

ПР
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания


16
Создание и заполнение баз данных.
16
1

ФО

http://metodist.Lbz.ru/

17
Практическая работа №6: Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере
17
1

ПР
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека


18
Основы логики: логические величины и формулы. Условия выбора и простые логические выражения
18
1

ФО

http://metodist.Lbz.ru/

19
Практическая работа №7: Формирование простых запросов к готовой базе данных
19
1

ПР
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания


20
Условия выбора и сложные логические выражения
20
1

УО

http://metodist.Lbz.ru/

21
Практическая работа №8: Формирование сложных запросов к готовой базе данных
21
1

ПР



22
Сортировка, удаление и добавление записей
22
1

УО



23
Практическая работа №9: Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение
23
1

ПР



Глава IV. Табличные вычисления на компьютере (10 ч.)

24
История чисел и систем счисления. Перевод чисел и двоичная арифметика.
24
1
Учащиеся должны знать: что такое электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ; графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь: открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов.  

ФО

http://metodist.Lbz.ru/

25
Числа в памяти компьютера.
25
1

УО



26
Что такое электронная таблица. Правила заполнения таблицы.
26
1

УО



27
Практическая работа?№10: Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. 
27
1

ПР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://metodist.Lbz.ru/

28
Работа с диапазонами. Относительная адресация.
28
1

ФО



29
Практическая работа?№11: Использование встроенных математических и статистических функций
29
1

ПР



30
Деловая графика. Условная функция. Логические функции и абсолютные адреса.?Практическая работа?№12: Сортировка таблиц.
30
1

ПР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://metodist.Lbz.ru/

31
Практическая работа?№13: Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.
31
1

ПР



32
Электронные таблицы и математическое моделирование. Пример имитационной модели.
32
1

ФО



33
Контрольная работа №3 по теме ?Табличные вычисления на компьютере?
33
1

КР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://metodist.Lbz.ru/

Промежуточная аттестация (1 ч.)

34
Промежуточная аттестация ?Итоговый контроль за курс 8 класса?
33
1
Освоение образовательной программы за курс 8 класса
КР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://www.edu.ru






9 класс
№
Тема урока
Номер учебной недели
Кол-во уроков
Планируемые результаты
Форма контроля
Деятельность учителя с учетом программы воспитания
ЭОР/ЦОР

Введение (1 ч.)

1
Инструкция ТБ и ПБ на уроках информатики.
Повторение курса 8 класса.
1
1
Инструкция ТБ и ПБ на уроках информатики.
ФО

http://www.edu.ru 

Глава I. Передача информации в компьютерных сетях (8 ч.)

2
Управление и кибернетика.
Управление с обратной связью
2
1
Учащиеся должны знать: что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки; сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме; что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления; в чем состоят основные свойства алгоритма; способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь: при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

ФО
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания
http://metodist.Lbz.ru/

3
Определение и свойства алгоритма
3
1

ФО
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
http://www.ict.edu.ru

4
Графический учебный исполнитель. 
Практическая работа №1 
?ГРИС, построение линейных алгоритмов?
4
1

ПР



5
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы
5
1

ФО
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания
http://metodist.Lbz.ru/

6
Практическая работа №2 
?Работа с учебным исполнителем алгоритмов. Вспомогательные алгоритмы?
6
1

ПР



7
Циклические алгоритмов
7
1

УО
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://metodist.Lbz.ru/

8
Практическая работа №3 
?Разработка циклических алгоритмов?
8
1

ПР



9
Ветвление и последовательная детализация алгоритма
9
1

ФО



10
Контрольная работа №1 по теме: ?Управление и алгоритмы?.
10
1

КР



Глава II. Введение в программирование (17 ч.)

11
Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами
11
1
Учащиеся должны знать: основные виды и типы величин; назначение языков программирования; что такое трансляция; назначение систем программирования; правила оформления программы на Паскале; правила представления данных и операторов на Паскале; последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

ФО
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://metodist.Lbz.ru/

12
Линейные вычислительные алгоритмы
12
1

ФО



13
Знакомство с языком Паскаль
13
1

УО



14
Практическая работа №4 
?Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование?.
14
1

ПР



15
Алгоритмы с ветвящейся структурой
15
1

ФО



16
Программирование ветвлений на Паскале 
16
1

ФО
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания
http://metodist.Lbz.ru/

17
Практическая работа №5 
?Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций?.
17
1

ПР



18
Программирование диалога с компьютером
18
1

ФО



19
Программирование циклов
19
1

ФО



20
Алгоритм Евклида
20
1

УО



21
Таблицы и массивы
21
1

ФО



22
Массивы в Паскале
22
1

ФО
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://metodist.Lbz.ru/

23
Одна задача обработки массива
23
1

УО



24
Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива
24
1

УО



25
Сортировка массива
25
1

УО



26
Практическая работа №6 
?Разработка программы обработки одномерных массивов?.
26
1

ПР



27
Контрольная работа №2 по теме: ?Введение в программирование?.
27
1

КР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://metodist.Lbz.ru/

Глава III. Информационные технологии и общество (5 ч.)

28
Предыстория информатики. История ЭВМ
28
1
Учащиеся должны знать: основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества; историю способов записи чисел (систем счисления); основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения; в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь: регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
ФО

http://metodist.Lbz.ru/

29
История программного обеспечения и ИКТ. 
29
1

ПР
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания


30
Информационные ресурсы современного общества.
30
1





31
Проблемы формирования информационного общества. Информационная безопасность.
31
1

ФО

http://metodist.Lbz.ru/

32
Контрольная работа №3 по теме: ?Информационные технологии и общество?
32
1

ПР
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека


Промежуточная аттестация (1 ч.)

33
Промежуточная аттестация ?Итоговый контроль за курс 8 класса?
33
1
Освоение образовательной программы за курс 8 класса
КР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://www.edu.ru

Резерв (1 ч.)

34
Резерв 
34
1






Приложение 
Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение:
Электронное приложение к учебникам ?Информатика? для 7-9 класса (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.php) включают:
методические материалы для учителя;
файлы-заготовки (тексты, изображения), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;
текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);
дополнительные материалы для чтения;
мультимедийные презентации ко всем параграфам каждого из учебников;
интерактивные тесты.
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения:
интерактивная доска;
мультимедийный проектор;
принтер;
компьютеры для учащихся;
Программные средства:
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц








HYPER13PAGE  HYPER15





1