Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 имени Ю.И. Батухтина Рабочая программа по дополнительной образовательной программе для основного общего образования спортивно-оздоровительное направление ?Спортивные игры? I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности. В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД). Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся: формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека; развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью; формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни. Метапредметные результаты: способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми; умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье; способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность; умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья; формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими. Предметные результаты освоения учащимися предмета в основной школе: 1 год обучения Знания о физической культуре ученик научится: рассматривать физическую культуру как явления культуры, выделять исторические этапы её развития. рационально планировать режим дня; пятиклассник получит возможность научиться: характеризовать цель возрождения Олимпийских игр. Определить признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья. Способы двигательной (физкультурной) деятельности ученик научится: использовать знания физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья. составлять комплексы физических упражнений. самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; ученик получит возможность научиться: вести дневник по физкультурной деятельности. проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок Физическое совершенствование ученик научится: выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств(силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации); выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину); выполнять основные технические действия и приема игры в футболе, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности; ученик получит возможность научиться: выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья; преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега; выполнять тестовые нормативы по физической подготовке. 2 год обучения Знания о физической культуре ученик научится: Определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья. ученик получит возможность научиться: разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели. определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств; Способы двигательной (физкультурной) деятельности ученик научится: вести дневник по физкультурной деятельности. проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья. составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; ученик получит возможность научиться: проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок, туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность; проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур Физическое совершенствование ученик научится: выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации); выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках; выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, баскетбол, волейбол в условиях учебной и игровой деятельности; ученик получит возможность научиться: выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья; преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега; осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта; 3 год обучения Знания о физической культуре ученик научится: знать когда и где проходили Олимпийские игры; семиклассник получит возможность научиться: определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма. О работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений; ученик научится: составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; ученик получит возможность научиться: самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; знать физиологические основы скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения и энергосбережения при выполнении физических упражнений; Физическое совершенствование ученик научится: выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации); выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках; выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности; ученик получит возможность научиться: осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта; 4 год обучения Знания о физической культуре ученик научится: Концепции честного спорта; Осуществлять самоконтроль за физической нагрузкой; Определять дозировку температурных режимов для закаливающих процедур; Раскрывать причины возникновения травм и повреждений при занятиях физической культурой и спортом; ученик получит возможность научиться: Раскрывать значение нервной системы в управлениями движениями и в регуляции основных систем организма; Характеризовать типовые травмы и использовать приемы и правила оказания первой помощи при травмах; Понимать значение допинга, его влияние на организм спортсмена; Способы двигательной (физкультурной) деятельности ученик научится: самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; знать физиологические основы скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения и энергосбережения при выполнении физических упражнений; ученик получит возможность научиться: описывать технику игровых приемов, варьировать ее в зависимости от степени утомления организма во время игровых действий; проводить спортивные соревнования с учетом правил и жестов судьи; Физическое совершенствование ученик научится: выполнять легкоатлетические упражнения в беге, прыжках метании (в высоту и длину),(мяча, гранаты); выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности; ученик получит возможность научиться: выполнять тестовые упражнения на оценку выше уровня индивидуального развития основных физических качеств; выполнять тестовые упражнения по легкоатлетическому четырехборью и осуществлять соревновательную деятельность; сдавать нормы ГТО. 5 год обучения Знания о физической культуре ученик научится: рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе; характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств; разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели; руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. ученик получит возможность научиться: характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принёсших славу российскому спорту; определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма. Способы двигательной (физкультурной) деятельности ученик научится: использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств; самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности. ученик получит возможность научиться: проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность; проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа. Физическое совершенствование ученик научится: оказывать первую медицинскую помощь при травмах; находить выход из стрессовых ситуаций; принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; отвечать за свои поступки; отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбор правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми; названия технических приёмов игр и основы правильной техники; наиболее разучиваемых типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий; основное содержание правил соревнований по спортивным играм; жесты судьи спортивных игр; игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр; ученик получит возможность научиться: значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся; правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми; названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники; наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий; осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта; выполнять тестовые нормативы комплекса ГТО. выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья; Возраст детей и продолжительность данной программы: Обучения детей в возрасте от 11-15 лет. Программа рассчитана на 5 лет обучения Формы и режим занятий: Основной формой обучения является спортивно – оздоровительное направление. Режим проведения занятий – 3 раз в неделю 1 час. II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности 1 год обучения Теоретические знания: планирование режим дня; исторические этапы Олимпийского движения: вести дневник наблюденияпо физкультурной деятельности. Общая физическая подготовка Основная стойка, построение в шеренгу. Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Ходьба на носках, пятках, в полу приседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Высокий старт и бег со старта по команде. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, бег до 8 минут. Прыжки с поворотом на 90?, 180?, с места, со скакалкой, с высоты до 40 см, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Лазание по гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты, стойка на лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах. Упражнения с мячом: дриблинг с низким отскоком без зрительного контроля за мячом, финты с мячом, передачи в парах и тройках несколькими мячами, жонглирование мячами, подвижные игры, спортивные игры (пионербол, футбол, баскетбол, волейбол) эстафеты. Баскетбол 1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях баскетболом. Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как укрепить свои кости и мышцы. Физические упражнения. 2. Специальная подготовка. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади над головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы. Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по звуковому сигналу. Подвижные игры: ?Охотники и утки?, ?Летает – не летает?; игровые упражнения ?Брось – поймай?, ?Выстрел в небо? с малыми и большими мячами. Спортивные игры с мячом. Волейбол 1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях волейболом. Волейбол – игра для всех. Основные линии разметки спортивного зала. Положительные и отрицательные черты характера. Здоровое питание. Экологически чистые продукты. Утренняя физическая зарядка. 2. Специальная подготовка. Специальная разминка волейболиста. Броски мяча двумя руками стоя в стену, в пол, ловля отскочившего мяча, подбрасывание мяча вверх и ловля его на месте и после перемещения. Перебрасывание мяча партнёру в парах и тройках - ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы. Стойка игрока, передвижение в стойке. Подвижные игры: ?Брось и попади?, ?Сумей принять?; игровые упражнения ?Брось – поймай?, ?Кто лучший?? .Спортивные игры с мячом. Футбол 1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях футболом. Влияние занятий футболом на организм школьника. Причины переохлаждения и перегревания организма человека. Признаки простудного заболевания. 2. Специальная подготовка. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу. Передачи мяча в парах. Подвижные игры: ?Точная передача?, ?Попади в ворота?. Спортивные игры с мячом. 2 год обучения Теоретические знания: выполнять творческие проекты по изучаемым видам спорта; проводить исследовательские наблюдения за физическим развитием; методы закаливания. Общая физическая подготовка Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Ходьба на носках, пятках, в полуприседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Бег с высокого старта на 30, 40 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 3х15 метров, бег до 10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, с высоты до 50 см, в длину с места и в высоту с разбега, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель, метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Лазание поимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты. стойка на лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах. Упражнения с мячом: дриблинг с низким отскоком без зрительного контроля за мячом, финты с мячом, передачи в парах и тройках несколькими мячами, жонглирование мячами, подвижные игры, спортивные игры (пионербол, футбол, баскетбол, волейбол) эстафеты. Баскетбол 1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях баскетболом. В чём сила командной игры. 2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста. Остановка прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении. Ведение мяча правой и левой рукой по прямой, по дуге, с остановками по сигналу. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита с места, после ведения и остановки. Подвижные игры: ?Мяч среднему?, ?Мяч соседу?, эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения и остановки. Волейбол 1.Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Что такое безопасность на спортивной площадке. Правила безопасности при занятиях спортивными играми. Гигиенические правила – как их соблюдение способствует укреплению здоровья. 2. Специальная подготовка. Подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче. Подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища. Подвижные игры: ?Волна?, ?Неудобный бросок?. Футбол 1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях футболом. Утренняя физическая зарядка. Пред матчевая разминка. Что запрещено при игре в футбол. 2. Специальная подготовка. Остановка катящегося мяча. Ведение мяча внешней и внутренней частью подъёма по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек. Остановка катящегося мяча внутренней частью стопы. Подвижные игры: ?Гонка мячей?, ?Метко в цель?, ?Футбольный бильярд?. 3 год обучения Теоретические знания Положительное влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья; работа скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений; выполнение творческих проектов. Общая физическая подготовка Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег с высокого старта на 30, 40, 50 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 6х10 метров, бег до 10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, в длину с места и с разбега, в высоту с разбега, напрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Силовые упражнения: лазание, подтягивание сериями, переворот в упор. Акробатическая комбинация. Упражнения с гантелями. Упражнения с мячом: дриблинг с низким отскоком без зрительного контроля за мячом, финты с мячом, передачи в парах и тройках несколькими мячами, жонглирование мячами, подвижные игры, спортивные игры (пионербол, футбол, баскетбол, волейбол) эстафеты. Баскетбол 1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях баскетболом. Питание и его значение для роста и развития. Что общего в спортивных играх и какие между ними различия? 2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста. Остановка в два шага и прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и со сменой мест, в движении. Ведение мяча правой и левой рукой с изменением направления. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита с места, бросок одной рукой после ведения. Подвижные игры: ?Попади в кольцо?, ?Гонка мяча?, эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения. Волейбол 1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях волейболом. Основные правила игры в волейбол. Самоконтроль и его основные приёмы. Понятие о здоровом образе жизни. Режим дня и здоровый образ жизни. Утренняя физическая зарядка. 2. Специальная подготовка. Приём мяча снизу двумя руками. Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх. Нижняя прямая подача. Подвижные игры: ?Не давай мяча водящему?, ?Круговая лапта?. Футбол 1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях футболом. Различие между футболом и мини-футболом (фут залом). Физическая нагрузка и её влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма зимой. 2. Специальная подготовка. Удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8 метров) и вертикальную (полоса шириной 2 метра, длиной 5-6 метров) мишень. Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов. Подвижные игры: ?Передал – садись?, ?Передай мяч головой?. 4 год обучения Теоретические знания концепции честного спорта; дозировка температурных режимов для закаливающих процедур; причины возникновения травм и повреждений при занятиях физической культурой и спортом; значение нервной системы в управлениями движениями и в регуляции основных систем организма; приемы и правила оказания первой помощи при травмах; значение допинга, его влияние на организм спортсмена; Общая физическая подготовка Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег с высокого старта на 60 - 100 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 6х10 метров, длительный бег 10-12 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, в длину с места и с разбега, в высоту с разбега, напрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на дальность и в цель, метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Силовые упражнения: лазание, подтягивание сериями, переворот в упор. Акробатическая комбинация. Упражнения с гантелями. Длинные кувырки через препятствия высотой 60 см. Упражнения с мячом: дриблинг с низким отскоком без зрительного контроля за мячом, финты с мячом, передачи в парах и тройках несколькими мячами, жонглирование мячами, подвижные игры, спортивные игры (пионербол, футбол, баскетбол, волейбол) эстафеты. Баскетбол 1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях баскетболом. Взаимосвязь регулярной физической активности и индивидуальных здоровых привычек. 2. Специальная подготовка. Повороты на месте. Остановка прыжком и в два шага в различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением направления, скорости и высоты отскока. Челночное ведение. Передача одной рукой от плеча после ведения при встречном движении. Броски в движении после двух шагов. Учебная игра. Волейбол 1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях волейболом. Физические качества человека и их развитие. Приёмы силовой подготовки. Основные способы регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнений. 2.Специальная подготовка. Приём мяча снизу двумя руками. Передача мяча сверху двумя руками через сетку. Передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений. Нижняя прямая подача. Подвижные игры: ?Не давай мяча водящему?, ?Пионербол?. Футбол 1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях футболом. Правила самостоятельного выполнения скоростных и силовых упражнений. Правила соревнований по футболу: поле для игры, число игроков, обмундирование футболистов. Составные части ЗОЖ. 2. Специальная подготовка. Удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8 метров) и вертикальную (полоса шириной 2 метра, длиной 5-6 метров) мишень. Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов. Эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнёру. Игра в футбол по упрощённым правилам (мини-футбол). 5 год обучения Общая физическая подготовка Упражнения для рук и плечевого пояса; для мышц шеи; для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах – повороты, наклоны, сгибание и разгибание рук, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления. Акробатические упражнения. Кувырки, полет – кувырок вперед с места и с разбега, перевороты. Подвижные игры и упражнения. Игры с мячом; игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, метание в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов. Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 200 м; на 400, 500, 800, 1500 м. Кроссы от 1 до 3 км. Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега. Упражнения с мячом: дриблинг с низким отскоком без зрительного контроля за мячом, финты с мячом, передачи в парах и тройках несколькими мячами, жонглирование мячами, подвижные игры, спортивные игры (пионербол, футбол, баскетбол, волейбол), эстафеты. Баскетбол 1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях баскетболом. Взаимосвязь регулярной физической активности и индивидуальных здоровых привычек. 2. Специальная подготовка. Повороты на месте. Остановка прыжком и в два шага в различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением направления, скорости и высоты отскока. Челночное ведение. Передача одной рукой от плеча после ведения при встречном движении. Броски в движении после двух шагов. Учебная игра. Волейбол 1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях волейболом. Приёмы силовой подготовки. Основные способы регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнений. 2.Специальная подготовка. Верхняя передача двумя руками в прыжке. Прямой нападающий удар. Верхняя, нижняя передача двумя руками назад. Совершенствование приема мяча с подачи и в защите. Двусторонняя учебная игра. Одиночное блокирование и страховка. Командные тактические действия в нападении и защите. Подвижные игры. Футбол 1.Основы знаний. Правила игры в футбол. Техника безопасности на занятиях футболом. Роль команды и значение взаимопонимания для игры. Роль капитана команды, его права и обязанности. Пояснения к правилам игры в футбол. Обязанности судей. Выбор места судей при различных игровых ситуациях. Замечание, предупреждение и удаление игроков с полей. Планирование спортивной тренировки. Методы развития спортивной работоспособности футболистов. Виды соревнований. Система розыгрыша. Правила соревнований, их организация и проведение. 2.Специальная подготовка Упражнения для развития силы. Приседания с отягощением с последующим быстрым выпрямлением подскоки и прыжки после приседания без отягощения и с отягощением. Приседание на одной ноге с последующим подскоком вверх. Лежа на животе сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора. Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед. Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность. Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность. Толчки плечом партнера. Борьба за мяч. Для вратаря: из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах. То же, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами. В упоре лежа передвижение на руках вправо (влево) по кругу (носки ног на месте). В упоре лежа хлопки ладонями. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевыми амортизаторами. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками. Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность. Ловля набивных мячей, направляемых 2 –3 партнерами с разных сторон, с последующими бросками. Упражнения для развития быстроты. Повторное пробегание коротких отрезков (10 – 30 м) из различных исходных положений. Бег с изменениями (до 180*). Бег прыжками. Эстафетный бег. Бег с изменением скорости. Челночный бег лицом и спиной вперед. Бег боком и спиной вперед (10 – 20 м) наперегонки. Бег ?змейкой? между расставленными в различном положении стойками. Бег с быстрым изменением способа передвижения. Ускорения и рывки с мячом (до 30 м). Обводка препятствий (на скорость). Рывки к мячу с последующим ударам по воротам. Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для вратарей); те же, выполняя в прыжке поворот на 90 – 180*. Прыжки вперед с поворотом и имитацией ударов головой и ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону. Жонглирование мячом в воздухе, чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Ведение мяча головой. Подвижные игры. Упражнения для развития специальной выносливости. Переменный и поворотный бег с мячом. Двусторонние игры. Игровые упражнения с мячом (трое против трех, двое против двух и т.д.) большой интенсивности. Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам, выполняемые в течении 3 – 10 мин. Упражнения для формирования умения двигаться без мяча. Бег: обычный, спиной вперед; скрестным и приставным шагом, изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения. Цикличный бег (с поворотным скачком на одной ноге). Прыжки: вверх, верх – вперед, вверх – назад, вверх – вправо, вверх – влево, толчком двух ног с места и толчком на одной и двух ногах с разбега. Для вратарей: прыжки в сторону с падением перекатом. Повороты во время бега переступая и на одной ноге. Остановки во время бега – выпадом, прыжком, переступанием. III. Календарно – тематическое планирование 1 год обучения (102 часа ) № Тема Кол-во часов Теоретические знания в процессе занятия Баскетбол 32 1-4 Стойки и перемещения. Остановки баскетболиста 4 5-8 Ведение мяча с изменением направления и скорости. Броск мяча с 2 шагов. 4 9-12 Передачи мяча. Ловля мяча 4 13-16 Ведение мяча 4 17-20 Броски в кольцо 4 21-24 Игра в защите. Защита зоны. 4 25-28 Игра в нападении 4 29-32 Игра в защите. Личная защита. 4 Футбол 32 33-36 Правила игры, стойка, перемещения. 4 37-40 Ловля и передача мяча. 4 41-44 Техника передвижения, ловли и передачи мяча. 4 45-48 Техника броска. 4 49-52 Техника броска. 4 53-56 Техника ведения мяча в движении с изменением направления. 4 57-60 Закрепление техники опорного броска. 4 61-64 Техника игры в защите. 4 Пионербол 20 65-68 Закрепление техники передачи мяча. Верхняя передача мяча в парах. 4 69-72 Подача мяча через сетку. Нижняя прямая подача мяча через сетку. 4 73-76 Закрепление техники приема мяча с подачи. 4 77-80 Прием высоко летящего мяча. 4 81-84 Техника и тактика игры в пионербол. 4 Футбол 18 85-88 Остановка катящегося мяча. 4 89-92 Ведение мяча. 4 93-96 Игра в футбол по упрощѐнным правилам (мини-футбол) 4 97-100 Техника и тактика игры 4 101-102 Техника и тактика игры 2 Всего 102 2 год обучения (102 часа) № Тема Кол-во часов Теоретические знания в процессе занятия Баскетбол 24 1-4 Стойки и перемещения. Остановки баскетболиста 4 5-8 Передачи мяча. Ловля мяча на месте и в движении. 4 9-12 Ведение мяча. Эстафеты. 4 13-16 Броски в кольцо. Подвижные игры. 4 17-20 Игра по упрощенным правилам. 4 21-24 Бросок мяча в кольцо с 5 точек. 4 Футбол 32 25-28 Правила игры, стойка, перемещения. 4 29-32 Ловля и передача мяча. 4 33-36 Техника передвижения, ловли и передачи мяча. 4 37-40 Техника броска. 4 41-44 Техника броска. 4 45-48 Техника ведения мяча в движении с изменением направления. 4 49-52 Закрепление техники опорного броска. 4 53-56 Техника игры в защите. 4 Пионербол 21 57-60 Закрепление техники передачи мяча. Верхняя передача мяча в парах. 4 61-64 Подача мяча через сетку. Нижняя прямая подача мяча через сетку. 4 65-68 Закрепление техники приема мяча с подачи. 4 69-72 Прием высоко летящего мяча. 4 73-77 Техника и тактика игры в пионербол. 5 Футбол 25 78-82 Остановка катящегося мяча. 5 83-87 Ведение мяча. 5 88-92 Игра в футбол по упрощѐнным правилам (мини-футбол) 5 93-97 Техника и тактика игры 5 98-102 Техника и тактика игры 5 Всего 102 3 год обучения (102 часа) № Тема Кол-во часов Теоретические знания в процессе занятия Баскетбол 36 1-4 Стойки и перемещения. Остановки баскетболиста 4 5-8 Передачи мяча. Ловля мяча 4 9-12 Техника передвижения, ловли и передачи мяча. 4 13-16 Ведение мяча 4 17-20 Броски в кольцо 4 21-24 Игра в защите 4 25-28 Личная защита игрока. 4 29-32 Игра в нападении. 4 33-36 Защита зоны, тактика игры в баскетбол. 4 Футбол 32 37-40 Правила игры, стойка, перемещения. 4 41-44 Ловля и передача мяча. 4 45-48 Техника передвижения, ловли и передачи мяча. 4 49-52 Техника броска. 4 53-56 Техника броска. 4 57-60 Техника ведения мяча в движении с изменением направления. 4 61-64 Закрепление техники опорного броска. 4 65-68 Техника игры в защите. 4 Волейбол 20 69-72 Техника верхней и нижней передачи мяча 4 73-76 Нижняя прямая подача мяча. 4 77-80 Прием мяча. Передача у стены, в парах. 4 81-84 Прием мяча от сетки. 4 85-88 Закрепление техники приема мяча с подачи 4 Футбол 5 89-91 Остановка катящегося мяча. 3 92-94 Ведение мяча. 3 95-97 Игра в футбол, (мини-футбол) 3 98-100 Техника и тактика игры 3 101-102 Техника и тактика игры 2 Всего 102 4 год обучения (102 часа) № Тема Кол-во часов Теоретические знания в процессе занятия Баскетбол 32 1-4 Стойки и перемещения. Остановки баскетболиста 4 5-8 Передачи мяча. Ловля мяча 4 9-12 Ведение мяча 4 13-16 Броски в кольцо в движении с 2 шагов. Штрафной бросок . Бросок с трех очковой зоны. 4 17-20 Игра в защите 4 21-24 Игра в нападении 4 25-28 Игра в защите 4 29-32 Игра в баскетбол. Судейство и заполнения протокола соревнований. 4 Футбол 28 33-36 Правила игры, стойка, перемещения. 4 37-40 Ловля и передача мяча. 4 41-44 Техника передвижения, ловли и передачи мяча. 4 45-48 Техника броска. 4 49-52 Техника и тактика игры. 4 53-56 Игра в нападении. 4 57-60 Игра в защите. 4 Волейбол 20 61-64 Закрепление техники передач 4 65-68 Верхняя прямая подача 4 69-72 Закрепление техники приема мяча с подачи. 4 73-76 Нападающий удар. 4 77-80 Техника и тактика игры в волейбол. 4 Футбол 22 81-84 Остановка высоко летящего мяча. 4 85-88 Ведение мяча. 4 89-92 Удар по воротам. 4 93-96 Тактические действия игры в футбол. 4 97-100 Игра в футбол, (мини-футбол) 4 101-102 Игра в футбол,(мини-футбол) 2 Всего 102 5 год обучения (102 часа) № Тема Кол-во часов Теоретические знания в процессе занятия Баскетбол 36 1-4 Стойки и перемещения. Остановки баскетболиста. Ведение в защите. 4 5-8 Передачи мяча. Ловля мяча в защите. 4 9-12 Ведение мяча с сопротивлением. 4 13-16 Броски в кольцо с различных точек. 4 17-20 Штрафной бросок с сопротивлением. 4 21-24 Техника и тактика игры в баскетбол. 4 25-28 Вырывание и выбивание мяча. 4 29-32 Игра в защите. 4 33-36 Игра в нападении 4 Футбол 28 37-40 Правила игры, стойка, перемещения. 4 41-44 Ловля и передача мяча. 4 45-48 Техника передвижения, ловли и передачи мяча. 4 49-52 Техника броска. 4 53-56 Техника и тактика игры. 4 57-60 Игра в нападении. 4 61-64 Игра в защите. 4 Волейбол 24 65-68 Передачи мяча в парах, тройках. 4 69-72 Прием мяча. 4 73-76 Нападающий удар. 4 77-80 Верхняя прямая подача мяча. 4 81-84 Блокирование. 4 85-88 Техника и тактика игры. 4 Футбол 4 89-92 Остановка катящегося мяча. 4 93-97 Ведение мяча. 5 98-102 Игра в футбол 5 Всего 102
Спортивные игры