Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23 имени Ю.И. Батухтина













Рабочая программа по дополнительной
 образовательной программе 
для основного общего образования
спортивно-оздоровительное направление
?Спортивные игры?

















I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты. 
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД). 
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся: 
 формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека; 
 развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;
 формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни. 
Метапредметные результаты: 
 способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми; 
 умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье; 
 способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность; 
 умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья; 
формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.

Предметные результаты освоения учащимися предмета в основной школе:
1 год обучения
Знания о физической культуре
ученик научится:
рассматривать физическую культуру как явления культуры, выделять исторические этапы её развития.
рационально планировать режим дня;
пятиклассник получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр.
Определить признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
ученик научится:
использовать знания физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья.
составлять комплексы физических упражнений.
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
ученик получит возможность научиться:
вести дневник по физкультурной деятельности.
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных  прогулок
Физическое совершенствование
ученик научится:
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств(силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
выполнять основные технические действия и приема игры в футболе, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
ученик  получит возможность научиться:
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.

2 год обучения
Знания о физической культуре
ученик научится:
Определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья.
ученик получит возможность научиться:
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели.
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
ученик научится:
вести дневник по физкультурной деятельности.
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных  прогулок
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья.
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
ученик получит возможность научиться:
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок, туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур
Физическое совершенствование
ученик научится:
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках;
выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, баскетбол, волейбол в  условиях учебной и игровой деятельности;
ученик получит возможность научиться:
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;

3 год обучения
Знания о физической культуре
ученик научится:
знать когда и где проходили Олимпийские игры;
семиклассник получит возможность научиться:
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
О работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений;
ученик научится:
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
ученик получит возможность научиться:
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
знать  физиологические основы скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения и энергосбережения  при выполнении физических упражнений;
Физическое совершенствование
ученик научится:
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках;
выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
ученик получит возможность научиться:
          осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;

4 год обучения
Знания о физической культуре
ученик научится:
Концепции честного спорта;
Осуществлять самоконтроль за физической нагрузкой;
Определять дозировку температурных режимов для закаливающих процедур;
Раскрывать причины возникновения травм и повреждений при занятиях физической культурой и спортом;
ученик получит возможность научиться:
Раскрывать значение нервной системы в управлениями движениями и в регуляции основных систем организма;
Характеризовать типовые травмы и использовать приемы и правила оказания первой помощи при травмах;
Понимать значение допинга, его влияние на организм спортсмена;
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
ученик научится:
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
знать  физиологические основы скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения и энергосбережения  при выполнении физических упражнений;
ученик получит возможность научиться:
описывать технику игровых приемов, варьировать ее в зависимости от степени  утомления организма во время игровых действий;
проводить спортивные соревнования с учетом правил и жестов судьи;
Физическое совершенствование
ученик научится:
выполнять легкоатлетические упражнения в беге, прыжках метании (в высоту и длину),(мяча, гранаты);
 выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
ученик получит возможность научиться:
выполнять тестовые упражнения на оценку выше уровня индивидуального развития основных физических качеств;
выполнять тестовые упражнения  по легкоатлетическому четырехборью и осуществлять соревновательную деятельность; сдавать нормы ГТО.

5 год обучения
Знания о физической культуре
ученик научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
ученик получит возможность научиться:
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принёсших славу российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
ученик научится: 
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
ученик получит возможность научиться:
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
           Физическое совершенствование
           ученик научится: 
оказывать первую медицинскую помощь при травмах; 
находить выход из стрессовых ситуаций; 
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; 
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; 
отвечать за свои поступки; 
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбор 
правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми; 
названия технических приёмов игр и основы правильной техники; 
наиболее разучиваемых типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий; 
основное содержание правил соревнований по спортивным играм; 
жесты судьи спортивных игр; 
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр; 
             ученик получит возможность научиться:
значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся; 
правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми; 
названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники; 
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий; 
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы комплекса ГТО.
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;

Возраст детей и продолжительность данной программы:
Обучения детей в возрасте от 11-15 лет. Программа рассчитана  на 5 лет обучения  
Формы и режим занятий:
Основной   формой  обучения  является  спортивно – оздоровительное направление.
Режим проведения занятий – 3 раз в неделю  1 час.


                       II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности
1 год обучения
Теоретические знания:
планирование режим дня;
исторические этапы Олимпийского движения:
вести дневник наблюденияпо физкультурной деятельности.
Общая физическая подготовка 
Основная стойка, построение в шеренгу. Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. 
Ходьба на носках, пятках, в полу приседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Высокий старт и бег со старта по команде. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, бег до 8 минут. Прыжки с поворотом на 90?, 180?, с места, со скакалкой, с высоты до 40 см, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Лазание по гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты, стойка на лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах. Упражнения с мячом: дриблинг с низким отскоком без зрительного контроля за мячом, финты с мячом, передачи в парах и тройках несколькими мячами, жонглирование мячами, подвижные игры, спортивные игры (пионербол, футбол, баскетбол, волейбол) эстафеты.
Баскетбол  
1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях баскетболом. Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как укрепить свои кости и мышцы. Физические упражнения. 
2. Специальная подготовка. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади над головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы. 
Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по звуковому сигналу. Подвижные игры: ?Охотники и утки?, ?Летает – не летает?; игровые упражнения ?Брось – поймай?, ?Выстрел в небо? с малыми и большими мячами. Спортивные игры с мячом.
Волейбол
1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях волейболом. Волейбол – игра для всех. Основные линии разметки спортивного зала. Положительные и отрицательные черты характера. Здоровое питание. Экологически чистые продукты. Утренняя физическая зарядка. 
2. Специальная подготовка. Специальная разминка волейболиста. Броски мяча двумя руками стоя в стену, в пол, ловля отскочившего мяча, подбрасывание мяча вверх и ловля его на месте и после перемещения. Перебрасывание мяча партнёру в парах и тройках - ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы. 
Стойка игрока, передвижение в стойке. Подвижные игры: ?Брось и попади?, ?Сумей принять?; игровые упражнения ?Брось – поймай?, ?Кто лучший?? .Спортивные игры с мячом.
Футбол  
1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях футболом. Влияние занятий футболом на организм школьника. Причины переохлаждения и перегревания организма человека. Признаки простудного заболевания. 
2. Специальная подготовка. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу. Передачи мяча в парах. Подвижные игры: ?Точная передача?, ?Попади в ворота?. Спортивные игры с мячом.

2 год обучения
Теоретические знания:
выполнять творческие проекты по изучаемым видам спорта;
проводить исследовательские наблюдения за физическим развитием;
методы закаливания.
Общая физическая подготовка 
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. 
Ходьба на носках, пятках, в полуприседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Бег с высокого старта на 30, 40 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 3х15 метров, бег до 10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, с высоты до 50 см, в длину с места и в высоту с разбега, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель, метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Лазание поимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты. стойка на лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах. Упражнения с мячом: дриблинг с низким отскоком без зрительного контроля за мячом, финты с мячом, передачи в парах и тройках несколькими мячами, жонглирование мячами, подвижные игры, спортивные игры (пионербол, футбол, баскетбол, волейбол) эстафеты.
Баскетбол 
1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях баскетболом. В чём сила командной игры. 
2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста. Остановка прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении. Ведение мяча правой и левой рукой по прямой, по дуге, с остановками по сигналу. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита с места, после ведения и остановки. 
Подвижные игры: ?Мяч среднему?, ?Мяч соседу?, эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения и остановки. 
Волейбол
1.Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Что такое безопасность на спортивной площадке. Правила безопасности при занятиях спортивными играми. Гигиенические правила – как их соблюдение способствует укреплению здоровья. 
2. Специальная подготовка. Подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче. Подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища. 
Подвижные игры: ?Волна?, ?Неудобный бросок?. 
Футбол 
1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях футболом. Утренняя физическая зарядка. Пред матчевая разминка. Что запрещено при игре в футбол. 
2. Специальная подготовка. Остановка катящегося мяча. Ведение мяча внешней и внутренней частью подъёма по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек. Остановка катящегося мяча внутренней частью стопы. Подвижные игры: ?Гонка мячей?, ?Метко в цель?, ?Футбольный бильярд?. 
3 год обучения
Теоретические знания
Положительное  влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья; 
работа скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений;
выполнение творческих проектов.
Общая физическая подготовка 
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег с высокого старта на 30, 40, 50 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 6х10 метров, бег до 10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, в длину с места и с разбега, в высоту с разбега, напрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Силовые упражнения: лазание, подтягивание сериями, переворот в упор. Акробатическая комбинация. Упражнения с гантелями. Упражнения с мячом: дриблинг с низким отскоком без зрительного контроля за мячом, финты с мячом, передачи в парах и тройках несколькими мячами, жонглирование мячами, подвижные игры, спортивные игры (пионербол, футбол, баскетбол, волейбол) эстафеты.
Баскетбол
1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях баскетболом. Питание и его значение для роста и развития. Что общего в спортивных играх и какие между ними различия? 
2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста. Остановка в два шага и прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и со сменой мест, в движении. Ведение мяча правой и левой рукой с изменением направления. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита с места, бросок одной рукой после ведения. 
Подвижные игры: ?Попади в кольцо?, ?Гонка мяча?, эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения. 
Волейбол
1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях волейболом. Основные правила игры в волейбол. Самоконтроль и его основные приёмы. Понятие о здоровом образе жизни. Режим дня и здоровый образ жизни. Утренняя физическая зарядка. 
2. Специальная подготовка. Приём мяча снизу двумя руками. Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх. Нижняя прямая подача. Подвижные игры: ?Не давай мяча водящему?, ?Круговая лапта?. 
Футбол 
1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях футболом. Различие между футболом и мини-футболом (фут залом). Физическая нагрузка и её влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма зимой. 
2. Специальная подготовка. Удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8 метров) и вертикальную (полоса шириной 2 метра, длиной 5-6 метров) мишень. Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов. Подвижные игры: ?Передал – садись?, ?Передай мяч головой?. 
4 год обучения
Теоретические знания
концепции честного спорта;
 дозировка температурных режимов для закаливающих процедур;
причины возникновения травм и повреждений при занятиях физической культурой и спортом;
 значение нервной системы в управлениями движениями и в регуляции основных систем организма;
приемы и правила оказания первой помощи при травмах;
значение допинга, его влияние на организм спортсмена;
Общая физическая подготовка 
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег с высокого старта на 60 - 100 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 6х10 метров, длительный бег 10-12 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, в длину с места и с разбега, в высоту с разбега, напрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на дальность и в цель, метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Силовые упражнения: лазание, подтягивание сериями, переворот в упор. Акробатическая комбинация. Упражнения с гантелями. Длинные кувырки через препятствия высотой 60 см. Упражнения с мячом: дриблинг с низким отскоком без зрительного контроля за мячом, финты с мячом, передачи в парах и тройках несколькими мячами, жонглирование мячами, подвижные игры, спортивные игры (пионербол, футбол, баскетбол, волейбол) эстафеты.
Баскетбол
1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях баскетболом. Взаимосвязь регулярной физической активности и индивидуальных здоровых привычек. 
2. Специальная подготовка. Повороты на месте. Остановка прыжком и в два шага в различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением направления, скорости и высоты отскока. Челночное ведение. Передача одной рукой от плеча после ведения при встречном движении. Броски в движении после двух шагов. Учебная игра. 
Волейбол 
1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях волейболом. Физические качества человека и их развитие. Приёмы силовой подготовки. Основные способы регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнений.
 2.Специальная подготовка. Приём мяча снизу двумя руками. Передача мяча сверху двумя руками через сетку. Передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений. Нижняя прямая подача. Подвижные игры: ?Не давай мяча водящему?, ?Пионербол?. 
Футбол 
1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях футболом. Правила самостоятельного выполнения скоростных и силовых упражнений. Правила соревнований по футболу: поле для игры, число игроков, обмундирование футболистов. Составные части ЗОЖ. 
2. Специальная подготовка. Удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8 метров) и вертикальную (полоса шириной 2 метра, длиной 5-6 метров) мишень. Ведение мяча между 
предметами и с обводкой предметов. Эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнёру. Игра в футбол по упрощённым правилам (мини-футбол). 
5 год обучения
Общая физическая подготовка Упражнения для рук и плечевого пояса; для мышц шеи; для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах – повороты, наклоны, сгибание и разгибание рук, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления. Акробатические упражнения. Кувырки, полет – кувырок вперед с места и с разбега, перевороты. Подвижные игры и упражнения. 
Игры с мячом; игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, метание в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов. 
Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 200 м; на 400, 500, 800, 1500 м. Кроссы от 1 до 3 км. Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега. Упражнения с мячом: дриблинг с низким отскоком без зрительного контроля за мячом, финты с мячом, передачи в парах и тройках несколькими мячами, жонглирование мячами, подвижные игры, спортивные игры (пионербол, футбол,  баскетбол, волейбол), эстафеты. 
Баскетбол
1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях баскетболом. Взаимосвязь регулярной физической активности и индивидуальных здоровых привычек. 
2. Специальная подготовка. Повороты на месте. Остановка прыжком и в два шага в различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением направления, скорости и высоты отскока. Челночное ведение. Передача одной рукой от плеча после ведения при встречном движении. Броски в движении после двух шагов. Учебная игра. 
Волейбол 
1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях волейболом. Приёмы силовой подготовки. Основные способы регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнений. 
2.Специальная подготовка. 
Верхняя передача двумя руками в прыжке. Прямой нападающий удар. Верхняя, нижняя передача двумя руками назад. Совершенствование приема мяча с подачи и в защите. Двусторонняя учебная игра. Одиночное блокирование и страховка. Командные тактические действия в нападении и защите. Подвижные игры. 
Футбол 
1.Основы знаний. 
Правила игры в футбол. Техника безопасности на занятиях футболом.  Роль команды и значение взаимопонимания для игры. Роль капитана команды, его права и обязанности. 
Пояснения к правилам игры в футбол. Обязанности судей. Выбор места судей при различных игровых ситуациях. Замечание, предупреждение и удаление игроков с полей. 
Планирование спортивной тренировки. Методы развития спортивной работоспособности футболистов. Виды соревнований. Система розыгрыша. Правила соревнований, их организация и проведение. 
2.Специальная подготовка 
Упражнения для развития силы. Приседания с отягощением с последующим быстрым выпрямлением подскоки и прыжки после приседания без отягощения и с отягощением. Приседание на одной ноге с последующим подскоком вверх. Лежа на животе сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора. Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед. Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность. Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность. Толчки плечом партнера. Борьба за мяч. 
Для вратаря: из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах. То же, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами. В упоре лежа передвижение на руках вправо (влево) по кругу (носки ног на месте). В упоре лежа хлопки ладонями. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевыми амортизаторами. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками. Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность. Ловля набивных мячей, направляемых 2 –3 партнерами с разных сторон, с последующими бросками. 
Упражнения для развития быстроты. Повторное пробегание коротких отрезков (10 – 30 м) из различных исходных положений. Бег с изменениями (до 180*). Бег прыжками. Эстафетный бег. Бег с изменением скорости. Челночный бег лицом и спиной вперед. Бег боком и спиной вперед (10 – 20 м) наперегонки. Бег ?змейкой? между расставленными в различном положении стойками. Бег с быстрым изменением способа передвижения. Ускорения и рывки с мячом (до 30 м). Обводка препятствий (на скорость). Рывки к мячу с последующим ударам по воротам. 
Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для вратарей); те же, выполняя в прыжке поворот на 90 – 180*. Прыжки вперед с поворотом и имитацией ударов головой и ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону. Жонглирование мячом в воздухе, чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Ведение мяча головой. Подвижные игры. 
Упражнения для развития специальной выносливости. Переменный и поворотный бег с мячом. Двусторонние игры. Игровые упражнения с мячом (трое против трех, двое против двух и т.д.) большой интенсивности. Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам, выполняемые в течении 3 – 10 мин. 
Упражнения для формирования умения двигаться без мяча. 
Бег: обычный, спиной вперед; скрестным и приставным шагом, изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения. Цикличный бег (с поворотным скачком на одной ноге). Прыжки: вверх, верх – вперед, вверх – назад, вверх – вправо, вверх – влево, толчком двух ног с места и толчком на одной и двух ногах с разбега. Для вратарей: прыжки в сторону с падением перекатом. Повороты во время бега переступая и на одной ноге. Остановки во время бега – выпадом, прыжком, переступанием.


III. Календарно – тематическое планирование
1 год обучения (102 часа )

№
Тема
Кол-во
часов









Теоретические знания в процессе занятия


Баскетбол
32

1-4
Стойки и перемещения. Остановки баскетболиста
4

5-8
Ведение мяча с изменением направления и скорости. Броск мяча с 2 шагов.
4

9-12
Передачи мяча. Ловля мяча 
4

13-16
Ведение мяча 
4

17-20
Броски в кольцо 
4

21-24
Игра в защите. Защита зоны.
4

25-28
Игра в нападении 
4

29-32
Игра в защите. Личная защита.
4


Футбол
32

33-36
 Правила игры, стойка, перемещения. 
4

37-40
Ловля и передача мяча.
4

41-44
Техника передвижения, ловли и передачи мяча.
4

45-48
Техника броска.
4

49-52
Техника броска.
4

53-56
Техника ведения мяча в движении с изменением направления.
4

57-60
Закрепление техники опорного броска.
4

61-64
Техника игры в защите.
4


Пионербол
20

65-68
Закрепление техники передачи мяча. Верхняя передача мяча в парах.
4

69-72
Подача мяча через сетку. Нижняя прямая подача мяча через сетку.
4

73-76
Закрепление техники приема мяча с подачи.
4

77-80
Прием высоко летящего мяча.
4

81-84
Техника и тактика игры в пионербол.
4

Футбол
18

85-88
Остановка катящегося мяча. 
4

89-92
Ведение мяча. 
4

93-96
Игра в футбол по упрощѐнным правилам (мини-футбол) 
4

97-100
Техника и тактика игры
4

101-102
Техника и тактика игры
2


Всего
102



2 год обучения (102 часа)
№
Тема
Кол-во
часов









Теоретические знания в процессе занятия

Баскетбол
24

1-4
Стойки и перемещения. Остановки баскетболиста
4

5-8
Передачи мяча. Ловля мяча на месте и в движении.
4

9-12
Ведение мяча. Эстафеты.
4

13-16
Броски в кольцо. Подвижные игры.
4

17-20
Игра по упрощенным правилам.
4

21-24
Бросок мяча в кольцо с 5 точек.
4


Футбол
32

25-28
 Правила игры, стойка, перемещения. 
4

29-32
Ловля и передача мяча.
4

33-36
Техника передвижения, ловли и передачи мяча.
4

37-40
Техника броска.
4

41-44
Техника броска.
4

45-48
Техника ведения мяча в движении с изменением направления.
4

49-52
Закрепление техники опорного броска.
4

53-56
Техника игры в защите.
4


Пионербол
21

57-60
Закрепление техники передачи мяча. Верхняя передача мяча в парах.
4

61-64
Подача мяча через сетку. Нижняя прямая подача мяча через сетку.
4

65-68
Закрепление техники приема мяча с подачи.
4

69-72
Прием высоко летящего мяча.
4

73-77
Техника и тактика игры в пионербол.
5

Футбол
25

78-82
Остановка катящегося мяча. 
5

83-87
Ведение мяча. 
5

88-92
Игра в футбол по упрощѐнным правилам (мини-футбол) 
          5

93-97
Техника и тактика игры
5

98-102
Техника и тактика игры
5


Всего
102


3 год обучения (102 часа)
№
Тема
Кол-во
часов









Теоретические знания в процессе занятия

Баскетбол
36

1-4
Стойки и перемещения. Остановки баскетболиста
4

5-8
Передачи мяча. Ловля мяча 
4

9-12
Техника передвижения, ловли и передачи мяча.
4

13-16
Ведение мяча 
4

17-20
Броски в кольцо 
4

21-24
Игра в защите 
4

25-28
Личная защита игрока.
4

29-32
Игра в нападении.
4

33-36
Защита зоны, тактика игры в баскетбол.
4

Футбол
32

37-40
 Правила игры, стойка, перемещения. 
4

41-44
Ловля и передача мяча.
4

45-48
Техника передвижения, ловли и передачи мяча.
4

49-52
Техника броска.
4

53-56
Техника броска.
4

57-60
Техника ведения мяча в движении с изменением направления.
4

61-64
Закрепление техники опорного броска.
4

65-68
Техника игры в защите.
4


Волейбол
20

69-72
Техника верхней и нижней передачи мяча
4

73-76
Нижняя прямая подача мяча.
4

77-80
Прием мяча. Передача у стены, в парах.
4

81-84
Прием мяча от сетки.
4

85-88
Закрепление техники приема мяча с подачи
4

Футбол
5

89-91
Остановка катящегося мяча. 
3

92-94
Ведение мяча. 
3

95-97
Игра в футбол, (мини-футбол) 
3

98-100
Техника и тактика игры
3

101-102
Техника и тактика игры
2


Всего
102



4 год обучения (102 часа)
№
Тема
Кол-во
часов









Теоретические знания в процессе занятия

Баскетбол
32

1-4
Стойки и перемещения. Остановки баскетболиста
4

5-8
Передачи мяча. Ловля мяча 
4

9-12
Ведение мяча 
4

13-16
Броски в кольцо  в движении с 2 шагов. Штрафной бросок . Бросок с трех очковой зоны.
4

17-20
Игра в защите 
4

21-24
Игра в нападении 
4

25-28
Игра в защите 
4

29-32
Игра в баскетбол. Судейство и заполнения протокола соревнований.
4

Футбол
28

33-36
 Правила игры, стойка, перемещения. 
4

37-40
Ловля и передача мяча.
4

41-44
Техника передвижения, ловли и передачи мяча.
4

45-48
Техника броска.
4

49-52
Техника и тактика игры.
4

53-56
Игра в нападении.
4

57-60
Игра в защите.
4


Волейбол
20

61-64
Закрепление техники передач 
4

65-68
Верхняя прямая подача 
4

69-72
Закрепление техники приема мяча с подачи. 
4

73-76
Нападающий удар.
4

77-80
Техника и тактика игры в волейбол.
4

Футбол
22

81-84
Остановка высоко летящего мяча. 
4

85-88
Ведение мяча. 
4

89-92
Удар по воротам.
4

93-96
Тактические действия игры в футбол.
4

97-100
Игра в футбол, (мини-футбол)
4

101-102
Игра в футбол,(мини-футбол)
2


Всего
102



5 год обучения (102 часа)
№
Тема
Кол-во
часов









Теоретические знания в процессе занятия

Баскетбол
36

1-4
Стойки и перемещения. Остановки баскетболиста. Ведение в защите.
4

5-8
Передачи мяча. Ловля мяча в защите. 
4

9-12
Ведение мяча  с сопротивлением.
4

13-16
Броски в кольцо  с различных точек.
4

17-20
Штрафной бросок с сопротивлением.
4

21-24
Техника и тактика игры в баскетбол.
4

25-28
Вырывание и выбивание мяча.
4

29-32
Игра в защите.
4

33-36
Игра в нападении
4

Футбол
28

37-40
 Правила игры, стойка, перемещения. 
4

41-44
Ловля и передача мяча.
4

45-48
Техника передвижения, ловли и передачи мяча.
4

49-52
Техника броска.
4

53-56
Техника и тактика игры.
4

57-60
Игра в нападении.
4

61-64
Игра в защите.
4

Волейбол
24

65-68
Передачи мяча в парах, тройках.
4

69-72
Прием мяча.
4

73-76
Нападающий удар.
4

77-80
Верхняя прямая подача мяча.
4

81-84
Блокирование.
4

85-88
Техника и тактика игры.
4

Футбол
4

89-92
Остановка катящегося мяча. 
4

93-97
Ведение мяча. 
5

98-102
Игра в футбол  
5


Всего
102