Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  
?Куокуйская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов? 


?Принята?
на заседании МО ?Дьо5ур? учителей                                                                                              естественно-математического цикла
протокол от ?30? 08. 2023 №1

 ?Согласована?
 зам. директора по УВР 
?31? 08. 2023                                                                                                                                                                                    
?Утверждена?
приказом от 31.08.2023 г. №134 ?О внесении изменений в ООП ООО (ФГОС ООО – приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897), скорректированный в соответствии с ФОП ООО (приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования").







Рабочая программа учебного предмета ?Физика?
для основного общего образования
 Срок освоения: 3 года (с 7 по 9 классы)

Составитель: Игнатьев Константин Терентьевич 
учитель физики


2023
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы по физике основного общего образования, соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, реализующий ФГОС, МБОУ ?Куокуйская СОШ? (далее учебный план школы).
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
В рабочую программу внесены дополнения в виде национально-регионального компонента и рабочей программы воспитания, одной из задач которой является использование возможности школьного урока в воспитании детей. Дополнение компонентов не меняют темы уроков, включены как материалы для установления правильной взаимосвязи, практической направленности, повышения учебной мотивации. 
Школьный курс физики - системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; 
формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления; 
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни; 
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; 
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека
Основной формой обучения является урок, типами которого являются: урок введения в новую тему, урок закрепления знаний, комбинированный урок, урок обобщения и систематизации знаний, урок- игра, урок- проект, урок- исследование.
Основными видами деятельности обучающихся на уроках является работа с учебником, рабочими тетрадями, выступление с сообщениями, наблюдения, установление связи, объяснение, классификация, характеристика по группам, раскрывать основные способы.  
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы: устный, фронтальный, текущий опрос, проверочная работа, тестирование, самоконтроль, контрольная работа.  
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с календарным учебным графиком школы в форме контрольной работы в конце учебного года. 
Неаудиторная занятость по предмету предусматривается в формах индивидуальной консультации слабоуспевающих, способных обучающихся.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
7 класс
Введение
Инструкция ТБ и ПБ на уроках и в кабинете физики. Что изучает физика?  Некоторые физические термины. Наблюдение и опыты.  Особенности природных условий Якутии. Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.  Лабораторная работа №1 "Определение цены деления измерительного прибора". Физика и техника. Развитие промышленности в Якутии. 
Глава I. Первоначальные сведения о строении вещества
Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Агрегатные состояния веществ.  Ледовые зимники Якутии. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. Контрольная работ. а №1 "Вещества, агрегатные состояния"
Глава II. Взаимодействие тел
Механическое движение. Лабораторная работа №2 "Измерение размеров малых тел". Равномерное и неравномерное движение. Скорость, единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела, единицы массы. Измерение массы тела на весах. Лабораторная работа №3 "Измерение массы тела на рычажных весах". Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Лабораторная работа №4 "Измерение объема тела". Лабораторная работа №5 "Определение плотности твердого тела". Сила. Явление тяготения, сила тяжести. Сила упругости, закон Гука. Вес тела. Единицы силы, связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах, физические характеристики планет. Динамометр. Лабораторная работа №6 "Градуирование пружины и измерение сил динамометром". Сложение двух сил, направленных по одной прямой, равнодействующая сил. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Лабораторная работа №7 "Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы". Контрольная работа №2. "Взаимодействие тел"
Глава III. Давление твердых тел, жидкостей и газов
Давление, единицы давления. Работа тяжелой техники в Якутии. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Передача давления жидкостями и газами, закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Теплотрассы и нефтепроводы в Якутии. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха, атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. Измерение атмосферного давления, опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Лабораторная работа №8 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело". Плавание тел. Лабораторная работа №9 "Выяснение условий плавания тела в жидкости". Плавание судов. Воздухоплавание. Контрольная работа №3 "Давление твердых тел, жидкостей и газов". 
Глава IV.  Работа и мощность. Энергия
Механическая работа, единицы работы. Мощность, единицы мощности. Простые механизмы. Рычаг, равновесие сил на рычаге. Лабораторная работа №10 "Выяснение условия равновесия рычага". Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение правила равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов, “Золотое правило” механики. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа №11 "Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости". Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Контрольная работа №4 "Работа и мощность, энергия". 
Глава V. Повторение
Повторение темы строения веществ. Взаимодействие тел. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Работа и мощность, механические энергии. 
Промежуточная аттестация
8 класс
Введение. Повторение курса по физике за 7 класс
Правила ТБ и ПБ на уроках физики. Повторение курса 7 класса. Силы природы. Сила тяжести. Сила Гука. Сила трения. Направление силы. Сложение сил. Противоположные силы. Однонаправленные силы. Рычаги. Блоки. Давление. Сила Архимеда. Прессы. Энергия вещества. Виды энергий. 
Глава I. Тепловые явления
Тепловое движение. Внутренняя энергия и способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность, конвекция, излучение. Теплопроводность деревянных домов. Тепловой источник дома. Конвекция в моей комнате. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты. Решение задач по расчету количества теплоты нагревания. Удельная теплоемкость. Разница в отоплении газом и дровами дома. Энергетическое и экономическое приближенное вычисление затрат в с. Аргас. Энергия топлива. Закон сохранения энергии в тепловых явлениях. Лабораторная работа №1 "Тепловой баланс Агрегатные состояния вещества". Плавление и отвердевание кристаллических тел. Теплота плавления. Испарение и конденсация жидкости. Влажность воздуха, испарение. Двойные стекла рам и на машинах на севере. Внутренняя энергия при испарении и конденсации. Кипение. Парообразование и конденсация. Влажность воздуха. Лабораторная работа №2 "Измерение влажности". Решение задач по парообразованию. Контрольная работа №1 "Агрегатные состояния тела". Работа газа при расширении. ДВС. Паровая турбина. Первый паровой двигатель в с. Аргас. Его остов на речке Лунха. Первые работники паровой станции и пилорамы в с. Аргас. КПД теплового двигателя. Решение задач по тепловому явлению. Обобщающий урок по теме "Тепловые явления". Контрольная работа №2 "Тепловые явления".
Глава II. Электрические явления
Электризация тел при соприкосновении. Электроскоп. Делимость электрического заряда. Объяснение электрических явлений. Электрический ток. Электрическая цепь и её составные части. Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Сила тока. Электрическое напряжение. Правила техники безопасности в кабинете физики. Зависимость силы тока от напряжения. Электрическая схема моей комнаты дома. Лабораторная работа №3, "Сборка электрической цепи?, ?Лабораторная работа №4 "Сборка амперметра и вольтметра". Электрическое сопротивления. Закон Ома для участка цепи. Контрольная работе №3 "Параметры постоянного электрического тока". Последовательное соединение проводников. Параллельное сопротивление проводников. Лабораторная работа №5 "Параллельное соединение" Лабораторная работа №6 "Последовательное соединений". Решение задач по последовательному и параллельному соединению проводников. Работа электрического тока. Электростанция в с. Аргас. Принцип его работы, затраты, проблемы. (Экскурсия на станцию). Мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Конденсатор. Электрические нагревательные приборы. Обобщающий урок по теме "Электрические явления". Контрольная работа №4 "Электрические явления". 
Глава III. Электромагнитные явления
Магнитное поле. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Лабораторная работа №7"Постоянные магниты". Сила Ампера. Обобщающий урок по теме " Электромагнитное поле". Контрольная работа №5 "Электромагнитное поле".
Глава IV. Световые явления
Источники света. Видимое движение светил. Законы отражения света. Преломление света. Лабораторная работа №8 "Преломления света". Изображения, даваемая тонкой линзой. Глаз и зрение. Определение оптической силы очков родственников. Нахождение расстояния фокуса очков. Обобщающий урок по теме "Световые явления". Контрольная работа №6 "Световые явления". 
Глава V. Повторение курса 8 класса
Повторение темы "Тепловые явления". Повторение темы "Постоянный электрический ток". Повторение темы "Электромагнитные явления", "Магнитное поле". Решение задач повышенного уровня. 
Промежуточная аттестация
9 класс
Введение. Повторение курса по физике за 8 класс
Правила ТБ и ПБ на уроках и в кабинете физики. Оптика. Тепловые явления. Расчет количества теплоты. Теплота сгорания. Электрические явления. Законы Ома.
Глава I. Законы взаимодействия и движение тел
Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение без начальной скорости. Лабораторная работа №1 "Исследование равноускоренного движения без начальной скорости". Относительность движения. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона.  Второй закон Ньютона Третий закон Ньютона. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Лабораторная работа №2 "Измерение ускорения свободного падения". Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Искусственные спутники Земли. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты. НРК: Первые космонавты Земли. Использование космических спутников в Якутии. Искусственные спутники Земли. Вывод закона сохранения механической энергии. Решение задач по импульсам. Контрольная работа №1 по теме "Законы взаимодействия и движения тел". 
Глава II. Механические колебания и волны. Звук.
Колебательные движения. Свободное колебание. Лабораторная работа №3 "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины". Величины, характеризующие колебательное движение. Гармоническое колебание. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Явление резонанса. Распространение колебаний в среде. Волны.  Длина волны. Скорость распространения волн.  Источники звука. Звуковые волны.  Высота, тембр и громкость звука. Отражение звука. Голосовые звуки якутских певцов. Эхо. Звуковой резонанс.  Интерференция звука. Решение задач по колебаниям и волнам. Звуки.  Контрольная работа №2 по теме "Механические колебания и волны. Звук".
Глава III. Электромагнитное поле.
Магнитное поле и его географическое изображение. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Лабораторная работа и №4 "Изучение явления электромагнитной индукции". Правило Ленца. Явление самоиндукции. НРК: Центры электроэнергии в Якутии. Создание единой электрической сети в Якутии. Вилюйская ГЭС. Нерюнгринская ГРЭС, Чульманская ГРЭС и ГРЭС-2 в г. Якутске. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Конденсатор. Емкость конденсатора. Индуктивность катушки. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Показатели преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Лабораторная работа и №5 "Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания". Контрольная работа №3 по теме "Электромагнитное поле". 
Глава IV. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.
Радиоактивность. Лабораторная работа и №6 "Измерение естественного радиационного фона дозиметром". Модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц.  Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Лабораторная работа и №7 "Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков". Цепная реакция. Лабораторная работа и №8 "Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона". Ядерный реактор. Атомная энергетика.  Лабораторная работа и №9 "Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям". Биологические действия радиации.  Термоядерные реакции. Будущее энергетики в Якутии. Контрольная работа №4 по теме "Строение атома и атомного ядра". 
Глава V. Строение и эволюция Вселенной
Состав, строение и происходение Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. Контрольная работа №5 по теме "Строение и эволюция Вселенной".
Повторение курса физики за 9 класс
Законы взаимодействия и движения тел. Ускорение. Законы Ньютона. Закон Всемирного тяготения. Механические колебания и волны. Звук. Колебательное движение. Резонанс. Звуковые волны. Магнитное поле. Электромагнитное поле. Преломление света. Строение атома и атомного ядра. Радиоактивность. Деление ядер урана. Термоядерная реакция.
Промежуточная аттестация

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. 
Личностными результатами являются:
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных, творческих способностей обучающихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами являются:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации, с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты
7 класс
Предметными результатами изучения курса ?Физика? в 7-м классе являются формирование следующих умений. 
Учащиеся должны знать/понимать: 
смысл понятий: физическое явление, физический закон, физические величины, взаимодействие;
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.
Учащиеся должны уметь:
собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;
измерять массу, объём, силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;
объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;
выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
решать задачи на применение изученных законов;
приводить примеры практического использования физических законов;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
8 класс
Предметными результатами изучения курса ?Физики? в 8-м классе являются формирование следующих знаний и умений. 
Учащиеся должны знать/понимать:
смысл понятий: тепловое движение, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение, агрегатное состояние, фазовый переход, электрический заряд, электрическое поле, проводник и диэлектрик, химический элемент, атом и атомное ядро, протон, нейтрон, ядерные реакции синтеза и деления, электрическая сила, силовые линии электрического поля, ион, электрическая цепь и схема. точечный источник света,  поле зрения, аккомодация, зеркало, тень, затмение, оптическая ось, фокус, оптический центр, близорукость и дальнозоркость. магнитное поле, магнитные силовые линии, электромагнитное поле, электромагнитные волны, постоянный магнит, магнитный полюс.
смысл физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, температура, температура кипения, температура плавления, влажность, электрический заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, работа и мощность тока, массовое число, энергия связи. углы падения, отражения, преломления, фокусное расстояние, оптическая сила.
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, закон Ампера, закон прямолинейного распространения света, законы отражения и преломления света.
Учащиеся должны уметь:
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока; 
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях; 
решать задачи на применение изученных физических законов.
9 класс
Предметными результатами изучения курса ?Физика? в 9-м классе являются формирование следующих умений. 
Учащиеся должны знать/понимать: 
смысл понятий: магнитное поле, атом, атомное ядро, радиоактивность, ионизирующие излучения; относительность механического движения, траектория, инерциальная система отсчета, искусственный спутник, замкнутая система; внутренние силы, математический маятник, звук; изотоп, нуклон;
смысл физических величин: магнитная индукция, магнитный поток, энергия электромагнитного пол, перемещение, проекция вектора, путь, скорость, ускорение, ускорение свободного падения, центростремительное ускорение, сила, сила тяжести, масса, вес тела, импульс, период, частота, амплитуда, период, частота, фаза, длина волны, скорость волны, энергия связи, дефект масс, период полураспада.
 смысл физических законов: уравнения кинематики, законы Ньютона (первый, второй, третий), закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, принцип относительности Галилея, законы гармонических колебаний, правило левой руки, закон электромагнитной индукции, правило Ленца.  Закон радиоактивного распада.
Учащиеся должны уметь: 
собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;
измерять силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;
объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;
выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
решать задачи на применение изученных законов;
приводить примеры практического использования физических законов;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

Проверка знаний учащихся
Оценка устных ответов учащихся
Оценка ?5? ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других учебных предметов.
Оценка ?4? ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. учебных предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. 
Оценка ?3? ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов. 
Оценка ?2? ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки ?3?.
Оценка контрольных работ
Оценка ?5? ставится за работу,?выполненную?полностью без ошибок?и недочётов.
Оценка ?4? ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка ?3? ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов,?при?наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка ?2? ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка ?5? ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка ?4? ставится, если выполнены требования к оценке ?5?, но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка ?3??ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной?? части таков,?позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки. 
Оценка ?2??ставится, если работа выполнена?? не?? полностью?? и?? объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно. 
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВОЗМОЖНОСТЬ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭОР/ЦОР.

7 класс
№
Тема урока
Номер учебной недели
Кол-во уроков 
Планируемые результаты
Форма контроля
Деятельность учителя с учетом программы воспитания
ЭОР/ЦОР

Введение (5 ч.)

1
Инструкция ТБ и ПБ на уроках физики. Что изучает физика?
1
1
Знать: смысл понятий ?вещество?, ?тело?, ?явление?, ?физическая величина?, о вкладе в изучение физики ученых.
Уметь наблюдать и описывать физические явления, приводить примеры физических величин, использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин.
Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.
ФО

http://www.fizika.ru

2
Некоторые физические термины. Наблюдение и опыты. 
НРК: Особенности природных условий Якутии.
1
1

УО
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека


3
Физические величины. Измерение физических величин.                         
2
1

ФО

http://www.openclass.ru

4
Точность и погрешность измерений. 
Лабораторная работа №1             "Определение цены деления измерительного прибора"
2
1

ФО              
ЛР 
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://fizika-class.narod.ru

5
Физика и техника.
НРК: Развитие промышленности в Якутии.
3
1

ФО
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека


Глава I. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч.)

6
Строение вещества, Молекулы, Броуновское движение 
НРК: Утренний туман, роса вечером. Якутские наблюдения по прогнозу погоды на завтра по росе и туману.
3
1
Знать: Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия.      
Наблюдение и описание диффузии, изменений агрегатных состояний вещества.

ФО
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания
http://www.openclass.ru

7
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
4
1

ПР                   



8
Взаимное притяжение и отталки-вание молекул. Агрегатные состо-яния вещества. 
НРК: Ледовые зимники Якутии.
4
1

ФО
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
http://www.openclass.ru

9
Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. 
5
1


ПР                   



10
Контрольная работа №1 
"Вещества, агрегатные состояния"
5
1

КР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


Глава II. Взаимодействие тел (20 ч.)

11
Механическое движение. 
Лабораторная работа №2 ?Измерение размеров малых тел?
6
1
Знать: Механическое движение. Система отсчета и относительность движения. Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окружности. Инерция. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил.  Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное падение. Вес тела. Невесомость. Центр тяжести тела.                                               Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействия тел.                                                               
Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, массы, силы, плотности вещества.                        
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном движении, силы упругости от удлинения пружины.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: весов, динамометра. 
ФО
ЛР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://fizika-class.narod.ru

12
Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единица скорости.
6
1

ФО



13
Расчет пути и времени движения.            
7
1

ФО
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания
http://www.fizika.ru

14
Инерция. Взаимодействие тел.
7
1

УО



15
Масса тела. Единицы массы.
8
1

ПР



16
Измерение массы тела на весах.
8
1

ФО
ПР

http://www.fizika.ru

17
Лабораторная работа №3 ?Измерение массы тела на рычажных весах?.
9
1

ЛР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


18
Плотность вещества.
9
1

ПР



19
Расчет массы и объема тела по его плотности. 
Лабораторная работа №4 ?Измерение объема тела?.
10
1

ЛР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


20
Лабораторная работа №5                     "Определение плотности твердого тела".
10
1

ЛР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://fizika-class.narod.ru

21
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.
11
1

ПР



22
Сила упругости. Закон Гука.
11
1

ПР



23
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.
12
1

ФО
ПР

http://www.openclass.ru

24
Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет.
12
1

ФО
ПР



25
Динамометр. 
Лабораторная работа №6 ?Градуирование пружины и измерение сил динамометром?.
13
1

ЛР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://fizika-class.narod.ru

26
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила.
13
1

ФО



27
Сила трения. Трение покоя.
14
1

УО



28
Трение в природе и технике. 
НРК: Трение снежного покрова снега. Выгода и проблемы. Якутские сани, лыжи. Способы уменьшения сил трения.
14
1

ПР
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
http://www.openclass.ru

29
Лабораторная работа №7 ?Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы?.
15
1

ПР
ЛР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://fizika-class.narod.ru

30
Контрольная работа №2 
"Взаимодействие тел"
15
1

КР



Глава III. Давление твердых тел, жидкостей и газов (19 ч.)

31
Давление. Единицы давления. НРК: Работа тяжелой техники в Якутии. Свойства делимости.
16
1
Знать: Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.                                            Наблюдение и описание различных видов передачи давления жидкостями и газами, плавания тел, законов Паскаля и Архимеда.                                     Измерение физических величин: силы, давления.                                                   
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: барометра - анероида, манометра, гидравлического пресса, гидравлического насоса, воздушного шара, дирижабля плавание корабля.

ФО
ПР

http://www.openclass.ru

32
Способы уменьшения и увеличения давления.
16
1

ПР
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания


33
Инструкция ТБ и ПБ на уроках физики. Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.
17
1

ПР
ФО

http://www.fizika.ru

34
Давление в жидкости и газе. 
НРК: Теплотрассы и нефтепроводы  в Якутии.
17
1

ФО
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека


35
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
18
1

ФО

http://www.openclass.ru

36
Сообщающиеся сосуды.  
НРК: Строительные уровни для строителей.
18
1

ПР
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания


37
Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.
19
1

ФО

http://www.fizika.ru

38
Измерение атмосферного давления, опыт Торричелли. Барометр-анероид.
19
1

ПР
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания
http://www.fizika.ru

39
Атмосферное давление на различных высотах.
20
1

ПР



40
Манометры.
20
1

ПР



41
Поршневой жидкостный насос.  
НРК: Водопровод в с. Аргас.  Принцип работы и схема летнего водопровода села.
21
1

ФО
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
http://www.openclass.ru

42
Гидравлический пресс.
21
1

ФО



43
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
22
1

УО



44
Архимедова сила. 
Лабораторная работа №8 ?Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело?.
22
1

ЛР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://fizika-class.narod.ru

45
Плавание тел. 
НРК: Вычисление тоннажа моторной лодки ?Крым?, ?Казанка? Размеры брать приблизительные
23
1

ПР

http://www.fizika.ru

46
Лабораторная работа №9 "Выяснение условий плавания тела в жидкости".
23
1

ЛР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://fizika-class.narod.ru

47
Плавание судов.                                 
24
1

ПР



48
Воздухоплавание.
24
1

ФО



49
Контрольная работа №3 
"Давление твердых тел, жидкостей и газов"

25
1

КР



Глава IV. Работа и мощность. Энергия. (12 ч.)

50
Механическая работа. Единицы работы.
25
1
Знать: Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Условия равновесия тел. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.                                 
Измерение физических величин: силы, расстояния, скорости, механической работы и мощности.                                  
Практическое применение физических знаний и использования простых механизмов в повседневной жизни.    
                                       
ПР

http://www.fizika.ru

51
Мощность. Единицы мощности.
26
1

УО



52
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.
26
1

УО



53
Лабораторная работа №10 "Выяснение условия равновесия рычага".
27
1

ЛР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://fizika-class.narod.ru

54
Момент силы.
27
1

ФО



55
Рычаги в технике, быту и природе. Применение правила равновесия рычага к блоку.
28
1

ПР



56
Равенство работ при использовании простых механизмов. ?Золотое правило? механики.
28
1

ФО

http://www.fizika.ru

57
Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.
29
1

ФО



58
Коэффициент полезного действия механизма. 
Лабораторная работа №11 ?Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости?.
29
1

ЛР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://fizika-class.narod.ru

59
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.
30
1

ФО



60
Превращение одного вида механической энергии в другой.
30
1

ПР

http://www.fizika.ru

61
Контрольная работа №4 
"Работа и мощность, энергия"
31
1

КР



Повторение (5 ч.)

62
Повторение темы строения веществ. 
НРК: Лед. Влияние превращения агрегатных состояний воды и осенью на местный климат.
31
1
Знать/понимать:                                          
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, молекула;• смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, , работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию.
ФО
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания
http://www.openclass.ru

63
Взаимодействие тел. 
НРК: Использование холода зимы Якутии в заготовке и хранении продуктов
32
1

ФО

http://www.openclass.ru

64
Давление твердых тел, жидкостей и газов. 
НРК: Экологические проблемы моторных лодок на речке ?Лунха? и теплоходов на реке ?Лена?. Проблемы реки Вилюй.
32
1

УО
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
http://www.openclass.ru

65
Работа и мощность, механические энергии.
33
1

ФО

http://www.openclass.ru

66
Обобщающий урок
33






Промежуточная аттестация (1 ч.)

67
Промежуточная аттестация ?Итоговый контроль за курс 7 класса?
34
1
Освоение образовательной программы за курс 7 класса.
КР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


Резерв (1 ч.)

68
Резерв 
34

1






8 класс
№
Тема урока
Номер учебной недели
Кол-во уроков 
Планируемые результаты
Форма контроля
Деятельность учителя с учетом программы воспитания
ЭОР/ЦОР

Введение (5 ч.)

1
Правила ТБ и ПБ на уроках физики.
1
1
Правила ТБ и ПБ на уроках физики. Повторение курса 7 класса.
ФО

http://www.fizika.ru

2
Повторение курса 7 класса. Силы в природе. Направление силы. Сложение сил.
1
1

УО
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека


3
Давление. Способы изменения давления.
2
1

ФО

http://www.openclass.ru

4
Энергия. Виды энергий.
2
1

ФО              

http://fizika-class.narod.ru

5
Проверочная работа ?Проверка остаточных знаний?
3
1

ПР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


ГЛАВА I. Тепловые явления (19 ч.)

6
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.
3
1
Знать: Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.Наблюдение и описание диффузии, изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи; объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах.Измерение физических величин: температуры, количества теплоты, удельной теплоемкости, удельной теплоты плавления льда, влажности воздуха.Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества.Практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: термометра, психрометра, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.

ФО
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания
http://www.openclass.ru

7
Теплопроводность, конвекция, излучение. 
НРК: Теплопроводность деревянных домов. Тепловой источник дома. Конвекция в моей комнате.
4
1

УО



8
Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты.
4
1

ФО

http://www.openclass.ru

9
Решение задач по расчету количества теплоты нагревания. 
НРК: Удельная теплоемкость. Разница в отоплении газом и дровами дома. Энергетическое и экономическое приближенное вычисление затрат в с. Аргас.
5
1

ПР                   
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека


10
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах.
5
1

КР



11
Лабораторная работа №1 ?Тепловой баланс?
6
1

ЛР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


12
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления т отвердевания кристаллических тел.
6
1

ПР

http://fizika-class.narod.ru

13
График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления.
7
1

ФО



14
Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.
НРК: Влажность воздуха, испарение. Двойные стекла рам и на машинах на севере.
7
1

ФО

http://www.openclass.ru

15
Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара.
8
1

УО



16
Кипение.
8
1

УО



17
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. 
Лабораторная работа №2 ?Измерение влажности?
9
1

ЛР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


18
Решение задач по парообразованию. 
Контрольная работа №1 ?Агрегатные состояния тела?
9
1

КР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


19
Удельная теплота парообразования и конденсации. Работа газа и пара при расширении.
10
1

ПР

http://www.openclass.ru

20
Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. 
НРК: Первый паровой двигатель в с. Аргас. Его остов на речке Лунха. Первые работники паровой станции и пилорамы в с. Аргас.
10
1

ФО
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека


21
КПД теплового двигателя.
11
1

ПР

http://www.openclass.ru

22
Решение задач по тепловому явлению.
11
1

ПР



23
Обобщающий урок по теме ?Тепловые явления?
12
1

ФО



24
Контрольная работа №2 по теме ?Тепловые явления?
12
1

КР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


ГЛАВА II. Электрические явления (25 ч.)

25
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел.
13
1
Знать: Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. 
Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействия электрических зарядов и магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, теплового действия тока, электромагнитной индукции. 
Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока. 
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: электростатического взаимодействия заряженных тел, действия магнитного поля на проводник с током, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи. 
Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений. 
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра, динамика, микрофона, электрогенератора, электродвигателя.

ФО
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://fizika-class.narod.ru

26
Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.
13
1

ФО



27
Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон.
14
1

ФО
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания
http://www.fizika.ru

28
Строение атомов. Закон сохранения электрического заряда. Объяснение электрических явлений.
14
1

УО



29
Электрический ток. Источники электрического тока.
15
1

ПР



30
Электрическая цепь и её составные части.
15
1

ФО

http://www.fizika.ru

31
Электрический ток в металлах. Действия электрического тока.
16
1

УО
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


32
Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока.
16
1

ПР



33
Амперметр. Измерение силы тока. Электрическое напряжение.
17
1

ФО
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://fizika-class.narod.ru

34
Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.
17
1

УО
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://fizika-class.narod.ru

35
Правила техники безопасности в кабинете физики. Зависимость силы тока от напряжения. 
НРК: Электрическая схема моей комнаты дома.
18
1

ПР



36
Лабораторная работа №3 ?Сборка электрической цепи.? 
Лабораторная работа №4 ?Сборка амперметра и вольтметра?
18
1

ЛР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


37
Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка цепи.
19
1

ПР

http://www.openclass.ru

38
Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения..
19
1

ПР



39
Контрольная работе №3 ?Параметры постоянного электрического тока?
20
1

КР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


40
Реостаты. Последовательное соединение проводников.
20
1

ФО

http://www.openclass.ru

41
Параллельное сопротивление проводников
21
1

УО



42
Лабораторная работа №5 ?Параллельное соединение? Лабораторная работа №6 ?Последовательное соединений?.
21
1

ЛР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


43
Решение задач по последовательному и параллельному соединению проводников
22
1

ПР

http://fizika-class.narod.ru

44
Работа электрического тока. 
НРК: Электростанция в с. Аргас. Принцип его работы, затраты, проблемы. (Экскурсия на станцию)
22
1

ФО
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека


45
Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.
23
1

УО



46
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор. Электроемкость конденсатора.
23
1

УО

http://www.openclass.ru

47
Осветительные приборы. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.
24
1

ФО



48
Обобщающий урок по теме ?Электрические явления?
24
1

УО



49
Контрольная работа №4 ?Электрические явления?
25
1

КР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


ГЛАВА III. Электромагнитные явления (6 ч.)

50
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.
25
1
Знать: Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Магнитное поле катушки с током. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. 
Наблюдение и описание взаимодействия электрических зарядов и магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитной индукции, объяснение этих явлений. 
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: динамика, микрофона, электрогенератора, электродвигателя.

ФО

http://www.openclass.ru

51
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.
26
1

ПР



52
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов.
Лабораторная работа №7 ?Постоянные магниты?
26
1

ЛР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


53
Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
27
1

ФО



54
Обобщающий урок по теме ?Электромагнитное поле?
27
1

ФО

http://www.openclass.ru

55
Контрольная работа №5 ?Электромагнитное поле?
28
1

КР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


ГЛАВА IV. Световые явления (8 ч.)

56
Источники света. Распространение света.
28
1
Знать: Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространения света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. 
Наблюдение и описание: отражения, преломления и дисперсии света; 
Измерение физических величин: фокусного расстояния собирающей линзы. 
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения. 
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: очков, фотоаппарата, проекционного аппарата. 

                                       
ПР

http://www.fizika.ru

57
Видимое движение светил.
29
1

УО



58
Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало.
29
1

УО



59
Преломление света. Закон преломления света. 
Лабораторная работа №8 ?Преломления света?
30
1

ЛР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://fizika-class.narod.ru

60
Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой.
30
1

ФО



61
Глаз и зрение. 
НРК: Определение оптической силы очков родственников. Нахождение расстояния фокуса очков.
31
1

ПР



62
Обобщающий урок по теме ?Световые явления?
31
1

ФО

http://www.fizika.ru

63
Контрольная работа №6 по теме ?Световые явления?
32
1

КР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


ГЛАВА V. Повторение курса 8 класса (4 ч.)

64
Повторение темы ?Тепловые явления?
32
1
Повторение курса 8 класса.
ФО
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания


65
Повторение темы ?Постоянный электрический ток?
33
1

ФО

http://www.openclass.ru

66
Повторение темы ?Электромагнитные явления?, ?Магнитное поле?
33
1

УО



67
Решение задач повышенного уровня
34
1

ФО



Промежуточная аттестация (1 ч.)

68
Промежуточная аттестация ?Итоговый контроль за курс 8 класса?
34
1
Освоение образовательной программы за курс 8 класса.
КР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни









9 класс
№
Тема урока
Номер учебной недели
Кол-во уроков 
Планируемые результаты
Форма контроля
Деятельность учителя с учетом программы воспитания
ЭОР/ЦОР

Введение. Повторение курса по физике за 8 класс (5 ч.)

1
Правила ТБ и ПБ на уроках физики.
1
1
Правила ТБ и ПБ на уроках физики. Повторение курса 8 класса.
ФО

http://www.fizika.ru

2
Тепловые явления. Расчет количества теплоты. Теплота сгорания..
1
1

УО
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека


3
Электрические явления. Законы Ома..
1
1

ФО

http://www.openclass.ru

4
Световые явления.
2
1

ФО              

http://fizika-class.narod.ru

5
Проверочная работа ?Проверка остаточных знаний?
2
1

ПР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


ГЛАВА I. Законы взаимодействия и движение тел (29 ч.)

6
Материальная точка и перемещение. Система отсчета.
2
1
Знать/понимать: 
Механика. Механическое движение и его относительность. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике. Силы в механике: тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Вес и невесомость. Законы сохранения импульса и механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.  Механические волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны. 
Наблюдение и описание различных видов механического движения, равновесия твердого тела, взаимодействия тел и объяснение этих явлении на основе законов динамики, закона всемирного тяготения, законов сохранения импульсу и механической энергии.
Проведение экспериментальных исследований равноускоренного движения тел, свободного падения, движения тел по окружности, колебательного движения тел, взаимодействия тел.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для учета: инертности тел и трения при движении транспортных средств, резонанса, законов сохранения энергии и импульса при действии технических устройств.


ФО
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания
http://www.openclass.ru

7
Перемещение.
3
1

УО



8
Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты.
3
1

ФО

http://www.openclass.ru

9
Перемещение при прямолинейном равномерном движении.
3
1

ПР                   



10
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.
4
1

ФО



11
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.
4
1

ФО
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


12
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении..
4
1

ПР

http://fizika-class.narod.ru

13
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.
5
1

ФО



14
Лабораторная работа № 1 ?Исследование равноускоренного движения без начальной скорости?.
5
1

ЛР

http://www.openclass.ru

15
Относительность движения.
5
1

УО



16
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.
6
1

УО



17
Второй закон Ньютона.
6
1

ФО
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


18
Третий закон Ньютона.
6
1

УО
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


19
Свободное падение тел. 
НРК: Падение тел с космических станций от космодрома ?Восточный?.
7
1

ПР
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
http://www.openclass.ru

20
Лабораторная работа № 2 ?Измерение ускорения свободного падения?  
7
1

ЛР



21
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.
7
1

ПР

http://www.openclass.ru

22
Закон всемирного тяготения..
8
1

ПР



23
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.
8
1

ФО



24
Сила упругости
8
1

УО
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


25
Сила трения
9
1

ПР



26
Прямолинейное и криволинейное движение.
9
1

ФО



27
Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
9
1

ФО



28
Искусственные спутники Земли.
10
1

УО



29
Импульс тела. Закон сохранения импульса.
10
1

ФО

http://www.fizika.ru

30
Реактивное движение. Ракеты. 
НРК: Первые космонавты Земли. Использование космических спутников в Якутии.
10
1

ФО
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека


31
Работа силы.
11
1

УО



32
Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии
11
1

УО

http://www.openclass.ru

33
Итоги главы
11
1

ПР



34
Контрольная работа №1 по теме ?Законы взаимодействия и движения тел?
12
1

КР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


ГЛАВА II. Механические колебания и волны. Звук (14 ч.)

35
Колебательное движение. Свободные колебания.
12
1
Знать/понимать: 
Колебания и звуковые волны. Свободные колебания. Вынужденные колебания. Скорость звука волна. Различные виды колебаний и практического применение.
Наблюдение и описание параметров свободных и вынужденных колебаний, звуковых приборов, маятниковых приборов.
Проведение измерений параметров свободных колебаний, математического и пружинного маятника. Звука и звуковых волн.
Выполнения экспериментальных исследований законов колебаний звука и переменного тока, явлений отражения, интерференции звука. 
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для сознательного соблюдения правил безопасного обращения с звуковыми приборами. 
Объяснение устройства и принципа действия звуковых приборов и технических объектов: громкоговорителя, микрофона, радио и маятниковых часов.

ФО
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://fizika-class.narod.ru

36
Величины, характеризующие колебательное движение. 
12
1

ФО



37
Лабораторная работа № 3 ?Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины?
13
1

ЛР
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания
http://www.fizika.ru

38
Гармонические колебания.
13
1

УО



39
Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
13
1

ПР



40
Резонанс.
14
1

ФО

http://www.fizika.ru

41
Распространение колебаний в среде. Волны. 
14
1

УО
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://fizika-class.narod.ru

42
Длина волны. Скорость распространения волн.
14
1

ПР



43
Источники звука. Звуковые колебания.
15
1

ФО
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://fizika-class.narod.ru

44
Высота, тембр и громкость звука.
15
1

УО
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://fizika-class.narod.ru

45
Распространение звука. Звуковые волны.
15
1

ФО



46
Отражение звука. Звуковой резонанс. 
НРК: Голосовые звуки якутских певцов.
16
1

УО
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека


47
Итоги главы.
16
1

ПР

http://www.openclass.ru

48
Контрольная работа №2 по теме ?Механические колебания и волны, звук?
16
1

КР



ГЛАВА III. Электромагнитное поле (22 ч.)

49
Магнитное поле.
17
1
Знать/понимать: 
Электромагнитное поле, электромагнитные колебания и волны. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца Электроизмерительные приборы. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Производство, передача и потребление электрической энергии. Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных излучений. Принципы радиосвязи и телевидения.  Свет как электромагнитная волна                                                      Наблюдение и описание магнитного взаимодействия проводников с током, самоиндукции, электромагнитных колебаний, излучения и приема электромагнитных волн, отражения, преломления, дисперсии, интерференции, дифракции и поляризации света; объяснения этих явлений.                                                           
Выполнение экспериментальных исследований законов электрических цепей постоянного и переменного тока.                                                                                            Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для сознательного соблюдения правил безопасного обращения с электробытовыми приборами. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов, электродвигателя, трансформатора, динамика, микрофона, электродвигателя постоянного и переменного тока, электрогенератора.
ФО

http://www.openclass.ru

50
Направление тока и направление линий его магнитного поля.
17
1

ПР



51
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.
17
1

ЛР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


52
Индукция магнитного поля.
18
1

ФО



53
Магнитный поток.
18
1

ФО

http://www.openclass.ru

54
Явление электромагнитной индукции.
18
1

КР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


55
Лабораторная работа № 4 ?Изучение явления электромагнитной индукции? 
19
1

ЛР



56
Направление индукционного тока. Правило Ленца.                      
19
1

УО

http://www.openclass.ru

57
Явление самоиндукции.
19
1

ФО



58
Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. 
НРК: Центры электроэнергии в Якутии. Вилюйская ГЭС, Нерюнгринская ГРЭС, Чульманская ГРЭС и ГРЭС-2 в г. Якустке.
20
1

ПР
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека


59
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.
20
1

ФО
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания
http://fizika-class.narod.ru

60
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.
20
1

ФО



61
Принципы радиосвязи и телевидения.
21
1

УО



62
Интерференция и дифракция света.
21
1

ФО



63
Электромагнитная природа света.
21
1

ФО
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания
http://fizika-class.narod.ru

64
Преломление света. Физический смысл показателя преломления.
22
1

УО



65
Дисперсия света. Цвета тел.
22
1

УО



66
Типы оптических спектров.
22
1

УО



67
Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
23
1

ФО

http://www.openclass.ru

68
Лабораторная работа № 5 ?Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания?
23
1

ЛР



69
Итоги главы.
23
1

ПР



70
Контрольная работа № 3 ?Электромагнитное поле?
24
1

КР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


ГЛАВА IV. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (19 ч.)

71
Радиоактивность. Модели атомов.
24
1
Знать/понимать: Атомная и ядерная физика. Планетарная модель атома. Линейчатые спектры. Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклонная модель ядра. Энергия связи ядра. Ядерные спектры. Ядерные реакции. Цепная
реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Радиоактивность. Дозиметрия. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы.                                                    Наблюдение и описание оптических спектров излучения и поглощения. 
Объяснение этих явлений на основе квантовых представлений о строении атома и атомного ядра.
Проведение экспериментальных исследований явления линейчатых спектров.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: газоразрядного счетчика, камеры Вильсона, пузырьковой камеры.

ПР

http://www.fizika.ru

72
Лабораторная работа №6 ?Измерение естественного радиационного фона дозиметром?.
24
1

ЛР



73
Радиоактивные превращения атомных ядер.  
25
1

УО



74
Экспериментальные методы исследования частиц.
25
1

ФО
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://fizika-class.narod.ru

75
Открытие протона и нейтрона.
25
1

ФО



76
Состав атомного ядра. Ядерные силы.
26
1

ПР



77
Лабораторная работа №7 ?Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков?.
26
1

ФО

http://www.fizika.ru

78
Энергия связи. Дефект массы.
26
1

УО
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


79
Деление ядер урана. Цепная реакция.
27


ФО



80
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию.
27


УО

http://fizika-class.narod.ru

81
Лабораторная работа №8 ?Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона?.
27


ЛР



82
Атомная энергетика.
28


ФО
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания


83
Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада
28


ПР



84
Лабораторная работа №9 ?Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям?.
28


ЛР



85
Термоядерная реакция
29


УО



86
Элементарные частицы. Античастицы.
29


ФО

http://fizika-class.narod.ru

87
Итоги главы.
29


ПР



88
Повторение главы №4 ?Строение атома и атомного ядра?
30


ФО



89
Контрольная работа № 4 ?Строение атома и атомного ядра?
30


КР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


ГЛАВА V. Строение и эволюция вселенной (7 ч.)

90
Состав, строение и происхождение Солнечной системы.
30
1
Знать/понимать: 
Строение и эволюция вселенной. Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Наша Солнечная система. Планеты вокруг Солнца. Малые тела Солнечной системы – астероиды, кометы, метеорные тела. Земля. Слои Земли. Планета Меркурий. Венера. Марс. Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун.

ФО
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания


91
Большие планеты Солнечной системы.
31
1

ФО

http://www.openclass.ru

92
Малые тела Солнечной системы.
31
1

УО



93

Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд.
31
1

ФО



94
Строение и эволюция Вселенной.
32
1

УО

http://fizika-class.narod.ru

95
Контрольная работа №5 ?Строение и эволюция Вселенной?.
32
1

КР



Повторение курса физики за 9 класс (4 ч.)

96
Повторение главы I. Решение задач, разбор.
32
1
Повторение курса 9 класса. 
Законы взаимодействия и движения тел. Ускорение. 3 закона Ньютона. Закон сохранения энергии. Колебательное движение. Резонанс. Звуковые волны. Магнитное поле. Электромагнитное поле. Преломление света. Радиоактивность. Деление ядер урана. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Термоядерная реакция.
ФО
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
http://www.fizika.ru

97
Повторение главы II. Решение задач, разбор.
33
1

ФО



98
Повторение главы III. Решение задач, разбор.
33
1

ФО



99
Повторение главы IV. Решение задач, разбор.
33
1

ФО



Промежуточная аттестация (1 ч.)

100
Промежуточная аттестация. Контрольная работа  ?Итоговый контроль за курс 9-го класса?.
34

1
Освоение общеобразовательной программы за курс 9-го класса
КР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни


Резерв (2 ч.)

101
Резерв
34
1





102
Резерв
34
1





Приложение 
Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение:
Методические материалы
Сайт для учащихся и преподавателей физики. http://www.fizika.ru/
Цифровой образовательный ресурс http://www.openclass.ru 
Образовательный портал http://fizika-class.narod.ru 
Список наглядных пособий:
Международная система единиц (СИ). 
Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц. 
Физические постоянные. 
Шкала электромагнитных волн.
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения:
интерактивная доска;
мультимедийный проектор;
компьютер с учебным программным обеспечением;
компьютеры для учащихся;
стандартное оборудование кабинета физики.








HYPER13PAGE  HYPER15





1