МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУДЕННОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Начальник химико-аналитического Директор ГБПОУ БПК
отдела ФГБУ САС «Прикумская»
__________________А.В.Анцупова ___________М.В.Бабич
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПМ. 01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности
Профессия: 18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям)
г. Буденновск
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ПО Заместитель директора по УМР
__________________М.В.Диков ________________С.А.Шевцова
РАССМОТРЕНО
на заседании методической кафедры
химических дисциплин
Протокол №____от_______________
Руководитель методической кафедры
_____________________С.В.Гришина
Составитель:
Мастер производственного обучения
высшей категории ГБПОУ БПК_____________И.Л. Гирмас
Рабочая программа производственной практики разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии: 18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям) укрупненной группы профессий 18.00.00 Химические технологии.
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Буденновский политехнический колледж»
(ГБПОУ БПК)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
5
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
8
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
9
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
15
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
19
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ
Область применения программы
Рабочая программа производственной практики является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС), разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям) укрупненной группы профессий 18.00.00 Химические технологии в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений и испытательного оборудования для проведения анализа
ПК 1.2 Подготавливать пробы (жидкие, твердые, газообразные) и растворы заданной концентрации к проведению анализа в соответствии с правилами работы с химическими веществами и материалами.
ПК 1.3 Контролировать необходимые параметры на соответствие требования.
ДК 1.4 Готовить растворы точной и приблизительной концентрации
ДК 1.5 Определять концентрации растворов различными способами
ДК 1.6 Владеть приемами техники безопасности при проведении химических анализов
Программа производственной практики может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышение квалификации и переподготовка) и профессиональной подготовке по профессии «Лаборант – пробоотборщик»; «Лаборант химического анализа», при наличии среднего общего образования.
Опыт работы не требуется.
1.2 Цели производственной практики:
Цель производственной практики – приобретение практического опыта по освоению основного вида профессиональной деятельности (ВПД) Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности и формирование соответствующих профессиональных и общих компетенций в ходе освоения профессионального модуля ПМ. 01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности.
1.3 3адачи производственной практики:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе прохождения производственной практики должен:
иметь практический опыт:
-подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений и испытательного оборудования в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда;
-безопасная организация труда в условиях производства;
-подготовка проб (жидкие, твердые, газообразные) и растворов заданной концентрации к проведению анализа в соответствии с правилами работы с химическими веществами и материалами;
-проведение основных приемов и операций в химической лаборатории;
-приготовления растворов точной и приблизительной концентрации;
-установления концентрации растворов различными способами;
-организации проведения химического анализа с соблюдением безопасных условий труда;
-использование первичных средств пожаротушения;
-оказания первой помощи пострадавшему на химическом объекте;
уметь:
-организовывать рабочее место в соответствии с требованиями нормативных документов и правилами охраны труда;
-вести документацию в химической лаборатории;
-подготавливать оборудование (приборы, аппаратуру) и другие средства измерения к проведению экспериментов;
-осуществлять проверку и простую регулировку лабораторного оборудования, согласно разработанным инструкциям и другой документации;
-использовать оборудование и другие средства измерения строго в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
-соблюдать безопасность при работе с лабораторной посудой и приборами;
-соблюдать правила хранения, использования и утилизации химических реактивов;
-использовать средства индивидуальной защиты;
-использовать средства коллективной защиты;
-соблюдать правила пожарной безопасности;
-соблюдать правила электробезопасности;
-оказывать первую доврачебную помощь при несчастных случаях;
-соблюдать правила охраны труда при работе с агрессивными средами;
-проводить отбор проб и образцов для проведения анализа;
-работать с химическими веществами с соблюдением техники безопасности и экологической безопасности;
-готовить химические реактивы;
-проводить очистку химических реактивов различными способами;
-использовать химическую посуду общего и специального назначения;
-использовать мерную посуду и проводить ее калибровку;
-осуществлять мытье и сушку химической посуды различными способами;
-осуществлять работу на аналитических и технохимических весах;
-применять приемы разделения веществ и ионов;
-проводить весовые определения;
-проводить расчеты для приготовления растворов различных концентраций;
-осуществлять приготовление и стандартизацию растворов различной концентрации;
-определять плотность растворов кислот и щелочей;
-проводить отбор проб жидких, твердых и газообразных веществ;
-проводить пробоподготовку анализируемых объектов;
-проводить контроль точности испытаний;
-готовить растворы различной концентрации;
-определять концентрации растворов;
-использовать нормативную документацию на предельно допустимую концентрацию (ПДК) веществ в воздухе рабочей зоны, воде, почве;
-обращаться с первичными средствами защиты и пожаротушения;
-соблюдать правила охраны окружающей микросреды.
1.4. Место производственной практики в структуре ППКРС:
Производственная практика является обязательным разделом программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении междисциплинарных курсов МДК 01.01. Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов для проведения химического анализа; МДК 01.02. Основы приготовления проб и растворов различной концентрации; МДК 01.03. Правила техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности в рамках профессионального модуля ПМ 01. Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности.
1.5 Формы проведения производственной практики:
Производственная практика представляет собой вид учебных занятий,
обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся по
итогам изучения профессионального модуля.
1.6 Место и время проведения производственной практики:
Производственная практика проводится при освоении обучающимися
профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля ПМ01.
Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности – в объеме 7 недель концентрированно по окончании изучения разделов профессионального модуля.
1.7 Количество часов, необходимое для освоения производственной
практики (в форме практической подготовки): 252 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ
В результате прохождения производственной практики обучающийся должен приобрести профессиональные и общие компетенции, а также личностные результаты реализации программы воспитания и с учетом особенностей профессии: 18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям)
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1
Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений и испытательного оборудования для проведения анализа.
ПК 1.2
Подготавливать пробы (жидкие, твердые, газообразные) и растворы заданной концентрации к проведению анализа в соответствии с правилами работы с химическими веществами и материалами.
ПК 1.3
Контролировать необходимые параметры на соответствие требованиям.
ОК 01
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитии.
ОК 04
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 07
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 09
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ЛР 4
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».
ЛР 6
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
ЛР 7
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 11
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.
ЛР 16
Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Наименование
профессионального
модуля, разделов
практики, тем
Содержание учебного материала,
виды работ(в форме практической
подготовки)
Объём часов
Формируемые
компетенции
ПМ.01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности.
Тема 1.1. Знакомство с предприятием, режимом его работы, инструктаж по охране труда, беседа с ведущими специалистами.
Содержание
7,2
ПК 1.1;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Знакомство с предприятием (видеоматериал)экскурсия.
2.
Изучение режима работы предприятия.
3.
Проведение инструктаж по охране труда.
4.
Проведение беседы с ведущими специалистами.
Тема 1.2. Знакомство с организацией контроля производства в цеховой, центральной заводской лаборатории и лабораториях ОТК.
Содержание
7,2
ПК 1.1;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Знакомство с организацией контроля производства.
2.
Организация контроля производства в цеховой лаборатории.
3.
Организация контроля производства в центральной заводской лаборатории.
4.
Организация контроля производства в лабораториях ОТК.
Тема 1.3.Ознакомление с рабочим местом, инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.
Содержание
7,2
ПК 1.1;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Ознакомление с рабочим местом.
2.
Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.
3.
Организация рабочего места.
4.
Изучение должностных инструкций лаборанта.
Тема 1.4. Приборы, материалы, посуда, их подготовка к работе.
Содержание
7,2
ПК 1.2;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Организация рабочего места.
2.
Подготовка приборов и оборудования к работе.
3.
Подготовка химической посуды к анализу.
4.
Работа с инструкциями по выполнению калибровки посуды.
Тема 1.5. Заполнение лабораторных журналов.
Содержание
7,2
ПК 1.2;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Изучение инструкций по ведению лабораторных журналов.
2.
Заполнение лабораторных журналов регистрации расходных материалов.
3.
Заполнение лабораторных журналов по использованию приборов и оборудования.
4.
Заполнение лабораторных журналов результатов анализов.
Тема 1.6. Отбор проб жидких, твердых и газообразных веществ.
Содержание
7,2
ПК 1.2;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Отбор проб жидких веществ.
3.
Отбор проб твердых веществ.
4.
Отбор проб газообразных веществ.
Тема 1.7. Подготовка проб к проведению анализа.
Содержание
7,2
ПК 1.2;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Подготовка проб к проведению анализа.
3.
Подготовка проб к проведению анализа.
4.
Подготовка проб к проведению анализа.
Тема 1.8.
Пробоподготовка различных объектов.
Содержание
7,2
ПК 1.2;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Работа с пробоотборниками.
3.
Пробоподготовка различных объектов.
4.
Отбор проб и выполнение анализа.
Тема 1.9. Подготовка реагентов и материалов, необходимых для проведения анализа.
Содержание
7,2
ПК 1.2;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Подготовка реагентов к анализу.
3.
Подготовка необходимых материалов к анализу.
4.
Выполнение анализа.
Тема 1.10. Приготовление растворов различных концентраций.
Содержание
7,2
ПК 1.2;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Расчет навески веществ.
3.
Взвешивание навески для приготовления растворов.
4.
Приготовление растворов различных концентраций.
Тема 1.11. Очистка химических реактивов.
Содержание
7,2
ПК 1.2;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Подготовка приборов и сборка установок для очистки реактивов.
3.
Очистка реактивов различными способами.
4.
Расчет результатов анализов.
Тема 1.12. Приготовление растворов заданной концентрации из чистого вещества.
Содержание
7,2
ПК 1.2;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Расчет навески вещества.
3.
Взвешивание навески.
4.
Приготовление растворов заданной концентрации из чистого вещества.
Тема 1.13. Приготовление растворов заданной концентрации из кристаллогидрата.
Содержание
7,2
ПК 1.2;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Расчет навески вещества.
3.
Взвешивание навески.
4.
Приготовление растворов заданной концентрации из кристаллогидрата.
Тема 1.14. Приготовление растворов кислот из более концентрированных растворов.
Содержание
7,2
ПК 1.2;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Расчет количества кислоты.
3.
Отбор необходимого количества кислоты.
4.
Приготовление растворов кислот из более концентрированных растворов.
Тема 1.15. Приготовление растворов щелочей из более концентрированных растворов.
Содержание
7,2
ПК 1.2;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Расчет количества щелочи.
3.
Отбор необходимого количества щелочи.
4.
Приготовление растворов щелочей из более концентрированных растворов.
Тема 1.16. Приготовление растворов нормальной концентрации.
Содержание
7,2
ПК 1.2;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Расчет навески вещества.
3.
Взвешивание навески.
4.
Приготовление растворов нормальной концентрации.
Тема 1.17. Приготовление растворов молярной концентрации.
Содержание
7,2
ПК 1.2;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Расчет навески вещества.
3.
Взвешивание навески.
4.
Приготовление растворов молярной концентрации.
Тема 1.18. Приготовление растворов солей разбавлением.
Содержание
7,2
ПК 1.2;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Расчет навески вещества.
3.
Взвешивание навески.
4.
Приготовление растворов солей разбавлением.
Тема 1.19. Приготовление растворов солей повышением концентрации.
Содержание
7,2
ПК 1.2;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Расчет навески вещества.
3.
Взвешивание навески.
4.
Приготовление растворов солей повышением концентрации
Тема 1.20. Приготовление водных растворов кислот с точной концентрацией из фиксанала.
Содержание
7,2
ПК 1.2;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Приготовление водного раствора серной кислоты 0,1 н концентрации из фиксанала.
3.
Приготовление водного раствора соляной кислоты 0,1н концентрации из фиксанала.
4.
Приготовление водного раствора азотной кислоты 0,1 н концентрации из фиксанала.
Тема 1.21. Приготовление водных растворов щелочей с точной концентрацией из фиксанала.
Содержание
7,2
ПК 1.2;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Приготовление водного раствора гидроксида натрия 0,1 н концентрации из фиксанала.
3.
Приготовление водного раствора гидроксида калия 0,1 н концентрации из фиксанала.
4.
Приготовление водного раствора гидроксида кальция 0,1 н концентрации из фиксанала.
Тема 1.22. Приготовление водных растворов солей с точной концентрацией из фиксанала.
Содержание
7,2
ПК 1.2;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Приготовление водного раствора карбоната натрия 0,1н концентрации из фиксанала.
3.
Приготовление водного раствора бихромата калия 0,1н концентрации из фиксанала.
4.
Приготовление водного раствора Трилона Б 0,1н концентрации из фиксанала.
Тема 1.23. Определение плотности различных растворов ареометром.
Содержание
7,2
ПК 1.2;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Определение плотности различных растворов солей ареометром.
3.
Определение плотности различных растворов кислот ареометром.
4.
Определение плотности различных растворов щелочей ареометром.
Тема 1.24. Определение плотности различных растворов пикнометром.
Содержание
7,2
ПК 1.2;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Определение плотности различных растворов солей пикнометром.
3.
Определение плотности различных растворов кислот пикнометром.
4.
Определение плотности различных растворов щелочей пикнометром.
Тема 1.25. Определение плотности твердых веществ.
Содержание
7,2
ПК 1.3;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Подготовка прибора к работе.
3.
Определение плотности твердых веществ.
4.
Расчет результатов анализа.
Тема 1.26. Применение органических осадителей.
Содержание
7,2
ПК 1.3;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Подготовка реагентов к работе.
3.
Применение органических осадителей.
4.
Расчет результатов анализа.
Тема 1.27. Применение неорганических осадителей.
Содержание
7,2
ПК 1.3;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Подготовка реагентов к работе.
3.
Применение неорганических осадителей.
4.
Расчет результатов анализа.
Тема 1.28. Применение способа фильтрования при атмосферном давлении.
Содержание
7,2
ПК 1.3;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Сборка установки для фильтрования.
3.
Проведение фильтрования при атмосферном давлении.
4.
Выход готового продукта.
Тема 1.29. Применение способа фильтрования при избыточном давлении.
Содержание
7,2
ПК 1.3;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Сборка установки для фильтрования.
3.
Проведение фильтрования при избыточном давлении.
4.
Выход готового продукта.
Тема 1.30. Применение способа фильтрования в вакууме.
Содержание
7,2
ПК 1.3;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Сборка установки для фильтрования.
3.
Проведение фильтрования в вакууме.
4.
Выход готового продукта.
Тема 1.31. Применение способа декантации центрифугированием отделения и промывания осадка.
Содержание
7,2
ПК 1.3;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Отделение осадка центрифугированием.
3.
Снятие жидкости с осадка.
4.
Промывание осадка.
Тема 1.32. Применение физических методов высушивания осадков.
Содержание
7,2
ПК 1.3;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Подготовка приборов и оборудования к анализу.
3.
Выбор метода для высушивания веществ.
4.
Расчет результатов анализа.
Тема 1.33. Применение техники прокаливания осадков: прокаливание без отделения фильтра и с отделением фильтра.
Содержание
7,2
ПК 1.3;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Прокаливание осадка без отделения фильтра.
3.
Прокаливание осадка с отделением фильтра.
4.
Расчет результатов анализа.
Тема 1.34. Проведение экстрагирования веществ
Содержание
7,2
ПК 1.3;
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Сборка установки для экстрагирования веществ.
3.
Проведение экстрагирования веществ.
4.
Расчет результатов анализа.
Тема 1.35. Оформление отчетной документации по производственной практике.
Дифференцированный зачет
Содержание
7,2
ПК1.1;ПК1.2;ПК 1.3
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4; ОК7; ОК09;
ЛР4; ЛР6; ЛР7,
ЛР11; ЛР16
1.
Подготовка рабочего места.
2.
Выполнение индивидуальной практической работы.
3.
Отчет о выполненной работе.
4.
Оформление документации по производственной практике.
ИТОГО
252
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
4.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Производственная практика должна проходить на промышленных предприятиях, полностью оснащенных материально-техническим обеспечением, необходимым для полноценного прохождения практики, отвечающих требованиям техники безопасности при проведении производственных работ.
Характеристика рабочих мест, на которых обучающиеся будут
проходить практику:
Наименование цехов,
участков
Оборудование
Применяемые
инструменты
(приспособления)
Цеховые лаборатории
- весы аналитические электронные;
-электроплитки;
-муфельная печь;
-сушильный шкаф;
-центрифуга лабораторная;
-аквадистиллятор электрический;
-баня водяная многоместная;
-колбонагреватель;
-магнитные мешалки;
-набор ареометров;
металлический инструментарий:
-металлический штатив с набором колец, держателей и муфт
- тигельные щипцы,
- пробиркодержатели,
- зажимы Мора,
- шпатели металлические,фарфоровые
Испытательные лаборатории
- весы аналитические электронные;
-электроплитки;
-муфельная печь;
-сушильный шкаф;
-центрифуга лабораторная;
-аквадистиллятор электрический;
-баня водяная многоместная;
-колбонагреватель;
-магнитные мешалки;
-набор ареометров;
металлический инструментарий:
-металлический штатив с набором колец, держателей и муфт
- тигельные щипцы,
- пробиркодержатели,
- зажимы Мора,
- шпатели металлические,фарфоровые
4.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых изданий, интернет-ресурсов, дополнительной
литературы.
Основные источники:
Александрова, Э. А.
Аналитическая химия в 2 книгах. Книга 1. Химические методы анализа.
М.:Издательство Юрайт,2022
.-533 с.
Александрова, Э. А.
Аналитическая химия в 2 книгах.Книга2. Физико-химические методы анализа
.М.:Издательство Юрайт,2022
.-345 с.
Апарнев, А. И.
Общая и неорганическая химия. Лабораторный практикум : учебное пособие для вузов / А. И. Апарнев, А. А. Казакова, Л. В. Шевницына. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 160 с. — (Высшее образование).
Родионова, О. М. , Д. А. Семенов. Медико-биологические основы безопасности. Охрана труда : учебник для вузов / О. М. Родионова, Е. В. Аникина, Б. И. Лавер, Д. А. Семенов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 583 с. — (Высшее образование).
Родионова, О. М
.
Охрана труда : учебник для среднего профессионального образования / О. М. Родионова, Д. А. Семенов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 113 с. — (Профессиональное образование).
ГОСТ31954-2012. Вода питьевая. Методы определения жесткости.- Введ. 2013-09-05. -
Москва : Изд-во стандартов
.
ГОСТ 14870-77. Продукты химические. Методы определения воды. Методы анализа. - Введ. 2005-06-01. -
Москва : Изд-во стандартов
.
ГОСТ 25794.1-83. Реактивы. Методы приготовления титрованных растворов для кислотно-основного титрования. - Введ. 1985-06-30. - Москва : Изд-во стандарт
ов
.
ГОСТ Р 51000.4-2011. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий. - Введ. 2013-01-01. -
Москва : Изд-во стандартов
.
Дополнительные источники:
Александрова, Э. А.
Химия неметаллов : учебник и практикум для вузов / Э. А. Александрова, И. И. Сидорова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 358 с. — (Высшее образование).
Гаршин, А. П.
Химические термины. Словарь : учебное пособие для вузов / А. П. Гаршин, В. В. Морковкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 452 с. — (Высшее образование).
Глинка, Н. Л.
Общая химия. Задачи и упражнения : учебно-практическое пособие для среднего профессионального образования / Н. Л. Глинка ; под редакцией В. А. Попкова, А. В. Бабкова. — 14-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 236 с. — (Профессиональное образование).
Никитина, Н. Г.
Общая и неорганическая химия в 2 ч. Часть 1. Теоретические основы : учебник и практикум для вузов / Н. Г. Никитина, В. И. Гребенькова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 211 с. — (Высшее образование).
Олейников, Н. Н.
Химия. Алгоритмы решения задач и тесты : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Н. Олейников, Г. П. Муравьева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 249 с. — (Профессиональное образование).
Подкорытов, А. Л.
Аналитическая химия. Окислительно-восстановительное титрование : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Л. Подкорытов, Л. К. Неудачина, С. А. Штин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 60 с. — (Профессиональное образование).
4.3 Общие требования к организации производственной практики
Производственная практика является обязательным разделом программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по освоению вида профессиональной деятельности Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности.
Производственная практика проводится концентрированно на предприятиях ООО «Ставролен», Филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - «Восточный»», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в Буденновском районе», ФГБУ САС «Прикумская», ООО «Аметист – ЮГ» и др. согласно договорам.
Руководство практикой осуществляет мастер производственного
обучения.
Перед выходом на производственную практику обучающимся выдаются учебно-методические комплексы, включающие:
–задание на производственную практику;
–дневник практики;
–методические указания по выполнению заданий на производственную практику;
–тематика индивидуального задания;
– структура и содержание отчета;
– график консультаций во время практики;
– перечень контрольных вопросов к дифференцированному зачету по практике.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство производственной практикой:
Инженерно- педагогический состав: педагогические работники, имеющие высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля и опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.
Руководители производственной практики: имеющие высшее или среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля и 5-6 квалификационный разряд.
Преподаватели профессионального цикла должны проходить стажировку в профильных организациях и курсы повышения квалификации по профилю специальности и информационно-коммуникационным технологиям не реже одного раза в 3 года.
К педагогической деятельности могут привлекаться ведущие специалисты профильных организаций.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Контроль и оценка результатов освоения программы производственной практики осуществляется мастером производственного обучения в процессе проведения выполнения обучающимися производственных заданий.
Контроль и оценка умений и практического опыта
Результаты обучения
(освоенный практический опыт, умения)
Формы и методы контроля
и оценки результатов обучения
Практический опыт:
-подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений и испытательного оборудования в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда;
-безопасная организация труда в условиях производства;
-подготовка проб (жидкие, твердые, газообразные) и растворов заданной концентрации к проведению анализа в соответствии с правилами работы с химическими веществами и материалами;
-проведение основных приемов и операций в химической лаборатории;
-приготовления растворов точной и приблизительной концентрации;
-установления концентрации растворов различными способами;
-организации проведения химического анализа с соблюдением безопасных условий труда;
-использование первичных средств пожаротушения;
-оказания первой помощи пострадавшему на химическом объекте;
–наблюдение за деятельностью
обучающихся на производственной
практике;
–оценка выполненных учебно-производственных работ;
–дневник практики;
–дифференцированный зачет.
Умения:
-организовывать рабочее место в соответствии с требованиями нормативных документов и правилами охраны труда;
-вести документацию в химической лаборатории;
-подготавливать оборудование (приборы, аппаратуру) и другие средства измерения к проведению экспериментов;
-осуществлять проверку и простую регулировку лабораторного оборудования, согласно разработанным инструкциям и другой документации;
-использовать оборудование и другие средства измерения строго в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
-соблюдать безопасность при работе с лабораторной посудой и приборами;
-соблюдать правила хранения, использования и утилизации химических реактивов;
-использовать средства индивидуальной защиты;
-использовать средства коллективной защиты;
-соблюдать правила пожарной безопасности;
-соблюдать правила электробезопасности;
-оказывать первую доврачебную помощь при несчастных случаях;
-соблюдать правила охраны труда при работе с агрессивными средами;
-проводить отбор проб и образцов для проведения анализа;
-работать с химическими веществами с соблюдением техники безопасности и экологической безопасности;
-готовить химические реактивы;
-проводить очистку химических реактивов различными способами;
-использовать химическую посуду общего и специального назначения;
-использовать мерную посуду и проводить ее калибровку;
-осуществлять мытье и сушку химической посуды различными способами;
-осуществлять работу на аналитических и технохимических весах;
-применять приемы разделения веществ и ионов;
-проводить весовые определения;
-проводить расчеты для приготовления растворов различных концентраций;
-осуществлять приготовление и стандартизацию растворов различной концентрации;
-определять плотность растворов кислот и щелочей;
-проводить отбор проб жидких, твердых и газообразных веществ;
-проводить пробоподготовку анализируемых объектов;
-проводить контроль точности испытаний;
-готовить растворы различной концентрации;
-определять концентрации растворов;
-использовать нормативную документацию на предельно допустимую концентрацию (ПДК) веществ в воздухе рабочей зоны, воде, почве;
-обращаться с первичными средствами защиты и пожаротушения;
-соблюдать правила охраны окружающей микросреды.
–наблюдение за деятельностью
обучающихся на производственной
практике;
–оценка выполненных учебно-производственных работ;
–дневник практики;
– защита и оценка отчета по
практике;
–дифференцированный зачет.
Контроль и оценка освоения общих и профессиональных компетенций
Результаты (освоенные
профессиональные
Основные показатели оценки
результата
Формы и методы контроля и
оценки
ПК 1.1. Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений и испытательного оборудования для проведения анализа.
-организовывать рабочее место в соответствии с требованиями нормативных документов и правилами охраны труда;
-вести документацию в химической лаборатории;
-подготавливать оборудование (приборы, аппаратуру) и другие средства измерения к проведению экспериментов;
-осуществлять проверку и простую регулировку лабораторного оборудования, согласно разработанным инструкциям и другой документации;
-использовать оборудование и другие средства измерения строго в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
-соблюдать безопасность при работе с лабораторной посудой и приборами;
-соблюдать правила хранения, использования и утилизации химических реактивов;
-использовать средства индивидуальной защиты;
-использовать средства коллективной защиты;
-соблюдать правила пожарной безопасности;
-соблюдать правила электробезопасности;
-оказывать первую доврачебную помощь при несчастных случаях;
-соблюдать правила охраны труда при работе с агрессивными средами.
–контроль и оценка
деятельности
обучающегося на
производственной
практике;
–дифференцированный
зачет по практике;
ПК 1.2 Подготавливать пробы (жидкие, твердые, газообразные) и растворы заданной концентрации к проведению анализа в соответствии с правилами работы с химическими веществами и материалами.
- проводить отбор проб и образцов для проведения анализа;
-работать с химическими веществами с соблюдением техники безопасности и экологической безопасности;
-готовить химические реактивы;
-проводить очистку химических реактивов различными способами;
-использовать химическую посуду общего и специального назначения;
-использовать мерную посуду и проводить ее калибровку;
-осуществлять мытье и сушку химической посуды различными способами.
–контроль и оценка
деятельности
обучающегося на
производственной
практике;
–аттестационный лист
по практике;
–защита отчета по
практике;
–дифференцированный
зачет по практике;
ПК 1.3.
Контролировать необходимые параметры на соответствие требования
-осуществлять работу на аналитических и технохимических весах;
-применять приемы разделения веществ и ионов;
-проводить весовые определения;
-проводить расчеты для приготовления растворов различных концентраций;
-осуществлять приготовление и стандартизацию растворов различной концентрации;
-определять плотность растворов кислот и щелочей;
-проводить отбор проб жидких, твердых и газообразных веществ;
-проводить пробоподготовку анализируемых объектов;
-проводить контроль точности испытаний.
–контроль и оценка
деятельности
обучающегося на
производственной
практике;
–аттестационный лист
по практике;
–защита отчета по
практике;
–дифференцированный
зачет по практике;
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
Основные показатели
результатов подготовки
Формы и методы контроля
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
-распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
-анализировать задачу
и/или проблему и выделять её составные части;
-определять
этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
-составить план действия; определить необходимые ресурсы;
-владеть актуальными методами работы в профессиональной и
смежных сферах;
-реализовать составленный план;
-оценивать
результат и последствия своих действий (самостоятельно или с
помощью наставника).
– наблюдение и оценка
деятельности обучающегося в процессе освоения
профессионального модуля;
–представление, защита и оценка портфолио студента;
– успешное выполнение
программы
профессионального модуля;
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
-определять задачи поиска информации;
-определять
необходимые источники информации;
-планировать процесс
поиска;
-структурировать получаемую информацию;
-выделять наиболее значимое в перечне информации;
-оценивать практическую значимость результатов поиска;
-оформлять результаты
поиска.
– оценка деятельности
обучающегося на
производственной практике;
– характеристика студента
по итогам производственной
практики;
–дифференцированный зачет;
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
-определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;
-выстраивать
траектории профессионального и личностного развития.
– оценка деятельности
обучающегося на производственной практике;
– характеристика студента
по итогам производственной
практики;
–дифференцированный зачет;
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
-организовывать работу коллектива и команды;
-взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
– оценка деятельности
обучающегося на
производственной практике;
– характеристика студента
по итогам производственной
практики;
–дифференцированный зачет;
–представление, защита и
оценка портфолио студента;
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
-соблюдать нормы
экологической безопасности;
-определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии.
–оценка деятельности
обучающегося на
производственной практике;
– характеристика студента
по итогам производственной
практики;
–дифференцированный зачет.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
– результативность
самостоятельной работы с
интернет – ресурсами;
–эффективность и грамотность
использования интернет -
ресурсов в профессиональной
деятельности.
–оценка деятельности
обучающегося на
производственной практике;
– характеристика студента
по итогам производственной
практики;
–дифференцированный зачет.