МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 128»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык»
3 класс
(АООП для обучающихся с умственной отсталостью (ИН), вариант 1)
(очная форма обучения)
на 2023–2024 учебный год
Разработчик программы: О. Л. Кочурова, учитель высшей квалификационной категории
город Снежинск, 2023
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1.Перечень нормативно-правовых документов.
Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности в МБОУ СКОШ № 128.
Рабочая программа является частью и составлена на основе Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 - обновленная в соответствии с ФАООП
Нормативные документы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности.
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.08.2014 г. № 01/2540 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год»;
Письмо Министерства просвещения РФ от 11 января 2023 г. N АБ-25/07 «О направлении информации»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 №ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.03.2016 N ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 февраля 2017 г. № 07-818 «О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ»;
Письмо Министерство образования и науки РФ от 15 марта 2018 г. N ТС-728/07 «Об организации работы по СИПР»;
Постановление правительства Челябинской области № 599-П от 19.11.2014 г. «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений областной государственной или муниципальной образовательной организации, расположенной на территории Челябинской области, с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях, а также организации обучения обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, и детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях».
Институциональные документы:
Приказ от
31.08.2023 г. № 117
ОД «Об организации образовательной деятельности в 2023-2024 учебном году»;
Приказ от 31.08.2023 г. №
118
ОД «Об утверждении школьного перечня учебно-методического обеспечения на 2023-2024 учебный год».
1.2.Программа адресована: учащимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1.3.Сроки реализации программы: 5 лет.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Русский язык» является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он позволяет преодолевать трудности овладения воспитанниками фонетикой, графикой и орфографией, существенными нарушениями общего и речевого развития соответственно, является практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
2.1.Цель: учебного предмета «Русский язык» - развитие устной и письменной речи, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций, учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
2.2.Задачи:
-повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
-прививать общепринятые нормы общественного поведения;
-выработать элементарные навыки грамотного письма, научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
3.1.Часть учебного плана.
Учебный предмет «Русский язык» входит в часть, формируемой участниками образовательных отношений учебного плана АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) и реализуется в соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормами.
3.2.Количество часов.
Место учебного предмета в учебном плане. Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика».
Общее количество часов в год в 1 доп.классе - 99 часов.
Количество часов в неделю – 3 часа.
Уровень обучения – базовый (вариант 1)
Общее количество часов в год в 1 классе - 99 часов.
Количество часов в неделю – 3 часа.
Уровень обучения – базовый (вариант 1)
Учебный предмет «Русский язык» изучается в течение пяти лет (с 1-го доп., 1- IV класс) в объеме 507 часов за пять лет обучения:
1 доп. класс - в объеме 3 часов в неделю (99ч)
1 класс - в объеме 3 часов в неделю (99ч)
2 класс - в объеме 4 часов в неделю (136ч)
3 класс - в объеме 4 часов в неделю (136ч)
4 класс - в объеме 4 часов в неделю (136ч)
Предметные области
Учебные предметы
Кол-во часов (по годам обучения)
2. Обязательная часть
Учебный предмет
в неделю
Классы
1д.
1
2
3
4
Русский язык
3
3
4
4
4
Итого:
3
3
4
4
4
за год
Русский язык
99
99
136
136
136
Итого:
99
99
136
136
136
4.Планируемые результаты.
4.1.Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра
вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявлениеготовности к самостоятельной жизни.
4.2.Предметные результаты.
Годы обучения
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Русский язык
1
доп.кл.
-различать звуки на слух и в собственном произношении с помощью;
-пользоваться тетрадью;
-писать элементы букв, соблюдая строчки с помощью;
-слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства.
-различать звуки на слух и в собственном произношении;
-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
-правильно держать ручку;
-писать строчные и прописные буквы;
-списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги, слова;
-писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние – после звуко-слогового проговаривания).
добукварный период
1 кл.
-знать правила поведения учащихся в школе;
-знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
-различать звуки окружающей действительности;
-иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово;
-выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
-составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;
-пользоваться карандашом, ручкой;
-рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;
-рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка.
-знать правила поведения учащихся в школе;
-понимать и выполнять правила посадки за партой;
-называть письменные принадлежности, необходимые для учёбы, с опорой на иллюстрации;
-знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
-различать звуки окружающей действительности, называть их, соотносить с предметами;
-иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть слова (слог), звук;
-делить предложения (из двух-трех слов) на слова, с опорой на схему;
-делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;
-выделять звуки А, У, О, М, С, Н в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
-составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;
-пользоваться карандашом, ручкой;
-рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;
-выполнять штриховку;
-рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка;
-рисовать элементы, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
букварный период
-различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
-читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
-слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;
-списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.
-различать звуки на слух и в собственном произношении;
-читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
-писать строчные и прописные буквы;
-списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;
-писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние - после звуко-слогового проговаривания).
2 кл.
-различать сходные по начертанию буквы;
-называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;
-составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;
-списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
-составлять буквенную схему односложных и двусложных слов;
-делить слова на слоги;
-писать под диктовку буквы, слоги, слова (из 3-4 букв), написание которых не расходится с произношением (6 слов).
-дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, твердые и мягкие согласные;
-правильно обозначать их соответствующими буквами на письме(в сильной позиции);
-определять значение слов, соотнося их с картинками;
-делить слова на слоги;
-группировать слова – названия предметов и названия действий, приводить в качестве примеров слова этих категорий;
-списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
-грамотно писать по памяти словарные слова;
-писать под диктовку слова и предложения из слов, написание которых не расходится с произношением (8-10 слов).
3 кл.
-различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
-деление слов на слоги для переноса;
-списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
-запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
-обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
-составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок.
-различение звуков и букв;
-характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
-списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
-запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (15-25 слов);
-дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
-составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
-деление текста на предложения.
4 кл.
-различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
-деление слов на слоги для переноса;
-списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
-запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
-обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
-дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
-составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
-выделение из текста предложений на заданную тему;
-участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
-различение звуков и букв;
-характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
-списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
-запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
-дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
-составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
-деление текста на предложения;
-выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
-самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
4.3.Базовые учебные действия:
БУД
Перечень учебных действий
Личностные учебные действия
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
положительноеотношениекокружающейдействительности,готовностькорганизациивзаимодействияснейиэстетическомуеевосприятию
целостный, социально ориентированный взгляднамирвединстве егоприроднойи социальнойчастей
самостоятельностьввыполненииучебныхзаданий,поручений,договоренностей
пониманиеличнойответственностизасвоипоступкинаосновепредставленийобэтическихнормахиправилахповедениявсовременномобществе
готовностькбезопасномуибережномуповедениювприродеи обществе
Коммуникативные учебные действия
вступатьвконтакти работатьвколлективе(учитель – ученик,ученик – ученик,ученик – класс,учитель – класс)
использоватьпринятыеритуалысоциальноговзаимодействиясодноклассникамии учителем
обращатьсязапомощьюиприниматьпомощь
договариватьсяиизменятьсвоеповедениевсоответствиисобъективныммнениембольшинствавконфликтныхиличныхситуацияхвзаимодействиясокружающими
Регулятивные учебные действия
входитьивыходитьиз учебногокабинета
ориентироваться впространствекласса
пользоватьсяучебноймебелью
адекватнособлюдатьритуалышкольногоповедения(подниматьруку,вставатьивыходитьиз-запартыит.д.)
работатьсучебными принадлежностями (инструментами,спортивныминвентарем)и организовыватьрабочееместо
приниматьцелиипроизвольновключатьсявдеятельность,следоватьпредложенномуплануиработатьвобщемтемпе
активноучаствоватьвдеятельности,контролироватьиоценивать своидействияидействияодноклассников
соотноситьсвоидействияиихрезультатысзаданнымиобразцами,приниматьоценкудеятельности,оценивать еесучетомпредложенныхкритериев, корректироватьсвоюдеятельностьсучетом выявленных недочетов
передвигатьсяпошколе,находитьсвойкласс, другиенеобходимыепомещения
Познавательные учебные действия
выделятьсущественные,общиеиотличительныесвойствапредметов
устанавливатьвидо-родовыеотношения предметов
Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями
читать
писать
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях)
4.4.Система оценки достижения планируемых результатов
4.4.1.Личностные результаты, базовые учебные действия
Степень сформированности показателя
Количество баллов
Не сформирован
0баллов
Сформирован минимально
1 балл
Сформирован частично
2 балла
Сформирован полностью
3 балла
4.4.2.Предметные результаты
1 дополнительный класс, 1класс, первое полугодие 2 класса–без отметочная система обучения.
Уровень
Описание оценки
Оценка
Условное обозначение
Невозможно обследовать
–
Низкий уровень
Действие не выполняет, но представляет
1 – действие не выполняет, не узнаёт объект
Н1
2 – действие не выполняет, не всегда узнаёт объект (ситуативно)
Н2
3 – действие не выполняет, но узнаёт объект
Н3
Ниже среднего
Выполняет действие с помощью
4 – выполняет действие со значительной физической помощью
НД1
5 – выполняет действие с частичной физической помощью
НД2
6 – выполняет действие с направляющей помощью
НД3
Средний уровень
Выполняет действие по образцу
7 – выполняет действие по образцу под контролем
Д1
8 – выполняет действие по образцу с направляющей помощью
Д2
9 – выполняет действие по образцу с незначительной помощью
Д3
Выше среднего
Выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной)
10 – выполняет действие по инструкции под контролем (сопряженно)
О1
11 – выполняет действие по инструкции с направляющей помощью
О2
12 – выполняет действие по инструкции с незначительной помощью
О3
Высокий уровень
Выполняет действие самостоятельно
13 – навык сформирован неустойчиво
В1
14 – навык сформирован, выработана привычка
В2
15 – навык сформирован, может научить других
В3
5.Содержание учебного предмета.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. В 1 дополнительном классе важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Основное внимание педагога должно быть обращено на формирование правильной позы при письме: детей учат сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на парте.
Подготовка к письму
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой. Подготовка к письму элементов букв.
Обучение письму
Правильная осанка во время письма. Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу. Развитие и координация кисти руки и пальцев. Работа с трафаретами. Работа с различными видами штриховки, соблюдение пределов при штриховки прямыми линиями. Развитие графически навыков: работа мелом, карандашом, ручкой; горизонтальны, вертикальные и наклонные прямые линии; переключение с одного направления на другое. Написание основных элементов рукописных букв: прямая палочка в соединение с наклонной, прямая палочка с закруглениями в верху и внизу, овал, полуовал, палочка с петелькой. Выполнение бордюров из условных элементов. Рисование изученных печатных букв, («печатание») на основе выполнения различных заданий; рисование буквы по образцу, после выбора ее из ряда предложенных, по словесному описанию, дорисовка буквы и т.д.Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного).
1 класс
Добукварный период
Слушание объяснений учителя. Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом. Слушание и анализ объяснений учащихся. Овладение организационными учебными умениями. Выполнение простых поручений по словесному заданию, внятное выражение своих просьб и желаний. Составление предложений по опоре. Деление слов на слоги. Развитие фонематического слуха. Выполнение специальных упражнений по подготовке к обучению письму. Наблюдение за демонстрациями учителя.
Букварный период
Изучение гласных и согласных звуков в соответствии с программой. Практическое знакомство с алфавитом. Овладение орфографическими умениями в соответствии с программой. Самостоятельная работа с учебником. Составление предложений. Деление слов на слоги. Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов. Развитие фонематического слуха.
2, 3, 4 класс
Повторение
Составление предложений на основе демонстрации действий. Схема предложения. Обозначение на схеме правил записи предложений. Большая буква в начале предложения и точка в конце. Анализ схемы. Количество слов в схеме и в записанном предложении. Распространение предложений с помощью картинок: Вова рисует (заяц). Стёпа стучит (молоток) и др. Обозначение в схеме предлога короткой чертой (особым значком). Наблюдение за отдельным написанием «маленького» слова в схеме и на доске. Запись по образцу предложений из 4 слов, включая предлог. Называние предметов различных родовых групп: игрушки, учебные вещи, фрукты, овощи, школьная мебель и др. Различение реального предмета (предмет – на столе, в шкафу, в ранце) и слова, называющего этот предмет (слово произносим, обозначаем в схеме, записываем в тетради). Составление предложений с данным словом. Фиксация предложения в схеме и в тетради.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различение по наличию или отсутствию преграды. Гласные и согласные буквы. Условное обозначение гласных и согласных звуков и букв в схеме. Чёткое произнесение звуков слова, написание которого не расходится с произношением, последовательное обозначение каждого звука в схеме. Запись слова в тетради по схеме. Составление предложения с заданным словом. Сравнение слов, отличающихся одним звуком (дом – дым, кашка – каска), количеством звуков (шар – шарф, мех – смех, кот – крот), их расположением (сон – нос). Наблюдение за звуковой и буквенной структурой слова. Наглядное объяснение значения слова «Покажи на картинке»). Ударение в двусложных словах. Знак ударения. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно. Слог. Деление слов на слоги. Чёткое произнесение каждого слога. Составление слов из данных слогов с опорой на картинки. Наблюдение за количеством гласных в слове и количеством слогов. Слогообразующая роль гласных. Перенос двусложных слов типа Ми-тя, тра-ва, зем-ля и др. Слова со звуками [и] и [й], различение их значений. Деление данных слов на слоги. Составление схемы слов. Включение слов в предложение. Слова со звуками [р] и [л]. Дифференциация их на слух и в произношении. Различение значений слов. Звукобуквенный анализ слов с чётким звуко-слоговым проговариванием. Звонкие и глухие согласные, их различение. Обозначение в словах звонких и глухих согласных звуков соответствующими буквами (в сильной позиции – в начале слова или перед гласными). Дифференциация слов на слух и в произношении. Различение значений слов. Условные обозначения звонких и глухих согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов. Чёткое звуко-слоговое проговаривание. Составление схемы. Запись слов. Согласные свистящие и шипящие, дифференциация их на слух и в произношении. Обозначение их буквами. Звукобуквенный анализ слов. Различение значений слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с данными буквами. Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Определение значений слов. Обозначение на письме мягкости согласных буквами и, е, е, ю, я, твердости – буквами, а, о, у, ы. Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. Дифференциация слов с твердыми и мягкими согласными звуками на конце.
Слово
Предмет и его название. Их различение. Называние предметов, отвечающих на вопрос что? Выделение частей предметов и их названий. Постановка вопроса что? к слову и предмету. Угадывание предмета по названиям его частей. Обозначение обобщающим словом группы видовых предметов: игрушки, учебные вещи, фрукты, овощи, посуда, мебель и т. д. Вопрос что? к группе предметов и к их обобщающему названию. Называние предметов, отвечающих на вопрос кто? Различение слова и предмета. Группировка предметов и их названий (люди, птицы, двери, домашние животные), отвечающих на вопрос кто? Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? что? Подбор слов для обозначения большого и маленького предмета: нос – носик, гриб – грибок. Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. Действие и его название. Различение действия и его названия. Называние действий предметов по вопросам что делает? что делают? Подбор и группировка слов, обозначающих действия, по их назначению (кто как голос подает, кто как передвигается). Согласование слов, обозначающих действия, с названиями предметов. Упражнения в составлении сочетаний слов по вопросам кто что делает? и кто что делают? Медведь зимой .... Зайчики зимой не .... Различение названий предметов и названий действий по вопросам. Предлог как отдельное слово: в, из, на, у, с. Роль предлога в обозначении пространственного расположения предметов. Упражнения в использовании предлогов для соответствующего обозначения предмета в пространстве (книгу положили в стол, на стол, взяли с полки и т. д.). Составление предложений с использованием предлога. Наблюдение за обозначением предлога в схеме и записи. Слова с непроверяемой гласной. Наблюдение за единообразным написанием гласных в словах- «родственниках». Подбор таких слов на основе картинок, предметов, вопросов. Выделение слов- «родственников» из предложений: Собака Шарик живёт в будке. Собачка Чана живёт в доме. Словарь: берёза, ветер, воробей, ворона, заяц, капуста, карандаш, коньки, корова, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, пальто, помидор, ребята, собака, улица (20 слов).
Предложение
Составление предложений по картинке, по теме. Коллективное обсуждение темы предложения (о ком или о чём мы хотим сказать).
Выделение предложения из речи или из текста по заданию учителя («Прочитай и запиши предложение о волке, о лисе»). Графическое изображение предложения. Обозначение в схеме большой буквы в начале предложения и точки в конце. Сравнение оформления предложения в схеме и записи. Сравнение разрозненных слов (2-3) и предложения. Подведение учащихся к пониманию того, что набор слов не есть предложение. 3авершение начатого предложения с опорой на картинку и без нее: В зоопарк привезли (картинка). На ветке сидела (картинка). Работа с деформированным предложением. Ответы на вопросы. Оформление ответа с ориентацией на вопрос. Чтение диалогов (не более 4 реплик). Различение вопросительной интонации в вопросе, повествовательной – в ответе. Повторение пройденного за год.
Письмо и чистописание (в течение всего учебного года)
Выполнение письменных упражнений в соответствии с заданием учителя или учебника после тщательного разбора задания. Списывание с рукописного и печатного шрифтов по слогам. Предварительное слоговое проговаривание. Зрительный взаимоконтроль и самоконтроль. 3апись под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением. Контрольное списывание. Буквенные, слоговые, словарные (картинные), предупредительные зрительные и слуховые диктанты. Контрольные диктанты (со второго полугодия) (10-15 слов). Письмо строчных и прописных букв по группам в порядке усложнения их начертания. Сравнение буквенных знаков каждой группы.
Связная письменная речь (в связи с изучением всех разделов программы)
Расположение 2-3 предложений в последовательном порядке на основе серии сюжетных картинок. Составление подписей к серии сюжетных картинок (2-3 кадра). Коллективный выбор заголовка из данных учителем. Работа с деформированным текстом, состоящим из 3 предложений. Коллективная запись текста после его анализа. Изложение текста (3 предложения), воспринятого зрительно, по вопросам. Коллективная запись каждого предложения.
6.Тематическое планирование.
№
Содержание учебного предмета
Основные виды учебной деятельности обучающегося
Тема (раздел)
Количество часов
1 дополнительный класс
1
Подготовка к письму
48
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Специальная подготовка к обучению письму; развитие мелкой моторики руки, подготовка к письму, развитиеи координация движений кисти руки и пальцев; штриховка горизонтальными, вертикальными, наклонными линиями; работа с трафаретами; написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением в верху и внизу, овал, полуовал, элементы букв.
2
Обучение письму
51
Изучение звуков и букв: а, у, о, ш, л, м,н, с, х. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: а, у, о, ш, л, м, н, с, х. Слоги.
Всего:
99
1 класс
1
Добукварный период
24
Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контуру. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка – заборчик, прямая палочка с закруглением внизу – крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу – уточка, овал – слива, полуовал – месяц. Печатание букв, а, у, м, о, н, с по трафарету, по образцу. Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.
2
Букварный период
75
Последовательное изучение и усвоение рукописного начертания всех изучаемых строчных и прописных букв. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого протяжного их проговаривания. Запись под диктовку букв и слогов.
Изучение букв: а, у, о, м, с, х. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных. Изучение букв: н, ы, л, в, и. Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов (ма-ма, о-са). Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звукобуквенного анализа. Изучение букв: ш, п, т, к, з, р, й, ж, б, д, г, е. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых слогов. Изучение букв: я, ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ь, ъ. Практическое различение при письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление). Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Всего:
99
2 класс
1
Повторение
11
Выделение звука и буквы в слове. Правило записи предложения. Предложение и его схема Различение звуков и букв.
2
Звуки и буквы
48
Согласные звуки и буквы. Слова, отличающиеся количеством звуков в слове. Различение ударных и безударных гласных в двусложных словах Выделение ударного гласного в слове. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных. Буква Е, Ё, Ю, Я в начале слога или слова. Шипящие согласные. Свистящие согласные. Различение твёрдых и мягких согласных. Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.
3
Слово
49
Названия предметов, отвечающие на вопрос что? Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. Названия действий, отвечающие на вопрос что делает? что делают? Предлоги в, на, с, из, у в предложении. Правописание слов с непроверяемыми написаниями.
4
Предложение
16
Выделение предложения из текста. Составление и запись предложений по картинкам. Правила записи предложения из текста. Порядок слов в предложении. Завершение начатого предложения.
5
Повторение
12
Составление рассказа из предложений в порядке следования схем. Предложение. Правила записи предложений. Звонкие и глухие согласные. Твёрдые и мягкие согласные. Различение слов, отвечающих на вопросы кто? и что? Названия действий, отвечающих на вопрос что делает? что делают?
Всего:
136
3 класс
1
Повторение. Предложение
16
Употребление простого предложения. Выделение предложений из речи и текста. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Составление схем предложений. Коллективное составление текста изложения с последовательной записью предложений.
2
Звуки и буквы
57
Количество букв и звуков в слове. Составление пар слов, их сравнение. Образование новых слов путём замены букв. Анализ слов по звукобуквенному составу. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре. Гласные и согласные звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные буквы Е, Ё, И, Э, Ю, Я. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Ударение в слове. Ударные гласные. Обозначение. Безударные гласные в словах. Различение гласных ударных и безударных. Обозначение ударных гласных в однокоренных словах. Слог как часть слова. Деление слов на слоги. Запись слов по слогам. Составление слов. Звукобуквенный анализ слов. Составление рассказа по картинке. Запись предложений. Перенос слов при письме. Слова, состоящие из одного слога. Правила переноса слов. Упражнения на закрепление. Твёрдые и мягкие согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. Мягкие согласные. Обозначение мягких согласных на письме. Твёрдые согласные. Обозначение твёрдых согласных на письме. Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова. Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова буквой ь. Закрепление: буквы, обозначающие мягкость согласных на письме. Гласные после шипящих. Шипящие согласные: ж, ш, ч, щ. Правописание жи-ши, ча-ща,чу-щу. Сочетание гласных с шипящими. Парные звонкие и глухие согласные. Согласные звонкие и глухие. Парные звонкие и глухие согласные. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путём изменения формы слова (гриб – грибы). Слова с «опасными» согласными на конце. Разделительный мягкий знак (ь). Слоги с разделительным мягким знаком. Объяснение написания слов с разделительным мягким знаком. Списывание слов со вставкой в них пропущенных букв. Списывание предложений со вставкой в них пропущенных слов. Различение слов с мягким знаком и разделительным мягким знаком. Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, я, ю, и.
3
Слово
35
Названия предметов. Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов. Умение выделять слова в тексте, различать по вопросам кто? что? Употребление в речи в различных формах названий предметов. Связь названий предметов с другими словами в предложениях.
Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, деревень, улиц. Большая буква в именах людей, кличках животных. Большая буква в названиях населённых пунктов, улиц. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. Названия действий. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Названия признаков. Слова, обозначающие признаки предметов. Название признака (качества) данного предмета по вопросам: Какой? Какая? Какое? Какие? Обозначение признаков предметов на письме ( ≈ ).Сравнение двух предметов по их качествам. Подбор и название ряда признаков одного предмета. Определение предмета по ряду признаков. Предлоги. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами. Разделительный ъ.
4
Предложение
12
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Умение отвечать на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса. Составление предложений с употреблением винительного, родительного, дательного, творительного, предложного падежей. Составление предложений на заданную тему. Составление рассказа по картинке. Запись текста.
5
Повторение
16
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. Имена собственные. Действия и признаки предметов. Запись рассказа по вопросам. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.
Всего:
136
7.Календарно-тематическое планирование.
1 дополнительный класс
№ п/п
№ в теме
Дата
Раздел программы, тема урока
НРЭО
Применение ИКТ,
использование ЦОРов
Примеч.
План.
Факт.
I четверть – 24 часа
Подготовка к письму
1
1
Правила осанки и письма. Упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки.
2
2
Работа с трафаретами. Конструирование из геометрических фигур.
3
3
Работа с трафаретами. Обведение по трафарету (яблоко. огурец). Раскрашивание
4
4
Упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Рисование знакомых предметов и их раскрашивание.
5
5
Письмо горизонтальных прямых линий различной длины.
6
6
Письмо вертикальных линий различной длины.
7
7
Восприятие и воспроизведение комбинаций из прямых линий.
8
8
Восприятие и воспроизведение комбинаций из прямых и вертикальных линий.
9
9
Восприятие и воспроизведение комбинаций из прямых линий и фигур.
10
10
Письмо наклонных линий различной длинны.
11
11
Воспроизведение комбинаций из прямых линий и фигур.
12
12
Письмо бордюров из прямых линий. Конструирование из цветных палочек и полосок бумаги.
13
13
Письмо бордюров из наклонных линий.
14
14
Письмо бордюров из прямых и наклонных линий.
15
15
Штриховка горизонтальными линиями трафаретных изображений. Конструирование из геометрических фигур, цветных палочек и полосок бумаги.
16
16
Обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур.
17
17
Штриховка горизонтальными, вертикальными линиями трафаретных изображений.
18
18
Штриховка наклонными линиями трафаретных изображений.
19
19
Штриховка горизонтальными, вертикальными и наклонными линиями трафаретных изображений.
20
20
Штриховка в различных направлениях трафаретных изображений.
21
21
Штриховка в различных направлениях шаблонных изображений.
22
22
Рисование геометрических фигур. На их основе знакомых предметов и раскрашивание: круг-мяч, шар, яблоко, солнце.
23
23
Работа с трафаретами. Штриховка в различных направлениях.
24
24
Письмо бордюров из прямых линий и фигур.
II четверть – 24 часа
25
25
Письмо бордюров из наклонных линий и фигур.
26
26
Рисование геометрических фигур по клеткам.
27
27
Закрепление полученных умений.
28
28
Рисование геометрических фигур по линейке.
29
29
Обведение клеток по образцу, по точкам.
30
30
Составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним цветом.
31
31
Рисование по линейкам: линии, палочки. Соединение палочек в разных сочетаниях.
32
32
Обводка геометрических фигур по контуру и трафарету.
33
33
Обводка по контуру композиции из геометрических фигур с использованием шаблонов или трафаретов.
34
34
Орнамент из палочек, их сочетаний.
35
35
Дорисовывание недостающей фигуры с использованием шаблона. Орнамент из геометрических фигур.
36
36
Обводка репки по контуру. Сравнение изображений репки по величине. Соотнесение величины репки в сказке и её дорисованного изображения.
37
37
Штриховка геометрических фигур вертикальными и горизонтальными линиями по контуру.
38
38
Обводка, дорисовывание по контуру и раскрашивание изображений овощей и фруктов.
39
39
Обведение по шаблону знакомых предметов (морковь. помидор). Раскрашивание.
40
40
Штриховка в различных направлениях.
41
41
Письмо палочек с закруглением внизу.
42
42
Письмо палочек с закруглением вверху.
43
43
Письмо палочек с петелькой внизу
44
44
Письмо палочек с петелькой вверху
45
45
Письмо овала и полуовала.
46
46
Письмо петелька вверху и внизу.
47
47
Письмо элемент буквы е.
48
48
Закрепление изученных элементов.
III четверть– 27 часов
Обучение письму
49
1
Письмо полуовала (элемента буквы С).
50
2
Письмо овала, овала с соединением.
51
3
Рисование печатной буквы А.
52
4
Рисование буквы А по словесному описанию.
53
5
Дорисовка печатной буквы А
54
6
Написание строчной и заглавной Аа.
55
7
Рисование печатной буквы У.
56
8
Рисование буквы У по словесному описанию.
57
9
Дорисовка печатной буквы У
58
10
Написание строчной и заглавной Уу.
59
11
Рисование печатной буквы О
60
12
Рисование буквы О по словесному описанию.
61
13
Дорисовка печатной буквы О
62
14
Написание строчной и заглавной буквы Оо.
63
15
Рисование печатной буквы Ш.
64
16
Рисование буквы Ш по словесному описанию.
65
17
Дорисовка печатной буквы Ш
66
18
Написание строчной и заглавной буквы Шш
67
19
Рисование печатной буквы Л
68
20
Рисование буквы Л по словесному описанию
69
21
Дорисовка печатной буквы Л
70
22
Написание строчной и заглавной буквы Лл
71
23
Написание строчной и заглавной буквы Аа,Уу,Оо.
72
24
Написание строчной и заглавной буквы Шш,Лл
73
25
Работа с трафаретами и шаблонами
74
26
Печатание и рисование изученных букв
75
27
Закрепление полученных навыков.
IV четверть – 24 часа
76
28
Рисование печатной буквы М.
77
29
Рисование буквы М по словесному описанию.
78
30
Дорисовка печатной буквы М
79
31
Написание строчной и заглавной буквы Мм.
80
32
Рисование печатной буквы Н.
81
33
Рисование буквы Н по словесному описанию.
82
34
Дорисовка печатной буквы Н.
83
35
Написание строчной и заглавной буквы Нн.
84
36
Рисование печатной буквы С.
85
37
Рисование буквы С по словесному описанию.
86
38
Дорисовка печатной буквы С
87
39
Написание строчной и заглавной буквы Сс.
88
40
Рисование печатной буквы Х.
89
41
Рисование буквы Х по словесному описанию.
90
42
Дорисовка печатной буквы Х.
91
43
Написание строчной и заглавной буквы Хх.
92
44
Печатание и рисование изученных букв.
93
45
Письмо открытых и закрытых слогов с изученными буквами.
94
46
Закрепление написания букв Аа, Уу, Мм. Закрепление написания открытых и закрытых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Лл.
95
47
Закрепление написания букв Оо, Шш, Лл. Закрепление написания открытых и закрытых слогов с буквами Лл. Оо, Шш
96
48
Закрепление написания букв Нн, Сс, Хх.
97
49
Работа с трафаретами и шаблонами.
98
50
Закрепление полученных навыков.
99
51
Повторение изученного материала.
1 класс
№ п/п
№ в теме
Дата
Раздел программы, тема урока
НРЭО
Применение ИКТ,
использование ЦОРов
Примеч.
План.
Факт.
I четверть – 27 часов
Добукварный период
1
1
Дорисовывание праздничного букета по образцу и пунктирным линиям.
2
2
Дорисовывание травы, ягод, солнышка по образцу и пунктирным линиям.
3
3
Дорисовывание элементов рисунка произвольными линиями и рисование яичка по трафарету.
4
4
Рисование Колобка по трафарету внутри дорожки.
5
5
Обводка геометрических фигур по контуру и трафарету.
6
6
Обводка по контуру композиции из геометрических фигур с использованием шаблонов или трафаретов.
7
7
Обводка по контуру и рисование элементов иллюстрации с использованием шаблонов или трафаретов.
8
8
Дорисовывание недостающей фигуры с использованием шаблона или трафарета.
9
9
Обводка репки по контуру. Сравнение изображений репки по величине. Соотнесение величины репки в сказке и её дорисованного изображения.
10
10
Обводка, дорисовывание и раскрашивание бордюра из геометрических фигур.
11
11
Обводка, дорисовывание и раскрашивание композиции из геометрических фигур.
12
12
Обводка и дорисовывание бордюра из геометрических фигур.
13
13
Штриховка геометрических фигур вертикальными и горизонтальными линиями по контуру.
14
14
Обводка, дорисовывание по контуру и раскрашивание изображений овощей и фруктов.
15
15
Обводка контура буквы А в изображениях домика, ракеты.
16
16
Обводка контура буквы У в изображении веток дерева.
17
17
Конструирование из цветных полосок букв А и У, фигур, по форме напоминающих буквы А и У.Обводка и дорисовывание бордюра.
18
18
Обводка контура буквы О в изображениях знакомых овощей и фруктов. Обводка и дорисовывание бордюра.
19
19
Обводка контура буквы М и дорисовывание флажка. Обводка и дорисовывание бордюра.
20
20
Конструирование из цветных полосок букв Т и П, фигур, напоминающих буквы Т и П. Обводка и дорисовывание бордюра.
21
21
Конструирование из цветных полосок букв Л и М, фигур, предметов, напоминающих буквы Л и М.Обводка и дорисовывание бордюра.
22
22
Конструирование из цветных полосок букв Ш и Е, фигур, по форме напоминающих буквы Ш и Е.
23
23
Обводка и дорисовывание бордюра.
24
24
Обводка и дорисовывание бордюра. Письмо элементов рукописных букв.
Букварный период
25
25
Написание строчной и заглавной Аа.
26
26
Написание строчной и заглавной Уу.
27
27
Письмо звукоподражательных слов Ау, Уа, ау, уа.
II четверть – 21 час
28
28
Написание строчной и заглавной буквы Мм.
29
29
Письмо открытых и закрытых слогов с изученными буквами.
30
30
Закрепление написания букв Аа, Уу, Мм. Закрепление написания открытых и закрытых слогов с буквами Аа, Уу, Мм.
31
31
Написание строчной и заглавной буквы Оо.
32
32
Письмо обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо.
33
33
Написание строчной и заглавной буквы Хх.
34
34
Закрепление написания обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо, Хх.
35
35
Написание строчной и заглавной буквы Сс.
36
36
Закрепление написания обратных и прямых слогов с изученными буквами.
37
37
Написание строчной и заглавной буквы Нн.
38
38
Письмо изученных слогов и слов.
39
39
Написание строчной буквы ы.
40
40
Письмо изученных слогов и слов.
41
41
Написание строчной и заглавной буквы Лл.
42
42
Письмо изученных слогов и слов.
43
43
Написание строчной и заглавной буквы Вв.
44
44
Письмо изученных слогов и слов.
45
45
Написание строчной и заглавной буквы Ии.
46
46
Письмо изученных слогов и слов.
47
47
Письмо изученных слогов и слов.
48
48
Письмо изученных слогов и слов.
III четверть– 27 часов
49
49
Написание строчной и заглавной буквы Шш.
50
50
Практические упражнения в написании слов со слогом ши.
51
51
Письмо изученных слогов и слов.
52
52
Написание строчной и заглавной буквы Пп.
53
53
Письмо изученных слогов и слов.
54
54
Написание строчной и заглавной буквы Тт.
55
55
Письмо изученных слогов и слов.
56
56
Написание строчной и заглавной буквы Кк.
57
57
Письмо изученных слогов и слов.
58
58
Написание строчной и заглавной буквы Зз.
59
59
Дифференциация звуков [з] и [с]. Письмо изученных слогов и слов.
60
60
Написание строчной и заглавной буквы Рр.
61
61
Дифференциация звуков [р] и [л]. Письмо изученных слогов и слов.
62
62
Написание строчной буквы й.
63
63
Дифференциация звуков [и] и [й]. Письмо изученных слогов и слов.
64
64
Написание строчной и заглавной буквы Жж.
65
65
Дифференциация звуков [ж] и [ш]. Письмо изученных слогов и слов.
66
66
Написание строчной и заглавной буквы Бб.
67
67
Дифференциация звуков [б] и [п]. Письмо изученных слогов и слов.
68
68
Написание строчной и заглавной буквы Дд.
69
69
Дифференциация звуков [д] и [т]. Письмо изученных слогов и слов.
70
70
Написание строчной и заглавной буквы Гг.
71
71
Дифференциация звуков [г] и [к]. Письмо изученных слогов и слов.
72
72
Написание строчной буквы ь.
73
73
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов.
74
74
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов.
75
75
Написание строчной и заглавной буквы Ее.
IV четверть – 24 часа
76
76
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов.
77
77
Написание строчной и заглавной буквы Яя.
78
78
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Дифференциация букв А и Я.
79
79
Написание строчной и заглавной буквы Юю.
80
80
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Дифференциация букв У и Ю.
81
81
Написание строчной и заглавной буквы Ёё.
82
82
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов.
83
83
Написание строчной и заглавной буквы Чч.
84
84
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Практические упражнения в написании слов с ча.
85
85
Написание строчной и заглавной буквы Фф.
86
86
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Практические упражнения в написании слов с чаи чу, жи и ши. Дифференциация слогов и слов с в и ф.
87
87
Написание строчной и заглавной буквы Цц.
88
88
Закрепление пройденного материала.
89
89
Письмо изученных букв, слогов, слов.
90
90
Написание строчной и заглавной буквы Ээ.
91
91
Закрепление пройденного материала.
92
92
Письмо изученных букв, слогов, слов.
93
93
Написание строчной и заглавной буквы Щщ.
94
94
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов.
95
95
Практические упражнения в написании слов с ча, ща, чу, щу.
96
96
Написание строчной буквы ъ.
97
97
Письмо слов с ь и ъ.
98
98
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов.
99
99
Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов.
2 класс
№ п/п
№ в теме
Дата
Раздел программы, тема урока
НРЭО
Применение ИКТ,
использование ЦОРов
Примеч.
План.
Факт.
I четверть – 36часов
ПОВТОРЕНИЕ – 11 ч.
1
1
Выделение звука и буквы в слове.
2
2
Определение количества слов в предложении.
3
3
Предмет и слово, называющее предмет.
4
4
Правило записи предложения.
5
5
Предложение и его схема.
6
6
Распространение предложений.
7
7
Составление предложений с данным словом.
8
8
Гласные звуки и буквы.
9
9
Различение звуков и букв
10
10
Различение звуков и букв
11
11
Входная контрольная работа.
ЗВУКИ И БУКВЫ – 48 ч.
Гласные и согласные
12
1
Согласные звуки и буквы.
13
2
Слова, отличающиеся одним звуком
14
3
Слова, отличающиеся количеством звуков в слове.
15
4
Слова, отличающиеся последовательностью звуков в слове.
16
5
Звуки и буквы. Контрольное списывание.
17
6
Ударение в словах.
Ударение
18
1
Различение ударных и безударных гласных в двусложных словах.
19
2
Выделение ударного гласного в слове.
20
3
Ударные и безударные гласные.
21
4
Ударение. Повторение.
Слог
22
1
Деление слов на слоги.
23
2
Слог как часть слова.
24
3
Гласные в образовании слогов.
25
4
Деление слов со звуками и - й на слоги.
26
5
Перенос слов по слогам.
27
6
Различение р – л.
28
7
Контрольная работа за 1 четверть.
29
8
Работа над ошибками. Варианты переноса слов ко-рова, коро-ва (с помощью учителя).
Парные звонкие и глухие согласные
30
1
Звонкие и глухие согласные.
31
2
Дифференциация звонких и глухих согласных.
32
3
Различение б – п.
33
4
Различение в – ф.
34
5
Различение г – к.
35
6
Различение д – т.
36
7
Различение ж- ш.
II четверть – 28 часов
37
8
Различение з – с.
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога
38
1
Шипящие согласные.
39
2
Свистящие согласные
40
3
Буква Ю в начале слога или слова.
41
4
Буква Я в начале слога или слова.
42
5
Буква Е, Ё, Ю, Я в начале слога или слова.
43
6
Картинный диктант (словарные слова).
Твёрдые и мягкие согласные
44
1
Гласные И-Ы после твёрдых и мягких согласных.
45
2
Гласные О-Ё после твёрдых и мягких согласных.
46
3
Гласные У-Ю после твёрдых и мягких согласных.
47
4
Гласные А-Я после твёрдых и мягких согласных.
48
5
Гласная Е после мягких согласных.
49
6
Различение твёрдых и мягких согласных.
Мягкий знак (Ь) на конце слова
50
1
Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.
51
2
Письмо слов с мягкими согласными на конце.
52
3
Упражнения в написании слов с мягкими согласными на конце.
53
4
Различение твёрдых и мягких согласных на конце слова.
54
5
Различение твёрдых и мягких согласных на конце слова на слух и при письме.
55
6
Различение слов с твёрдым и мягким согласным на конце слова.
56
7
Письмо и анализ похожих слов, различающихся мягкими или твёрдыми согласными на конце слова.
57
8
Списывание с печатного и письменного шрифтов небольшого текста.
58
9
Контрольная работа за 2 четверть.
59
10
Работа над ошибками. Мягкий знак (Ь) на конце слова
СЛОВО – 49 ч.
Названия предметов
60
1
Предмет и его название.
61
2
Письмо предложений. Замена нарисованных предметов словом.
62
3
Названия предметов, отвечающие на вопрос что?
63
4
Различение названий предметов по вопросу что это?
64
5
Название частей предмета.
III четверть– 40 часов
65
6
Различение основных частей хорошо знакомых предметов.
66
7
Различение сходных предметов и их названий.
67
8
Названия предметов.
68
9
Выборочное списывание слов по вопросу что это?
69
10
Обобщающее слово к группе однородных предметов.
70
11
Расширение круга слов, относящихся к различным родовым категориям.
71
12
Названия предметов, отвечающие на вопрос кто?
72
13
Различение названий предметов по вопросу кто это?
73
14
Обобщающее слово к группе однородных предметов.
74
15
Расширение круга слов, относящихся к различным родовым категориям.
75
16
Различение слов, отвечающих на вопросы кто? и что?
76
17
Слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов.
77
18
Изменение формы слова в предложении.
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных
78
1
Большая буква в именах людей.
79
2
Составление рассказа по сюжетной картинке
80
3
Большая буква в именах и фамилиях людей.
81
4
Употребление имён и фамилий людей в предложении.
82
5
Большая буква в кличках животных.
83
6
Большая буква в кличках животных
84
7
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.
85
8
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.
86
9
Правописание имён собственных
Названия действий
87
1
Правописание имён собственных
88
2
Употребление имён и фамилий людей в предложении.
89
3
Составление рассказа по сюжетной картинке и вопросам.
90
4
Действие и его название.
91
5
Названия действий, отвечающие на вопрос что делает? что делают?
92
6
Подбор названий действий к названиям предметов «Кто как голос подаёт?».
93
7
Группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подаёт?).
94
8
Контрольная работа за 3 четверть.
95
9
Работа над ошибками. Группировка действий по признаку их однородности (кто как передвигается?).
96
10
Кто - что делает? Кто - что делают?
97
11
Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими одушевлённые предметы.
98
12
Что-что делает? Что-что делают?
99
13
Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими неодушевлённые предметы.
100
14
Различение названия предметов и названия действий по вопросам.
101
15
Названия действий.
102
16
Различение названия предметов и названия действий по вопросам
Предлоги
103
1
Предлог, как отдельное слово.
104
2
Предлоги в, на, с, из, ув предложении.
IV четверть – 32 часа
105
3
Употребление предлогов в предложении.
Слова с непроверяемыми гласными
106
1
Выделение «трудной» гласной в словах.
107
2
Написание гласных в словах-родственниках.
108
3
Правописание слов с непроверяемыми написаниями.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 16 ч.
109
1
Выделение предложения из текста.
110
2
Составление и запись предложений по картинкам.
111
3
Правила записи предложения из текста.
112
4
Составление предложений по картинкам.
113
5
Предложение и его схема.
114
6
Контрольная работа за год.
115
7
Работа над ошибками.
116
8
Различение набора слов и предложения.
117
9
Порядок слов в предложении.
118
10
Составление к рисункам предложений из слов.
119
11
Завершение начатого предложения с помощью рисунков.
120
12
Завершение начатого предложения.
121
13
Составление предложений по предметной картинке.
122
14
Составление предложений по сюжетной картинке.
123
15
Предложения-вопросы и предложения-ответы.
124
16
Составление рассказа по картинке с помощью вопросов.
ПОВТОРНИЕ – 12 ч.
125
1
Звонкие и глухие согласные.
126
2
Твёрдые и мягкие согласные.
127
3
Мягкий знак (Ь) на конце слов.
128
4
Названия предметов.
129
5
Составление рассказа из предложений в порядке следования схем.
130
6
Набор слов и предложение.
131
7
Названия предмета.
132
8
Различение слов, отвечающих на вопросы кто? и что?
133
9
Названия действий.
134
10
Названия действий, отвечающих на вопрос что делает? что делают?
135
11
Предложение. Правила записи предложений.
136
12
Порядок слов в предложении.
3 класс
№ п/п
№ в теме
Дата
Раздел программы, тема урока
НРЭО
Применение ИКТ,
использование ЦОРов
Примеч.
План.
Факт.
I четверть – 36часов
Повторение. Предложение
1
1
Выделение предложения из текста.
2
2
Выделение предложения из текста.
3
3
Предложение и его схема.
4
4
Предложение и его схема.
5
5
Предложения-вопросы и предложения-ответы.
6
6
Предложения-вопросы и предложения-ответы.
7
7
Завершение начатого предложения.
8
8
Завершение начатого предложения.
9
9
Различение набора слов и предложения.
10
10
Различение набора слов и предложения.
11
11
Порядок слов в предложении.
12
12
Порядок слов в предложении.
13
13
Предложение. Закрепление знаний.
14
14
Предложение. Закрепление знаний.
15
15
Входной контроль. Диктант.
16
16
Работа над ошибками.
Звуки и буквы
17
1
Знакомство с алфавитом.
18
2
Расположение слов в алфавитном порядке.
19
3
Запись дней недели и названия месяцев в нужном порядке.
20
4
Звуки гласные и согласные.
21
5
Звуки гласные и согласные. Дифференциация гласных и согласных
22
6
Ударение в словах.
23
7
Ударение в словах. Постановка ударения в словах; выделение ударных гласных.
24
8
Постановка ударения в двусложных словах.
25
9
Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове.
26
10
Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове.
27
11
Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове.
28
12
Деление слов на слоги.
29
13
Деление слов на слоги.
30
14
Контрольная работа за 1 четверть.
31
15
Работа над ошибками.
32
16
Слог как часть слова.
33
17
Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.
34
18
Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.
35
19
Перенос части слова при письме.
36
20
Перенос части слова при письме.
II четверть – 28 часов
37
21
Твердые и мягкие согласные.
38
22
Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я.
39
23
Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я.
40
24
Буква мягкий знак (ь) в конце слова.
41
25
Буква мягкий знак (ь) в конце слова.
42
26
Буква мягкий знак (ь) в середине слова.
43
27
Буква мягкий знак (ь) в середине слова.
44
28
Буква мягкий знак (ь) в середине и конце слова.
45
29
Диктант.
46
30
Работа над ошибками.
47
31
Различение твёрдых и мягких согласных.
48
32
Различение твёрдых и мягких согласных.
49
33
Гласные после шипящих согласных ш, ж, ч, щ.
50
34
Написание жи-ши в словах.
51
35
Написание жи-ши в словах.
52
36
Написание ча-ща в словах.
53
37
Написание ча-ща в словах.
54
38
Написание чу-щу в словах.
55
39
Написание чу-щу в словах.
56
40
Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
57
41
Контрольный работа за 2 четверть.
58
42
Работа над ошибками.
59
43
Парные звонкие и глухие согласные.
60
44
Различение б-п, в-ф.
61
45
Различение б-п, в-ф.
62
46
Различение д-т, г-к.
63
47
Различение д-т, г-к.
64
48
Различение ж-ш, з-с
III четверть– 40 часов
65
49
Различение ж-ш, з-с
66
50
Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова.
67
51
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
68
52
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.
69
53
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.
70
54
Правила правописания в словах. Закрепление знаний.
71
55
Правила правописания в словах. Закрепление знаний.
72
56
Словарный диктант.
73
57
Работа над ошибками.
Слово
74
1
Различение названий предметов по вопросам.
75
2
Обобщающее название для групп однородных предметов.
76
3
Выделение названий предметов из предложения.
77
4
Выделение названий предметов из предложения.
78
5
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и в кличках животных.
79
6
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и в кличках животных.
80
7
Различение названия действий по вопросам что делает? что делают?
81
8
Различение названия действий по вопросам что делал? что делала? что сделал? что сделала?
82
9
Различение названия действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали?
83
10
Различение названия действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали?
84
11
Различение названия действий по вопросам что сделает? что сделают?
85
12
Различение названия действий по вопросам что сделает? что сделают?
86
13
Постановка вопросов к названиям действий.
87
14
Постановка вопросов к названиям действий.
88
15
Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам.
89
16
Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам.
90
17
Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?
91
18
Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?
92
19
Различение предметов по их признакам.
93
20
Постановка вопросов к названиям признаков предмета.
94
21
Постановка вопросов к названиям признаков предмета.
95
22
Выделение названий признаков предмета из предложения.
96
23
Выделение названий признаков предмета из предложения.
97
24
Название предметов, действий и признаков.
98
25
Предлоги в, на, с, из, у.
99
26
Контрольная работа за 3 четверть.
100
27
Работа над ошибками.
101
28
Предлоги к, по со словами.
102
29
Предлог от со словами.
103
30
Предлоги на, под со словами.
104
31
Предлог о со словами.
IV четверть – 32 часа
105
32
Предлоги к, по, от, над, под, о со словами.
106
33
Предлоги к, по, от, над, под, о со словами.
107
34
Диктант
108
35
Работа над ошибками.
Предложение
109
1
Выделение предложений из текста.
110
2
Предложение законченное и незаконченное.
111
3
Предложение законченное и незаконченное.
112
4
Распространение предложений.
113
5
Распространение предложений.
114
6
Слова в предложении.
115
7
Порядок слов в предложении.
116
8
Порядок слов в предложении.
117
9
Контрольная работа за год.
118
10
Работа над ошибками.
119
11
Составление предложений.
120
12
Составление предложений.
Повторение
121
1
Правила правописания в слове.
122
2
Словарный диктант.
123
3
Работа над ошибками.
124
4
Название предметов и признаков.
125
5
Названия предметов и признаков.
126
6
Закрепление знаний о словах, обозначающих предмет.
127
7
Закрепление знаний о словах, обозначающих признак предмета.
128
8
Название действий.
129
9
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия.
130
10
Предложение.
131
11
Распространение предложений.
132
12
Порядок слов в предложении.
133
13
Предлог как отдельное слово.
134
14
Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов.
135
15
Раздельное написание предлогов со словом, к которому он относится.
136
16
Работа с деформированными предложениями.
8.Оценочные материалы.
8.1.Формы текущего контроля.
Учебный предмет «Русский язык»
Устный
Письменный
Текущий контроль
Устный опрос
Работа по карточке
Сообщение по теме
Словарный диктант.
Выполнение письменного упражнения.
Работы по развитию речи.
Самостоятельная работа.
Периодический контроль (тематический)
Устный рассказ – обобщение по теме
Проверочная работа. Контрольное списывание с печатного текста.
Графическая контрольная работа.
Проверочный диктант с /без грамматического задания.
Контрольный тест. Контрольный словарный диктант (срез).
Контрольное списывание с /без грамматического задания.
Самостоятельная работа.
8.2.Формы промежуточной аттестации, периодичность проведения.
Учебный предмет «Русский язык»
Периодичность проведения
Формы промежуточной аттестации
В конце четверти
Контрольное списывание без грамматического задания (с рукописного или печатного текста).
Контрольный диктант с/без грамматического задания. Контрольный тест.
В конце учебного года
Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное списывание с грамматическим заданием.
9.Описание материально-технического обеспечения.
9.1.Дидактическое и методическое обеспечение.
Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
1.Букварь. А.К Аксёновой, С.В Комаровой, М.И Шишковой. ФГОС ОВЗ Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 частях. – М.: Просвещение, 2020.
2.Русский язык. 2 класс. Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова
ФГОС ОВЗ Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 ч. - М.: Просвещение, 2020.
3. Русский язык. 3 класс. Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова
ФГОС ОВЗ Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 ч – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019
Е.В. Карпова «Дидактические игры в начальной школе» Ярославль. «Академия развития» 2002г.
Л.В. Зубарева «Коррекция письма на уроках» Волгоград, Издательство «Учитель»
Литература для реализации НРК:
Н. В. Стрекалова «Русский язык. Рабочая тетрадь (I- II класс)». Челябинск: «ИЦ Взгляд» – 2003.
С.А. Соколовская «Веселая семейка». Челябинск: «ПЦ Свобода» – 2009.
Хрестоматия по литературе Родного Края. 1-4кл. / Сост. А.Б. Горская – Челябинск: Взгляд, 2015.
9.2.Материально-техническое обеспечение.
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечание
классная доска
персональный компьютер
раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки)
трафареты и шаблоны;
набор предметных картинок;
дидактические игры
1
1
8
5
6
3
9.3.Информационно-коммуникационные средства.
Видеофильмы
Электронные образовательные
ресурсы
Ресурсы интернета
Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»;
Интегрированный УМК нач. шк. 1-4 кл. Кирилл и Мефодий. Русский язык
http://files.school-collection.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.yantikyaltch.edu.cap.ru/