Рабочая программа
по внеурочной деятельности
клуб путешественников «История родного края»
Класс: 4 «А»
Сроки обучения: 1 год
Учитель: Торопова Ангелина Анатольевна
2024 / 2025 учебный год
Ярославль
Прогнозируемые результаты с учётом УУД.
В сфере познавательных универсальных учебных действий:
Знать:
-историю и традиции своей семьи;
-историю образования своего села, района, области;
- символику района, области;
- реликвии своей семьи;
- фамилии, имена, отчества своих прародителей в 3-4 поколениях;
- профессии своих родителей, бабушек, дедушек;
- некоторых выдающихся людей – уроженцев села, района, области;
- историко-культурные достопримечательности села, области;
- историю и традиции родной школы;
Уметь:
- собирать краеведческую информацию у членов своей семьи;
- делиться собранной информацией с друзьями;
- обобщать собранный материал;
- объяснять причины образования села, района, области;
- проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- развитие чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
Использование приобретённых знаний и умений в практической и повседневной жизни:
В ходе занятий краеведческого кружка учащиеся выполняют разнообразные практические задания:
-подготовка и проведение народных праздников;
- организация словесного и художественного творчества: сочинительство небольших стихов, сказок; рисование по результатам экскурсий, наблюдений, представлениям;
- формулирование вопросов на экскурсии при обращении к человеку любого возраста;
- слушать и слышать ответы и вопросы в беседе;
- разрабатывать и реализовывать исследовательские (индивидуальные, коллективные) и общественно-полезные проекты;
- оказывать и получать помощь в затруднительных ситуациях.
Планируемые результаты реализации программы кружка «Юные краеведы» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания
социальной реальности и повседневной жизни).
Школьники приобретают знания об истории происхождения названия города, об истории родного села, об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной, войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.
Ученик научится:
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
· планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
в том числе во внутреннем плане;
· адекватно воспринимать оценку учителя;
· строить речевое высказывание в устной форме;
· осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.
Ученик получит возможность для формирования основ экологической культуры:
- принятие ценности исторического мира, готовность следовать в своей деятельности нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального
действия).
Школьник может приобрести опыт работы с архивными документами и материалами,
музейными экспонатами и документами, через фотосессии по историческим и современным местам села, через практические занятия; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны;
опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.
Ученик научится:
· включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
Тема
1
Мой город Ярославль. Вводное занятие.
2
Легенда про лютого зверя (основание Ярославля)
3
Экскурсия в село Вятское
4
Мистический Ярославль (легенды о городе)
5
Старший брат Москвы-Ярославль
6
Урок в прошлое.
7
Мое любимое место в Ярославле (работы учащихся)
8
Путешествие по Золотому кольцу
9
В гости к Александру Невскому (видеурок)
10
Древний Ростов. Ростов-папа. Экскурсия в город
11
Углич-старинный русский город. Видео-экскурсия
12
Смутное время и Ярославский край
13
Город мастеров (Ярославль в XVII веке)Конкурс рисунков «Мой любимый город»
14
Фольклор земли Ярославской
15
Музыкальный фольклор Ярославля
16
Обычаи и народные традиции Ярославского края
17
Старинные храмы Ярославля
18
Отечественная война 1812 года и Ярославский край
19
Заповедные места Ярославля. «Собери паззл» (урок-игра)
20
Ростовская финифть. Практический урок по росписи
21
«Бабушкин сундук» (традиционная одежда)
22
В гости к дедушке Мазаю. Экскурсия в музей в Карбиху
23
Рыбинск-столица бурлаков и родина основателей Голливуда
24
Ярославская область в Великой Отечественной войне
25
Наши полководцы (от А.Невского до Ф.Толбухина)
26
«Их именами названы улицы»
27
Игровое занятие «Краеведческие тропинки»
28
Охраняемые природные места Ярославля
29
«В гости к лешему» (животный и растительный мир лесов Ярославской области)
30
«В гости к водяному» (животный и растительный мир водоемов Ярославской области)
31
Групповой проект «Достопримечательности Ярославля»
32
Групповой проект «Достопримечательности Ярославля»
33
Защита проекта «Достопримечательности Ярославля»
34
Викторина «Моя малая родина». Подведение итогов