Рабочая программа

по внеурочной деятельности

клуб путешественников «История родного края»

Класс: 4 «А»

Сроки обучения: 1 год

Учитель: Торопова Ангелина Анатольевна

2024 / 2025 учебный год

Ярославль

Прогнозируемые результаты с учётом УУД.

В сфере познавательных универсальных учебных действий:

Знать:

-историю и традиции своей семьи;

-историю образования своего села, района, области;

- символику района, области;

- реликвии своей семьи;

- фамилии, имена, отчества своих прародителей в 3-4 поколениях;

- профессии своих родителей, бабушек, дедушек;

- некоторых выдающихся людей – уроженцев села, района, области;

- историко-культурные достопримечательности села, области;

- историю и традиции родной школы;

Уметь:

- собирать краеведческую информацию у членов своей семьи;

- делиться собранной информацией с друзьями;

- обобщать собранный материал;

- объяснять причины образования села, района, области;

- проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- развитие чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

Использование приобретённых знаний и умений в практической и повседневной жизни:

В ходе занятий краеведческого кружка учащиеся выполняют разнообразные практические задания:

-подготовка и проведение народных праздников;

- организация словесного и художественного творчества: сочинительство небольших стихов, сказок; рисование по результатам экскурсий, наблюдений, представлениям;

- формулирование вопросов на экскурсии при обращении к человеку любого возраста;

- слушать и слышать ответы и вопросы в беседе;

- разрабатывать и реализовывать исследовательские (индивидуальные, коллективные) и общественно-полезные проекты;

- оказывать и получать помощь в затруднительных ситуациях.

Планируемые результаты реализации программы кружка «Юные краеведы» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания

социальной реальности и повседневной жизни).

Школьники приобретают знания об истории происхождения названия города, об истории родного села, об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной, войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.

Ученик научится:

· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в

сотрудничестве с учителем;

· планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

в том числе во внутреннем плане;

· адекватно воспринимать оценку учителя;

· строить речевое высказывание в устной форме;

· осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.

Ученик получит возможность для формирования основ экологической культуры:

- принятие ценности исторического мира, готовность следовать в своей деятельности нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина

России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального

действия).

Школьник может приобрести опыт работы с архивными документами и материалами,

музейными экспонатами и документами, через фотосессии по историческим и современным местам села, через практические занятия; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны;

опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.

Ученик научится:

· включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема

1

Мой город Ярославль. Вводное занятие.

2

Легенда про лютого зверя (основание Ярославля)

3

Экскурсия в село Вятское

4

Мистический Ярославль (легенды о городе)

5

Старший брат Москвы-Ярославль

6

Урок в прошлое.

7

Мое любимое место в Ярославле (работы учащихся)

8

Путешествие по Золотому кольцу

9

В гости к Александру Невскому (видеурок)

10

Древний Ростов. Ростов-папа. Экскурсия в город

11

Углич-старинный русский город. Видео-экскурсия

12

Смутное время и Ярославский край

13

Город мастеров (Ярославль в XVII веке)Конкурс рисунков «Мой любимый город»

14

Фольклор земли Ярославской

15

Музыкальный фольклор Ярославля

16

Обычаи и народные традиции Ярославского края

17

Старинные храмы Ярославля

18

Отечественная война 1812 года и Ярославский край

19

Заповедные места Ярославля. «Собери паззл» (урок-игра)

20

Ростовская финифть. Практический урок по росписи

21

«Бабушкин сундук» (традиционная одежда)

22

В гости к дедушке Мазаю. Экскурсия в музей в Карбиху

23

Рыбинск-столица бурлаков и родина основателей Голливуда

24

Ярославская область в Великой Отечественной войне

25

Наши полководцы (от А.Невского до Ф.Толбухина)

26

«Их именами названы улицы»

27

Игровое занятие «Краеведческие тропинки»

28

Охраняемые природные места Ярославля

29

«В гости к лешему» (животный и растительный мир лесов Ярославской области)

30

«В гости к водяному» (животный и растительный мир водоемов Ярославской области)

31

Групповой проект «Достопримечательности Ярославля»

32

Групповой проект «Достопримечательности Ярославля»

33

Защита проекта «Достопримечательности Ярославля»

34

Викторина «Моя малая родина». Подведение итогов