Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Секреты орфографии и пунктуации»

для учащихся 9 классов

 

Рабочая программа составлена

Саранговой Е.П.

учитель русского языка и литературы

 

 

г.Ханты-Мансийск

 2022-2023 учебный  год

 

Пояснительная записка

 

Календарно-тематическое планирование по подготовке к ОГЭ по русскому языку для 9 класса разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на  2020-20210 учебный год .

На изучение данного курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

Цели и задачи курса

Цели изучения курса:

формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;

обеспечение

подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачи курса:

формирование

навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;

обобщение

знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

применение

обобщённых знаний и умений при анализе текста;

углубление

знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

применение

полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных выше целей и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

• использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

• извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

• анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

• анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

• анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

• тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;

• создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

• редактирование собственного текста;

• применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

• соблюдение в практике письма основных норм языка;

• использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу планирования положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Планируемые результаты

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) овладение всеми видами речевой деятельности:

адекватное

понимание информации устного и письменного сообщения;

владение

разными видами чтения;

способность

извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

овладение

приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или

аудирования

, с помощью технических средств и информационных технологий;

способность

определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

способность

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

умение

выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

адекватное

понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

владение

разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

владение

умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

способность

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

адекватное

восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами

аудирования

(с полным пониманием

аудиотекста

, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

умение

сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

умение

воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

способность

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

умение

создавать устные и письменные тексты разных типов  и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

владение

различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

соблюдение

в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

способность

участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;

осуществление

речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

Содержание планирования.

Подготовка к написанию изложения (6 ч)

1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.

2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

5. Написание изложения.

Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч)

1. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2.)

2. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3.)

3.Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.)

4.Орфографический анализ слова (Задание 5.)

5. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 6)

6.Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7.)

7.Лексическое анализ слова . (Задание 8.)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (8 ч)

1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

5. Корректировка текста.

Контроль знаний- 3 ч

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

К-во час.

Дата проведения

1.

Подготовка к написанию изложения. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. 

1

2.

Подготовка к написанию изложения.   Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

1

3.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

1

4.

Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка.

1

5.

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

1

6.

Сжатое изложение. 

1

7.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2). 

1

8.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2). Анализ вариантов ОГЭ

1

9.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3). 

1

10.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3).Анализ вариантов ОГЭ.

1

11.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4).

1

12.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4).Анализ вариантов ОГЭ.

1

13.

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Безударные гласные в корне.   (Задание 5). 

1

14.

  Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. Чередующиеся корни. (Задание 5). 

1

15.

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. (Задание 6).

1

16.

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. (Задание 6).Анализ вариантов ОГЭ.

1

17.

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7).

1

18.

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7). Анализ вариантов ОГЭ.

1

19.

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте. (Задание 8). 

1

20.

Лексическое значение слова. Фразеологизмы. Слово в контексте. (Задание 8).

1

21.

Выполнение заданий 2-8. Варианты ОГЭ .

1

22.

Выполнение заданий 2-8.  Варианты ОГЭ .

1

23.

Выполнение заданий 2-8. Варианты ОГЭ .

1

24.

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

1

25.

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. ВШТ.

1

26.

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Анализ ВШТ.

1

27.

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.1).

1

28.

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.2).

1

29.

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.3). ВШТ.

1

30.

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок. Анализ ВШТ.

1

31.

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок.

1

32.

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Написание изложения.

1

33.

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Выполнение заданий 2-8.

1

34.

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Написание сочинения.

1

Список рекомендуемой учебно-методической и справочной литературы


 

Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.

Ашукин

Н.С.,

Ашукина

М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.

Васильевых И.П,

Гостева

Ю.Н. Контрольные работы в новом формате. 9

класс./

М., «Интеллект-Центр, 2011.

Драбкина

С.В, Субботин Д.И. «ГИА выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты» / М., «Интеллект-Центр», 2012.

Егораева

Т.Г. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс/ М., «Экзамен», 2014.

Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.

Мамона Т.Н. рабочая тетрадь по русскому языку «Готовимся к изложению». 9 класс/ М., «Экзамен», 2010.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы /Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 2014.

Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.

ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией

И.П.Цыбулько

./

М., Национальное образование, 2018.

Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.

Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.