Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования ?Детско-юношеская спортивная школа? (МБОУ ДО ?ДЮСШ?) ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА На заседании Приказом директора педагогического совета МБОУ ДО ?ДЮСШ? МБОУ ДО ?ДЮСШ? №84-од от протокол № 10 от 30.05.2023г. 30.05.2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ? ШАХМАТЫ? (программа разработана в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта ?шахматы? приказ Минспорта России от 24.12.2021 года № 1042) Этап учебно-тренировочной группы первого года обучения Срок реализации 1 год Программа разработана: Четверовой Е. Л. – тренером-преподавателем МБОУ ДО ?ДЮСШ? г. Сосновый Бор 2023 г. Пояснительная записка. Рабочая программа спортивной подготовки по виду спорта ?шахматы? (далее – Программа) предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке по виду спорта ?шахматы? с учётом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определённых федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта ?шахматы?, утверждённым приказом Минспорта России от 24 декабря 2021 года № 1042, а также в соответствии с примерной дополнительной образовательной программой спортивной подготовки по виду спорта ?шахматы?, утверждённой приказам Минспорта России 20 декабря 2022 года № 1276. Рабочая программа спортивной подготовки ?Шахматы? разработана с целью удовлетворения образовательных потребностей детей на основе Закона об образовании РФ. Характер и содержание важнейших программных документов отечественного образования: ?Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года ставит перед педагогами новые вызовы. Меняются требования к образованию детей, в том числе и дополнительному. Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств, ориентирует на развитие инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения. Каждый ребёнок талантлив. Добьётся ли он успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов. С выполнением этих задач по выявлению способностей, их развитию и реализации могут помочь занятия шахматами, поскольку они являются одним из действенных средств развития ребёнка, как на ранней стадии, так и в процессе его дальнейшего роста. Постижение загадочного мира шахматной игры позволяет развивать и совершенствовать у ребёнка множество полезных качеств, необходимых ему в повседневной жизни и в образовательной школе. Повышение усидчивости, улучшение памяти, развитие логики, критичности, творческого мышления, умения общаться и работать в коллективе, совершенствование образного восприятия – вот неполный перечень тех качеств, которые позволяют шахматам быть инструментом воспитания и образования подрастающего поколения уже многие годы, и в нынешних реалиях обеспечивают важнейшие компетенции современного выпускника: умение работать с информацией; знание компьютерных технологий; умение самостоятельно вести исследование; обладание навыками самореализации; умение аргументировать свою точку зрения; умение сотрудничать с коллективом и педагогом. Программа рассчитана на обучающихся 9-11 лет, показавших высокие результаты в изучении шахматной теории и результативность участия в соревновательной деятельности и прошедшие обучение в группах начальной подготовки в течение двух или более лет. Цель программы - создать условия для активной и творческой деятельности ребенка в процессе общения с педагогом и сверстниками, для обучения детей продуктивной деятельности, выявление талантливых детей и создание им условий для развития посредством разработки индивидуального образовательного маршрута. Задачи программы: – развить умения обучающихся самостоятельно работать над шахматными партиями и позициями; - помочь им освоить технику расчёта и проведения шахматных комбинаций; - обеспечить участие в турнирах высокого ранга с целью выполнения первого юношеского и третьего взрослого разрядов. В итоге обучающиеся должны закрепить навыки и способности, проявленные на предыдущем этапе обучения. У обучающихся данной группы начат процесс создания устойчивого интереса к шахматам, появилось стремление к повышению спортивного мастерства для достижения более высоких результатов в соревнованиях. Данная Программа позволяет им осваивать знания на более высоком уровне, регулярно участвовать в городских и областных соревнованиях, повышая квалификацию и рейтинги. Программа рассчитана на систематические занятия в учебно-тренировочной группе на протяжении 52 недель в течение учебного года с нагрузкой 9 часов в неделю, в соответствии с требованиями для группы, по расписанию, утвержденному директором МБОУДО ?ДЮСШ? г. Сосновый Бор. Основная форма подачи теоретического материала – объяснение, демонстрация. Практические занятия включают в себя разбор позиций, партий, решение задач, тестов, контроль усвоения материала и практическую игру с часами и записью партии. Форма обучения - очная. Форма проведения занятия - аудиторная. Форма аудиторного занятия – групповая, индивидуальная (предусмотрена возможность разработки индивидуального маршрута), дистанционная (совершенствование техники расчёта и развитие комбинационного зрения обучающихся с помощью решения задач с использованием интернет ресурсов; движение по программе с помощью видео лекций ?ВКонтакте?). Планируемые результаты К концу учебного года обучающиеся должны знать: *границу перехода из дебюта в миттельшпиль; *принципы игры в открытых дебютах и гамбитах; *принципы игры в полуоткрытых и закрытых дебютах; *основные идеи изученных дебютов; *технику расчёта вариантов игры в трёх частях партии; *тактические приёмы, основанные на жертве фигуры или пешки. К концу учебного года обучающиеся должны уметь: *давать оценку позиции; *анализировать партии; *выигрывать темпы в трёх частях партии; *добиваться ослабления позиции соперника; *захватывать пространство; *ставить форпост; *создавать атакующие позиции с помощью взаимодействия фигур и пешек; *реализовывать материальный перевес; *искать возможность для проведения комбинаций; *технично играть эндшпиль; *планировать игру в трёх частях партии. К концу учебного года обучающиеся должны получить навыки: *игры в паре с классическим контролем времени и записью партии; *участия в сеансах одновременной игры; *коллективной работы над анализом и оценкой позиций и партий; *индивидуальной работы над построением ?дерева? расчётов при решении тестов; *решения комбинаций и игры в шахматных интернет ресурсах. Учебный план Учебный модуль Количество часов Формы проведения Промежуточной аттестации в первом полугодии Формы проведения промежуточной аттестации во втором полугодии Формы проведения итоговой аттестации 1. История 9 Опрос Опрос Опрос 2. Дебют 45 Тест Тест Тест 3. Миттельшпиль 45 Тест Тест Тест 4. Эндшпиль 45 Тест Тест Тест 5. Стратегия 45 Тест Тест Тест 6. Тактика 45 Тест Тест Тест Итого теория 234 7. Учебная игра. Тематические турниры 46 Тематический турнир Тематический турнир Подведение итогов 8. Анализ позиций, партий, решение задач, индивидуальные занятия 52 Тест Индивидуальный маршрут Дистанционное обучение Тест Индивидуальный маршрут Дистанционное обучение Тест Подведение итогов 9. Участие в соревнованиях 132 Согласно календарному плану Согласно календарному плану Подведение итогов 10. Контрольно-переводные тесты 4 Тест Тест Тест Итого практика 234 Всего 468 Календарный учебный график распределения часов на 2023-2024 учебный год для учебно-тренировочной группы первого года обучения № п/п Содержание занятий Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Всего часов I. ТЕОРИЯ: 16 18 18 18 20 17 20 18 19 15 29 26 234 1.1 История дебютов 1 2 2 1 2 1 9 1.2 Дебют 3 4 3 3 4 4 3 3 4 3 6 5 45 1.3 Миттельшпиль 3 3 4 3 4 3 4 3 4 3 6 5 45 1.4 Эндшпиль 3 3 3 4 4 3 3 4 3 3 6 6 45 1.5 Стратегия 3 3 3 4 4 3 4 3 4 3 6 5 45 1.6 Тактика 3 3 3 4 4 3 4 4 4 3 5 5 45 2. ПРАКТИКА: 23 21 21 21 19 19 19 21 23 21 13 13 234 2.1 Учебная игра. Тематические турниры. 4 6 4 4 4 4 4 4 4 4 2 2 46 2.2 Анализ позиций, партий, решение задач, индивидуальные занятия 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 1 1 52 2.3 Участие в соревнованиях. 12 10 12 12 10 10 10 12 12 12 10 10 132 2.4 Контрольно-переводные тесты. 2 2 4 ВСЕГО ЗАНЯТИЙ: 13 13 13 13 13 12 13 13 14 12 14 13 156 ВСЕГО ЧАСОВ: 39 39 39 39 39 36 39 39 42 36 42 39 468 Информационное обеспечение программы Шахматная литература по теории дебютов, истории шахмат, задачники, выход в интернет, компьютерные шахматные программы. Список литературы: Быстрякова Е. ?Шахматная школа – ловушки в дебюте?, Всеволожск, 2014 Быстрякова Е. ?Шахматная школа – основы эндшпиля?, Всеволожск, 2014 Быстрякова Е. ?Шахматная школа – стратегия?, Всеволожск, 2015 Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А., ? Полный курс Шахмат?, Москва, 2000 Дорофеева А. ?Хочу учиться шахматам!?, Москва, 2011 Иващенко С. Учебник шахматных комбинаций, Москва, 2015 Костров В.В., Рожков П.П. ?Шахматный решетник? книги А, В,С, Санкт-Петербург, 2005 Интернет ресурсы, программы: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/208/45208/21986 - Учимся играть в шахматы - развиваем интеллект: Учебное пособие. http://www.sdchess.ru - Шахматные программы http://battle-chess.ru/index/library/articles/articles_33.html- Все о шахматах Absolut Chess v1.3.9 - Программа для игры в шахматы, в том числе через локальнуюсеть и интернет. ChessPartner v5.1 -Небольшие, но достаточно продвинутые шахматы, позв 1.6. Материально-техническое обеспечение *помещение отделения шахмат МБОУ ДО ?ДЮСШ? ?Белая ладья? (Проспект Героев, д. 60а), оборудованное для занятий; *инвентарь: шахматы, шахматные доски, электронные часы; *демонстрационные доски с магнитными фигурами; *компьютер; *интерактивная доска. Информационное обеспечение программы Методические принципы обучения: познавательной деятельности: приучить думать самостоятельно; развивающей деятельности: развивать в обучающемся интеллектуальные способности, внимание, усидчивость, память; активной включенности каждого обучающегося в процесс обсуждения темы (позиции), возможность выразить и отстоять собственное мнение; принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала; принцип психологической комфортности - создание комфортной образовательной среды и межличностных отношений; формирование мотивации к занятиям шахматами; развитие личностных качеств; совершенствование внимания (интенсивности, устойчивости, переключения), воображения, памяти, что способствует быстрому восприятию информации и принятию решений. Содержание программы ИСТОРИЯ ДЕБЮТОВ. Начало истории дебютов – середина XVI века. Первые рукописи, посвящённые дебютам: Геттингенская рукопись (XV век); книга Лусены (конец XV века); ?Книга об изобретательности и искусстве игры в шахматы? Рюи Лопеса (1561 год); рукопись Полерио (конец XVI века); рукопись Джоакино Греко (XVII век). Краткая история развития дебютов в последующее столетие: книга Филиппа Стаммы, изобретателя шахматной нотации, которой пользуются и современные шахматисты. ?Анализ шахматной игры? - новое направление в развитии шахматной теории, родоначальником которого стал Франсуа Андре Даникан Филидор (XVIII век). Книга Доменико Лоренцо Понциани, посвящённая анализу дебютов и эндшпиля (1769 год). Первая половина XIX века – бурное развитие теории дебюта. Двухтомный труд английского мастера Уильяма Льюиса ?Лекции о шахматной игре?; книга русского мастера А.Д. Петрова ?Шахматная игра, приведённая в систематический порядок?; книга выдающегося французского мастера Луи Шарля Лабурдонне ?Новейшее начертание о шахматной игре?. История изучаемых дебютов и гамбитов. ДЕБЮТ. Начальная стадия шахматной партии, основной целью которой является мобилизация боевых сил. Общий принцип игры в дебюте: борьба в шахматной партии с первых ходов подчинена внутренним логическим закономерностям. Знание их позволяет шахматисту отсеивать плохие ходы и варианты и четко ограничивать круг возможностей, которые целесообразно обдумать. При выборе хода в шахматной партии одним из основных элементов рассуждений шахматиста является расчет вариантов. Умение далеко и точно производить его в условиях ограниченного времени – важнейшая составляющая класса игры. Первостепенную роль при этом играет организация, дисциплина расчета. На занятиях изучается примерный алгоритм расчета, которым фактически пользуются многие квалифицированные шахматисты в сложных позициях: формулировка цели расчета, то есть критерия, по которому игрок оценивает рассчитанные варианты; выбор соответствующих ходов-кандидатов и определение их приоритета; расчет вариантов в порядке их приоритета; оценка каждого продолжения, принятие решения. Чтобы уверенно чувствовать себя в практической игре, нужно особое умение управлять теми принципами и правилами, которые составляют основу любого дебюта. Дебютные идеи: понимание дебюта основывается на анализе собственных партий, изучении партий ведущих шахматистов и работе над теорией. Формирование взаимодействия боевых сил в начальной стадии партии. Взаимосвязь фигур с пешечными цепями в дебюте – пешечные цепи могут, как дополнять действия фигур, так и стеснять их, фигуры не должны стеснять движения пешек. Пешки с первых ходов партии – важнейшее средство в борьбе за обладание пространством. Дебютные ошибки. Различия между дебютом и гамбитом. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Гамбит Полерио-Муцио. Контргамбит Фалькбеера. Северный гамбит. Гамбит Урусова. Знакомство с полуоткрытыми дебютами. Понятие игры чёрными фигурами в закрытых дебютах. Связь дебюта с миттельшпилем. МИТТЕЛЬШПИЛЬ. Шахматная партия – единый процесс борьбы. Ни в одной из стадий партии теория не прогрессирует с такой интенсивностью, как в дебюте, который уже давно стал синтезом мобилизации и конкретной подготовки миттельшпиля. Развитие дебютной теории неуклонно идет по пути дальнейшего слияния этих стадий. Изучение дебюта включает в себя изучение миттельшпиля, логически вытекающего из дебютного построения. Большое внимание уделяется изучению типовых позиций миттельшпиля – анализ планов игры, общего направления борьбы, типичных комбинаций. Техника расчёта. ?Дерево? расчёта. Связь миттельшпиля с эндшпилем. ЭНДШПИЛЬ. Изучение проблем, общих для всех типов окончаний на основе анализа практических окончаний, сыгранных большими мастерами эндшпиля. Особое внимание уделяется разбору собственных ошибок, чтобы не повторять их в будущем. Изучение особенностей эндшпиля: свобода действия для фигур (большое пространство) и возможность централизации короля, превращение его в атакующую фигуру, так как при малой централизации короля так же, как при малом количестве фигур, практически, очень трудно создать матовые угрозы королю соперника в центре. Связь пешечной структуры с целесообразностью размена той или иной фигуры. Большое внимание уделяется размену последней фигуры, так как это приводит к пешечному окончанию, и нужно уметь в подходящий момент форсировать события таким образом. Слабость в позиции – уязвимая пешка, неудачно расположенная фигура, поле вторжения, которое нужно прикрывать, блокирующая неприятельскую проходную пешку фигура или пешка, и тому подобное. Удержание одной слабости при умелом ведении защиты. Правильная стратегия сильнейшей стороны – поиск или создание в лагере противника второй слабости. Реализация перевеса мастерами эндшпиля – сильнейшими шахматистами мира. СТРАТЕГИЯ. В шахматной партии главное – согласованное действие фигур. Сосредоточение нескольких фигур для выполнения единой задачи создает численный перевес в силах, необходимый для успеха. Сила каждой фигуры и пешки увеличивается при совместном выполнении поставленной задачи. На занятиях подробно рассматривается пять возможных типов взаимодействия фигур: фигуры одновременно нападают на какой-либо пункт; фигуры при атаке или защите нападают на разные поля и тем самым дополняют действие друг друга; фигуры защищают друг друга; тактическое взаимодействие; стратегическое взаимодействие. Влияние размена фигур на оценку позиции и ход борьбы. Любой из разменов фигур носит конкретный (тактический), стратегический (с учетом перспективы возможных окончаний) или психологический характер. Позиционная жертва. Позиционная жертва не поддается точному расчету и основана на правильной оценке позиции. Цель позиционной жертвы: обеспечить взаимодействие фигур; разрушить позицию вражеского короля; использовать силу той или иной фигуры; отвлечь фигуры соперника от места боя; получить лучшее сочетание фигур; стратегические цели – вскрыть линии, захватить центр, повысить активность своих фигур. Понятие пространства. Стратегия защиты. Понятие форпоста. ТАКТИКА. Тактика в трёх частях партии. Тактические приёмы, связанные с жертвой фигуры или пешки. Комбинация как совокупность элементарных тактических идей. Сложные комбинации на сочетание идей. Комбинации на достижение ничейного результата. Форпост. Вторжение на седьмую (вторую) горизонталь.Понятие комбинации. Признаки комбинации. Классификация комбинаций. Комбинационные мотивы и идеи. Тактика защиты. Контроль результативности Тесты, тематические турниры, соревнования: Тесты на решение комбинаций в теме ?Тактика? Тесты на решение позиций в теме ?Эндшпиль? Тесты в теме ?Дебют? Тематические турниры ?Северный гамбит?, ?Королевский гамбит?, ?Гамбит Эванса?. Участие во внутришкольных и областных соревнованиях согласно календарному плану. Основные направления воспитательной работы Патриотическое воспитание - сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, город, спортивную школу через рассказы о достижениях российских шахматистов, спортсменов города, участников сборной команды ДЮСШ. Интеллектуальное воспитание - оказание помощи обучающимся в развитии в себе способности эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни через участие в соревнованиях. Здоровьесберегающее воспитание - обучение правилам безопасного поведения обучающихся на улице и дорогах через инструктаж по технике безопасности дважды в течение учебного года. Коммуникативное воспитание - формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, посредством участия всей группы в обсуждении изучаемых тем и общей дружественной атмосферы на занятиях. Словарь шахматных терминов Блокада – способ торможения пешек и фигур соперника Вариант – серия логически связанных между собой ходов. Способность быстро и точно рассчитывать варианты – качество, необходимое для шахматиста. Взаимодействие фигур – целенаправленное, гармоничное расположение сил, подчинённое единому плану, общему замыслу. Висячие пешки – две пешки, расположенные рядом на одной горизонтали и не подкреплённые другими пешками. Выжидательный ход – ход, при котором позиция, в сущности, не меняется, но право хода получает другая сторона. Гамбит - общее название начал, в которых одна из сторон в интересах быстрейшего развития, захвата центра или просто для обострения игры жертвует материал (обычно пешку, но иногда две пешки или фигуру). Различают принятый гамбит – жертва принята, отказанный гамбит – жертва отклонена и контргамбит – ответная жертва противника. Инициатива – проявление активности, направленной на создание конкретных угроз противнику, стеснение его позиции или на ограничение подвижности его фигур. Комбинационное зрение – способность заранее предвидеть возможность комбинации. Очень важное качество для шахматиста, которое можно развить. Комбинация – форсированный вариант, чаще всего с жертвой, ведущий к достижению определённой выгоды. Компенсация – получение определённых выгод ценой ряда уступок. Может быть материальной или позиционной. Контригра – встречные действия в ответ на активные действия Противника Манёвр - несколько ходов фигурами или одной фигурой, подчинённых единому плану Централизация – расстановка фигур ближе к центру доски, при этом ударная сила и манёвренность фигур возрастают. Цугцванг – один из основных приёмов эндшпиля, при котором возникает положение, в котором у одной из сторон нет полезных ходов, а все другие ведут к ухудшению позиции. Список литературы: Губницкий С.Б., Хануков М,Г,, Шедей С,А, Полный курс шахмат, Москва, 2022 Злотник Б. ?Руководство по миттельшпилю?, Москва, 2022 Иващенко С. Учебник шахматных комбинаций, Москва, 2019 Калиниченко Н.М. ?Краткий курс дебютов для начинающих?, Москва, 2022 Калиниченко Н.М. ?Курс шахматных окончаний для начинающих?, Москва, 2021 Калиниченко Н.М. ? Тесты по шахматной тактике в дебюте?, Москва, 2020 Конотоп В.А., Конотоп С.В. ?Тесты по тактике?, Москва, 2006 Костров В.В. ?Шахматный решебник. Комбинации?, Санкт- Петербург, 2023 Костров В., Белявский Б. ?2000 шахматных комбинаций?, Москва, 2012 Мацукевич А. ?Короткие шахматы – 555 дебютных ошибок?, Москва, 2014 Интернет ресурсы, программы: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/208/45208/21986 - Учимся играть в шахматы - развиваем интеллект: Учебное пособие. http://www.sdchess.ru - Шахматные программы http://battle-chess.ru/index/library/articles/articles_33.html- Все о шахматах Absolut Chess v1.3.9 - Программа для игры в шахматы, в том числе через локальнуюсеть и интернет. ChessPartner v5.1 -Небольшие, но достаточно продвинутые шахматы. HYPER13PAGE HYPER15 2
Рабочая программа спортивной подготовки «Шахматы»