Приложение
к основной образовательной программе начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Фитнес-аэробика»
для обучающихся 1 класса
2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Фитнес-аэробика» (далее – курс по фитнес- аэробика) представляет собой методически оформленную конкретизацию требований ФГОС НОО на уровне начального общего образования и раскрывает их реализацию через конкретное предметное содержание с учётом современных тенденций в системе образования и использования спортивно-ориентированных форм, средств и методов обучения по различным видам спорта.
При создании программы учебного курса учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать ценности физической культуры для самоопределения, саморазвития и самоактуализации.
Фитнес-аэробика является эффективным средством развития массового спорта и пропаганды здорового образа жизни подрастающего поколения. В сочетании с другими видами физических упражнений фитнес-аэробика и ее элементы могут эффективно использоваться в различных формах физического воспитания обучающихся, в том числе рекреативной и кондиционной направленности. Занятия фитнесом соединяют элементы хореографии, гимнастики, танцевальных занятий, двигательную активность аэробного характера, оздоровительные виды гимнастики различной направленности.
Применение в общеобразовательной организации методик фитнес- аэробики гарантирует обучающимся правильное развитие функциональных систем организма, правильную осанку, легкую походку, является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия, формирует у обучающихся коммуникативные навыки, моральноволевые качества, закладывает основы культуры здорового образа жизни.
Целью изучения учебного курса «Фитнес-аэробика» является формирование у обучающихся устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья и самоопределения с использованием средств фитнес-аэробики.
Задачами изучения модуля «Фитнес-аэробика» являются:
всестороннее гармоничное детей, увеличение объёма их двигательной активности;
освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития фитнес-аэробики в частности;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами различных видов фитнес- аэробики;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества средствами фитнес-аэробики;
популяризация вида спорта «фитнес-аэробика» среди детей и вовлечение большого количества обучающихся в занятия фитнес-аэробикой;
способствование развитию у обучающихся творческих способностей; развитие положительной мотивации и устойчивого учебно-
познавательного интереса к предмету «Физическая культура», удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и спортом;
выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта.
Место и роль учебного курса «Фитнес-аэробика».
Учебный курс «Фитнес-аэробика» доступен для освоения всем обучающимся, независимо от уровня их физического развития и гендерных особенностей и расширяет спектр физкультурно-спортивных направлений в общеобразовательных организациях.
Общее число часов для изучения учебного курса «Фитнес-аэробика» на уровне начального общего образования в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПО «ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ»
Знания о фитнес-аэробике.
История развития фитнеса и фитнес-аэробики (как молодого вида спорта) в России.
Классификация видов фитнес-аэробики, современные тенденции её развития.
Требования безопасности при организации занятий фитнес-аэробикой в хореографическом зале. Воспитание морально-волевых качеств во время занятий фитнес-аэробикой.
Способы самостоятельной деятельности.
Выбор одежды и обуви для занятий фитнес-аэробикой.
Подбор упражнений фитнес-аэробики, определение последовательности их выполнения.
Правила личной гигиены, требования к спортивной одежде для занятий фитнес-аэробикой. Правила использования спортивного инвентаря для занятий фитнес-аэробикой.
Тестирование уровня физической подготовленности обучающихся в фитнес- аэробике.
Физическое совершенствование.
Комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.
Комплексы упражнений для развития физических качеств (гибкости, силы, выносливости, быстроты и скоростных способностей).
Изучение техники двигательных действий (элементов) фитнес- аэробики, акробатических упражнений, изученные на уровне начального общего образования.
Классическая аэробика:
базовые элементы низкой интенсивности, простейшие шаги и соединения шагов, базовые элементы без смены лидирующей ноги (унилатеральные); базовые элементы со сменой лидирующей ноги (билатеральные); сочетание маршевых и синкопированных элементов; сочетание маршевых и лифтовых элементов; основные движения руками;
выполнение упражнений без музыкального сопровождения и с ним; выполнение комбинации классической аэробики.
Степ-аэробика:
базовые элементы без смены лидирующей ноги (унилатеральные); сочетание маршевых и синкопированных элементов; сочетание маршевых и лифтовых элементов; движения руками;
выполнение упражнений и комплексов степ-аэробики с музыкальным сопровождением и без него;
Хореографическая и музыкальная подготовка.
Хореографическая подготовка (базовые упражнения классического экзерсиса), воспитание эмоциональности и красоты движений, воспитание музыкального слуха, чувства ритма, понимания взаимосвязи музыки и
движений. Основы музыкальной грамоты. Музыкальный размер. Понятие
«Музыкальный квадрат».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание курса «Фитнес-аэробика» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
При изучении модуля «Фитнес-аэробика» на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты:
воспитание патриотизма, уважения к Отечеству через знание истории и современного состояния развития фитнес-аэробики, включая региональный, всероссийский и международный уровни;
проявление уважительного отношения к сверстникам, культуры общения и взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности (учебной, тренировочной, досуговой, игровой и соревновательной) на принципах доброжелательности и взаимопомощи;
проявление готовности к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию, мотивации к осознанному выбору индивидуальной траектории образования средствами фитнес-аэробики;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной деятельностью;
проявление осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, моральной компетентности в решении проблем в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности по фитнес- аэробике;
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства достижении поставленных целей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
готовность соблюдать правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности и чрезвычайных ситуациях;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях, способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности средствами фитнес-аэробики.
При изучении курса «Фитнес-аэробики» на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы следующие
метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения средствами фитнес-аэробики, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в физкультурно-спортивном направлении;
умения контролировать и оценивать учебные действия, собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
организация самостоятельной деятельности с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий по фитнес-аэробике;
способность выделять и обосновывать эстетические признаки в физических упражнениях, двигательных действиях, оценивать красоту телосложения и осанки.
При изучении модуля «Фитнес-аэробика» на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты:
знания истории развития фитнес-аэробики в мире и России; представления о роли и значении занятий фитнес-аэробикой как средства укрепления здоровья, закаливания и развития физических качеств человека;
навыки безопасного поведения во время занятий фитнес-аэробикой, посещений соревнований по фитнес-аэробике, правил личной гигиены, требований к спортивной одежде и обуви, спортивному инвентарю для занятий фитнес- аэробикой;
навыки систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями физического развития и основных физических качеств;
способность анализировать технику выполнения упражнений фитнес- аэробики и находить способы устранения ошибок;
выполнение базовых элементов классической и степ-аэробики низкой и высокой интенсивности со сменой (и без смены) лидирующей ноги;
знание последовательности выполнения упражнений фитнес-аэробики; умение сочетать маршевые и лифтовые элементы, основные движения
при составлении комплекса фитнес-аэробики;
умение выполнять комплексы на 8-16-32 счета из различных видов фитнес- аэробики с предметами и без, с музыкальным сопровождением и без него;
знание основ музыкальных знаний грамоты (понятия: музыкальный квадрат, музыкальная фраза), формирование чувства ритма, понимание взаимосвязи музыки и движений;
владение терминологией из основных видов фитнес-аэробики и конкретные разучиваемые простые упражнения этих видов, их функциональный смысл и направленность действий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Всего
Контрольные работы
Практические работы
Раздел 1. Знания о фитнес-аэробике
1.1
Знания о фитнес-аэробике
2
Итого по разделу
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
2.1
Способы самостоятельной деятельности
2
Итого по разделу
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность
1.1
Физкультурно-оздоровительная деятельность
2
Итого по разделу
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность
2.1
Комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений
4
2.2
Классическая аэробика
6
2.3
Степ-аэробика
6
2.4
Подвижные игры с элементами бега, прыжков
4
2.5
Хореографическая и музыкальная подготовка
4
2.6
Тестовые упражнения
2
2.7
Показательные выступления по фитнес- аэробике
2
Итого по разделу
28
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Электронные цифровые образовательные ресурсы
Всего
Контрольные работы
Практические работы
1
ТБ и правила поведения на занятия фитнес-
аэробикой. Выбор одежды и обуви для занятий фитнес-аэробикой
1
2
Упражнения на развитие правильной осанки
1
3
Упражнения на развитие правильной осанки
1
4
Тестирование – бег 30 метров, челночный бег 3х10 метров, наклон вперед
1
5
Упражнения на развитие гибкости (стретчинг)
1
6
Упражнения на развитие гибкости (стретчинг)
1
7
Ритмическая гимнастика
1
8
Ритмическая гимнастика
1
9
Классификация видов фитнес-аэробики. История развития фитнеса и фитнес-аэробики
1
10
Силовые упражнения для мышц, рук, ног, пресса
1
11
Силовые упражнения для мышц, рук, ног, пресса
1
12
Скипинг. Упражнения со скакалкой
1
13
Скипинг. Упражнения со скакалкой
1
14
Базовые шаги аэробики
1
15
Базовые шаги аэробики
1
16
Показательные выступления по фитнес- аэробике
1
17
Правила личной гигиены, требования к
спортивной одежде для занятий фитнес- аэробикой
1
18
Классическая аэробика
1
19
Классическая аэробика
1
20
Классическая аэробика
1
21
Классическая аэробика
1
22
Классическая аэробика
1
23
Степ-аэробика
1
24
Степ-аэробика
1
25
Степ-аэробика
1
26
Развитие физических качеств при занятия фитнес-аэробикой
1
27
Подбор упражнений фитнес-аэробики, определение последовательности их выполнения
1
28
Танцевальная аэробика
1
29
Танцевальная аэробика
1
30
Танцевальная аэробика
1
31
Тестирование – бег 30 метров, челночный бег 3х10 метров, наклон вперед
1
32
Показательные выступления по фитнес- аэробике
1
33
Показательные выступления на промежуточной аттестации по фитнес-
аэробике за курс 1 класса
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
1
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система с использованием индивидуальных, групповых, парных, фронтальных форм организации учебного процесса.
Для текущего контроля с учетом особенностей класса планируются текущие выполнение упражнений и тестов, устный
опрос.
Контроль образовательных результатов предусматривает проведение тестирование уровня физической
подготовленности и показательных выступлений.
В таблице представлены оценочные средства (оценочные материалы), применяемые в рамках текущего и промежуточного контроля:
Учебный предмет
Класс
Перечень используемых оценочных средств (оценочных материалов)
Электронные материалы, дополнительные материалы
Физическая культура
1
www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/
Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств.
1 класс
Контрольные упражнения
Учебные нормативы по физкультуре в 1 классах
Мальчики
Девочки
«5»
«4»
«3»
«5»
«4»
«3»
Бег 30 м с высокого старта
6,1
6,2-7,3
7,5
6,8
6,4-7,5
7,6
Челночный бег 3х10 м (сек)
9,9
10,0-11,1
11,2
10,2
10,3-11,6
11,7
Бег 1000 м
5,45
5,46-8,45
8,46
6,00
6,01-9,09
9,10
Подтягивания (кол-во раз)
4
3-2
1
12
11-5
4
Прыжок в длину с места (см)
140
120
100
120
100
80
Пресс за 30 сек
9
7
5
11
9
7
Наклон вперёд из положения сидя на полу (см)
7
6-4
3
12
11-6
5
Шестиминутный бег
700
750-900
1100
500
600-800
900